Файл: Анализ реализованных инновационных проектов).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.05.2023

Просмотров: 117

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Более устойчивые тренды наблюдаются у корпораций по показателю рыночной стоимости. Большинство компаний из отобранного списка 17 корпораций демонстрируют увеличение рыночной стоимости на протяжении 2014-2016 гг. Аэрофлот является лидером по наращиванию этого показателя, увеличив свою рыночную стоимость на 525,19% в 2016 году по сравнению с 2014 годом, однако в денежном выражении лидерами по капитализации являются Газпром, Роснефть и Газпромнефть (рис. 3). Динамика лидирующих корпораций не так однозначна. Газпром демонстрирует увеличение стоимости компании в 2015 году при падении этого показателя в 2016. Аналогичная ситуация характерна для Роснефти. Газпромнефть является единственной корпорацией из тройки лидеров по капитализации с планомерным увеличением стоимости компании за рассматриваемый период.

Рис. 3. Компании, реализующие ПИР, лидеры по капитализации, млн. руб. [15-16]

Динамика изменения прибыли рассматриваемых компаний характеризуется следующей тенденцией. Четкого тренда на увеличение прибыли за 2012-2016 гг. не наблюдается ни у одной компании. Интерес здесь представляет тот факт, что по при сравнении 2015 и 2016 гг. ряд компаний продемонстрировал выход из убыточного состояния, что вероятно связано с постепенных выходом экономики из кризиса. Таким образом, в 2016 году в убытке находилось лишь две компании с госучастием из рассматриваемого списка (Объединенная авиастроительная корпорация и АвтоВАЗ), в то время как в 2015 насчитывалось шесть таких корпораций. Из убыточного состояния в 2016 удалось выйти таким компаниям, как Аэрофлот, КамАЗ, РКК «Энергия» и Новороссийский морской торговый порт. Однако при анализе показателей остальных компаний, становится очевидна тенденция на снижение прибыли до налогообложения в 2016 году по сравнению с 2015 годом. Так, у 6 компаний, демонстрировавших положительный уровень прибыли в 2015 и в 2016 году, прибыль снизилась, среднее снижение по всем шести предприятием составило 52%, при этом сильнее всего прибыль упала у ВКО «Алмаз-Антей», в 2016 году составив всего 3,93% от уровня 2015 года. Проанализировав данные по выбранным компаниям, можно сделать вывод о том, что за рассматриваемый период наблюдается неустойчивая динамика изменения уровня прибыли.

Рис. 4. Затраты на НИОКР компаний с госучастием, реализующих ПИР, млн. руб. [40-154]

Наряду с изучением макроэкономических показателей результативности компаний необходимо проанализировать и индикаторы, напрямую относящиеся к научно-технологическому развитию компаний. В данном исследовании в качестве такого показателя были выбраны затраты на НИОКР за 2012-2016 гг.


В результате анализа можно сделать вывод об увеличении затрат на НИОКР в 2014-2016 гг. по сравнению с 2012 годом. Однако наблюдается снижение или стагнация затрат в 2016 году по сравнению с предыдущими периодами (рис. 5). Данные по компаниям, которые не показаны на рисунке, сопоставить не удалось, поскольку отсутствуют показатели за один или несколько рассматриваемых периодов. Примером снижения затрат на НИОКР (без учета инфляции) может служить Аэрофлот, демонстрирующий в 2015 году уровень затрат 1201 млн. руб., а в 2016 году – 1192 млн. руб.

Стоит отметить, что данные по приведенному показателю предоставлялись лишь 12 компаниями из 34 анализируемых предприятий, иногда данные по затратам в отчетах не приводятся напрямую, а указывается лишь процент затрат в выручке предприятия. Интересно и то, что некоторые компании предоставляют неоднозначные данные по этому показателю. Так, в годовых отчетах компании Алроса опубликованы различные показатели по затратам на НИОКР, при этом в каждом последующем году результаты предыдущих лет занижаются, что подводит к выводу об уверенном приросте затрат на НИОКР. Подобный подход, наряду с отсутствием данных о затратах на НИОКР для большинства компаний с государственным участием, иллюстрирует ненадежность анализа данного индикатора в рамках определения результативности корпораций в области инновационного развития.

Учитывая неравномерность динамики рассмотренных показателей результативности компаний сложно сделать однозначный вывод об успешности осуществления программ инновационного развития. Дополнительные возможности для анализа открывает сравнение корпораций, реализующих ПИР, и компаний без подобных программ.

Статистической базой для исследования являются данные специальных выпусков журналов «Эксперт» за 2016 и 2017 годы.

