Файл: Особенности формирования и функционирования глобальной олигополии).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.05.2023

Просмотров: 152

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Глава 1. Особенности формирования и функционирования глобальной олигополии

1.1. Понятие олигополии, ее признаки и особенности

Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 331 (ред. от 17.10.2016) "Об утверждении Положения о Федеральной антимонопольной службе" [2].

1.2. Формирование и функционирование глобальной олигополии

Характерные особенности функционирования олигополий [4]:

1.3 Исследование олигополии с позиций микросистемного подхода и модели международной олигополии

1.4 Характерные признаки глобальных олигополистических компаний

1.5 Особенности российских олигополистических компаний, сдерживающие их превращение в конкурентоспособных глобальных олигополистов

Глава 2. Олигополистический рынок в современных условиях на примере рынка природного газа и черной металлургии

2.1 Типы олигополистических рынков и пути их исследования: рынок природного газа

2.2Рынок черной металлургии

2.3 Олигополия и эффективность

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Постановление Правительства РФ от 30.06.2004 N 331 (ред. от 17.10.2016) "Об утверждении Положения о Федеральной антимонопольной службе" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017)

Модель Штакельберга является количественной моделью без сговора. Поведение компаний описывается с помощью построения динамической игровой модели с асимметричной информацией, что отличает её от модели Курно. Компании устанавливают объем производства товара, а цена на него определяется исходя из спроса.

Главное отличие данной модели в том, что имеется фирма-лидер,

которая устанавливает первой объем выпуска, а остальные последователи ориентируются в своих расчетах на нее. [14]

Модель Бэйна является моделью с барьерами входа. Выбор стратегии поведения осуществляется на основе сравнения дисконтированной ценности потока прибыли, которую получит закрепившаяся на рынке фирма, препятствуя входу потенциальных конкурентов, и потока прибыли, который получит фирма, максимизируя прибыль в краткосрочном периоде.

В силу своих функциональных особенностей модель Бэйна не пригодна для моделирования ресурсных рынков. Так как функция спроса на газ не является линейной, и предельные издержки у компаний-производителей абсолютно разные и, соответственно, изменяющиесям Модель Бертрана также непригодна для моделирования рынка природного газа. В модели Эджворта идет постоянная ценовая война, чего не наблюдается на европейском рынке природного газа. Модель Форхаймера также не подходит, так как на газовом рынке отсутствует сговор между его участниками.

Таким образом, рынок природного газа имеет смысл рассматривать только с точек зрения моделей Курно и Штакельберга. Так как все позиции соответствуют газовому рынку наиболее предпочтительный вариант – модель Штакельберга. В качестве фирмы-лидера рассматривается поставщик – Россия, которая устанавливает свою цену, исходя из которой страны-транзитеры и импортеры устанавливают тариф на транзит и уровень спроса соответственно.

Можно также рассмотреть ситуацию, когда поставщик (Россия) и транзитер (Украина) взаимодействуют по модели Курно, то есть независимо друг от друга принимают решения. Такая ситуация является частным случаем исследования, которая потенциально может существовать.

Таким образом, для исследования взаимоотношения участников европейского газового рынка наиболее обоснованным будет применение олигополистической модели Штакельберга.

2.2Рынок черной металлургии

Чёрная металлургия - одна из классических отраслей для рынка олигополии. В России - стране одной из лидеров по запасам железной руды эта отрасль является ключевой. На данный момент на рынке представлено более 20 фирм, но 80% рынка держат 7 металлургических компаний. Несмотря на ощутимый рост за последние 5 лет, объёмы производства продукции остаются низкими. Так в первом полугодии 2013 года они составили 31,6 млн. т., тогда как в Китае 125 млн. т .


Если рассматривать отдельно рынки производства продукции: рынок чугуна, стали и проката сразу видно, что доля отдельных металлургических предприятий возрастает. Так, например, ТМК является крупнейшим производителем труб в России.

Черная металлургия, прежде всего экспортная отрасль, зависящая от мировых цен на металл. В настоящий момент в отрасли происходят подвижки в сторону увеличения доли более дорого по сравнению с заготовкой и сортовым прокатом листового проката. Его доля увеличилась на 38,7% . В целом же экспорт проката в стоимостном выражении вырос в 2014 году на 23%. На рынке на фоне высоких экспортных достижений вследствие высоких рыночных цен на сырье идет процесс консолидации и укрепление предприятий. Так, например, стальная группа «Мечел» еще в 2009 году объявила о планах создания вертикально интегрированного холдинга, формирование которого завершилось в конце 2011 года. В новую компанию вошли, кроме самого «Мечела», угольная компания «Южный Кузбасс», торговая компания «Угле-меттрейдинг», Вяртсильский метизный завод, Белорецкий меткомбинат и компания «Южуралникель». Также российские металлурги охотно приобретают активы за рубежом - заводы для производства конечной продукции и полуфабрикатов. Так, например, Новолипецкий МК имеет завод в Дании, а «Мечел» - ряд заводов в Румынии и Хорватии.

Металлургическая отрасль является одной из важнейших в экономике

любого государства, так как она выступает драйвером развития машиностроения и строительства. В России металлургическая отрасль, согласно ТПП РФ, является второй по значимости после нефтегазовой промышленности. По данным Минпромторга России, доля металлургической

промышленности в ВВП страны составляет порядка 5%, а на долю в экспорте

приходится около 14% [5].

В 2015 году металлургическая отрасль претерпела сильнейший спад, который нашел свое отражение на многих участниках рынка. Многие металлургические компании вынуждены были остановить производственные мощности из-за нерентабельности, в силу того, что цены на мировых рынках металлов показали значительное снижение, а ряд металлов достиг ценового дна. Так, например, цены на алюминий, медь, сталь и другие металлы в конце 2015 года упали до рекордно низкой отметки за последние несколько лет. Это, в свою очередь, повлияло на сырьевые рынки, которые также показали отрицательную динамику в 2015 году.

Вся эта ситуация непосредственно оказала влияние на российские металлургические компании, а именно на их операционные и финансовые результаты, которые, в свою очередь отразились на стоимости компаний и динамике их котировок на фондовой бирже.


Основными конечными продуктами сталелитейной и обрабатывающей промышленности являются сталь и чугун, которые затем используются в производстве проката, метизов, труб и другой продукции. Предприятия, относящиеся к полному производственному циклу, то есть, которые имеют целостную производственную цепочку, начиная от добычи руды и заканчивая выпуском конечной продукции, отгружают также сырьевые ресурсы, а именно кокс, железную руду и прочее. Таким образом, основными потребителями отрасли черной металлургии являются, в первую очередь, машиностроение и строительство. Следует также выделить нефтегазовую отрасль, которая является одним из основных потребителей трубной продукции, и металлургические компании неполного производственного цикла, приобретающие сырьевые ресурсы.

Основные объемы производства мировой сталелитейной промышленности в основном сосредоточено в странах Азии, чья доля составляет порядка 68,5%. На долю Европейского Союза приходится около 10%, Северная Америка производит порядка 7% мировой стали, и страны СНГ (включая Россию) занимают около 6% мирового производства (приложение 1). В производстве чугуна картина схожая: подавляющую долю (около 77%) занимает азиатский регион, 8% производит ЕС, 6,7% приходится на страны СНГ (включая Россию), и около 6% производит Северная и Южная Америка ( приложение 2).  

Среди стран-производителей стали выделяется Китай, который занимает порядка половины мирового производства стали и чугуна. Россия по итогам 2015 года занимала лишь 5-е место в рейтинге крупнейших производителей стали и 4-е место среди производителей чугуна.

Крупнейшие мировые металлургические производители по итогам 2015 года представлены в приложении 3. 

Пять из десяти компаний сосредоточены в Китае, что неудивительно, учитывая долю Китая на рынке стали. Две компании, а именно NSSMC и JFE Steel corporation, являются японскими публичными компаниями, POSCO — сталелитейный гигант, расположенный в Южной Корее. Замыкает десятку крупнейших производителей индийская Tata Steel Group, а возглавляет список лидеров широко диверсифицированная ArcelorMittal, зарегистрированная в Люксембурге.

Мировой рынок стали в динамике представлен в приложении 4.

Как видно в приложении 4, как производство, так и потребление стали растет на протяжении последней декады, что, в первую очередь, связано с развитием машиностроения и строительной отрасли. В 2015 году спрос на сталь показал снижение, что привело к избыточному предложению на рынке и, как следствие, снижению цен. 


На рынке чугуна спрос опережает предложение, однако в 2015 году на рынке образовался незначительный излишек товара (приложение 5). 

