Файл: Потенциал предприятия и оценка его использования. Методы комплексной оценки эффективности финансово-хозяйственной, деятельности предприятия.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.05.2023

Просмотров: 126

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Потенциал предприятия характеризует вся совокупность показателей и факторов, определяющих его возможности, средства, запасы, способности, ресурсы, производственные резервы, которые могут быть использованы в хозяйственной деятельности.

К особенностям потенциала предприятия можно отнести его вероятностный характер, поскольку величина потенциала зависит и от «слабого звена» - наименее развитой его составляющей, от изменений в качестве, пропорциях ресурсов, а также условий среды, в которой действует предприятие.

В связи с этим необходим системный подход к анализу, оценке и управлению его деятельностью, направленной на формирование и использование интегрального потенциала предприятия в интересах обеспечения конкурентоспособности и долгосрочного и устойчивого развития.

Потенциал предприятия - многомерное образование, структура которого определяется тремя группами факторов, обуславливающих и весь спектр деятельности предприятия:

функциональными - определяющими функциональную деятельность;

организационными - определяющими организацию (способ управления) этой деятельностью;

ресурсными - характеризующими ресурсы, необходимые для организации деятельности и достижения конкурентных преимуществ.

Вариантность объединения различных ресурсов обусловливает разнообразие внутреннего строения предприятия и возможностей достижения конкурентоспособности. Однако потенциал предприятия зависит не только от этих внутренних возможностей, но, естественно, и от внешних условий: величины потребительского спроса, действий конкурентов, отношений с поставщиками сырья, политики правительства и т. д.

Важнейшая задача состоит в том, чтобы обеспечить предприятиям условия для достижения необходимого преимущества перед другими конкурентами путем наиболее эффективного использования их потенциала и увеличения этого потенциала более высокими темпами, чем повышается потенциал их основных конкурентов.

С этой целью нам представляется необходимым изучение потенциала предприятия путём применения методов комплексной оценки его хозяйственной деятельности. Так как, комплекснный анализ позволяет оценить весь комплекс факторов, определяющих интегральный потенциал предприятия и конкурентоспособность.

Теоретические основы потенциала предприятии и её оценки рассмотрены в работах JI. Абалкина, А. Аганбегяна, Г. Азоева, П. Анохина, И. Блауберга, А.Большакова, Г. Клейнера, М. Комарова и других авторов.


Объект исследования - Объектом исследования является завода железобетонных изделий ООО «ЖБИ - 74». Завод железобетонных изделий ООО «ЖБИ - 74» является стабильно работающим предприятием строительной индустрии Южного Урала. Являясь в течении 50 лет специализированным региональным предприятием по элеваторостроению, в настоящий момент ООО «ЖБИ - 74» имеет все условия для производства любых видов сборного железобетона, фундаментных блоков и товарного бетона.

Целью курсовой работы является изучение методики оценки потенциала предприятий.

Для достижения цели нами выполнены следующие задачи:

- изучены сущность и содержание потенциала предприятия и методы её оценки;

- проведён комплексный анализ финансово – хозяйственной деятельности ООО «ЖБИ - 74».

В процессе выполнения курсовой работы применялись статистические, монографический, сравнительный и другие методы анализа.

1. Потенциал предприятия и его использование

1.1 Сущность и содержание потенциала предприятия

Потенциал предприятия в общем смысле представляет совокупность находящихся в распоряжении предприятия «стратегических» ресурсов, имеющих определяющее значение для возможностей и границ функционирования предприятия в тех или иных условиях.

К стратегическим относятся те виды ресурсов, объемы и структура которых могут быть существенно изменены лишь путем принятия и реализации соответствующих стратегических решений.

Если речь идет о работе в условиях кризиса платежей, то в качестве стратегических ресурсов выступают финансовые или другие ликвидные активы, кредитные линии и др.

Если рассматривается деятельность предприятия в нормальных условиях, то в качестве составляющих потенциала рассматриваются ресурсы, обеспечивающие достижение предприятием конкурентных преимуществ, например технология, прогрессивное оборудование, интеллектуальные ресурсы, патенты и др.

Общее, что встречается в понятие «потенциал», состоит в наличии какой-либо возможности для осуществления чего-либо или наличии некоторой совокупности необходимых средств, требующихся для достижения определенных целей.


Потенциал коммерческого предприятия - его способность производить и поставлять на рынок продукцию пользующуюся спросом и обеспечивающую получение приемлемой прибыли при наиболее эффективном использовании всех необходимых ресурсов.

Структура располагаемых предприятием необходимых для производства готовой продукции ресурсов (производственного оборудования, площадей, технологических процессов, кадрового, информационного, финансового обеспечения, материальных и иных ресурсов) оптимальным образом соответствует реализуемой программе выпуска данной продукции.

Из приведенного определения следует, что получение приемлемой нормы прибыли в условиях жесткой конкуренции возможно только при использовании современных технологий, эффективного производственного оборудования высокопрофессионального менеджмента.

Термин «потенциал» характерен для различных уровней управления национальной экономики: потенциал страны, отрасли, региона, предприятия, производственного подразделения, отдельною работника. Вполне понятно, что структура используемых ресурсов и их характеристики (параметры) на разных уровнях управления экономикой являются одинаковыми.

