Файл: Свобода совести и вероисповедания в России.».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.05.2023

Просмотров: 677

Скачиваний: 9

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Правоотношения в области реализации религиозных прав и свобод регулируются нормативными правовыми актами, принадлежащими к различным отраслям права. Особая роль здесь принадлежит Конституции Российской Федерации. К числу важнейших конституционных гарантий относятся следующие:

  • в Российской Федерации признается идеологическое многообразие (ст. 13);
  • Российская Федерация – светское государство (ст. 14);
  • никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной (ст. 14);
  • религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом (ст. 14);
  • не допускается пропаганда или агитация, возбуждающая религиозную ненависть и вражду, запрещается пропаганда религиозного превосходства (ч. 2 ст. 29);
  • каждый имеет право на объединение, никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем (ст. 30);
  • гражданин Российской Федерации в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, а также в иных установленных федеральным законом случаях имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой (ч. 3 ст. 59).

Согласно Федеральному закону Российской Федерации от 26.09.1997 (ред. от 13.07.2015) «О свободе совести и о религиозных объединениях», в России закреплено право на свободу совести и свободу вероисповедания. Федеральное Собрание Российской Федерации, подтверждая право каждого на свободу совести и свободу вероисповедания, а также на равенство перед законом независимо от отношения к религии и убеждений, основываясь на том, что Российская Федерация является светским государством, признавая особую роль православия в истории России, в становлении и развитии ее духовности и культуры, уважая христианство, ислам, буддизм, иудаизм и другие религии, составляющие неотъемлемую часть исторического наследия народов России, считая важным содействовать достижению взаимного понимания, терпимости и уважения в вопросах свободы совести и свободы вероисповедания, принимает настоящий Федеральный закон.

На федеральном уровне, помимо Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях», отдельного упоминания заслуживают Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 114 - ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности»[3] и изменения, внесенные в другие законодательные акты в связи с его принятием). По мнению Института свободы совести, в его основе лежит юридически неопределенный термин «экстремизм», что предопределяет злоупотребления и нарушения прав человека в сфере его право-применения. Более того, некоторые эксперты не считают понятие «экстремизм» научным, а относят его к идеологическим маркерам, удобным для подавления всех неугодных.


Следует также упомянуть Федеральный закон «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности»[4] (вступивший в силу 14 декабря 2010 г.) и ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона „О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности“» (в части регулирования порядка передачи религиозным организациям имущества религиозного назначения)». Кроме того, в некоторых субъектах РФ действуют законы, регламентирующие вопросы свободы совести и правовое положение религиозных объединений.

  1. Федеральный закон от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях».

Федеральный закон состоит из 4 глав и 27 статей. Разберем основные положения, которые присутствуют в данном Федеральном законе.
Ничего в законодательстве о свободе совести не должно ущемлять права человека и гражданина на свободу совести, которая гарантирована Конституцией РФ. В России гарантируется право исповедовать коллективно или индивидуально любую религию или не исповедовать никакой. Гарантированы права совершать богослужения, религиозные обряды и церемонии. Можно получить религиозное образование и религиозное воспитание, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные убеждения и действовать в соответствии с ними, создавая религиозные объединения в том числе. Ограничено может быть право на свободу вероисповедания только в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов человека и гражданина. Гражданину РФ, в случае противоречия его убеждениям или вероисповеданию, предоставлено право заменить несение военной службы альтернативной гражданской службой.

Государство предоставляет религиозным организациям налоговые льготы, финансовую, материальную помощь в реставрации и содержании зданий и объектов, которые являются памятниками культуры и истории.

Религиозные организации имеют право в соответствии с законодательством создавать образовательные организации и с согласием родителей или лиц, которые их заменяют, обучать в них детей вне рамок государственной программы.

Граждане РФ могут добровольно объединяться в целях совместного исповедания и распространения веры в религиозные группы. Руководитель такой группы письменно уведомляет о начале деятельности религиозной группы в соответствующие органы по месту осуществления деятельности.

Религиозные группы также имеют право совершать богослужения, религиозные обряды и церемонии, обучать религии и религиозно воспитывать своих последователей. Это же право дано и религиозным организациям.

