Файл: Особенности формирования и функционирования глобальной олигополии).pdf
Добавлен: 23.05.2023
Просмотров: 156
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Особенности формирования и функционирования глобальной олигополии
1.1. Понятие олигополии, ее признаки и особенности
1.2. Формирование и функционирование глобальной олигополии
Характерные особенности функционирования олигополий [4]:
1.3 Исследование олигополии с позиций микросистемного подхода и модели международной олигополии
1.4 Характерные признаки глобальных олигополистических компаний
2.1 Типы олигополистических рынков и пути их исследования: рынок природного газа
2.3 Олигополия и эффективность
8. Конкурентные модели олигополии могут объяснить твердость цен и лидерство в ценах, а также и побудительные мотивы отказаться от текущих прибылей путем сохранения цен, достаточно низких, чтобы удержать новых продавцов от входа на рынок.
9. При олигополии фирмы считаются с реакцией конкурентов перед тем, как рекламировать свои товары.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Олигополия - это рыночная структура, в которой действуют немногочисленные продавцы. Существенные барьеры препятствуют проникновению в отрасль новых фирм. На рынке реализуются как стандартизированные, так и дифференцированные продукты.
Для олигополистической фирмы характерны следующие черты - высокий уровень концентрации капитала и производства, способность влиять на объемы производства и уровень цен в отрасли. Отношения между олигополистическими фирмами характеризуются как взаимозависимость. Фирмы, знающие, что их действия затронут конкурентов в отрасли, принимают решения только после того, как они выяснят характер реакции соперников.
Олигополистические фирмы используют в основном методы неценовой конкуренции. Существуют доказательства, что во многих олигополистических отраслях цены оставались стабильными в течение длительного периода времени.
Фирмы, действующие в рамках олигополистической структуры рынка, стремятся к созданию системы связей, которая позволила бы координировать поведение в общих интересах. Одной из форм такой координации является так называемое лидерство в ценах. Оно состоит в том, что изменения в справочных ценах объясняются определенной фирмой, которая признается лидером всеми остальными, следующими в ценовой политике за ней. Различают три типа ценового лидерства: лидерство доминирующей фирмы, тайный сговор о лидерстве и барометрическое лидерство.
Лидерство доминирующей фирмы - ситуация на рынке, когда одна фирма контролирует не менее 50% производства, а остальные фирмы слишком малы, чтобы оказывать влияние на цены путем индивидуальных
ценовых решений.
Тайный сговор о лидерстве предполагает коллективное лидерство нескольких крупнейших фирм в данной отрасли, учитывающих интересы друг друга. Ценовые лидеры должны при этом решить вопрос, объявлять ли изменения в ценах, благоприятные только для них, или установить такой уровень цен, который смягчит противоречия между всеми фирмами, действующими в отрасли.
Барометрическое ценовое лидерство в отличие от предыдущего типа ценового лидерства - более аморфная и неопределенная структура; оно зачастую не обеспечивает достижения высокого уровня цен. Нередко происходит смена лидера. За ним не всегда следуют из-за отсутствия у него возможности принудить остальных участников к совместным действиям. Они объявляют справочные цены, но фактические цены, устанавливаемые другими фирмами, отличаются от объявленных.
Теория олигополистического ценообразования показывает, почему фирмы избегают ценовой конкуренции в борьбе за рынки. Повышая цену, производитель теряет часть рынка в пользу соперника; снижая цену, он вызывает контрдействия и опять ничего не выигрывает. Поэтому олигополист применяет такие методы, которые соперники не могут воспроизвести быстро и полно. Доля фирмы на рынке в значительной мере определяется неценовой конкуренцией. Это предполагает повышение качества товаров, их дифференциацию, использование рекламы, улучшение послепродажного обслуживания, предоставление кредитов. Модель конкуренции усложняется, а ее методы становятся все более разнообразными.
Подводя итог, можно сказать, что, несмотря на некоторые недостатки олигополии, такие как использование рыночной власти для ограничения конкуренции и повышение цен, олигополия имеет множество преимуществ и является одной из самых распространенных структур рынка в современной экономике.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Нормативно-правовые акты органов законодательной и исполнительной власти
- Федеральный закон РФ «О защите конкуренции» от 26.07.2006 г., №135-ФЗ ( с изменениями от 3 июля 2016 г. N 264-ФЗ).
Постановление Правительства РФ от 30.06.2004 N 331 (ред. от 17.10.2016) "Об утверждении Положения о Федеральной антимонопольной службе" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017)
Книг одного автора
- Гильмундинов В.М. Экономика отраслевых рынков. В 2 ч.: Учебное пособие. – Новосибирск: Издательство НГТУ, 2009. – 240 с.
- Голубева Е.С. Особенности олигополии в российской экономике. // Проблемы новой политической экономии. – 2010. - № 3. – с. 82-86.
- Деньгов В.В. Микроэкономика. Теория потребительского поведения, теория фирмы, теория рынков. -4-е изд. – Люберцы: Издательство «Юрайт», 2016. – 410 с.
- Казанцева Е.Г. Олигополистические компании в глобальной экономике // Инновационное развитие торговли. - Кемерово: ООО «Сибирская издательская группа», 2011. -С. 327-352.
- Казанцева Е.Г. Устойчивость олигополистических структур и особенности ее формирования в России // Проблемы и перспективы устойчивого экономического развития в XXI веке: глобальные, макроэкономические и региональные аспекты. - Новосибирск: Издательство Сибирского отделения Российской академии наук, 2011. — С. 89-135.
- Маховикова Г.А. Микроэкономика: Учебник. – Люберцы: Издательство «Юрайт», 2016. – 281 с.
- Никулина И.Н. Микроэкономика: Учебник. – М.: Издательство «ИФРА-М», 2013. – 553 с.