Добавлен: 23.05.2023
Просмотров: 167
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Сущность и содержание отраслевых барьеров входа
1.1 Теория отраслевых барьеров входа
1.2 Необходимость оценки значимости отраслевых барьеров входа
1.3 Методы оценки основных барьеров входа
2. Результаты анализа и оценки барьеров входа на рынок туризма
2.1 Cовременное состояние рынка туризма в Узбекистане
Так, вход в отрасль посредством франчайзинга, согласно эконометрической оценке, является эффективной формой преодоления отраслевых барьеров входа. Подобный вывод закономерен, поскольку в случае франчайзинга вход в отрасль происходит под торговой маркой крупной/ укоренившейся фирмы, что позволяет не только преодолевать барьеры входа, но и минимизировать издержки, связанные с входом в отрасль. Прямые инвестиции также рассматриваются как достаточно эффективный способ преодоления отраслевых барьеров входа.
Кроме того, анализ данных опроса показывает, что для преодоления таких барьеров, как затраты на рекламу, лояльность потребителей, преимущества опыта действующих фирм, наиболее эффективным средством выступает франчайзинг. Прямое инвестирование позволяет преодолевать такие барьеры входа, как инвестиционные риски, специфичность активов, контроль над стратегическими ресурсами.[16]
Итак, мы видим, что анализ отраслевых барьеров входа как инструмента политики ограничения конкуренции является одним из актуальных вопросов развития современной экономики, в частности при разработке адекватных инструментов туристической политики, направленной на поощрение конкуренции и ограничение монопольного поведения на рынках.
Проведённый анализ отраслевых барьеров входа и способов их преодоления свидетельствует о корректности предлагаемых моделей. Проведенная нами эмпирическая оценка высоты входных барьеров позволяет заключить, что для анализируемой отрасли наиболее значимой с точки зрения эффективности политики сдерживания входа новичков оказывается для респондентов группа поведенческих барьеров входа.
В названной группе мы выделяем в качестве наиболее существенных такие барьеры, как потребительская лояльность, реклама укоренившихся в отрасли фирм, плотность (компактность) продуктового пространства.[16]
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Изучая теорию отраслевых барьеров входа мы узнали, что исследования входа в отрасль или на рынок получили заметное развитие со времен зарождения теории отраслевых рынков как самостоятельной области экономических исследований и в первую очередь связаны с пионерными трудами Дж. Бэйна. В научной литературе можно выделить два направления исследований барьеров входа: теорию отраслевых рынков (Industrial organization approach) и концепцию стратегического управления (Strategic management approach). В теории отраслевых рынков выявляются барьеры входа и в зависимости от них анализируются характеристики соответствующей отрасли. В рамках второго подхода предполагается анализ барьеров с точки зрения стратегических решений компании.
Многие исследователи выделяют и другие барьеры входа, влияющие на структуру рынков: потребность в квалифицированной и высокооплачиваемой рабочей силе; инвестиционные риски; государственная политика (прежде всего, патенты и государственные лицензии); географическое размещение производства; плотность (компактность) продуктового пространства и продуктовая дифференциация; сопротивление укоренившихся фирм и вертикальная интеграция.
Предметом нашего исследования были выбраны отраслевые барьеры входа компаний на новые рынки сектора туризма Узбекистана. Говоря о туризме Узбекистана, нельзя не отметить, некоторые особенности и факторы, влияющие на состояние и развитие туристского сектора республики.
В качестве основного источника информации использовались данные опроса, в котором участвовали 50 туристических фирм. Анкета состояла из восьми вопросов. Все вопросы анкеты можно разделить на три группы. При ответе на вопросы первой группы анализируется структуру рынка туризма и действующих на нем туристических фирм. В 2016 году Узбекистан посетило более 1,3 млн. человек, из них 410,5 тысяч организованных иностранных туристов. При этом темпы роста количества иностранных туристов увеличились на 6,9% по сравнению с 2010 годом. За счет активной реализации мероприятий по развитию предпринимательской активности отечественного турбизнеса, выполнение прогноза экспорта туристических услуг составило 123,3% относительно планов 2010 года. В настоящее время в Узбекистане действует свыше 400 частных туристических фирм, 290 из них базируются в столице, остальные в других областях нашей республики.
Во второй группе выбраны наиболее значимые барьеры входа из предложенных. Анализ макросреды и микросреды позволяет организации создать перечень опасностей и возможностей, с которыми она сталкивается в этой среде. Для успешного же планирования руководство должно иметь полное представление не только о существенных внешних проблемах, но и о внутренних потенциальных возможностях и недостатках организации.
Данные SWOT анализа ООО «Agreement» показали слабые стороны турфирмы, которые могут послужить барьером входа, это:
- зависящие от турфирмы бартеры: потеря некоторых аспектов компетентности, недоступность финансов, необходимых для изменения стратегии, рыночное искусство ниже среднего, отсутствие анализа информации о потребителях, отсутствие четко выраженной стратегии, непоследовательность в ее реализации, устаревшая структура управления;
- независящие от турфирмы барьеры: ослабление роста рынка, неблагоприятные демографические изменения ввода новых рыночных сегментов, неблагоприятный сдвиг в курсах валют, ожесточение конкуренции.
Третья группа позволяет выявить те формы роста компании, которые наиболее перспективны для преодоления данных барьеров. Подавляющее большинство экспертов отметили, что отраслевые барьеры входа в исследуемую отрасль преодолимы. Наиболее эффективными институциональными способами входа на рынок называются франчайзинг и прямые инвестиции.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Нормативно-правовые акты органов законодательной и исполнительной власти
- "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ)
- Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ) 30 ноября 1994 года N 51-ФЗ
- Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "О защите конкуренции"
- Федеральный закон "О естественных монополиях" от 17.08.1995 N 147-ФЗ (последняя редакция) 17 августа 1995 года N 147-ФЗ
- Федеральный закон «О рекламе» от 13.03.2006 г. № 147-ФЗ (в ред. от 28.09.2010 г);
Книг одного автора
- О.Т. Лебедев. Экономика отраслевых рынков. Учебное пособие. Изд-во Политехнического университета, 2012. 340 с.
- Розанова Н.М. Экономика отраслевых рынков: учеб. пособие. М.: Издательство Юрайт; ИД Юрайт. — 2016. 960 с.
- Тарануха Ю.В. Теория отраслевых рынков (в структурно-логических схемах): учебно-методическое пособие под общ. ред. д.э.н., проф. А.В. Сидоровича; МГУ имени М.В. Ломоносова. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Издательство "Дело и сервис". — 2013. 320 с.
- Баумоль У. Состязательные рынки: мятеж в теории структуры отрасли. Перевод Демченко О.В. // Вехи экономической мысли. Теория отраслевых рынков. Т. 5. Под общ. ред. А. Г. Слуцкого. СПб.: Экономическая школа. 2003.
- Волинский А. Природа конкуренции и разнообразие продукции фирм. Перевод Демченко О. В. // Вехи экономической мысли. Теория отраслевых рынков. Т. 5. Под общ. ред. А. Г. Слуцкого. СПб.: Экономическая школа. 2013.
Книг двух и трёх авторов
- Авдашева С.Б., Розанова Н.М. Теория организации отраслевых рынков. – М.: ИЧП «Издательство Магистр», 2013.
- Вурос А., Розанова Н. Экономика отраслевых рынков. – М.: Экономический факультет МГУ, ТЕИС, 2015.
- Габжевич Я., Тисе Ж.-Ф. О природе конкуренции при дифференцированном продукте. Перевод Полторак Д. Н. // Вехи экономической мысли. Теория отраслевых рынков. Т. 5. Под общ. ред. А. Г. Слуцкого. СПб.: Экономическая школа. 2013.
- Камьен М., Шварц Н. Структура рынка и инновации: обзор. Перевод Луконина В.А. // Вехи экономической мысли. Теория отраслевых рынков. Т. 5. Под общ. ред. А. Г. Слуцкого. СПб.: Экономическая школа. 2013.
- Джуха В.М., Курицын А.В., Штапова И.С. Экономика отраслевых рынков: учебное пособие. Ростов н/Д: Феникс. — 2016. 253 с.
- Рой Л.В., Третьяк В.П. Анализ отраслевых рынков: учебник. М.: ИНФРА-М. — 2012. 442 с.
Статьи периодических изданий
- Третьяк В.П. Анализ отраслевой организации рынков // Российский экономический журнал – 2014. № 2. – С. 35-38.
- www.zink.ru
Приложение 1.
Расчет платежеспособности ООО «Agreement» за 2016 год
Наименование показателей |
Методика расчёта |
Коэффициент |
Характеристика показателя |
Коэффициент покрытия (платежеспособности) |
Текущие активы Краткосрочные обязательства |
1075925,5=2,8 384736,81 |
>1 платежеспособно |
Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами |
(Собственный капитал +долгосрочные займы) - долгосрочные активы Текущиеоборотные активы |
1611599,58+ 559999,73 1075925,45 =2,0 |
устойчивая обеспеченность |
Коэффициент соотношения собственных и краткосрочных заемных средств |
Собственный капитал Краткосрочные обязательства |
161599,58=04 384736,1 |
<1,0 финансово не зависимо. |
Коэффициент рентабельности расходов |
Прибыль до налогообложения все расходы по Отчету о фин. Результатах |
223400,6=0,1 20881076,0 |
рентабельно |
Коэффициент износа |
Износ основных средств Первоначальная стоимость |
58116,85=3,8 1526342,72 |
изношенность составляет-3,8% от стоимости основных средств на конец года |
Коэффициент оборачиваемости дебиторов |
Объем реализации Счета к получению в среднем за год |
2294041,0=0 0 |
|
Рентабельность прибыли: |
Чистая прибыль Объем реализации |
61773,0=0,027 2294041,0 |
малорентабельное |
Коэффициент оборачиваемости активов |
Реализация Средняя величина активов за год |
2294041,0=0,95 2420233,0 |
Низкая оборачиваемость |
Коэффициент рентабельности активов |
Прибыль до налогообложения Средняя величина активов за год |
223356,0=0,09 2420233,0 |
Малорентабель ное |
Коэффициент фондоотдачи |
Чистая прибыль Активы |
61773,0=0,024 2556336,12 |
Низкая фондоотдача |
Приложение 2
Отчет о финансовых результатах ООО «Agreement» за 2014 и 2016 годы
Показатели |
2014 год |
2016 год |
|||
Доходы |
Расходы |
Доходы |
Расходы |
||
Чистая выручка от реализации продукции (товаров, работ и услуг) |
010 |
1785829,8 |
1785829,7 |
||
Себестоимость реализованной продукции (товаров, работ и услуг) |
020 |
1290391,02 |
1290391,0 |
||
Валовая прибыль (убыток) от реализации продукции (товаров, работ и услуг) (стр.010-020) |
030 |
495438,8 |
495438,7 |
||
Расходы периода, всего (стр.050+060+070+080), в том числе: |
040 |
201296,6 |
201296,4 |
||
Расходы по реализации |
050 |
||||
Административные расходы |
060 |
29 918,8 |
29 918,8 |
||
Прочие операционные расходы |
070 |
171378,0 |
171378,0 |
||
Расходы отчетного периода, исключаемые из налогооблагаемой базы в будущем |
080 |
||||
Прочие доходы от основной деятельности |
090 |
74,9 |
75,5 |
||
Прибыль (убыток) от основной деятельности (стр.030-040+090) |
100 |
294217,07 |
294217,3 |
||
Доходы от финансовой деятельности, всего (стр.120+130+140+150+160), в том числе: |
110 |
||||
Доходы в виде дивидендов |
120 |
||||
Доходы в виде процентов |
130 |
||||
Доходы от долгосрочной аренды (лизинг) |
140 |
||||
Доходы от валютных курсовых разниц |
150 |
||||
Прочие доходы от финансовой деятельности |
160 |
||||
Расходы по финансовой деятельности (стр.180+190+200+210), в том числе: |
170 |
36295,11 |
36142,7 |
||
Расходы в виде процентов |
180 |
||||
Расходы в виде процентов по долгосрочной аренде (лизингу) |
190 |
||||
Убытки от валютных курсовых разниц |
200 |
36295,11 |
36142,7 |
||
Прочие расходы по финансовой деятельности |
210 |
||||
Прибыль (убыток) от общехозяйственной деятельности (стр.100+110-170) |
220 |
257921,96 |
258074,6 |
||
Чрезвычайные прибыли и убытки |
230 |
||||
Прибыль (убыток) до уплаты налога на доходы (прибыль) (стр.220+/-230) |
240 |
257921,96 |
258074,6 |
||
Налог на доходы (прибыль) |
250 |
125179,91 |
124658.0 |
||
Прочие налоги и сборы от прибыли |
260 |
||||
Чистая прибыль (убыток) отчетного периода (стр.240-250-260) |
270 |
132742,0 |
133416,6 |