Добавлен: 23.05.2023
Просмотров: 122
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1.1 Трансформация функций золота в мировой экономике
1.2 Методы исследования влияния мирового рынка золота на национальные экономики
1.3 Анализ конъюнктуры мирового рынка золота
ГЛАВА 2. ФОРМИРОВАНИЕ СОВОКУПНОГО СПРОСА НА МИРОВОМ РЫНКЕ ЗОЛОТА И МЕСТО РОССИИ В ЭТОМ ПРОЦЕССЕ
2.1 Факторы, определяющие формирование совокупного спроса на золото
2.2 Динамика совокупного спроса на золото и тенденции его развития
2.3 Роль России в формировании совокупного спроса на мировом рынке золота
Среди местных контролируемых рынков выделяется рынок золота в Саудовской Аравии, который обеспечивает сырьем ювелирную промышленность за счет импорта.
При том положении, когда доллар, евро и иена являются главными валютами в мире, было бы ошибкой игнорировать роль золота, так как оно является вторым по важности резервным средством. Золотой баланс человечества составляет 234,2 тыс. т., причем 145,2 - добыто за всю историю человечества, 22,2 - утеряно или использовано в невосполнимых и неподдающихся учету промышленных процессах, 33,0 - хранятся в центральных банках, 91,0- находятся в частном владении в виде ювелирных изделий, золотых монет и слитков, 89,0 - находится в недрах, 43,0 - могут быть извлечены экономически оправданным способом.
На страны ЕС в натуральном выражении приходится 14 тыс. т. золота, в то время как на США - 9 тыс. т. (рис.2.).
Рис. 2. Мировые держатели золота
Европа, таким образом, будет играть большую роль в определении роли золота в будущем международной валютной системы. Ситуация в мировых пропорциях распределения золота постепенно меняется. После Первой мировой войны только одна страна - США - обладала запасом золота, достаточным, чтобы обеспечить конвертируемость в золото своих денег; в это время США обладали 2/3 мировых запасов золота. Было бы ошибкой считать, что Европа будет принимать участие в распродаже своих запасов золота. Никто из крупных держателей не заинтересован в снижении ценности такого важного резервного актива. Вместе с тем Европа считает, что ее золотой запас до сих пор еще не оценен как средство повышения доверия к евро.
ГЛАВА 2. ФОРМИРОВАНИЕ СОВОКУПНОГО СПРОСА НА МИРОВОМ РЫНКЕ ЗОЛОТА И МЕСТО РОССИИ В ЭТОМ ПРОЦЕССЕ
2.1 Факторы, определяющие формирование совокупного спроса на золото
Основным потребителем наличного золота является ювелирная промышленность, спрос в которой в значительной степени определяется ценой золота: чем ниже цена, тем выше спрос. Но эта закономерность действует в периоды мирового экономического подъема, а в периоды спада спрос в ювелирной промышленности уменьшается и при относительно низких ценах.
Несмотря на разнородную ценовую конъюнктуру международного рынка золота, доминирующей тенденцией последних двух десятилетий XX в. являлся устойчивый объем потребления желтого металла. Этого мнения придерживается А. Э. Абалов, выделяя в качестве важнейшей характеристики рынка золота расширение физической емкости мирового рынка золота. Как показывают данные, за период с 2002 по 2006 гг. спрос по ювелирной промышленности практически не изменялся, отмечена лишь небольшая повышательная тенденция (к концу анализируемого периода прирост всего лишь 6,0%). Однако на 15% увеличился спрос со стороны чистых инвестиций в розницу и промышленность (6,9%). Это является фактом, свидетельствующим о перераспределении золота.
Но это касается спроса на золота только в тоннах, тогда как в стоимостном измерении ситуация более ярко выражена: увеличение спроса произошло в 2004 г. в среднем на 20-21%. Особенно это коснулось чистых инвестиций в розницу и промышленности. Стоимость унции золота с 2003 по 2004 гг. выросла на 12%, что достаточно ощутимо для потребителей на рынке золота.
Причем, если до середины 1980-х гг. основными потребителями золота были развитые страны, то, начиная с конца 1980-х гг., рост спроса на золото обеспечивался, прежде всего, за счет роста потребления золота в странах третьего мира. На сегодняшний день именно развивающиеся страны являются главными потребителями физического золота.
Тем самым, можно сказать, что с географической точки зрения основное потребление золота последние годы перешло с Запада (США и Европа) на Восток (Азия) (таблица 2.).
Таблица 2.
Ведущие страны-потребители золота, т.
