Файл: Социальные проблемы муниципального уровня и пути их решения в современных российских условиях (Вопросы социального обеспечения на региональном уровне в г. Красноярске: программы и проблемы).pdf
Добавлен: 17.05.2023
Просмотров: 178
Скачиваний: 2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Результаты экономических реформ, осуществляемых в ходе становления в России рыночных отношений, показали, что основной целью экономического роста должно быть повышение уровня жизни населения. Уровень и качество жизни непосредственно связаны с состоянием социальной сферы и эффективностью ее функционирования в масштабах страны и отдельных регионов.
Несмотря на провозглашенную приоритетность целей социального развития, проблемы социальной сферы в России заметно обострились. В тяжелом положении находятся здравоохранение, образование, наука и культура. Во многих регионах России остается низким уровень жизни населения, сокращается реальная заработная плата, разрушается социально-культурная инфраструктура. Необычайно высоким в последние годы стало расслоение общества на богатых и бедных. В 2012 году 23% населения страны имело денежные доходы ниже величины прожиточного минимума. Заметно ухудшилась демографическая ситуация, повысилась заболеваемость населения наркоманией и алкоголизмом. Растущая дифференциация наблюдается в уровне жизни населения отдельных субъектов Российской Федерации.
Для современного российского общества стало характерным состояние крайнего социального напряжения, нарастание агрессивности в поведении отдельных людей и всего общества в целом, снижение социальной защищенности и гражданской безопасности. Сложившаяся ситуация является следствием ошибок в управлении социально-экономическим развитием страны на протяжении последних двух десятилетий. Для сохранения социальной стабильности необходима разработка и реализация эффективной социальной политики, обеспечивающей условия для достойного уровня, высокого качества жизни всех территориальных общностей людей и каждого человека.
В условиях изменения общественно-экономических отношений особую актуальность приобретают вопросы управления и развития социального комплекса на уровне местного самоуправления. От их решения зависит не только успех социальных реформ на региональном уровне, но и нормализация социально-политической ситуации в России. При этом важную роль играет сбалансированное использование ограниченных природных, финансовых и человеческих ресурсов, которыми располагают территории. Эффективное решение социальных проблем на уровне местного самоуправления будет способствовать повышению благосостояния населения и всестороннему развитию личности.
Несмотря на значительную разработанность тематики социального развития регионов и местного самоуправления, ряд вопросов, касающихся теоретических основ функционирования социального комплекса, муниципального аспекта социальной политики и методик проведения диагностики социального развития остается недостаточно исследованным. В условиях становления инновационной экономики необходимо переосмысление подходов к изучению пространственных проявлений социального развития с учетом современных тенденций.
Основой эффективного управления должен стать системный подход к оценке социального развития на уровне местного самоуправления, что позволит не только объективно оценить уровень и качество жизни населения, но и наметить пути дальнейшего развития.
Целью работы является оценка состояния и разработка направлений развития социальной сферы на региональном уровне в г. Красноярск.
В соответствии с поставленной целью в работе необходимо решить следующие задачи:
-обосновать теоретические основы функционирования социального комплекса по российскому и зарубежному законодательству;
-проанализировать современное состояние и выявить основные проблемы социального комплекса исследуемого объекта;
-разработать методику комплексной оценки социального развития местного самоуправления;
-обосновать целесообразность оптимизации социальных проблем.
Объектом исследования выступает социальный комплекс г. Красноярска.
При написании работы использовался метод системного анализа, статистический.
Глава 1. Ретроспективный анализ социального развития. История социального развития по российскому законодательству
Потребность в социальном обеспечении появилась одновременно с возникновением человеческого общества.
1.Первобытнообщинный период. Содержание престарелых и нетрудоспособных при первобытнообщинном строе осуществлялось в силу обычая.
2.Рабовладельческий период. Иван IV Грозный в своем Указе «О милостыне» в качестве неотложных мер ставил задачу: «выявить во всех городах «престарелых и прокажённых», построить для них богадельни, обеспечит их одеждой» [27, с. 156].
4.Капиталистический строй. Российское законодательство XIX века делило нищих на четыре категории:
a)те, которые не могут своим трудом добывать пропитание;
b)те, кто по сиротству и временным болезням впал в нужду, однако может работать;)те, которые могут трудиться, но нищенствуют по лености и дурному поведению;)те, кто по случайным обстоятельствам впал в крайнюю нужду.
В 1827 году закрепляется право на социальное обеспечение инвалидов из числа лиц, работавших по найму;
b)право на социальное обеспечение военнослужащих старой и Красной армии. В ст.120 Конституции СССР 1936 года было закреплено право граждан на материальное обеспечение в старости, а также - в случае болезни и потери трудоспособности [53, с. 22].
После разгрома фашизма предоставляются дополнительные льготы инвалидам-слепым при пользовании транспортом;
b)повышаются нормы расходов на питание детей в детских дошкольных учреждениях и домах ребёнка;
c)улучшается здравоохранение. Продолжает совершенствоваться и система пенсионного обеспечения ( повышаются минимальные размеры пенсий для рабочих, служащих и членов колхозов);
b)для членов колхозов вводится аналогичный с рабочими и служащими порядок исчисления пенсий [43, с. 301-302].
Таким образом, к концу 80-х годов в стране созданы и развиваются государственные системы здравоохранения и социального обеспечения, которые реально гарантируют равенство прав женщин и мужчин (ст. 35);
b)право граждан на охрану здоровья (ст. 42);)право на материальное обеспечение (ст. 43);)осуществление заботы государства о семье (ст. 53) [61, с. 136-137].
