Файл: Понятие оперативно-розыскной деятельности (ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.05.2023

Просмотров: 119

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Понятие оперативно-розыск­ной деятельности (далее: ОРД) неоднократно подвергалось научно­му анализу, что объясняется в первую очередь его важностью для всей тео­рии и практики ОРД. Необходимо от­метить, что в дореволюционный пе­риод использовался термин «сыскная работа», в 20-40-е гг. ХХ в. - «опера­тивно-чекистская работа» и «агентур­но-оперативная работа». Впервые тер­мин «оперативно-розыскная деятель­ность» в 1966 г. ввел в научный обо­рот профессор А. г. Лекарь, который определил ОРД как основанную на за­конодательных и подзаконных актах систему разведывательных (поиско­вых) мероприятий, осуществляемых преимущественно негласными сред­ствами и методами в целях предотвра­щения, раскрытия преступлений и ро­зыска скрывшихся преступников[7]. В 1976 г. профессор В. А. Лука­шов предложил следующую дефини­цию понятия ОРД: это система регла­ментируемых подзаконными актами и взаимосвязанных по цели оперативно­розыскных и организационно-управ­ленческих мероприятий, призванная в комплексе обеспечивать своевремен­ное предотвращение, быстрое и полное раскрытие преступлений, а так­же розыск скрывшихся преступников и лиц, без вести пропавших [6, c. 10].

В последующие годы к вопросу определения ОРД обращались многие известные отечественные ученые, та­кие как: В. М. Атмажитов, И. И. Басец- кий, Д. В. Гребельский, И. А. Климов, г. К. Синилов, А. Ю. Шумилов, и др. Вме­сте с тем качественное изменение в определении рассматриваемого поня­тия произошло в 1993 г., когда оно по­лучило свое закрепление в Законе Рос­сийской Федерации от 13 марта 1992 г. № 2506-1 «Об оперативно-розыскной деятельности в Российской Федера­ции». Этот закон предусматривал, что ОРД - вид деятельности, осуществляе­мой гласно и негласно уполномочен­ными на то настоящим законом госу­дарственными органами и оператив­ными подразделениями в пределах их компетенции путем проведения опе­ративно-розыскных мероприятий в це­лях защиты жизни, здоровья, прав и свобод личности, собственности, без­опасности общества и государства от преступных посягательств. Заметим, что ныне действующий Федеральный закон от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельно­сти» (далее: ФЗ об ОРД) сохранил ука занное определение, лишь несколько уточнив отдельные термины: «Опера­тивно-розыскная деятельность - вид деятельности, осуществляемой глас­но и негласно оперативными подраз­делениями государственных органов, уполномоченных на то настоящим Федеральным законом, в пределах их полномочий посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, соб­ственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств».


При анализе вышеприведенного законодательного определения, воз­никают вопросы, которые, по нашему мнению, в настоящий момент явля­ются весьма актуальными. Так, в пер­вую очередь следует отметить, что ФЗ об ОРД предоставляет право осуще­ствлять ОРД гласно и негласно. Полно­стью поддерживая указанную возмож­ность, а также закрепленный в ст. 3 ФЗ об ОРД принцип сочетания глас­ных и негласных методов и средств, тем не менее приходится констатиро­вать, что правоприменительная прак­тика толкует возможность проведения гласных оперативно-розыскных меро­приятий (далее: ОРМ) весьма расши­рительно, подменяя ими следствен­ные действия.

Более того, приказом МВД России от 1 апреля 2014 г. № 199 утверждены Инструкция о порядке проведения сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации гласного оперативно-розыскного ме­роприятия «обследование помещений, зданий, сооружений, участков мест­ности и транспортных средств» и Пе­речень должностных лиц органов вну­тренних дел Российской Федерации, уполномоченных издавать распоряже­ния о проведении гласного оператив­но-розыскного мероприятия «обследо­вание помещений, зданий, сооруже­ний, участков местности и транспорт­ных средств». Указанная инструкция регламентирует действия должност­ных лиц при проведении гласного опе­ративного осмотра, при этом требова­ние наличия согласия ответственного за объект лица (хозяина, арендатора и пр.) в рассматриваемом документе отсутствует. Вместе с тем ряд автори­тетных ученых указывают на недопу­стимость подобных действий.

