Файл: Особенности формирования и функционирования глобальной олигополии).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.05.2023

Просмотров: 130

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Глава 1. Особенности формирования и функционирования глобальной олигополии

1.1. Понятие олигополии, ее признаки и особенности

Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 331 (ред. от 17.10.2016) "Об утверждении Положения о Федеральной антимонопольной службе" [2].

1.2. Формирование и функционирование глобальной олигополии

Характерные особенности функционирования олигополий [4]:

1.3 Исследование олигополии с позиций микросистемного подхода и модели международной олигополии

1.4 Характерные признаки глобальных олигополистических компаний

1.5 Особенности российских олигополистических компаний, сдерживающие их превращение в конкурентоспособных глобальных олигополистов

Глава 2. Олигополистический рынок в современных условиях на примере рынка природного газа и черной металлургии

2.1 Типы олигополистических рынков и пути их исследования: рынок природного газа

2.2Рынок черной металлургии

2.3 Олигополия и эффективность

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Постановление Правительства РФ от 30.06.2004 N 331 (ред. от 17.10.2016) "Об утверждении Положения о Федеральной антимонопольной службе" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017)

ВВЕДЕНИЕ

Большинство рынков в современной экономике относятся к рынкам несовершенной конкуренции, на которых каждый производитель в состоянии существенно влиять на цену продукции. При этом часто высокий уровень концентрации производителей сочетается с дифференциацией продукта (монополистическая конкуренция, олигополия), наличием барьеров входа в отрасль (монополия, олигополия) и взаимодействием между производителями (олигополия).

Наиболее интересным для исследования типом рыночных структур, в силу большого спектра стратегий поведения участников и нетривиальности выводов, является олигополия. Как правило, число олигополистов ограничено несколькими фирмами, хотя в некоторых случаях при информационной открытости (облегчающей координацию фирм) может доходить до нескольких десятков. Причем размер каждой фирмы должен позволять ей значимо влиять на ситуацию на рынке. Именно для олигополии в наибольшей степени характерно стратегическое взаимодействие участников.

Актуальность проблемы заключается в том, что в условиях российской экономики олигополия существенно влияет на развитие страны. В силу сложившихся предпосылок с советских времен образовалась высокая доля отдельных компаний в различных отраслях народного хозяйства: черная и цветная металлургия, нефтеэкспортеры, автопром, рынок сотовой связи. Многие фирмы-олигополисты являются ключевыми для российской экономики.

В условиях глобализации происходит быстрый рост олигополистических рынков и ведущих олигополистических компаний, усиливающих свое влияние на контрагентов, доходность бюджетов, занятость населения, экономическую политику. Последний мировой экономический кризис с особой силой показал зависимость развития государств от устойчивости олигополистов, выявил проблемы и

актуализировал необходимость исследования особенностей их деятельности.

Олигополисты оказывают существенное влияние на глобальное экономическое пространство и изменяют его в своих интересах. Особую роль в современных условиях играют олигополисты из развитых стран, которые воздействуют как на страны базирования, так и на страны, в которых размещаются их структурные подразделения. Требует решения проблема, заключающаяся в том, что деятельность олигополистов приобрела глобальный характер, а регулирование в основном осуществляется на национальном уровне и не может охватить такие значимые аспекты их функционирования, как перелив капиталов, трансфертное ценообразование, использование офшорных схем и т.п.


Вопросы исследования олигополистических компаний актуа-лизируются в современной России, поскольку от них во многом зависят перспективы инновационного развития, продвижения продукции на мировые рынки, экономического роста и усиления роли страны в глобальной экономике. С одной стороны, интересы экономической безопасности диктуют необходимость расширения масштабов деятельности олигополистов, повышения их устойчивости, а с другой - в силу обладания значительной экономической властью они могут оказывать дестабилизирующее воздействие на других субъектов рынка, что требует регулирующего воздействия со стороны государства.

При исследовании российских рынков вопросам развития олигополии и их акторов часто уделяется второстепенное внимание. Однако без должного осмысления специфики функционирования олигополистических рынков, выработки концептуальных основ регулирования деятельности олигополистов представляется затруднительным формирование государственной политики по укреплению позиций России в мировой экономике. Как следствие, становится очевидной необходимость глубокого исследования особенностей, перспектив функционирования и выработки направлений регулирования российских олигополистов.

Целью курсовой работы является изучение особенностей такой рыночной структуры как олигополия.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  • дать определение категории «олигополии»;
  • рассмотреть особенности олигополистического рынка;
  • рассмотреть основные модели олигополий;
  • проанализировать механизмы поведения олигополистических фирм;
  • рассмотреть преимущества и недостатки олигополии, как рыночной структуры.

Глава 1. Особенности формирования и функционирования глобальной олигополии

1.1. Понятие олигополии, ее признаки и особенности

Рыночная структура, характеризуемая наличием на рынке нескольких крупных фирм-продавцов, которые могут предложить либо однородный товар, либо различный по качественным характеристикам – это олигополия. По - другому можно сказать, что к олигополистическим структурам относят такие рынки, на которых сосредотачивается, как правило, не более 10 фирм. Причем, доступ для других фирм на рынок затруднен, в силу того, что входные барьеры высокие.


Олигополии подразделяются на плотные и разряженные по концентрации продавцов на одном и том же рынке. Отраслевые структуры, которые на рынке представлены 2-8 продавцами условно относят к плотным олигополиям. К разряженным олигополиям относят структуры рынка, которые включают более 8 хозяйствующих объектов. Оценивать поведение предприятий в условиях плотной и разряженной олигополии позволяет по-разному такая градация. Возможны различного рода сговоры в отношении согласованного поведения на рынке в силу весьма ограниченного числа продавцов в первом случае. Во втором случае это практически невозможно. Олигополию можно подразделить на классическую и дифференцированную, если учитывать характер предлагаемой продукции. Классическая олигополия связана с производством и предложением однородных продуктов. Многие однородные продукты выпускаются в условиях олигополии – это сталь, цветные металлы, строительные материалы. На основе выпуска продуктов многообразного ассортимента формируются дифференцированные олигополии. Причем для тех отраслей, в которых имеется возможность разнообразить производство предлагаемых товаров и услуг они характерны.

Под воздействием предложения продуктов предприятиями других отраслей, которые обладают приблизительно одинаковыми с продукцией олигополистов потребительскими свойствами сила олигополии умень-шается. В этом случае речь идет о газе и электроэнергии как источнике тепла, меди и алюминии как сырье для изготовления электропроводов. Импорт аналогичных товаров или их заменителей также содействует ослаблению олигополии. Оба эти фактора могут способствовать формированию более конкурентных структур по сравнению с чисто отраслевыми рыночными структурами.

Высокий уровень концентрации капитала и производства, способность влиять на объемы производства и уровень цен в отрасли являются характерными чертами для олигополистической фирмы. Как взаимозависимость характеризуются отношения между олигопо-листическими фирмами. Принимают решения только после того, как выяснят характер реакции соперников фирмы, которые в курсе того, что их действия затронут конкурентов в отрасли.

В основном методы неценовой конкуренции используют олигополистические фирмы. Существуют доказательства, что во многих олигополистических отраслях цены оставались стабильными в течение длительного периода времени. Обладает определенной властью над ценой олигополист, в отличие от совершенного конкурента. Но здесь необходимо пояснить, что власть олигополиста, по сравнению с монополистом, ограничена количеством производителей, поделивших рынок между собой.


Дуополией называется такой тип рынка, в котором рынок разделен между двумя производителями. Дуополия – частный случай олигополии, который чаще встречается в теоретических моделях, чем в реальной жизни. Традиционно олигополия насчитывает от трех участников и более. В экономике стран с развитым рынком преобладает именно олигополистический тип производства, что особенно характерно для обрабатывающей промышленности. Причем в условиях олигополии производятся как однородные, так и дифференцированные товары. Например, в США, по данным министерства торговли страны, между четырьмя крупными производителями разделен весь рынок первичного свинца; примерно 90% производства пива, сигарет, холодильников и стиральных машин; 64% производства первичного алюминия и продукции самолетостроения. В Великобритании и Германии 94% рынка сигарет находятся в руках трех производителей. Во Франции все 100% сигарет и холодильников производится тремя крупными фирмами. В итоге, в условиях олигополии либо весь рынок поделен между несколькими производителями, либо часть рынка делят крупные фирмы, а остальное рыночное пространство занимает множество мелких производителей (монополистических конкурентов) [3].