Следует отметить, что сталь и стальная продукция обладает лучшими механическими свойствами, нежели чугун, в связи с чем, сталь более широко используется, а рынок стали более обширен и диверсифицирован. Поэтому падение спроса на сталь привело к значительному излишку товара, в отличие от чугуна, который показывает относительную стабильность. Таким образом, наглядно видно, что основным драйвером спада в отрасли черной металлургии выступает именно сталь и стальная продукция.

Ситуация кризиса, в первую очередь, вызвана падением спроса в Китае, спровоцированным замедлением темпов роста экономики страны (приложение 6).  

В связи с замедлением темпов роста экономики потребление продуктов черной металлургии снизилось, что заставило Китай столкнуться с ситуацией перепроизводства на внутреннем рынке страны, в результате которого возник избыток товара в стране. Отраслевые показатели Китая представлены в приложении 7.

Следствием явилось то, что китайские производители начали отправлять большие объемы произведенной продукции на экспорт. В приложении 7 видно, что разрыв между производством и потреблением в Китае стремительно увеличивается и что объемы экспорта из Китая набирают обороты. Если в 2010 году на долю экспорта из этой страны приходилось около 6,5% производства, то к 2015 году этот показатель вырос до 13,9%. Учитывая объемы производства, генерируемые в этой стране, это привело к упадку мирового рынка и падению цен.  

Российская отрасль металлургии

Если рассматривать российскую металлургическую отрасль, то следует отметить, что на долю отечественных металлургов приходится порядка 4,5% мирового производства. Производство металлопродукции в России по итогам 2015 года оценивается в 71,1 млн тонн стали и 52,6 млн тонн чугуна. Среди крупнейших отечественных производителей можно отметить Северсталь, ММК, НЛМК и Мечел, которые занимают наибольшую долю рынка. На долю этих компаний приходится около 62% российского производства стали и практически 69% производства чугуна в стране (приложение 8).

Динамика производства и потребления стали и чугуна в России схожа

с мировым состоянием (приложение 9 и 10).

 В 2015 году также наблюдается сильный разрыв между производством и потреблением в стране, что в первую очередь отразилось на выручке российских металлургов. В результате, в 2015 году долларовая выручка Северстали и НЛМК снизилась на 22,9%, а выручка ММК упала на 26,6%, Мечел показал снижение около 35% ( приложение 11).


Если рассмотреть выручку российских компаний в рублевом эквиваленте, то наблюдается противоположная картина (приложение 12). 

Такой контраст вызван тем, что на руку российским производителям сыграла девальвация рубля и относительно низкая себестоимость производства. Российские металлурги экспортируют в среднем около 40−45% производимой стали и около 10% производимого чугуна. Продажи продукции за рубежом, оцениваемые в долларах, вкупе с себестоимостью, оцениваемой в рублях, и невысокими ценами на ресурсы, позволили российским компаниям получить дополнительную выручку, что явилось одним из преимуществ российской металлургии перед иностранными конкурентами. Для сравнения, показатель рентабельности продаж по валовой прибыли у лидеров мирового рынка, таких как ArcelorMittal, NSSMC и POSCO, по итогам 2015 года не достиг и 15%, в то время как для лидеров российского рынка данный коэффициент варьируется в районе 30−40% (таблица 1). 

Среди российских компаний наиболее высокий показатель рентабельности как по валовой, так и по операционной прибыли показывает Северсталь. Однако по показателю рентабельности по чистой прибыли лидирует НЛМК, что связано с низкой долговой нагрузкой компании. Обратная ситуация у Мечела: из-за высокой долговой нагрузки компания демонстрирует отрицательное значение коэффициента. 

Из вышеизложенного видно, что лидером отрасли по производству и продажам является НЛМК, однако лидером по стоимости выступает Северсталь. Наименьшая капитализация у Мечела, что вызвано высоким уровнем долговой нагрузки и последующим падением стоимости акций компании ( приложение 13). 

Таблица 1

Рентабельность продаж российских компаний в 2015 году

Рентабельность продаж

ROS (Валовая прибыль)

ROS (Операционная прибыль)

ROS (Чистая прибыль)

Северсталь

0,405

0,264

0,089

ММК

0,304

0,189

0,063

НЛМК

0,314

0,174

0,121

Мечел

0,402

0,095

-0,453 

Если рассмотреть рыночные коэффициенты компаний по итогам 2015 года, то мы увидим, что наиболее привлекательной является компания «ММК», которая обладает довольно низкими коэффициентами P/S и EV/S и высоким P/E, что говорит о высоком потенциале развития этой компании.