Применительно к коммерческому предприятию термин «потенциал» употребляется в сочетании с различными экономическими и управленческими категориями. В частности, речь может идти о различных видах потенциалов, таких как ресурсный потенциал, потенциал менеджмента, маркетинговый потенциал, сбытовой потенциал, потенциал роста стоимости предприятия, потенциал поставщика, потенциал покупателя, потенциал жизненного цикла продукции и предприятия, потенциал конкурентной безопасности и др.

Все перечисленные частные виды потенциалов могут быть в итоге интегрированы, что позволит получить числовую оценку производственного конкурентоспособного потенциала предприятия.

Все разнообразие имеющихся на предприятии частных видов потенциалов может быть интегрировано в общее понятие — производственный потенциал или конкурентный потенциал предприятия.

Частные виды потенциалов: менеджмента, ресурсный, маркетинга, сбытовой, поставщика, инвестиционно - инновационный, финансовый, жизненного цикла предприятия, технической подготовки производства (конструкторской и технологической), производственный, логистический, роста стоимости бизнеса (предприятия).

Управление предпринимательской деятельностью на предприятии сводится в основном к управлению его конкурентоспособным потенциалом.


Конкурентный потенциал предприятия - системное образование ресурсов, которое характеризуется соответствующими количественными и качественными показателями (параметрами) и отражает возможности активного, динамического саморазвития в процессе целенаправленной деятельности в условиях быстро изменяющейся внешней среды.

Общий конкурентный потенциал предприятия как субъекта рынка представляется его интегральным конкурентным потенциалом. Охарактеризуем различные виды частного конкурентного потенциала и приведем основные показатели оценки, определяющие конечный результат от его практического использования.

Внешняя среда оказывает достаточно сильное влияние на уровень конкурентоспособности предприятия как на федеральном, так и на региональном уровнях. Принятые на этих уровнях законодательные или иные решения могут препятствовать успешной деятельности предпринимательских структур или, наоборот, создавать для них благоприятные условия. Такие условия именуются предпринимательским климатом, который может обеспечивать получение предприятиями некоторых преимуществ в достижении желаемого ими уровня конкурентоспособности.

Ресурсный потенциал - интегральная числовая оценка эффективности использования в процессе предпринимательской (коммерческой) деятельности различных видов ресурсов, необходимых для производства и сбыта готовой продукции.

Ресурсный потенциал можно разделить на две группы: технико- технологический и кадровый потенциал.

В составе технико-технологического потенциала выделяются такие ключевые показатели (критерии) оценки конечных результатов его использования:

стоимость основных производственных фондов (ОПФ);

износ основных производственных фондов (в %);

коэффициенты обновления и выбытия ОПФ;

удельный вес применяемых современных технологий (в%);

фондоотдача (руб./руб.);

рентабельность использования ОПФ (руб./руб.).

Критериями оценки конечных результатов использования кадрового потенциала являются:

степень обеспеченности предприятия квалифицированными кадрами;

коэффициент использования трудовых ресурсов (главным образом лимитирующих);

коэффициенты оборота по приему-выбытию персонала;

коэффициент текучести кадров;

совокупная стоимость кадров предприятия.

Ресурсы - это вид потенциальных ценностей, необходимых для нормального осуществления какого-либо вида экономической деятельности (например, коммерческой, предпринимательской, инвестиционной, реинжиниринговой); определенный набор необходимых факторов производства, предназначенный для достижения стратегических целей или решения стратегических и иных задач.


Производственный потенциал - потенциальный объем производства продукции; потенциальные возможности основных фондов и оборотных средств; потенциальные возможности использования сырья и материалов; потенциальные возможности профессиональных кадров; финансовый потенциал.

Критерии, оценки, конечные результаты использования производственного потенциала:

уровень использования производственной мощности;

объем реализуемой продукции за определенный период;

удельный вес в производственной программе продукции высшей категории качества;

наличие достаточно полного сформированного портфеля заказов (заявок на поставку продукции):

уровень обеспеченности оборотным капиталом;

рыночная стоимость предприятия (капитализация);

производительность труда (выработка);

материалоемкость.

Критерии оценки результатов использования финансового потенциала предприятия:

объем получаемой чистой прибыли;

коэффициент абсолютной ликвидности (нормативное значение 0.2);

коэффициент текущей ликвидности (нормативное значение менее 2.0);

коэффициент обеспеченности собственными средствами (нормативное значение не менее 0,1);

коэффициент финансовой независимости;

коэффициент финансового левериджа.

Коэффициент финансового левериджа (плечо финансового рычага) определяется как отношение заемного капитала к собственному капиталу. Он прямо пропорционален финансовому риску предприятия, отражает надежность, рейтинг и доверие к нему.

Для получения достоверной оценки коэффициента финансового ливериджа его следует рассчитывать не поданным бухгалтерской отчетности, а по рыночной оценке стоимости активов. По успешно функционирующим на рынке предприятиям достаточно часто их рыночная стоимость превышает балансовую стоимость, следствием чего являются получение меньшего значения коэффициента финансового левериджа и снижение уровня финансового риска.

Эффект финансового рычага (ЭФР) показывает, на сколько процентов увеличивается рентабельность собственного капитала за счет привлечения заемных средств. Эффект возникает за счет разницы между рентабельностью использования активов предприятия (собственных средств) и стоимостью заемных средств. Положительная разница может иметь место только в том случае, если экономическая рентабельность активов фирмы больше ставки процента по кредиту.

Рекомендуемое значение ЭФР — 0,33-0,5. Эффект финансового рычага рассчитывается по формуле: