Добавлен: 23.05.2023
Просмотров: 2630
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ В ПРОЦЕССЕ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКА
1.1 Речь и ее общая характеристика. Культура речи
1.2 Особенности речевого развития ребенка в дошкольном возрасте
ГЛАВА 2. СЕМЬЯ И ЕЕ ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ ВОСПИТАНИЯ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ РЕБЕНКА
2.1 Семья как важнейший фактор воспитания культуры речи
2.2 Направления, методы и средства воспитания культуры речи ребенка в семье
ВВЕДЕНИЕ
Одно из основных отличий человека от мира животных – это наличие у него особого психического процесса, который называется речью. Это отличие отражает закономерности физиологического, психического и социального развития человека и поэтому играет особую роль в психологической науке. Речь – это процесс общения людей с помощью языка. Для того чтобы человек умел говорить и понимал чужую речь, ему нужно знать язык и уметь этим языком пользоваться. Речевое общение представляет собой достаточно сложный процесс, который характеризуется определенными особенностями и закономерностями.
Речь формируется постепенно в процессе развития ребенка. В формировании и развитии речи условно выделяется несколько этапов, отличающихся рядом особенностей. Особый интерес представляет проблема формирования культуры речи ребенка в дошкольном возрасте.
Сегодня часто отмечается наличие кризиса семьи и культуры. Жаргонизмы, сленг, вульгарная речь становятся обыденным явлением, на таком языке говорят и дети, и взрослые. При этом исследования в области лингвистической психологии доказывают, что именно семья обладает огромным воспитательным потенциалом в аспекте формирования речевой культуры ребенка. Правильность, лексическое богатство речи родителей, беседы с детьми, чтение вслух и т.д. – все это важнейшие семейные традиции, в которых сосредоточена сила семейного воспитания культуры речи. Именно этим и обусловлена актуальность рассмотрения данной проблемы в рамках курсовой работы.
Объектом курсовой работы является речевое развитие детей дошкольного возраста.
В качестве предмета выступает роль семьи в воспитании культуры речи.
Цель курсовой работы: изучить роль семьи в воспитании культуры речи ребенка.
Данная цель конкретизирована в следующих задачах:
1. Изучить общую характеристику речи, проблему речевой культуры.
2. Определить особенности речевого развития ребенка в дошкольном возрасте.
3. Охарактеризовать семью как важнейший фактор воспитания культуры речи.
4. Рассмотреть основные направления, методы и средства воспитания культуры речи ребенка в семье.
В работе использовались методы теоретического исследования литературных источников по указанной проблематике (анализ, синтез, индукция, дедукция, а также обобщение, конкретизация и т.д.).
Курсовая работа характеризуется следующей структурой: содержание, введение, основная часть работы, которая включает в себя две главы, заключение, а также список использованной литературы. Во введении обоснована актуальность рассматриваемой темы, поставлены цель и задачи, сформулирован предмет и объект исследования. В рамках первой главы работы рассматривается общая характеристика речи, сущность культуры речи, а также проблема речевого развития дошкольника. Вторая глава посвящена непосредственно анализу роли семьи в воспитании культуры речи ребенка. В заключении приведены основные выводы, которые можно сделать в результате анализа, проведенного в рамках курсовой работы.
ГЛАВА 1. ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ В ПРОЦЕССЕ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКА
1.1 Речь и ее общая характеристика. Культура речи
Речь – это исторически сложившаяся форма общения людей посредством языка[1]. Понятия «язык» и «речь» необходимо различать. Язык – это система условных символов, при помощи которых осуществляется передача сочетаний звуков, имеющих определенное значение и смысл для людей. Язык вырабатывается обществом и представляет собой форму отражения в общественном сознании людей их общественного бытия. Язык, формируясь в рамках общения людей, является вместе с тем продуктом общественно-исторического развития. Один из его феноменов заключается в том, что каждый человек застает уже готовый язык, на котором говорят окружающие люди, и усваивает его в процессе своего развития. Однако, став носителем определенного языка, человек выступает в качестве потенциального источника его развития и модернизации[2].