Деятельность религиозного объединения, которая направлена на распространение информации о своем вероучении среди лиц, которые не являются участниками данного религиозного объединения, признается миссионерской. Такая деятельность осуществляется без препятствий в культовых помещениях, зданиях, на земельных участках, где расположены такие здания. Граждане, которые осуществляют миссионерскую деятельность обязаны иметь при себе решение собрания религиозной группы о предоставлении им соответствующих полномочий. Иностранные граждане или лица без гражданства также вправе осуществлять миссионерскую деятельность. Иностранные граждане, которые въехали на территорию Российской Федерации по приглашению религиозной организации имеют право осуществлять миссионерскую деятельность только от имени указанной религиозной организации.

Не допускается проведение миссионерской деятельности, цели которой противоречат закону РФ.

Надзор за исполнением законодательства о свободе совести осуществляют органы прокуратуры Российской Федерации. Федеральный орган государственной регистрации осуществляет контроль над соблюдением религиозными организациями законодательства о свободе совести. Федеральный орган также вправе запрашивать и получать у религиозной организации документы о деятельности организации, направлять своих представителей для присутствия на проводимых религиозной организацией мероприятиях по приглашению органов управления религиозной организации. Федеральный орган имеет право проводить проверки соответствия деятельности религиозной организации законодательству Российской Федерации о свободе совести и религиозных объединениях, проводить проверки финансово-хозяйственной деятельности религиозной организации, в том числе в части поступления и расходования пожертвований благотворительности.

Религиозные государства, которые получили денежные средства и иное имущество от международных организаций и лиц без гражданства РФ, ведут раздельный учет доходов, которые были получены в рамках поступлений указанных источников.

Нарушение законодательства Российской Федерации о свободе совести, вероисповедания и о религиозных объединениях может повлечь за собой уголовную, административную и иную форму ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В судебном порядке религиозные организации или религиозные группы могут быть ликвидированы, их деятельность может быть запрещена по следующим основаниям:


    • нарушение общественной безопасности и общественного порядка, подрыв безопасности государства;
    • действия, направленные на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности РФ;
    • создание вооруженных формирований;
    • пропаганда войны, разжигание социальной, расовой, национальной или религиозной розни, человеконенавистничества;
    • принуждение к разрушению семьи;
    • посягательство на личность, права и свободы граждан;
    • нанесение установленного в соответствии с законом ущерба нравственности, здоровью граждан, в том числе использованием в связи с их религиозной деятельностью наркотических и психотропных средств, гипноза, совершением развратных и иных противоправных действий;
    • склонение к самоубийству или к отказу по религиозным мотивам от оказания медицинской помощи лицам, находящимся в опасном для жизни и здоровья состоянии;
    • воспрепятствование получению обязательного образования;
    • принуждение членов и последователей религиозного объединения и иных лиц к отчуждению принадлежащего им имущества в пользу религиозного объединения:
    • воспрепятствование угрозой причинения вреда жизни, здоровью, имуществу, если есть опасность реального ее исполнения, или применения насильственного воздействия, другими противоправными действиями выходу гражданина из религиозного объединения;
    • побуждение граждан к отказу от исполнения установленных законом гражданских обязанностей и совершению иных противоправных действий.

Представление в суд о ликвидации религиозной организации либо о запрете деятельности религиозной организации или религиозной группы вносят органы прокуратуры РФ, орган, осуществляющий регистрацию религиозной организации, а также органы местного самоуправления.

Раскрыв основные пункты закона о Свободе Совести и Свободе Вероисповеданий, можно подтвердить то, что все основные положения статуса светского государства Российской Федерации закреплены в Конституции и соответствующем Федеральном Законе. На мой взгляд, государство точно гарантирует законное право выбирать желаемую религию, исповедовать ее, участвовать в соответствующих религии организациях и проводить миссионерскую деятельность.


Глава 2. Судебная практика в отношении свободы совести и вероисповедания в России.

  1. Обзор судебной практики Верховного суда Российской Федерации в отношении свободы совести и вероисповедания.

Верховный Суд Российской Федерации в соответствии со ст. 126 Конституции Российской Федерации является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции, а также осуществляет в предусмотренных законодательством случаях судебный надзор за деятельностью других судов, дает разъяснение по вопросам применения судебной практики, возглавляет всю систему судов общей юрисдикции и военных судов.

