Файл: Жизнестойкость и особенности совладения с профессиональными трудностями (Жизнестойкость как психологический феномен).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.05.2023

Просмотров: 60

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Современный мир насыщен стрессами, сложными и экстремальными ситуациями, которые требуют от человека способностей справиться с ними с наименьшими потерями. Одним из существенных источников таких сложных ситуаций выступает профессиональная деятельность человека. Профессиональные трудности можно определить как стремительные изменения линии профессионального развития человека. Короткие по времени, они наиболее явно проявляются при переходе от одной стадии профессионального развития к другой.

В результате преодоления профессиональных сложностей люди либо возвращаются к индивидуальной, либо поднимается к личностной форме регуляции, но в каждом случае появляется новая ценностная система, с помощью которой можно восстановить внутреннюю целостность и найти новый смысл бытия.

Значимую роль в преодолении жизненных трудностей, сопротивления стрессам в меняющихся условиях играет такая личностная особенность как жизнестойкость.

Жизнестойкость представляет собой совокупность убеждений о себе, о мире, об отношениях с миром. То есть она включает в себя три автономных компонента: вовлеченность, контроль и принятие риска. Выраженность данных компонентов и жизнестойкости, в общем, препятствует проявлению внутреннего напряжения в стрессовых ситуациях через стойкое совладение со стрессами и восприятия их как не значимых.

В жизнестойкости существует система убеждений и установок, которая относится к мировоззрению человека. Мировоззрение - это совокупность взглядов, принципов, убеждений, определяющих отношение к действительности и характеризующих видение мира и место человека в мире, делают человеческую деятельность осмысленной и направленной.

Цель курсовой работы- раскрытие взаимосвязи жизнестойкости и особенностей совладения с профессиональными трудностями.

Предметом исследования выступают жизнестойкость и особенности совладения с профессиональными трудностями.

Объектом исследования выступаютбанковские работники средних лет, часто столкивающиеся в своей практике с профессиональными трудностями.

Методы исследования: изучение и анализ литературы по исследуемой проблеме, проведения исследования жизнестойкости сотрудников банка.

Методики исследования:

- «Удовлетворенность работой» (Розанова);

- «Опросник уровня субъективного контроля» (Бажин);

- «Тест жизнестойкости» (С. Мадди, адаптированный вариант Д.А. Леонтьева и Е.И. Рассказовой);


В рамках достижения цели курсовой работы были выдвинуты следующие задачи:

- изучить теоретические аспекты жизнестойкости как психологического феномена;

- определить задачи и гипотезу психологического исследования;

- провести диагностику и проанализировать результаты исследования;

- сформулировать выводы исследования.

Структура курсовой работы:введение, две главы, заключение, список использованной литературы, приложение.

Практическая значимость курсовой работы: полученные результаты и выводы могут быть использованы организационными психологами в работе по помощи по преодолению работниками сложных профессиональных и личностных ситуаций.

Глава 1.Жизнестойкость как психологический феномен

1.1 Понятие жизнестойкости

Феномен жизнестойкостиэто неотъемлемое личностное образование, развивающееся в ходе жизни человека. Феномен– понятие, которое означает явление, данное для нас в опыте. Человек открывает жизнестойкость в конкретных ситуациях вне зависимости от умений и пониманий этой данности личности.

Согласно В. П. Зинченко, «личность рождается при решении экзистенциальной задачи освоения и овладения сложностью собственного бытия» [3].Разрешение жизненных проблем в меняющемся мире – это вопросы личностного развития индивида.

Еще в философских учениях античности вопросы устойчивости людей перед невзгодами жизни быливесьма актуальны. Философы школы стоиков (Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий) говорили о разумной природе человека и необходимостистоического отношения к событиям жизни, которые не зависят от человека. В учении стоиков анализировался существенный вопрос о появлении эмоциональных переживаний людей, объединенных не с происшедшими событиями, а с отношением людей к этим событиям. Рассматривалась установка на то, что невзгоды не могут нанести вред человеку против его воли и желания.

Философы-стоики исследовали вопросы отношения к миру вокруг, проблемы возможностей и границ людей в этом мире. Они отмечали значение индивидуального выбора и значение для людей ориентирования на добродетельную жизнь; подчеркивали важность формирования хороших привычек;отмечали необходимость реагировать на события разумом, а не эмоциями; анализировали вопросы возможностей и границ возможностей для человека в этом мире.