Заключение

В соответствии с поставленными целью и задачами в работе был рассмотрен следующий круг вопросов:

  • изучена Стратегия инновационного развития Российской Федерации и нормативно-правовая база ее реализации;
  • рассмотрено влияние крупных компаний на экономический рост государства и благосостояние отечественной экономики;
  • изучены существующие методики оценки реализации программ инновационного развития компаний;
  • проанализирована динамика основных показателей результативности отечественных корпораций за последние годы и проведено сравнение показателей компаний, осуществляющих ПИР, и отечественных компаний, которые не имеют подобных программ;
  • предложены рекомендации по улучшению управления инновационными проектами и программами для компаний с государственным участием.

В качестве отдельного раздела работы был проведен анализ объемов реализации продукции, затрат на НИОКР, рыночной стоимости и прибыли до налогообложения за 2012-2016 гг. отобранных компаний с государственным участием, реализующими ПИР, а также уровень рыночной стоимости и объем реализованной продукции за 2014-2016 гг. предприятий с программами инновационного развития и без них. Еще одним блоком исследования стало сравнение темпов прироста стоимости и объема реализации компаний, реализующих ПИР, и не имеющих таковых. При сравнении массивов данных с помощью непараметрического критерия Манна-Уитни не было выявлено различий между темпом прироста объемов реализованной продукции компаний с ПИР и без них, однако сравнение темпов прироста рыночной стоимости компаний обнаруживает разницу между выборками. Так, темп прироста рыночной стоимости компаний с государственным участием, реализующих ПИР, оказался выше, чем у предприятий без программ инновационного развития. Объяснить отсутствие различий между выборками по приросту объема реализованной продукции можно недостаточной длительностью осуществления программ и отсутствием массового производства инновационной продукции и технологий. В случае полученной разницы в темпах прироста капитализации компаний с программами и без них можно сделать вывод о наличии интереса инвесторов и ожиданием роста показателей в долгосрочной перспективе.

Неоднозначная динамика индикаторов инновационного развития рассматриваемых корпораций и отсутствие уверенного наращивания показателей дает основания полагать, что существуют проблемы при процессе реализации ПИР. На этом выводе базируются дальнейшие рекомендации, касающиеся организации проектного офиса в компаниях, не изменивших свою организационную структуру в процессе реализации ПИР, и внедрения методологии управления программами и назначение ответственных за осуществление программ для компаний, имеющих заделы в области организационных изменений. Также, на наличие положительных результатов повлияет создание проектного офиса на уровне государственных ведомств.