Министерство юстиции Российской Федерации обратилось в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о ликвидации Организации, ссылаясь на то, что деятельность Организации и входящих в ее структуру на день предъявления административного иска 395 местных религиозных организаций Свидетелей Иеговы осуществляется с нарушениями уставных целей и задач, а также действующего законодательства Российской Федерации, в том числе Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности".

В обоснование заявленного требования о ликвидации Организации административный истец указывает, что различные информационные материалы, распространяемые ею и ее местными религиозными организациями Свидетелей Иеговы на территории Российской Федерации, судами признаны экстремистскими ввиду установления фактов наличия в них информации, возбуждающей религиозную рознь, пропагандирующей исключительность, превосходство и неполноценность граждан по признаку их отношения к религии. В частности, на основании вступивших в законную силу решений судов 95 печатных материалов внесены в федеральный список экстремистских материалов (ФСЭМ), изданных Свидетелями Иеговы. Также в указанный список вошли сайты в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет": http://www.jw.org (N 2904), http://www.wol.ps8318.com (N 3718), а также материалы, размещенные на ресурсе по электронному адресу: http://coollib.net/b/275560/read под названием "Время для истинной покорности", и материалы, размещенные на ресурсе http://www.iw.org/ru/публикации/книги/?contentLanguageFilter=ru&pubFilter=gt&sort By=1 под названием "Самый великий человек, который когда-либо жил". Несколько брошюр и так далее.

Кроме того, по мнению административного истца, в деятельности Организации также имеются признаки осуществления экстремистской деятельности. Так, Организация как централизованная религиозная организация является координирующим и направляющим деятельность входящих в нее местных религиозных организаций Свидетелей Иеговы центром, ввозит на территорию Российской Федерации литературу, как уже признанную экстремистской, так и впоследствии признаваемую экстремистской, предоставляет в силу положений собственного устава литературу религиозного содержания местным религиозным организациям Свидетелей Иеговы, участвует в финансировании деятельности местных религиозных организаций, которые в том числе в последующем признаются экстремистскими. При этом Организацией не предпринималось каких-либо действенных мер к устранению причин и условий экстремистской деятельности, что послужило основанием для системных нарушений законодательства о противодействии экстремистской деятельности со стороны большого количества элементов структуры Организации.


По мнению административного ответчика, требования Министерства юстиции Российской Федерации нарушают положения статей 28, 29, 30 Конституции Российской Федерации и международных договоров, ратифицированных Российской Федерацией, в частности конституционное право человека на свободу вероисповедания и свободу объединения, гарантированные также статьями 9, 11 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, статьями 18, 19 Международного пакта о гражданских и политических правах.

Административный ответчик считает, что ликвидация Организации и местных религиозных организаций Свидетелей Иеговы повлечет нарушение их прав, не является оправданной мерой, не преследует легитимную цель и не является необходимой.

Признавая право каждого на объединение и гарантируя свободу деятельности общественных объединений (статья 30), Конституция Российской Федерации запрещает создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни (часть 5 статьи 13), любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности (часть 2 статьи 19), пропаганду или агитацию, возбуждающую социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду, а также пропаганду социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства (часть 2 статьи 29). Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц (часть 3 статьи 17).

Организация является централизованной религиозной организацией, в структуру которой в настоящее время наряду с созданным указанным объединением Руководящим комитетом - высшим органом управления Организации (пункт 3.6 устава) входят 395 местных религиозных организаций:

  • Местная религиозная организация Свидетелей Иеговы в Москве (ОГРН 1157700007189).
  • Местная религиозная организация Свидетелей Иеговы Санкт-Петербурга (ОГРН 1037858025204);[5]*

Общие основания для ликвидации религиозной организации предусмотрены в статье 14 Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях". В частности, одним из правовых оснований являются действия, направленные на осуществление экстремистской деятельности (абзац 3 пункт 2). Кроме того, религиозная организация может быть ликвидирована, а деятельность религиозного объединения, не являющегося религиозной организацией, может быть запрещена в порядке и по основаниям, предусмотренным Федеральным законом "О противодействии экстремистской деятельности" (пункт 7).