В част­ности, профессор А. Е. Чечетин отме­чает, что «правовое регулирование, направленное на ограничение прав и свобод граждан, допустимо лишь феде­ральным законом, но не подзаконным нормативным актом, да к тому же ве­домственного характера... ФЗ об ОРД закрепляет в ст. 15 лишь право на глас­ное проведение ОРМ, но не предусма­тривает возможности принудительной реализации этого права»[8].

Полностью соглашаясь с приведенной позицией, мы считаем необходимым внести соответствующее изменение в законодательное определение ОРД: словосочетание «гласно и негласно» изложить в редакции «гласно (с согла­сия участников) и негласно».

Продолжая анализировать опреде­ление ОРД, необходимо остановить­ся на таком признаке ОРД, как осуще­ствление ее «посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий», т. е. иные действия, предпринимаемые оперативными подразделениями, ОРД не являются. Вместе с тем остается не­понятным, к каким действиям следу­ет отнести засаду, задержание с по­личным и другие, если они осуществ­ляются в ходе ОРД, однако в законода­тельно закрепленный перечень ОРМ не входят. В этот же перечень мы счи­таем возможным добавить разнообраз­ные действия, проводимые в ходе раз­личных этапов работы с лицами, ока­зывающими конфиденциальное содей­ствие оперативным подразделениям. Это, безусловно, часть ОРД, однако в ряде случаев к ОРМ их отнести невоз­можно, так как они, в отличие от ОРМ, перечисленных в ст. 6 ФЗ об ОРД, не решают конкретные задачи ОРД, пред­усмотренные ст. 2 ФЗ об ОРД. Указан­ный недостаток также неоднократно отмечался в научной литературе.


Так, в частности, необходимость «предусмо­треть дополнительно в ст. 6 Закона следующие оперативно-розыскные ме­роприятия: “Личный сыск”; “Использование экстраординарных психофизио­логических возможностей человека”; “Составление оперативного психологи­ческого портрета”; “Оперативные пе­реговоры”» отмечалась профессорами В. М. Атмажитовым и В. г. Бобровым[9]. В свою очереДь, профессор А. Ю. Шумилов писал, что «в научной литературе отдельные специалисты са­мостоятельными ОРМ также призна­ют: агентурный сыск; использование служебно-розыскной (розыскной) со­баки; использование экстраординар­ных психофизиологических возможно­стей человека (гипноз и т. п.); компью­терный поиск оперативно значимой информации, личный сыск; перегово­ры с лицом, совершившим преступле­ние; применение полиграфа; составле­ние оперативно-психологического пор­трета и др.»[10].

Таким образом, представляется необходимым, исходя из вышеизло­женного, в законодательном опреде­лении ОРД словосочетание «посред­ством проведения оперативно-ро­зыскных мероприятий» изложить в редакции «посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий и иных действий, направленных на ре­шение задач оперативно-розыскной деятельности».

Еще одним значимым, по нашему мнению, недостатком является цель ОРД, сформулированная в ФЗ об ОРД как «защита жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, соб­ственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств». В первую очередь мы отмечаем пассивный характер ОРД, что следует из вышеуказанной фор­мулировки: защита не предусматри­вает наступательности. Так, толковый словарь русского языка[11] понимает защиту как то, что служит обороной. Вместе с тем характер преступности обусловливает наступательность как важное условие эффективности ОРД. Вместе с тем более значимым пред­ставляется законодательная ориен­тированность ОРД исключительно на противодействие преступности. Кон­ституционный Суд Российской Федера­ции неоднократно подчеркивал это об­стоятельство, о чем свидетельствуют, в частности, определения Конститу­ционного Суда Российской Федерации от 14 июля 1998 г. № 86-О, от 22 апре­ля 2005 г. № 198-О и от 9 июня 2005 г. № 327-О. Между тем современная ОРД решает ряд иных, хотя и связан­ных с противодействием преступно­сти, задач.

Так, мы считаем, что лишь опосредованно относятся к защите от преступных посягательств такие дей­ствия, предусмотренные ст. 7 ФЗ об ОРД, как, например, сбор данных, не­обходимых для принятия решений о допуске к сведениям, составляющим государственную тайну; об установле­нии или о поддержании с лицом отно­шений сотрудничества при подготовке и проведении оперативно-розыскных мероприятий. Сомнительной в борьбе с преступностью представляется нам также правомочность добывания ин­формации, необходимой для приня­тия решений о достоверности и полно­те сведений, которые предоставляют в соответствии с федеральными консти­туционными законами и федеральны­ми законами граждане, претендую­щие на замещение, например, долж­ностей муниципальной службы. Мы считаем возможным, вслед за профес­сором А. Ю. Шумиловым[12], констатировать, что современная ОРД переросла рамки защиты от преступ­ности и осуществляется в целях проти­водействия противоправным посяга­тельствам, в связи с чем законодатель­ное определение ОРД также нуждает­ся в соответствующей корректировке.