Также в их учении отводилась важная роль социальному компоненту в жизни человека, понимания человеком личностного вклада в ценность мирового целого, вопросыдолга, принятия на себя жизненных задач и исполнения их в меру своих способностей.

Важно отметить, что известные представители стоицизма в описании потомков описывались как жизнестойкие люди. Эпиктет (50 г. н. э. – 125 г. н. э.) по словам современников,был с большим чувством юмора и спокойствием, он концентрировал внимание на практической стороне философии, в его лице философия воплощалась в жизнь, он считал себя педагогом добродетельной жизни.

Марку Аврелию (121 г. н. э. – 180 г. н. э.), императору Рима, удалось жить часто в довольно неблагоприятных обстоятельствах, в совершенном согласии с заветами своих трудов «мыслей самому себе»[13].

Сегодня в период интенсивного развития общества быстрых изменений в экономической, социальной и культурной жизни перед человеком встают вопросы быстротечности, шаткости, проблемы индивидуального самоосуществления.

Появившееся в современном мире направление философии - экзистенциализм,требует от человека думать о неопределенности, парадоксальности нашей жизни, которая может продвигаться с помочьюсамостоятельной решительностичеловека (С. Кьеркегор, Ж.-П. Сартр, А. Камю). Личность растет, избирая, и приходит в упадок, оставаясь в нерешительности.

Анализируя способность людей противостоять трудностям жизни, философы-экзистенциалисты прибегают к таким понятиям, как свобода и сознательность выбора, ответственность и долг, определение смысла в происходящем. Все данные философские категории учитываются в современных психологических теориях личности человека.

В психологической науке рассмотрение вопросов, которые связаны с возможностью человека расширять свои психологические способности в сложных ситуациях, и соответственно, самим развиваться в самых трудных обстоятельствах жизни относятся к исследованию стрессоустойчивости, жизненных миров и карт личности.

Понятие жизнестойкости,которое было введено Сьюзен Кобейса и Сальваторе Мадди, стоит на пересечении теоретических воззрений экзистенциальной психологии и прикладной области психологии стресса и преодоление его. Термин hardiness, предложенный С. Мадди, С. Кобейса, в переводе с английского - «крепость, выносливость», Д. А. Леонтьев со своей стороны предложил понимать как «жизнестойкость»[15].

С. Мадди, ученик Гордона Олпорта и Генри Мюррея, исследовал феномен жизнестойкости с позиции всестороннего подхода к личности. Его продолжительное исследование личностных особенностей работников одной из компаний, которые в условиях непрекращающегося действующего стресса не просто не оставили компанию, но и поменяли в лучшую сторону свою профессиональную деятельность, привело к проявлению у данных работников структуры установок и умений, помогающих изменению ситуации стресса в ситуацию раскрытия своих возможностей, способностей.


Учение С. Мадди о жизнестойкости переплетается с его теорией личности, которую он рассматривает как теорию активации, вариант согласованности (теория активации С. Мадди, Д. Фиске). Эта теория говорит о согласованности или несогласованности между привычными и действительно необходимыми для конкретной ситуации уровнями активации или напряжения психики индивида.

Понятие активации в этом случае обозначает уровень энергичности, который соединяет как психологическую, так и нейропсихологическую компоненту. Эта теория отмечает важность информации и эмоционального опыта, получаемого людьми при взаимодействии с окружающим миром.

Термин hardiness,который, как мы отметили выше, был введен С. Мадди С. Кобейса, и означает «крепость, выносливость», а Д. А. Леонтьев обозначилкак «жизнестойкость». Перевод Д. А. Леонтьевым hardiness как жизнестойкости придало этому термину яркую эмоциональную окраску. Сам термин «жизнестойкость» выступает привлекательным, потому, что включает в себя эмоционально-насыщенное слово «жизнь» и значимое психологическое свойство «стойкость».