Язык представляет собой достаточно сложное образование. Любой язык имеет, в первую очередь, определенную систему значащих слов, которая называется лексическим составом языка. Помимо этого, язык имеет систему разных форм слов и словосочетаний, что составляет его грамматику, а также звуковой (фонетический) состав, который является свойственным только данному языку.
Основным предназначением языка является то, что он обеспечивает закрепление значения за каждым словом. Любое значение слова всегда является обобщением. Уникальная особенность человеческого языка – его способность аккумулировать знания, добытые поколениями людей. Благодаря этой способности язык стал носителем общественного сознания[3].
Речью, в отличие от языка, называется сам процесс словесного общения, который может осуществляться в разных формах (сообщение, вопрос, указание и т.д.). Общение с помощью языка с психологической точки зрения – это не менее сложное явление, чем сам язык. Для того чтобы с помощью речи передать определенную информацию, нужно не просто подобрать слова, но и конкретизировать их, что достигается через введение в определенный контекст. Кроме содержания, которое передается через речевые сообщения, в речи выражается эмоциональное отношение человека к тому, что он говорит. Это явление носит название эмоционально-выразительной стороны речи. Речь может иметь также психологическую сторону, так как в ней часто заключен смысловой подтекст, который отражает цель (мотив) речи, с которой говорится определенная фраза.
Таким образом, речевое общение является сложным и многосторонним процессом. А.Н. Леонтьев указывает, что любой речевой акт представляет собой решение определенной психологической задачи, которая требует различного построения и применения определенных средств в зависимости от формы и вида речи, конкретных обстоятельств и целей общения[4].
Речь человека достаточно многообразна и имеет разные формы. Однако, какая бы форма речи не использовалась, она будет относиться к одному из двух основных видов речи: устной или письменной речи. Необходимо отметить, что оба указанных вида имеют некоторое сходство. Это сходство заключается в том, что в современных языках письменная речь, как и речь устная, является звуковой. Знаки письменной речи передают звуковой состав слова, а не выражают непосредственное значение.
Основной исходный вид устной речи – речь, которая протекает в форме разговора (диалогическая речь). Ее особенность заключается в активной поддержке собеседником, то есть в процессе разговора здесь принимают участие двое. Разговорная речь вследствие этого представляет собой наиболее простую форму речи.
Другая форма речи – речь, которая произносится одним человеком. Слушатели в это время воспринимают речь говорящего человека, но не принимают в ней участие напрямую. Такая речь называется монологической речью (монологом). Монологическая речь – это, к примеру, речь лектора, докладчика и т.д. С психологической точки зрения такая речь более сложная, чем речь диалогическая, так как требует от говорящего человека умения связно, строго последовательно излагать мысли, оценивать то, как информация усваивается людьми и т.д. Как диалогическая, так и монологическая речь может быть активной либо пассивной. Активная форма речи представляет собой речь говорящего человека, пассивная речь – речь человека, который слушает. Когда человек слушает, то повторяет про себя речь говорящего. Внешне это не проявляется, но при этом речевая деятельность имеет место.
Еще один вид речи – письменная речь. Она отличается от устной речи не только графическим изображением при помощи письменных знаков. Одним из важнейших отличий является то, что в устной речи слова строго следуют одно за другим. В письменной речи дело обстоит иначе – как пишущий, так и читающий имеют в поле своего восприятия одновременно ряд слов, а в тех случаях, когда в этом есть потребность, они могут вновь вернуться на несколько строк или страниц назад. Это создает определенные преимущества письменной речи. Письменную речь проще понять, в то же время она является более сложной формой речи, так как требует продуманного построения фраз, точности изложения мыслей и т.д.
Существует еще одно общее деление видов речи. Здесь выделяется внутренняя и внешняя речь. Внешняя речь связана с процессом общения, с обменом информацией. Внутренняя речь связана, в первую очередь, с обеспечением процесса мышления. Это достаточно сложное явление, которое обеспечивает связь мышления и речи.
Необходимо отметить, что любой вид речи выполняет ряд функций. Функция выражения состоит в том, что при помощи речи человек выражает свое отношение к предметам, явлениям и самому себе. При высказывании отношения к чему-либо речь человека, как правило, имеет определенную эмоциональную окраску, что способствует пониманию окружающими людьми нашего отношения к тому, о чем идет речь.
Функция воздействия заключается в том, что при помощи речи человек пытается побудить другого человека (группу людей) к определенному действию, сформировать определенную точку зрения на что-либо и т.д. Как правило, эта функция осуществляется через призыв, убеждение, приказ.
Функция сообщения состоит в обмене мыслями и информацией между людьми при помощи слов. Эта функция обеспечивает осуществление контактов между людьми. В процессе таких контактов организуется не только обмен информацией, но также и взаимодействие между людьми.
Функция обозначения состоит в способности давать предметам и явлениям определенные названия. Благодаря этой функции, человек способен мыслить отвлеченно, при помощи абстрактных понятий, вести обмен информацией с другими людьми[5].
Рассматривая речь как средство общения, необходимо отметить, что в филогенезе речь, вероятно, выступала именно как способ обмена информацией между людьми. У многих животных достаточно развиты средства коммуникации, можно обнаружить выразительные движения, которые связаны с так называемыми социальными эмоциями (жесты, мимика). Для многих животных речь является не только системой эмоционально-выразительных реакций, но и средством психологического контакта с себе подобными. Такую же роль, формирующаяся в онтогенезе речь, изначально выполняет и у человека[6].
Однако главная функция речи у человека все же состоит в том, что она является инструментом мышления. В слове как в понятии заключается намного больше информации, чем может нести в себе простое сочетание звуков. Факт о неразрывной связи мышления и речи доказывается большим количеством исследований (к примеру, исследования участия голосового аппарата в решении умственных задач, показывающие повышенную активность голосовых связок в самые напряженные моменты мышления).
Слово выражает обобщение, так как является формой существования понятия, формой существования мысли. Генетически речь возникла вместе с мышлением в процессе общественно-трудовой практики и развивалась в процессе общественно-исторического развития человечества в единстве с мышлением. При этом речь все же выходит за пределы соотношения с мышлением. Существенную роль здесь играют также эмоциональные моменты: речь связана с сознанием в целом[7]. Нельзя не отметить также связь речи с волевыми действиями человека. Волевое действие представляет собой сознательное, целенаправленное действие, посредством которого человек осуществляет определенную поставленную перед собой цель.
Особый интерес при характеристике речи представляет проблема речевой культуры. Культура речи представляет собой такое речевое мастерство, умение выразительного и доступного изложения человеком собственных мыслей. В качестве вершины речевой культуры рассматривается литературный язык (образцовая форма общенародного языка, обработанная мастерами). Правильности человеческого языка мешает влияние большого количества диалектов, жаргонов, просторечия, а также засорения речи ненужными штампами. Борьба с этим – повышение общей, а также языковой культуры людей.
Л.А. Введенская определяет культуру речи как совокупность качеств, оказывающих оптимальное воздействие на адресата, учитывая конкретную ситуацию в соответствии с поставленными задачами и целями. Здесь отмечается понятность, точность, чистота речи. Важную роль играет также ее разнообразие и богатство, правильность и выразительность[8].
Таким образом, речь представляет собой сложный феномен, который выполняет в жизни человека ряд важнейших функций. Развитие речи – сложный процесс, включающий несколько этапов.
1.2 Особенности речевого развития ребенка в дошкольном возрасте
Развитие культуры речи в дошкольном возрасте представляется одной из наиболее серьезных задач воспитания. Овладение родным языком самым тесным образом связано с развитием сознания ребенка, с познанием окружающей действительности, с развитием всех сторон личности.
Дошкольный возраст представляет собой очень важный период речевого развития. Главная особенность этого периода – то, что речь ребенка развивается в процессе речевого общения, что определяет важность развития и совершенствования все более сложных языковых форм. Кроме того, речь начинает иметь для ребенка особое значение. Ребенок сам начинает рассказывать, при этом иногда фантазируя и часто отвлекаясь от конкретной ситуации. Можно говорить о том, что на данном этапе речевое общение является одним из основных источников развития мышления.