Список использованной литературы

  1. Указ Президента РФ от 01.12.2016 N 642 «О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации»
  2. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2011 года N 2227-р «Об утверждении Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года».
  3. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 24 июля 2013 г. N 1305-р «Об утверждении Плана мероприятий («дорожная карта») «Развитие оптоэлектронных технологий (фотоники)».
  4. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 21 марта 2016 г. № 475-р «Об утверждении перечня конкретных юридических лиц, которые обязаны осуществить закупку инновационной продукции, высокотехнологичной продукции, в том числе у субъектов малого и среднего предпринимательства».
  5. Постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 316 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Экономическое развитие и инновационная экономика».
  6. Постановление Правительства Российской Федерации  от 15 апреля 2014 г. N 301 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие науки и технологий» на 2013 - 2020 годы»
  7. Постановление Правительства Российской Федерации  от 15 апреля 2014 г. N 328 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности»
  8. Перечень поручений Президента Российской Федерации по итогам заседания президиума Государственного совета Российской Федерации от 11 ноября 2011 года
  9. Поручение Председателя Правительства Российской Федерации №ДМ-П8-5060 «Об утверждении перечня инновационных территориальных кластеров»
  10. Приказ Министерства экономического развития РФ от 27 июня 2016 г. N 400 «О приоритетном проекте Минэкономразвития России «Развитие инновационных кластеров - лидеров инвестиционной привлекательности мирового уровня»
  11. Закон Пермского края от 11.06.2008 № 238-ПК «Об инновационной деятельности в Пермском крае».
  12. Закон Пермского края от 03.03.2015 №440-ПК «О промышленной политике в Пермском крае»
  13. Указ Губернатора Пермского края от 1 ноября 2010 г. N 83 «Об Основных направлениях научной и научно-технической политики Пермского края».
  14. Указ губернатора Пермского края от 20.11.2014 № 196 «Об утверждении Положения по управлению «дорожными картами», проектами, программами и непроектными мероприятиями».
  15. Постановление Правительства Белгородской области от 31 мая 2010 года №202-пп «Об утверждении Положения об управлении проектами в органах исполнительной власти и государственных органах Белгородской области».
  16. Постановление Правительства Республики Мордовия от 6 сентября 2013 года N 511-Р «Об утверждении республиканской программы поддержки развития инновационного территориального кластера Республики Мордовия «Энергоэффективная светотехника и интеллектуальные системы управления освещением».
  17. Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 31.10.2013 № 823 «Об утверждении государственной программы «Экономическое развитие и инновационная экономика Республики Татарстан на 2014-2020 годы».
  18. Постановление Правительства Нижегородской области от 31.07.2013 N 504 «Об утверждении Концепции инновационного развития Нижегородской области до 2020 года».
  19. Постановление Правительства Республики Башкортостан от 10.03.2011 N 55 (ред. от 07.08.2015) «О государственной программе "Стимулирование инновационной деятельности в Республике Башкортостан»
  20. Постановление Правительства Калужской области от 21.11.2007 № 302 (ред. от 01.08.2011) «О концепции инновационного развития Калужской области»
  21. Постановление Правительства Республики Мордовия от 20.05.2013 N 183 «Об утверждении Государственной программы научно-инновационного развития Республики Мордовия на 2013 - 2019 годы».
  22. Постановление Правительства Пермского края от 03.10.2013 N 1325-п «Об утверждении государственной программы Пермского края «Экономическое развитие и инновационная экономика»
  23. Постановление Правительства Пермского края от 15 июня 2015 года N 373-п «Об утверждении Программы мероприятий по развитию Пермского инновационного территориального кластера волоконно-оптических технологий "Фотоника" на 2015-2017 годы»
  24. Распоряжение Правительства Пермского края от 03.02.2017 №20-рп «Об утверждении Положения и составов проектных комитетов по основным направлениям стратегического развития Российской Федерации».
  25. Балашов Андрей Николаевич, Мироненко Надежда Викторовна, Холодов Владимир Александрович, Борисов Александр Сергеевич Нормативно-правовое регулирование внедрения проектного управления в сфере государственного управления: региональный аспект // Среднерусский вестник общественных наук. 2016. №4.
  26. Дежина И.Г., Фролов А.С. В поисках прорывных технологий: фотоника // Мировая экономика и международные отношения, 2017, том 61, № 6, с. 14–22
  27. Дежина И.Г., Фролов А.С. Поддержка фотоники на государственном уровне: сравнительный анализ мирового опыта // Инновации. 2016. №4 (210).
  28. Игнатов А. Десять лет успеха: рынок фотоники и лазерных технологий (2004-2015 годы) // Фотоника. – 2015. - №3(51)
  29. Инновационные кластеры – лидеры инвестиционной привлекательности мирового уровня : методические материалы / Е.А. Исланкина, Е.С. Куценко, П.Б. Рудник, А.Е. Шадрин; Минэкономразвития России, АО «РВК», Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». – М.: НИУ ВШЭ, 2017. – 132 с.
