Файл: Применение принципа биологической обратной связи (БОС) в клинической практике.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.05.2023

Просмотров: 99

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Полученные показателей активности отражены в таблице 5. «Показатели активности испытуемых экспериментальной и контрольной групп».

Таблица №5

Группы п = 9 испытуемых

Высокие балы

(кол-во испыт.)

Средние балы

(кол-во испыт.)

Низкие балы

(кол-во испыт.)

Экспериментальная группа

5

4

-

Контрольная группа

3

6

-

Активность испытуемых экспериментальной группы выросла на несколько единиц. Испытуемые отмечают, что наблюдают прилив сил, более спокойное отношение к конфликтам и другим негативным явлениям в профессиональной деятельности.

Данные обследования настроения занесены в сводную таблицу №6. « Показатели настроения экспериментальной (А) и контрольной (В) группы, после прохождение АТ».

Таблица №6

Группы п = 9 испытуемых

Высокие балы

(кол-во испыт.)

Средние балы

(кол-во испыт.)

Низкие балы

(кол-во испыт.)

Экспериментальная группа

6

3

-

Контрольная группа

3

3

3

В результате успешного осуществления должностных обязательств многие испытуемые отмечают улучшение настроения и прилив сил от данных эмоций. Речь не идет об эйфории либо самообмане, речь идет о стабилизации внутренних процессов жизнедеятельности мозговой активности.

Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы относительно применения принципа Б.О.С. в клинической практике профилактики утомляемости и преодоления психоэмоционального выгорания педагогов.

Выводы по главе 2

  1. Эксперимент подтвердил стимулирующее влияние АТ на повышение показателей САН испытуемых экспериментальной группы. Для достоверности результатов и повышения их надежности исследование необходимо проводить на репрезентативной выборке.
  2. Стимулирующее влияние АТ на деятельность испытуемых экспериментальной группы проявилось в изменении следующих характеристик: улучшились показатели самочувствия: пульс, артериальное давление, сердечный ритм, отдышка, сонливость раздражительность, головные боли (сосудистой этиологии) головокружение. Повысилась активность: решение профессиональных задач без раздражения и психоэмоциональных срывов в процессе наличия конфликтных ситуаций. Улучшилось настроение: чувство юмора, творческий подход к решению профессиональных задач, инициатива и легкость в общении. Наблюдалось снижение субъективности повышение объективности восприятия реальности.
  3. Проведенное исследование доказало возможность регулирование функционального состояния педагогов с помощью АТ, действие которого направлено на активизацию психофизиологических резервов организма. Это приводило к тому, что после сеансов АТ педагоги отмечали снижение чувства усталости, появления интереса к работе, к её конечным результатам.
  4. Использование зрительных, слуховых, тактильных и других сигналов-стимулов, позволяет развить навыки саморегуляции за счет тренировки и повышения лабильности регуляторных механизмов, что способствует преодолению чувства утомления персонала в течении рабочей смены.
  5. Гендерные особенности различий влияния АТ нами не обнаружены.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

ХХ! век –век перенасыщения информацией, век сложных ответственных решений, век психоэмоционального перенапряжения на фоне роста технологий и инноваций. В таких условиях человека преследуют разочарования и неудовлетворенность от нехватки времени и избыток нерешенных задач и проблем. Понятие отсутствия времени связано с понятием отсутствия возможности восстановления и отдыха. Отдыхать значит спать? Или заниматься спортом или хорошо питаться. Зачастую отдыхать это значить уметь регулировать свои психофизиологические процессы. Мы пытаемся контролировать ситуацию, но еще в 60е годы Российские психологии- физиологи доказали, что можно и нужно учиться контролировать свои внутренние процессы и состояния. Мы возвращаемся к истокам психологии, которая ставку делала на самого человека при решении проблем его активности. И затем речь шла о факторах. Мы так заигрались тем, что анализировали, что происходит вокруг человека и к чему это приводит, что забыли о самом Человеке о его природных потенциалах и резервах, которые помогают ему реализоваться. Какова бы не была природа этих состояний (физиологическая, психологическая, социальная) организационному психологу необходим точный, абсолютно, действующий на всех вышеописанных уровнях, метод изменения состояния человека. Это состояние может варьироваться от дискомфорта до комфорта, от неудовлетворенности до удовлетворения, от апатии к активности, от депрессии до эйфории, от утомления до работоспособности, от напряженности к расслаблению. Список возможностей метода саморегуляции можно продолжать бесконечно. В своем курсовом проекте мы рассмотрели возможности и перспективы так называемого метода, принципа, подхода под названием биологическая обратная связь. Биологическая обратная связь (англ. Biofeedback) — технология, включающая в себя комплекс исследовательских, лечебных и профилактических физиологических процедур, в ходе которых пациенту посредством внешней цепи обратной связи, организованной преимущественно с помощью микропроцессорной или компьютерной техники, предъявляется информация о состоянии и изменении тех или иных собственных физиологических процессов. В нашем случае в качестве обратной связи нами была использована запись АТ. При этом используются зрительные, слуховые, тактильные и другие сигналы-стимулы, что позволяет развить навыки саморегуляции за счет тренировки и повышения лабильности регуляторных механизмов.


