Файл: Акцентуированные черты личности руководителя - особенности управления персоналом.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.05.2023

Просмотров: 108

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Кроме основных стилей, что были описаны выше, стоит выделить еще два типа - экстравертированная и интровертированная акцентуации личности. При экстравертированности в мыслях и поведении человека преобладает мир ощущений и восприятий. Он больше сосредоточен на внешнем, окружающем мире и его проявлениях. Такие люди легко заводят знакомства, обладают высокой контактностью и приспособляемостью к обстоятельствам. Их взгляды (социальные, политические, религиозные) соответствуют общепринятым.

Интровертированная личность, напротив, живет не столько восприятиями и ощущениями, сколько собственными представлениями. Поэтому внешние события влияют на жизнь такого человека относительно мало, гораздо важнее то, что он о них думает. У интровертов преобладает тенденция предварительно обдумывать и оценивать решения. Они обо всем имеют собственное мнение, способны генерировать оригинальные идеи, однако не очень общительны, не стремятся к расширению круга знакомых, иногда им просто трудно вступать во взаимоотношения с другими людьми. Как следствие - замкнутость, равнодушие, затворнический образ жизни.

У руководителей с интровертированным типом акцентуации постепенно формируется своеобразный отчужденный стиль руководства, для которого характерен принцип невмешательства и ухода. При таком стиле руководства организация характеризуется сосредоточенностью на внутренней жизни, недостаточным изучением внешнего окружения, препятствованием свободному потоку информации, концентрация которой используется руководителями второго-третьего звена как источник власти. Такие организации варятся в собственном соку, практически не имея новостей о внешнем деловом мире.

Руководитель - интроверт склонен воздерживаться от личных контактов с сотрудниками организации (часто бывает недоступен даже в приемные дни и часы), предпочитая общаться с ними через письменные указания или через своих заместителей. В итоге управленческие полномочия по умолчанию делегируются руководителям второго звена, которые формируют свои конкурирующие «кланы», продвигая собственные интересы. Каждый такой «клан» старается повлиять на первого руководителя и продвинуть свои проекты, отодвигая на задний план проекты других. Как следствие — организация может бросаться из крайности в крайность, периодически круто менять направление деятельности, когда усиливается влияние нового клана и власть переходит в новые руки.

В результате длительного отчужденного руководства организация оказывается расколотой, раздираемой на части изнутри, между функциональными подразделениями возникает жесткая конкуренция и множество разногласий, что заканчивается проблемами координации и взаимодействия. В итоге организация становится очень уязвимой для любого негативного воздействия извне.


Рассмотренные выше невротические стили руководства - это своеобразное описание «клинической картины заболевания», которое поможет сотрудникам кадровой службы вовремя и правильно «поставить диагноз» и направить усилия не на устранение «симптомов», а на поиск причин дисфункциональности стиля руководства, т. е. на лечение «заболевания». Следует отметить, что первыми признаками такого «заболевания» являются ослабление мотивации, низкое удовлетворение работой, повышение текучести кадров.

Какие же меры нужно предпринимать, обнаружив «первые симптомы»?

Более радикальным средством будет периодическая ротация руководящих кадров, поскольку многие руководители в какой-то момент своей карьеры начинают страдать «звездной болезнью». Они привыкают к власти, хотят все больше привилегий, более высокой зарплаты, а также начинают верить в то, что только они могут принимать единственно правильные решения. Все эти составляющие способны лишь усугубить дисфункциональность руководства, а следовательно, значительно снизить эффективность деятельности организации в целом.

Глава II. Акцентуированные черты личности руководителя: особенности управления персоналом

2.1 Основные черты личности руководителя и типы характера

Характер человека - врожденное состояние, но существенную роль в его формировании играет воспитание и ближайшее окружение (микросоциум). Личность - это сложная организация шести систем: гомеостатической, эмоциональной, перцептивной, когнитивной, моторной и системы побуждений. Каждая система имеет определенную степень автономности, но все они соотнесены между собой.

Наиболее важны для функционирования личности и для социального взаимодействия четыре системы: эмоциональная, перцептивная, когнитивная и моторная. Эти четыре системы совместно формируют основу уникального человеческого поведения. Многогранность характера заключается в том, что в различных ситуациях у человека могут проявляться разные, нередко противоположные свойства, при этом единство его характера мало того, что сохраняется, но в этом оно и проявляется. Характер также иногда отождествлялся с волей человека, хотя воля - это сила характера, его твердость, настойчивость и решительность.


Основные черты характера задают направленность развитию всего комплекса черт, в том числе и второстепенным чертам, которые определяются основными. Количественно каждая из черт может достичь своего предела, пока еще являющегося нормальным проявлением. Чрезмерная выраженность черт характера и их сочетание в крайних проявлениях нормы называется акцентуацией характера . Это уязвимость психотравмирующего воздействия на слабое звено данного типа характера при устойчивости к другим воздействиям. Проявление АХ происходит тогда, когда задействуется именно эта уязвимая точка характера.

Различают явные и скрытые акцентуации характера. Явные относятся к крайней границе нормы и отличаются постоянными чертами определенного типа характера. Скрытые - обычная норма, слабовыраженная или не выраженная вообще. Они могут проявляться в результате воздействия различных факторов на место наименьшего сопротивления.

Явные и скрытые акцентуации характера могут заменяться под воздействием различных обстоятельств, в зависимости от деятельности человека, его воспитания, окружения. Выделяют несколько типов характеров, которые могут быть в врожденными или приобретенными в результате воспитания и влияния микросоциума:

Согласно Карпову В.В, классифицировать характер человека можно по двум признакам: сила внутренних убеждений личности и активность взаимодействия с внешним миром.