Принятие Конституции СССР в 1977 году послужило новым импульсом для дальнейшего совершенствования законодательства о социальном обеспечении. Пенсионное законодательство, в целом сохраняя стабильность, продолжало совершенствоваться. Система социальных пособий в целом существенных изменений не претерпевала. В этот период принимаются акты:
a)о дальнейшем улучшении санаторно-курортного лечения и отдыха трудящихся и развитию сети здравниц профсоюзов;
Таким образом, на момент распада СССР сформировались практически все основные виды социального обеспечения граждан, которые продолжают развиваться в новой России с учетом изменившейся социально-экономической ситуации, новых социальных приоритетов, перспектив социального развития на ближайшие годы, не отступая от позитивных начал, заложенных прежним законодательством о социальном обеспечении.
.Развитие российского законодательства, формирование которого происходит в условиях уже совершенно иной экономической ориентации общества имеет свои существенные особенности.
a)В условиях формирования российской государственности существенно меняются подходы к социальному обеспечению граждан. Важным этапом в развитии российской системы пенсионного обеспечения явился Закон РФ « О государственных пенсиях в Российской Федерации» от 20 ноября 1990 г. Впервые законодательно было закреплено право граждан на социальные пенсии. Коренным образом были изменены условия назначения пенсий и порядок определения их размеров. Так, размеры пенсий увязывались со стоимостью жизни и оплатой труда. В соответствии с принятыми изменениями с 1 февраля 1998 г. пенсии могли просчитываться на основе индивидуального коэффициента пенсионера. Особые условия назначения пенсий для военнослужащих, работников органов внутренних дел, КГБ, ФСК, ФСБ были установлены Законом РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, и их семей» от 12 февраля 1993 г. [38, с. 12].
b)Существенные изменения произошли и в системе пособий. Так, в соответствии с Законом РФ « О занятости населения» от 19 апреля 1991 г. лица, считающиеся безработными, приобрели право на получение соответствующего пособия. Единая система государственных пособий гражданам, имеющим детей, в связи с их рождением и воспитанием была установлена Федеральным законом от 19 мая 1995 г. «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей». Принятый 12 января 1996 г. Федеральный закон «О погребении и похоронном деле» закрепил право лиц, осуществляющих похороны, на получение соответствующего пособия либо (по их выбору) на бесплатные услуги по погребению в размере, не превышающем пособие.)Особым шагом в развитии российской системы социального обеспечения явилось страхование целого ряда компенсационных выплат:
-за время вынужденного отпуска без сохранения заработной платы;
-матерям или другим родственникам, фактически осуществляющим уход за ребенком;
-лицам, осуществляющим уход за инвалидом I группы;
-лицам, достигшим 80-летнего возраста;
-престарелым гражданам, нуждающимся в уходе по заключению врача;
-студентам и аспирантам, находящимся в академических отпусках по медицинским показаниям;
-неработающим женам военнослужащих, проживающим вместе с мужьями в местностях, где они не могут трудоустроиться;
-на детей, находящихся под опекой и попечительством в приемной семье;
-беженцам и вынужденным переселенцам;
-на питание детей, обучающихся в общеобразовательных учреждениях.
d)С 1993 г. начинает создаваться реальная база для закрепления права граждан РФ на охрану здоровья. Так, 22 июля 1993 г. были приняты Основы законодательства РФ «Об охране здоровья граждан». Правовой статус инвалидов определяется Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24 ноября 1995 г. [54, с. 89-91].
В Конституции Российской Федерации, принятой 12 декабря 1993 г., в той или иной форме воспроизведены положения Декларации, касающиеся прав граждан в сфере социального обеспечения. Это свидетельствует о дальнейшем развитии гуманистических принципов в отечественном праве [44, с. 109].
На сегодняшний день с развитием экономической направленности Российской Федерации существенно меняется и социальное развитие общество. Процесс формирования современной российской государственной системы социального обеспечения происходит на основе учета основных положений международных норм, внесены изменения и дополнения в действующие нормативные документы, приняты новые.
Однако, несмотря на такое бурное развитие, законодательство о социальном обеспечении до сих пор, к сожалению, не соответствует должным образом реалиям сегодняшнего дня (инфляция, рост числа безработных, обнищание большей части населения, демографическая ситуация и т. д.), поэтому назрела необходимость в его реформировании.
Подводя итог, можно сказать, что «социальное обеспечение» как комплекс общественных отношений - понятие собирательное, оно включает все возможные правомочия гражданина в этой сфере. Оно регулирует отношения, возникающие в результате предоставления гражданам отдельных видов обеспечения (пенсионного обеспечения, обеспечения пособиями, различных форм социального обслуживания престарелых и нетрудоспособных, предоставление им социальных услуг). Поэтому «право на социальное обеспечение» не может быть единым как статутное право человека и гражданина. Говорить о таком праве можно лишь условно, в теоретическом плане, но не в практическом аспекте.
Глава 2. Вопросы социального обеспечения на региональном уровне в г. Красноярск: программы и проблемы
Социальное обеспечение является важнейшей составной частью социальной защиты населения, основным значением и целью которого является обеспечение права на достойное существование через обеспечение минимального уровня жизни.
Основу социальной сферы составляют социальные отношения, представляющие собой широкий круг отношений между людьми и их объединениями [36, с. 40]. Сужение области социальной сферы только до совокупности учреждений без учета социальных отношений, складывающихся в результате взаимодействия людей друг с другом, с социальными институтами не позволит объективно оценить все социальные процессы, которые происходят в обществе.