  30. Ковш И. Б. Производство продукции фотоники в России // Лазер-Информ. – 2016. – № 3–4.
  31. Козлова А.А., Синяева О.Ю. Сильные и слабые стороны внедрения проектного менеджмента в государственное управление // Лидерство и менеджмент. — 2016. — Т. 3. — № 1. — С. 7–16.
  32. Красильников Д. Г., Якимова М. Н. Стандарт PMBOK и проектное управление в органах государственной власти Пермского края: приближение к идеалу // ARS ADMINISTRANDI. 2011. №3.
  33. Национальный доклад об инновациях в России 2015, Российская венчурная компания
  34. Национальный доклад об инновациях в России 2016, Российская венчурная компания
  35. Национальный доклад об инновациях: краткий обзор // BCG Review – февраль 2016, - с.9-15
  36. Сергеева А.Е. Национальная инновационная система как основа развития российской экономики / А.Е. Сергеева // Вопросы экономики и права, №4.- 2012.
  37. Система менеджмента для управляющих компаний инновационныхтерриториальных кластеров РФ. Отчет подготовлен НИУ ВШЭ и Фондом ЦСР «Северо–Запад», 2014.
  38. Развитие фотоники в России и мире :публичн. аналит. доклад.- М.: Битуби, 2016.- с.19-27
  39. Тлисов Азамат Борисович, Киселева Наталья Николаевна Внедрение проектного управления в деятельность органов власти региона как механизм повышения его инвестиционной привлекательности // Управленческое консультирование. 2016. №12 (96).
  40. Финансирование инновационного развития : сравнительный обзор опыта стран ЕЭК ООН в области финансирования на ранних этапах развития предприятий. Перевод с английского – СПб.: РАВИ, 2008
  41. Фролов А.С., Дежина И.Г. Оценка развития фотоники в России: рынки и государственная поддержка // ЭКО. – 2016. – №9- с. 32-46
  42. Altukhova N.F., Vasileva E.V., Slavin B.B. Concept for a new approach to project management in the activities of public servants. // Business Informatics. 2016. No. 4 (38). P. 60–69.
  43. OECD , The Innovation Imperative: Contributing to Productivity, Growth and Well-Being, 2015, p. 121-149
  44. Veugelers R., Schweiger H. Innovation policies in transition countries: one size fits all? Economic Change and Restructuring 49 (2-3), 241-267, 2016. 20.
  45. Годовой отчет о выполнении государственной программы Пермского края «Экономическое развитие и инновационная экономика» за 2015 год URL: http://www.minpromtorg.permkrai.ru/reporting/public-reporting/ (дата обращения: 16.12.2018)
  46. Годовой отчет о выполнении государственной программы Пермского края «Экономическое развитие и инновационная экономика» за 2016 год URL: http://www.minpromtorg.permkrai.ru/reporting/public-reporting/ (дата обращения: 16.12.2018)
  47. Иванова О., Сорокина А.Рейтинг инновационных регионов для целей мониторинга и управления: версия 2016 / Ассоциация Инновационных Регионов России (АИРР). М., 2017. URL: http://www.i-regions.org/upload/nasait.pdf (дата обращения: 16.12.2018)
  48. Карта кластеров России http://clusters.monocore.ru/list
  49. Организация системы проектного управления в органах государственной власти и местного самоуправления Пермского края. Презентация заместителя директора департамента мониторинга Администрации губернатора Пермского края. URL: http://www.msu.zsperm.ru/s6/meropriyatiya/2017_Proektnaya_deyatelnost.pdf (дата обращения: 16.12.2018)
  50. Перечень - список промышленных кластеров России - 2017-2018 URL:http://russiaindustrialpark.ru/article/perechen-spisok-promyshlennyh-klasterov-rossii-2017-2018 (дата обращения: 16.12.2018)
  51. Перечень-список особых экономических зон России – 2017-2018 http://russiaindustrialpark.ru/en/node/2943
  52. Портал "Национальный центр по мониторингу инновационной инфраструктуры научно-технической деятельности и региональных инновационных систем" http://www.miiris.ru/ (дата обращения: 16.12.2018)
  53. Презентация кластера «Фотоника» URL: http://www.minpromtorg.permkrai.ru/industry/documents/ (дата обращения: 16.12.2018)
  54. Рейтинг инновационного развития субъектов Российской Федерации. Выпуск 4 / под ред. Л. М. Гохберга; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». — М.: НИУ ВШЭ, 2016. — 248 с. URL: https://issek.hse.ru/news/185892548.html (дата обращения: 16.12.2018)
  55. «Россия 2025: от кадров к талантам». Аналитический доклад The Boston Consulting Group, World Skills Russia, Global Education Futures, 2017) URL: http://d-russia.ru/wp-content/uploads/2017/11/Skills_Outline_web_tcm26-175469.pdf (датаобращения: 06.12.2018)
  56. Стратегия развития инновационного кластера Республики Мордовия «Brightcity» до 2020 года. https://www.hse.ru/mirror/pubs/share/213095531 (дата обращения 17.04.2018)
  57. Технологическая платформа «Инновационные лазерные, оптические и оптоэлектронные технологии — фотоника» (ТП «Фотоника»). Стратегическая программа на 2015-2025. http://www.photonica.cislaser.com/data/data/dokumenty/strateg.prog.2015-2025.pdf. (дата обращения: 16.12.2018)
  58. Anderson S. G. SPIE Industry Update. Presentation, San Francisco, CA, 2015. 9 Febr. URL: http://spie.org/Documents/Industry%20relations/SPIE%202015%20Market%20Profile%20Analysis.pdf (дата обращения: 16.12.2018)
  59. Bloomberg Innovation Index 2017 URL:https://www.bloomberg.com/news/articles/2017-01-17/sweden-gains-south-korea-reigns-as-world-s-most-innovative-economies (дата обращения: 16.12.2018)
  60. Doing Business 2017 URL:http://www.doingbusiness.org/reports/global-reports/doing-business-2017 (дата обращения: 16.12.2018)