1986 |
1990 |
1994 |
1999 |
2004 |
|||||
Италия |
107,0 |
Италия |
253,0 |
Италия |
381,0 |
Италия |
446,0 |
Индия |
644,0 |
США |
59,1 |
Индия |
173,4 |
Индия |
238,6 |
Индия |
400,6 |
Италия |
511,0 |
Индия |
50,0 |
США |
111,1 |
Турция |
130,9 |
Китай |
204,0 |
США |
178,2 |
ФРГ |
32,0 |
Турция |
75,4 |
США |
126,6 |
Саудовская |
153,1 |
Китай |
166,0 |
Япония |
28,6 |
Япония |
60,7 |
Япония |
109,5 |
США |
148,3 |
Саудовская |
149,2 |
Бразилия |
19,5 |
Саудовская |
44,0 |
Тайвань |
95,0 |
Индонезия |
133,0 |
Индонезия |
126,0 |
Испания |
18,0 |
Египет |
42,5 |
Таиланд |
85,5 |
Турция |
110,4 |
Турция |
115,0 |
Египет |
17,0 |
Индонезия |
40,0 |
Индонезия |
83,9 |
Тайвань |
102,0 |
Египет |
114,3 |
Индонезия |
15,0 |
Тайвань |
31,0 |
Гонконг |
69,1 |
Гонконг |
82,0 |
Малайзия |
68,0 |
Швейцария |
14,7 |
ФРГ |
29,5 |
ФРГ |
49,8 |
Япония |
78,0 |
Тайвань |
63,0 |
Нетрудно подсчитать, что за последние два десятилетия XX в. спрос на металл в ведущих странах вырос примерно на 50%, тогда как в развивающихся странах этот показатель исчисляется сотнями процентов. Таким образом, на долю стран третьего мира приходится сегодня почти две трети мирового спроса на физический металл.
Складывается следующая ситуация: золотодобытчики, поставляя основные объемы золота на мировой рынок, обладают сравнительно малыми возможностями влиять на цену товара чисто экономическими методами - изменением объемов предложения при изменениях цен. Им остается два пути. Первый из них - воздействовать на политику международных банков с целью снижения и упорядочения последними объемов регулярных продаж золота. Второй - приспосабливаться к большим колебаниям цен, уметь так снижать удельные издержки в периоды падения цен, чтобы и в этих условиях обеспечить рентабельность производства.
Основными продуцентами золота в последние годы являются ЮАР, США, Китай, Австралия, Перу, Россия, Индонезия и Канада. На эти страны приходится более двух третей добываемого в мире золота. За 13 лет производство золота выросло в Перу почти на 850%, в Индонезии - на 368%, в Китае - на 180%, в Мексике - более чем на 100%. В то же время в ЮАР, которая традиционно считалась основным производителем желтого металла в мире, производство за этот период сократилось почти на половину.
В 2007 году Китай стал главным мировым производителем золота, отобрав первенство у Южной Африканской республики. Китайское производство золота увеличилось в 2007 году на 12% по сравнению с 2006 годом и достигло рекордной величины – 272 тонны.
Британская консалтинговая компания Gold Fields Mineral Services (GFMS) на днях опубликовала обзор, посвященный итогам мирового производства золота в 2007 году. Эксперты компании утверждают, что по итогам прошлого года Китай по объемам добычи этого драгметалла обогнал многолетнего лидера отрасли — Южно-Африканскую Республику. По данным GFMS, в 2007 году ЮАР снизила производство золота на 8%, до 272 т, тогда как Китай, напротив, увеличил на 12%, до 276 т. Эти цифры превзошли ожидания самих аналитиков GFMS: в своем обзоре в середине 2007 года они отмечали, что Китай сможет стать лидером мировой золотодобычи лишь через пять лет. По итогам 2006 года Поднебесная с показателем в 240 т занимала в мировой табели о рангах всего лишь третью строчку — после ЮАР (275 т) и США (260 т).
2.2 Динамика совокупного спроса на золото и тенденции его развития
На цену золота влияет множество факторов, действующих на ее повышение и снижение. Кроме уровня спроса золота в ювелирной и других отраслях промышленности, на его цену влияют политика центральных банков и поведение инвесторов, курс акций и изменение ставок банковского процента, уровень инфляции и курса валют. Данные факторы в целом отражают соответствующую реализацию концепции рациональных ожиданий и, прежде всего, инвесторов.
На формирование цен Лондонского, Цюрихского, Нью-Йоркского, Сиднейского и других ведущих рынков золота экономические и политические факторы оказывают влияние, если они имеют глобальный характер.
Что касается, локальных внутренних рынков, то на цену золота воздействуют политическая и экономическая ситуации стран региона. Доступность региона, обеспеченность металлом, расстояние до источников снабжения, степень риска, физическая форма продаваемого золота, развитие ювелирной промышленности, материальный уровень жизни населения и его склонность к тезаврации золота, а также степень вмешательства правительства в деятельность рынка.
В свою очередь, на спрос оказывают влияние множество других факторов. Их действие может быть предсказано заранее или, наоборот, неочевидно. Попытаемся сгруппировать факторы, относимые к числу главных при прогнозировании совокупного спроса на золото.
1. Инфляционные ожидания. Это один из основных факторов, определяющих спрос на золото. Усиление покупательной активности на рынках драгоценных металлов происходит, прежде всего, на фоне нестабильности финансовой ситуации и быстрого роста цен на потребительские товары. В этом случае инвесторы могут обратить внимание
на драгоценные металлы, стремясь застраховать часть своих вложений, что выразится в некотором росте цен на золото.
2. Система валютных курсов. Цены на золото находятся под влиянием изменений валютных курсов по отношению к американскому доллару, в связи с чем изменяется цена золота в других валютах. Если курс данной валюты к доллару падает, то это приводит к удорожанию золота в этой валюте, что, в свою очередь, стимулирует продажи металла на местном рынке или, по крайней мере, увеличивает предложение золота. Если валюта укрепляется по отношению к доллару, это означает замедление роста цен на золото в местной валюте по отношению к долларовой цене, что стимулирует покупательный спрос на золото в регионе. Особого внимания заслуживают валюты стран, являющихся крупными потребителями, либо крупными производителями золота. Изменение курсов валют этих стран к доллару оказывает прямое влияние на региональные рынки, стимулируя тем самым либо спрос, либо предложение (особенно, форвардные продажи золотодобытчиков).
3. Система процентных ставок. По-прежнему является одним из важнейших факторов при принятии решения об инвестициях в драгоценные металлы. При прочих равных условиях более высокие процентные ставки делают золото менее привлекательным для инвестиций, хотя зачастую рост ставок может свидетельствовать о нарастании в экономике инфляционных тенденций.
4. Изменение доходности альтернативных финансовых инструментов. Это обусловлено взаимосвязями динамики курса доллара и цен на золото. Разнонаправленность движения этих показателей обусловлена историческим ходом конкурентной борьбы, которую вели между собой доллар и золото за право верховенства в рамках мировой валютной системы. Следовательно, факторы, вызывающие снижение курса доллара (прежде всего, ухудшение общеэкономической ситуации в США), в той или иной мере могут стимулировать рост цен на драгоценные металлы.
Следует также обратить внимание на достаточно сильную корреляцию между отдельными сегментами рынка драгоценных металлов, хотя в последнее время металлы платиновой группы ведут себя все более независимо от золотых цен. Также нужно отметить наличие сезонного характера колебаний цен на золото. Обычно, зимой спрос на металл возрастает, т. к. в январе в Индии начинается свадебный сезон, который не обходится без подарков из золота, а другой крупный потребитель золота — Китай - отмечает Новый год по лунному календарю. Наоборот, летом спрос на металл несколько снижается, что отражается на котировках золота.
Одним из главных достоинств драгоценных металлов является то, что они движутся в противофазе с фондовыми активами, иными словами, имеют с ними негативную корреляцию. Причем, этим свойством могут воспользоваться как консервативные, так и агрессивные инвесторы (таблица 4). Неслучайно, что многие консультанты по инвестициям рекомендуют часть портфеля держать в драгоценных металлах, особенно, если в портфеле доминируют такие активы как акции и облигации.
Таблица 3.
Основные формы инвестиций в драгоценные металлы: преимущества и
недостатки
Формы инвестиций |
Преимущества |
Недостатки |
|
Слитки |
Небольшие начальные вложения; быстрая конвертируемость в наличные; международное признание; повсеместная и круглосуточная котировка |
Должны содержаться в безопасном месте; должны подвергаться анализу при заключении сделок; не слишком интересны с точки зрения доходности |
|
Акции компаний, добывающих драгоценные металлы |
Возможность увеличения ценности сбережений от роста курсовой стоимости и дивидендов |
Требуют больших по размерам инвестиций и специфических знаний о рынке акций |
|
Взаимные фонды, ориентированные на вложения в драгоценные металлы |
Наличие выбора между фондами; диверсификация вложений среди многих инструментов |
Требуют больших но размерам инвестиций и специфических знаний 0 рынке акций |
|
Слитковые (булионные) |
Относительно недорогие; удобные для хранения и транспортировки; |
Должны содержаться в безопасном месте; не слишком |
|
монеты |
быстро конвертируются в наличные; международное признание; повсеместная и круглосуточная котировка |
интересны с точки зрения доходности; продаются с премией к слиткам соответствующего металла |
|
Медальоны |
Возможность выбора более и менее дорогих; удобные для хранения и транспортировки |
Подобны монетам, но не всегда просто превратить в деньги, если не имеют клейма признанного изготовителя |
|
Сертификаты и металлические счета |
Высокая ликвидность; нет риска хранения; нет налогов; наличие котируемых цен |
Несколько дней задержки при выдаче металла; нет владения физически металлом |
|
Специальные планы аккумуляции |
Инвестирование малых сумм; высокая ликвидность; нет налогов и затрат на хранение; усреднение цен; невысокие издержки |
Нет владения физически металлом |
|
Фьючерсы |
Спекулятивная привлекательность; ликвидность; наличие котируемых цен; нет риска хранения; рычаг снижает время безработицы капитала |
Множество торговых ограничений; высокий риск; неограниченные возможности убытков; наличие специальных знаний рынка |
|
Опционы |
Спекулятивная привлекательность; ликвидность; нет риска хранения; рычаг снижает время безработицы капитала; наличие границ риска |
Торговые ограничения; высокий риск; менее ликвидный, чем фьючерс; наличие знаний рынка |