Обобщая вышеизложенное, мы предлагаем авторское определение, по нашему мнению, более объективно отражающее сущность современной ОРД: это вид деятельности, осуществ­ляемой гласно (с согласия участников) и негласно оперативными подразделе­ниями государственных органов, упол­номоченных на то Федеральным зако­ном «Об оперативно-розыскной дея­тельности», в пределах их полномочий посредством проведения оперативно­розыскных мероприятий и иных дей­ствий, направленных на решение за дач оперативно-розыскной деятельно­сти, в целях противодействия противо­правным посягательствам.

В рамках настоящей работы нами предпринята попытка рассмотрения лишь одной основополагающей статьи ФЗ об ОРД. Осознавая субъективный характер высказанных в работе мыслей, мы тем не менее предлагаем продолжить научную дискуссию по во­просам, затронутым выше, и пересмо­треть нормы действующего оператив­но-розыскного законодательства с уче­том современных требований.

ГЛАВА 2 СООТНОШЕНИЙ ПОНЯТИЙ, СУЩНОСТЬ, ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ИСТОРИЯ ЕЕ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЕ В РФ И ЗАРУБЕЖОМ

2.1 Понятие, сущность, цели, задачи оперативно-розыскной деятельности и история ее правового регулирования

Позитивный характер данного вида деятельность подчеркивается прокуратурой города Севастополя. Так, согласно информационно-аналитическому разделу данного ведомства негласная сфера защиты человека и общества от преступных посягательств - самостоятельный вид социально полезной юридической деятельности, она имеет правовое регулирование по общим правилам[13]. Аналогичные выводы содержатся и в учебной литературе. В.Ю. Алферов, А.И. Гришин, Н.И. Ильин утверждают, что высокая эффективность борьбы с преступностью при использовании правоохранительными органами негласных возможностей определяет социальную значимость оперативно-розыскной деятельности. Оперативно-розыскная деятельность позволяет инициативно и с высокой эффективностью выявлять наиболее опасные замаскированные преступления, устанавливать лиц, совершивших неочевидные преступления, предупреждать преступления[14].


В действующем законодательстве содержится определение оперативно-розыскной деятельности. Согласно статье 1 Федерального закона от 12.08.1995 N 144-ФЗ (ред. от 06.07.2016) "Об оперативно-розыскной деятельности" (далее - Федеральный закон от 12.08.1995 N 144-ФЗ) под ней понимается вид деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных на то настоящим Федеральным законом (далее - органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность), в пределах их полномочий посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств[15].

Несмотря на наличие законодательного определения данного понятия, исследователи предлагают свои интерпретации. К примеру, В.Ю. Алферов, А.И. Гришин, Н.И. Ильин понимают под ней регламентированную законом деятельность специально уполномоченных на то должностных лиц (оперативных аппаратов), осуществляемую посредством проведения преимущественно негласных оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод личности, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств[16].

Несмотря на наличие иных определений оперативно-розыскной деятельности, данных современными исследователями, предполагается актуальным проанализировать положения закона в данном аспекте. При анализе легального определения оперативно-розыскной деятельности становится возможным выделить: формы ее осуществления, ее субъектов и цели. В качестве форм можно назвать гласную и негласную деятельность. Целями оперативно­розыскной деятельности являются: защита жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности от преступных посягательств; обеспечение безопасности общества и государства от данных посягательств.

Общая формулировка определения включает круг субъектов, которые уполномочены совершать оперативно-розыскную деятельность - оперативные подразделения уполномоченных государственных органов.

Задачи оперативно-розыскной деятельности закреплены в статье 2 Федерального закона от 12.08.1995 N 144-ФЗ. Согласно данной статье задачами данной деятельности являются:

  • выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, а также выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших;
  • осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, а также розыска без вести пропавших;
  • добывание информации о событиях или действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической, информационной или экологической безопасности Российской Федерации;
  • установление имущества, подлежащего конфискации[17].