Таким образом, можно обозначить 4 типа характера:

I тип: сильный, активный;

II тип: сильный, пассивный;

III тип: слабый, активный;

IV тип: слабый, пассивный.

Сильный тип - характеризуется как упорный, упрямый, верный, консервативный, уверенный, самоуверенный, непреклонный, а активный тип - как общительный, диктующий, навязывающий, лидирующий, заводила.

I тип - диктатор, тиран (возможно, домашний), лидер или активист какой-либо партии или общественного движения, убежденный в своей правоте и навязывающий свое мнение другим.

II тип - это тип, также уверенный в своих идеалах, но скорее не навязывающий, а хранящий их, или навязывающий неявно; тип монаха-отшельника или "серого кардинала".

III тип - тип лидера, для которого принципиально неважно, куда вести, лишь бы всегда быть "на коне". В политике это руководитель, прозревающий при каждой смене власти и остающийся в своем кресле, а в дружеской компании - просто "душа общества"; типичный характер артиста.

IV тип - тип исполнителя, убеждения которого соответствуют общепринятым, либо зависят от мнения авторитетов; наиболее гибкий и неконфликтный тип.


Можно представить следующую схему взаимодействия (подавления) людей с разными типами характера. Следует заметить, что наихудшие возможности взаимодействия у типа II с типом III, так как в этой паре нет явного ведущего и явного ведомого: они оба пытаются вести по разным признакам.

В сфере профессиональной карьеры наибольшие шансы стать руководителем имеет I тип, как обладающий способностью к стратегическому командованию. Но не существует предприятий, состоящих из одних руководителей. Требуются и исполнители, и притом в гораздо большем количестве, чем командиры; и в этом смысле у IV типа гораздо больше шансов иметь удовлетворяющую его работу. К сожалению, многие руководители фирм, подбирая персонал, отдают предпочтение "энергичным и целеустремленным", что не всегда оправдано с точки зрения наибольшей эффективности работы предприятия.

В качестве разного рода продавцов и агентов большие шансы на успех имеет III тип, который успешно может исполнять функции руководителя нижнего звена, как способный к тактическому командованию.

Тип II может достичь успеха на должностях, требующих способности к стратегическому планированию и ограниченному руководству (заместители руководителей высшего и среднего звена и руководители среднего звена).

Стоит отметить, что далеко не всегда можно однозначно определить тип характера, что связано отчасти с наложением характера на определенный тип темперамента, свойственный данному человеку и, в большей степени, в связи с возможным постепенным изменением характера от одного типа к другому. Темперамент проявляется у человека в характеристиках темпоритмов, интенсивности, выносливости, чувствительности и степени открытости психических (внутренних) и сенсомоторных (поведенческих или внешних) действий. Темперамент определяется наследственностью и устойчиво проявляется в течение всей жизни человека.

Темпоритмы человека можно заметить потому, насколько быстро он говорит, отвечает собеседнику, запоминает, воспринимает информацию, получает впечатления, думает и принимает решения. Скорость проявляется в походке и движениях человека. Есть люди быстрые, скоростные, и есть - медленные. Между ними - «средние» по темпоритмам.

Выносливость также относится к свойствам темперамента человека. Некоторые - нуждаются в непродолжительном отдыхе и могут трудиться по двадцать пять часов без перерыва. Но есть люди, которые устают достаточно быстро и им требуется регулярный и продолжительный отдых.


Сангвиник является, пожалуй, самым приятным и душевным руководителем с точки зрения подчиненных. Однако технические моменты в работе часто вызывают у сангвиников затруднение. Его сильная черта - уговоры и расположение к себе. Стоит обратить внимание на то, что сангвиник может казаться беспокойным, но это всего лишь внешне, внутренне он совершенно спокоен.

Среди руководителей чаще встречаются сангвиники - это наиболее подходящий тип темперамента для линейного руководителя (начальников цехов, участков, прорабов, мастеров). Для этих же категорий руководителей наименее подходят меланхолики - их встречается меньше всего. Хотя в каждом конкретном случае нужно рассматривать индивидуально, с учетом других особенностей личности. В работе руководителя приемлем и холерик, но у него обычно возникают трудности во взаимоотношениях с коллективом из-за своего взрывного характера и эмоциональной неуравновешенности. Флегматику в работе линейным руководителем могут мешать излишнее спокойствие, его толстокожесть и медлительность в решении оперативных проблем. Но зато ему нет равных в обдумывании решений и планировании. Поэтому он лучше справляется со стратегическими задачами. Или обычно он подбирает себе быстрых, оперативных подчиненных. Для деятельности начальников отделов, заместителей, ведущих инженеров и других функциональных руководителей не найдено значимых различий по успешности деятельности в зависимости от темперамента, то есть любой тип темперамента может подойти этим профессиям.

2.2. Влияние акцентуированных черт личности руководителя на особенности управления персоналом и стили управления

Власть в таких организациях сосредоточена в руках первого руководителя (который вмешивается даже в рутинную работу, например, стремится поставить личную подпись на всех документах) и строится по вертикали. Так же, в основном сверху вниз, поступает информация. В обратном направлении она почти не движется. В результате у руководителей второго звена не хватает влияния, а первый руководитель, постоянно перегруженный работой, страдает от нехватки времени и отсутствия информации (как внешней, так и внутренней). В то же время сосредоточенность большей части стратегической информации у первого руководителя приводит к тому, что в его отсутствие сотрудники организации бездельничают, так как попросту не знают, что им делать, а брать ответственность на себя отучены.