Файл: Применение принципа биологической обратной связи (БОС) в клинической практике.pdf
Добавлен: 23.05.2023
Просмотров: 97
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1.1 История, современное состояние и принцип использования принципа БОС
1.2 Специфика исследований построенных на принципе биологической обратной связи (БОС)
ГЛАВА 2. Экспериментальное исследование, построенное на принципе Б.О.С.
2.1 Описание экспериментальной модели исследования по принципу БОС
2.2 Основные сферы, показания, противопоказания применения БОС-технологии.
Анализ этой тщательно выполненной работы показал: 1) прямые физиологические изменения исследовавшихся систем не коррелируют с терапевтическим результатом, к тому же достаточно скромным; 2) не имеет значения метод биологически обратной связи (черепные артерии, электромиограмма, температура). Поэтому механизмы терапевтического эффекта следует искать не только в изменениях, касающихся физиологических систем.
Вероятные объяснения таковы: 1) эффект плацебо благодаря участию пациентов в эксперименте (составление ими специальных диаграмм) и вниманию к ним со стороны исследователей; 2) регрессия «к середине», так как пациенты ищут помощи в тот момент, когда им особенно плохо; 3) эффект общей релаксации; 4) познавательный эффект от переживания Б. о. с. — возникающее у пациента представление о собственном контроле над физиологической системой.
Последний пункт особенно интересен. Пациенты утверждают, что биологическая обратная связь учит их навыкам самоконтроля, которого, по их мнению, у них никогда раньше не было. Поэтому не степень физиологического изменения выступает в качестве критической величины, а степень веры пациента в свои возможности осуществлять контроль. Если это так, то этот эффект можно учитывать при попытках оптимизации терапевтического результата.
О необходимости учета при использовании методики биологической обратной связи психологических факторов (повышение самооценки пациента, самовнушение, плацебо-эффект и др.) свидетельствуют также данные отечественных авторов. Н. Л. Артемчук, Л. Н. Лежепекова (1977) показали, что у наблюдаемых ими больных клиническое улучшение отмечалось и при отсутствии существенных изменений в изучавшихся физиологических системах.
В литературе последних лет подчеркивается, что биологическая обратная связь (и соответственно тренинг релаксации) следует рассматривать лишь как один из подходов к лечению человека в целом и применять в сочетании с другими медицинскими и психотерапевтическими методами. «Излечение» от гипертонии, скорее всего, потребует чего-то большего, чем сознательная попытка пациента снизить у себя кровяное давление. Понизить артериальное давление (или прекратить боль) — не значит изменить жизненные обстоятельства, которые сформировали стереотипизированную реакцию. Ставится также под сомнение, сможет ли или даже захочет ли пациент управлять своими телесными функциями в лихорадочном, быстро меняющемся окружении вне лаборатории и клиники.
Выводы по главе 1
- Принцип Б.О.С. возник на базе психофизиологических исследований. Широкое распространение получил в клинической психологии при работе с душевнобольными пациентами и пациентами с ярко выраженными показателями депрессии и психостении.
- В организационной психологии данный метод используется узкими специалистами владеющими глубокими познаниями в области физиологических исследованиях.
- Принцип Б.О.С. лежит в основе технологии работы с операторами в инженерной психологии.
- Использование зрительных, слуховых, тактильных и других сигналов-стимулов, позволяет развить навыки саморегуляции за счет тренировки и повышения лабильности регуляторных механизмов, что способствует преодолению чувства утомления персонала в течении рабочей смены.
ГЛАВА 2. Экспериментальное исследование, построенное на принципе Б.О.С.
2.1 Описание экспериментальной модели исследования по принципу БОС
Экспериментальное исследование факторов регуляции функциональных состояний эффективности деятельности персонала возможно на основе системного подхода, позволяющего раскрыть многоуровневость и иерархию детерминат, определяющих психические состояния и работоспособность персонала. Системность и комплексность в нашем исследовании обеспечивается моделированием условий, набором методов оценки состояний и работоспособности работника.