Зависит от технологии, которая определяет минимальный масштаб производства, начинающего давать прибыль количество олигополистов на рынке. К примеру, рынок автомобилей всей страны заполняется продукцией не более, чем четырех — пяти крупных производителей, в то время как оптимальное количество бензозаправочных станций для небольшого городка может быть не меньше пятнадцати.

Отрасль считается олигополистической, если технология производства в отрасли такова, что положительный эффект масштаба т. е. постепенное снижение долгосрочных средних издержек по мере наращивания выпуска сохраняется при гораздо большем объеме выпуска, чем в условиях конкурентного производства, но все же меньшем, чем в условиях монополи. Сможет удовлетворить несколько крупных производителей лишь совместно спрос на продукцию данной отрасли. При такой технологии продукция большого числа мелких фирм была бы слишком дорогой и убыточной. Размер мелкой фирмы не позволит использовать эффект масштаба и понизить средние издержки до уровня, приносящего прибыль. В то же время, может оказаться неэффективным и слишком малое количество крупных фирм в отрасли. Для удовлетворения общего спроса они должны будут расширить объем производства за пределы оптимального. В результате крупные фирмы столкнутся с отрицательным эффектом масштаба (когда расширение выпуска повысит средние издержки), что также приведет к убыткам. При этом , что технология производства определяет размер фирмы и количество олигополистов в отрасли. Служит причиной возникновения олигополии и одноременно является естественным барьером для вступления в отрасль технология производства, связанная с эффектом масштаба.


Следует отнести патентование и лицензирование, контроль над ресурсами, а также крупные финансовые расходы на рекламу к другим барьерам, ограничивающим доступ на олигополистический рынок. Существуют и поведенческие барьеры. Могут агрессивно отреагировать на появление новых фирм: вступить в сговор, обрушить цены и т. д. олигополисты, разделившие рынок и получающие устойчивую прибыль. Их можно понять: ведь новые фирмы нарушают сложившийся в отрасли объем производства, приносящий прибыль. Взаимозависимость фирм в отрасли является важной чертой олигополии, отличающей ее от других типов несовершенной конкуренции.

Олигополисты — не только конкуренты, но и одновременно негласные партнеры. Фирме - олигополисту необходимо планировать свою стратегию с учетом поведения остальных участников рынка при небольшом количестве производителей в отрасли, т.к. размер ее прибыли зависит от объемов выпуска и цен, установленных другими олигополистами. Например, если фирма – олигополист произведет слишком мало продукции, то цены на нее будут выше, чем у других участников олигополистического рынка. Если, наоборот, фирма увеличит выпуск настолько, что ее цены будут ниже уровня цен в отрасли, то это может вызвать агрессивную реакцию других олигополистов. В обоих случаях фирма сталкивается с угрозой падения прибыли. Таким образом, ценовое поведение олигополистов сковано взаимозависимостью.

Олигополисты как бы находятся в «одной лодке», они слишком крупны и несогласованные телодвижения опасны. Однако у них нет возможности договориться между собой, так как сговор воспрещается антимонопольным законодательством. Вступление же в тайное соглашение довольно рискованно, поскольку нет уверенности в прочности союза с конкурентом. Поэтому для олигополиста очень важно уметь предвидеть, или предугадывать поведение своих конкурентов.

Олигополия регулируется следующими нормативными актами:

  1. Федеральным законом РФ «О защите конкуренции» от 26.07.2006 г., №135-ФЗ [1].

Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 331 (ред. от 17.10.2016) "Об утверждении Положения о Федеральной антимонопольной службе" [2].

1.2. Формирование и функционирование глобальной олигополии

Формирование глобальной олигополии означает, что менее значимые инвестиционные банки (банки второго и третьего эшелона) могут выжить в конкурентной борьбе, только заняв прочное положение в отдельных специфических нишах. Ведут к тому, что инвестиционные банки все в большей степени вторгаются в традиционную сферу бизнеса коммерческих банков развитие и трансформация инвестиционных банков, диверсификация их деятельности.