Феномен жизни можно отнести к разным уровням организации людей. «Жизнь телесная и стремление к ее сохранению, материальному поддержанию, жизнь нравственная как стремление к благу и счастью, жизнь духовная как возвышающаяся над обыденной жизнью – все эти стороны жизни неизменно оказывались в центре внимания философской мысли разных эпох», – пишет К. А. Абульханова-Славская [5]. Сущностное наполнение понятия жизнь связано с различными уровнями, гранями, способами прохождения и осуществления этой жизни – от биологического выживания до просветления духа.

Все этапы жизни соединены и перетекают от одного к другому. Начало русских былин и сказов «жил-был» – связывает жизнь витальную, биологическую и жизнь как «жил», проявляющуюся в бытности, действии – «был». Или фраза В. Франкла «быть – значит отличаться» – отражает важность индивидуальной самостоятельности людей в построении своей жизни, это уровень жизни, который связан с самостоятельным осуществлением, а не только с проживанием и бытом. «Жить – быть – отличаться» – вот нить осуществления жизни человека.

«Жил,

Полон сил.

Жизнь была ему в радость.

Был

Он без крыл,

Но ощущал крылатость», – слова А. Цирлинсона отражающие это разнообразное в проявлении жизни [20].

1.2. Проявления жизнестойкости

Так термин «жизнестойкость» стал применяться в психологических исследованиях. Однако нужно отметить, что при исследовании психологических процессов противостояния людьми стрессу, путей преодоления экстремальных ситуаций, способностей личностного развития в сложных жизненных обстоятельствах применяются различные понятия. Все они, в некоторой степени, являются близкими понятию «жизнестойкость» и, при этом, отражают наличие значительных внутренних возможностей людей, которыми они могут воспользоваться в разных ситуациях их жизни.


Рассмотрим некоторые из них, потому, что довольно часто посредством этих понятий конкретизируется проявление людьми жизнестойкости.

«Ресурс»это понятие поли дисциплинарное. Согласно словам В. П. Зинченко, ресурсный подход предоставляет возможность в терминах одного языка обозначить как требования, которые накладываются внешней средой на систему, так и внутренние возможности этой системы удовлетворять требования [5].

В психологии к ресурсам часто относят физиологические и типологические особенности индивида, когнитивные процессы и личностные качества, поддержку социума, материальное благополучие, полученные знания, умения и опыт, а также навыки использовать ресурсы в экстремальных жизненных ситуациях могут определяться в качестве самостоятельного ресурса [1].

Согласно классификации С.Хобфолла ресурсы включают:

1) материальные объекты (заработок, дом, одежда, материальные фетиши и нематериальные, такие как желания и цели);

2) внешние переменные (поддержка социума, семья, работа, статус) и внутренние, интраперсональныепеременные:

самоуважение, умения, навыки, способности и интересы;

позитивные черты характера - оптимизм, контроль, жизненные ценности, верования и многое другое;

3) психические и физические состояния;

4) волевые, эмоциональные и энергетические характеристики, необходимые (непосредственно или косвенно) для преодоления сложных жизненных ситуаций или становятся средствами достижения значимых целей для личности [4].

Жизнестойкость личности принимается некоторыми исследователями, как ресурс личности, а также умение в жизненно-важных ситуациях использовать внешние ресурсы [8].

«Адаптация» также относится к полидисциплинарному понятию. Психологическая адаптация – процесс создания оптимального соответствия индивида к окружающей среде в процессе осуществления деятельности, который дает возможность людям удовлетворять появляющиеся потребности и реализовать связанные с этим важные цели (при поддержании физического и психического здоровья), сохраняя в то же время соответствие психической деятельности людей, их поведения требованиям среды (Ф. Б. Березин).

Процесс адаптации объединяется с проведением личностью выбора, обусловленного, прежде всего, биологическими и социальными потребностями; он бывает сделан в противовес потребностям психологическим, потребностям самореализации [7].

Понятие «воля»раскрывается в психологии, как жизненная сила, энергия, и одновременно как социальное образование. Вопросы воли по традиции связываются в психологии с вопросами овладения своим поведением. Л. С. Выготский исследовал проблему воли как проблему организации людьми своих побуждений через введение новых мотивов-стимулов [4]. Д. Н. Узнадзе отмечал, что в фундаменте волевого поведения заложена создаваемая самим человеком фиксированная установка (а в случае импульсивного поведения на установку влияет актуальная ситуация и существующие потребности) [16].