Традиционными методами исследовались психофизические и психофизиологические характеристики персонала. Для оценки функционального состояния были использованы методы самооценки. В процессе исследования для оценки функционального состояния операторов переодически регистрировались частота сердечных сокращений, частота дыхания.
Опытной группой, состоящей из девяти человек изучалась эффективность аутогенных психосоматических тренировок (АТ). В исследовании применялась методика Л.П.Гримака с длительностью звучания до 17 минут. Первая половина предусматривала предварительную релаксацию с последующей разгрузкой от напряжения, а вторая с нормализацией самочувствия, повышения работоспособности [21]. Данная методика разработана для стимуляции работоспособности.
В эксперименте АТ проводилась персоналом 6 раз. В течении 18 минут они прослушивали через наушники магнитофонную запись текста АТ. Контрольной группе испытуемых в этот момент предоставлялось время для отдыха или сна по желанию.
Исследования проводились на 18 ти испытуемых в возрасте 35-42 лет, не имеющих отклонений в состоянии здоровья, педагоги высшей школы, имеющие риск эмоционального выгорания.
Исследование проводилось в комнате психологической разгрузки.
Формирование строгих мотивационных установок обеспечивалось специальным подбором испытуемых, для которых получение в методиках и деятельности наивысших результатов имело профессионально – престижный характер, а также применение способов материального стимулирования, связанных со степенью выполнения программы эксперимента, качество которых контролировалось.
Исследования деятельности педагогов показали, что длительное воздействие комплекса факторов приводит к значительной деструкции психических и психофизиологических характеристик состояния человека, которые ведут к снижению эффективности его деятельности и эмоциональному выгоранию. Время и глубина наступления деструктивных изменений зависят, в частности, от нарушения соответствия между сложностью деятельности и уровнем активации функциональных систем, ответственных за выполнение данного вида деятельности. Это связано с тем, что для каждого вида деятельности существует оптимальный уровень активации.
С развитием состояния утомления, которое сопровождается значительным снижением уровня активации, появляются новые виды срывов в деятельности, их частота возрастает, увеличивается длительность стадии «врабатывания» при переходе от одного вида деятельности к другому.
Эксперименты Дикой Л.Г. (1985) показали, что при длительной работе характеристики качества деятельности и состояния испытуемых изменяются асинхронично. Несоответствия в показателях зависят от функциональной нагрузки, от субъективной значимости задания, ряда причин, в частности от степени адаптации.
В своем исследовании в качестве фактора мы выбрали психоэмоциональное выгорание. Определение методикой «САН» до начала и после сеансов АТ.
2.2 Основные сферы, показания, противопоказания применения БОС-технологии.
Результаты методики САН. Оценка самочувствия, активности и настроения. Подсчет балов Плохое самочувствие, низкая активность и плохое настроение за 1бал ( индекс 3), 2 бала за индекс 2, 3 бала за индекс 1 и так до 7 балов. Положительные состояния получают высокие балы, негативные состояния низкие балы. Самочувствие – 10 ответов максимальный бал 7 минимальный 1, активность – 10 ответов максимальный бал 7 минимальный 1, настроение максимальный бал 7 минимальный 1. Исходя из этого 7 балов – 100%, соответственно средний показатель 3,5 - 50% , 1.4 -20%. Высокий показатель САН от выше 50% до100%, средний показатель от 21% до 50%, низкий показатель от о до 20%.
Данные обследования занесены в сводную таблицу №1. « Показатели Самочувствия экспериментальной (А) и контрольной (В) группы, до прохождение АТ».