Эксперимент подтвердил стимулирующее влияние АТ на повышение показателей САН испытуемых экспериментальной группы. Для достоверности результатов и повышения их надежности исследование необходимо проводить на репрезентативной выборке.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Ayers M.E. Assessing and treating open head trauma, coma and stroke using real-time digital EEG neurofeedback. // Introduction to quantitative EEG and Neurofeedback. Eds.: Evans J.R. & Abarbanel A., 1999, Academic Press, ISBN 978-0-12-243790-8 p. 203—222.
  2. Norris S.L., Currieri M. Performance enhancement training through neurofeedback. //In: Introduction to quantitative EEG and Neurofeedback. Eds.: Evans J.R. & Abarbanel A., 1999, Academic Press, ISBN 978-0-12-243790-8 p. 223—240. PII B9780122437908500110
  3. Budzynski T. H. From EEG to neurofeedback. //In: Introduction to quantitative EEG and Neurofeedback. Eds.: Evans J. R. & Abarbanel A., 1999, Academic Press, ISBN 978-0-12-243790-8, p. 65-79.
  4. DiCara, L. V. & Miller, N. E. (1968). Instrumental learning of systolic blood pressure responses by curarized rats. Psychosomatic medicine, 30, 489—494.
  5. Sterman M. B. EEG biofeedback in the treatment of epilepsy: An overview circa 1980. n: Clinical Biofeedback: Efficacy and Mechanism (Eds.: L.White, B.Tursky), 1982, pp.330-331, Guilford, NY.
  6. Kamiya J. Conscious control of brain wave. //Psychol.Today, 1968, v.1, p.56-60.
  7. Peniston E. G., Kulkosky P. J. Alcoholic personality and alpha-theta brainwave training. // Medical Psychotherapy 3 (1990), 37-55.
  8. Новосибирский краеведческий портал. Штарк, Марк Борисович. Проверено 29 июля 2015.
  9. Джафарова О. А., Скок А. Б., Хаймович Е. В., Шубина О. С., Штарк М. Б. Электроэнцефалографическое биоуправление при синдроме дефицита внимания с гиперактивностью // Наркология, № 1, 2004, с. 56.
  10. Базанова О. М., Афтанас Л. И. Использование индивидуальных характеристик ЭЭГ для повышения эффективности биоуправления // Журнал невропатологии и психиатрии им. С. С. Корсакова. 2006. т. 106. № 2. с. 31-36.
  11. Базанова О. М. Современная интерпретация альфа-активности электроэнцефалограммы // Успехи физиологических наук. 2009. Т. 40. № 3. С. 32-53.
  12. Вольф Н. В., Гребнева О. Л., Джафарова О. А., Коваленко С. П. Проблемы, рекомендации и перспективы при изучении синдрома дефицита внимания с гиперактивностью // Альманах Новые исследования, 2006, № 2, с. 36.
  13. Веревкин Е. Г., Завьялов В. Ю., Шубина О. С. Депрессия и биоуправление // Бюллетень Сибирского отделения Российской академии медицинских наук. — Новосибирск, 1999. — № 1. — С. 36
  14. Мельников М. Е., Шубина О. С. Современные электроэнцефалографические исследования химической зависимости // Успехи физиологических наук, 2013, т. 44, № 3, с. 16-32.
  15. Циркин Г. М., Шперлинг М. М. К вопросу о применении ЭЭГ- и ЭМГ-биоуправления для преодоления патологического двигательного стереотипа // Бюллетень Сибирского отделения Российской академии медицинских наук, 2004, № 3, с. 132—133
  16. Осипова АА Общая психокоррекция 2003
  17. Шубина О. С., Уколова Л. А., Шабанова Н. А., Богодерова Л. А., Загоруйко Е. Н. Психосоматические соотношения при заболеваниях суставов аутоиммунной природы // Сибирский вестник психиатрии и наркологии, 2009, № 1, с. 71-74.
  18. Институт медицинской реабилитации. Богданов, Олег Викторович. Проверено 29 июля 2015.
  19. Рябус М.В., Колосова О.А., Вейн А.М. Лечение различных форм головной боли напряжения методом биологической обратной связи. Журнал невропатологии и психиатрии им.Корсакова. 1999. T.99. N12 C.35-38
  20. Мосолов С.Н. Бирюкова Е.В. Тимофеев И.В. Применение Α-Θ-Тренинга биологической обратной связи при тревожных расстройствах, резистентных к психофармакотерапии (открытое рандомизированное контролируемое исследование). Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. В.М. Бехтерева (2010. N1, c.15-20). Проверено 12 декабря 2015.
  21. Хачатурьянц Л.С., Гримак Л.П., Хрунов Л.В. Экспериментальная психофизиология в космических исследованиях.М. 1976
  22. Barber T. X.(Eds.) et al. Biofeedback & Self-Control 1975/76. An Aldine Annual on the Regulation of Bodily Processing and Consciousness. Chicago: Aldine Publishing Company, 1976, 581 p.
  23. Blanchard E. B. Biofeedback treatments of essential hypertension // Biofeedback and Selfregulation, 1990, v.15, n.3, p. 209—228.
  24. Laibow R. Medical applications of neurobiofeedback // Introduction to quantitative EEG and Neurofeedback. Eds.: Evans J.R. & Abarbanel A., 1999, Academic Press, ISBN 978-0-12-243790-8, p. 83-102.
  25. Lubar J. F., Lubar J. O. Neurofeedback assessment and treatment for attention deficit/hyper­activity disorders.//In: Introduction to quantitative EEG and Neurofeedback. Eds.: Evans J.R. & Abarbanel A., 1999, Academic Press, ISBN 978-0-12-243790-8, p. 103—143.
  26. Peniston E. G., Kulkosky P. J. Neurofeedback in the treatment of addictive disorders. //In: Introduction to quantitative EEG and Neurofeedback. Eds.: Evans J. R. & Abarbanel A., 1999, Academic Press, ISBN 978-0-12-243790-8, p. 157—179.
  27. Peniston E. G., Kulkosky P. J. Alpha-theta brainwave neuro-feedback for Vietnam veterans with combat-related post-traumatic stress disorder // Medical Psychotherapy 4,1991, 37-55.
  28. Rosenfeld J. P. EEG biofeedback of frontal alpha asymmetry in affective disorders // Biofeedback, 1997, v.25, n.1, pp. 8–25.