Таблица №1
Группы п = 9 испытуемых |
Высокие балы (кол-во испыт.) |
Средние балы (кол-во испыт.) |
Низкие балы (кол-во испыт.) |
Экспериментальная группа |
1 |
3 |
5 |
Контрольная группа |
2 |
3 |
4 |
У большинства испытуемых на начало эксперимента выражены низкие балы по показателю самочувствия. Были получены результаты по АД – артериальное давление, пульс. При беседе было выявлено наличие головной боли у двоих испытуемых, говокружение.
Данные обследования активности занесены в сводную таблицу №2. «Показатели активности экспериментальной (А) и контрольной (В) группы, до прохождение АТ».
Таблица №2
Группы п = 9 испытуемых |
Высокие балы (кол-во испыт.) |
Средние балы (кол-во испыт.) |
Низкие балы (кол-во испыт.) |
Экспериментальная группа |
3 |
3 |
3 |
Контрольная группа |
4 |
5 |
- |
У большинства испытуемых на начало эксперимента выражены средние балы по показателю активности. Начало рабочей недели предполагает большие показатели. Однако наблюдается отсутствие желания эффективно работать.
Данные обследования настроения занесены в сводную таблицу №3. « Показатели настроения экспериментальной (А) и контрольной (В) группы, до прохождение АТ».
Таблица №3
Группы п = 9 испытуемых |
Высокие балы (кол-во испыт.) |
Средние балы (кол-во испыт.) |
Низкие балы (кол-во испыт.) |
Экспериментальная группа |
4 |
5 |
- |
Контрольная группа |
3 |
4 |
2 |
У большинства испытуемых на начало эксперимента выражено настроение внутри нормы без астении и эйфории.
В целом показатели средних балов группы А равны настроение – 5,6. Показатели группы В – 6,7 балов; активности – 5,8 группа А. , группа В- 6,7балов, группа А показатель самочувствия – 5,3, группа В – 5,6 балов.
На втором этапе испытуемые группы А в перерывах занимались АТ, тогда как испытуемые группы В могли просто отдохнуть или поспать.
В нашем исследовании была предпринята попытка изучения влияния АТ как способа волевой осознанной саморегуляции на работоспособность педагогов в режиме речевой связи в условиях утомления.
До начала эксперимента часть испытуемых заранее прошла курс обучения АТ, другая рассматривалась как контрольная группа. Отработка методов АТ начиналась с освоения простых упражнений релаксации и сосредоточения – самых важных во всем комплексе занятий. Занятия проходили в положении сидя ( поза кучера). С каждым испытуемым до начало эксперимента было проведено 9 занятий. Тексты занятий записаны на диск с наложением на функциональную музыку. Длина текста рассчитана на 18 – 20 минут. Освоение курса специального АТ, разработанного на коррекцию работоспособности, проводилось на втором этапе обучения по индивидуальной программе. Прослушивание текста проводилось каждые 7-8 часов, через наушники в положении сидя. Первая половина текста была рассчитана на глубокую релаксацию и освобождение от утомления, вторая – нормализацию самочувствия, повышению психофизиологического тонуса, активизацию педагогических функций.
Психофизиологический анализ функциональных перестроек под влиянием АТ изучался во многих работах.
Системный подход в исследовании регулирующего влияния АТ как метод саморегуляции предполагает необходимость изучения системных перестроек в основном в деятельности и в работе мозга в процессе формирования новых функциональных систем саморегуляции.
На этом этапе мы провели экспресс методику САН. Полученные показателей самочувствия отражены в таблице 4. «Показатели самочувствия испытуемых экспериментальной и контрольной групп».
Таблица №4
Группы п = 9 испытуемых |
Высокие балы (кол-во испыт.) |
Средние балы (кол-во испыт.) |
Низкие балы (кол-во испыт.) |
Экспериментальная группа |
5 |
4 |
- |
Контрольная группа |
2 |
4 |
3 |
Наблюдается тенденция улучшения самочувствия. Снижение Артериального давления, улучшение показателей сердечно сосудистой системы. Снизилось головокружение и боль.