Файл: «Основные функции в системе менеджмента» ..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.05.2023

Просмотров: 91

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Процесс планирования деятельности на предприятии осуществляется соответствующими уровнями управленцев.

Так, стратегическим планированием занимаются управленцы высшего уровня. Среднее звено управленцев осуществляет тактическое планирование, т.е. определяет промежуточные цели на пути достижения стратегических.[23]

Планирование осуществляется и на более низком уровне и определяется, как оперативное планирование.

Эффективность планирования как функции управления на предприятиях зависит от принципов (основных правил), которыми руководствуются при составлении планов. К ним относятся:[24]

- Всеохватность планирования- при планировании должны быть предусмотрены все события и ситуации, которые будут влиять на развитие предприятия; 

- Точность планирования - при составлении планов должны использоваться современные методы, средства, приемы, тактика и процедуры, которые обеспечивают точность прогнозирования; 

- Ясность планирования - цель и этапы планирования должны быть четкими и понятными для всех работников предприятия; 

- Непрерывность планирования - планирование это не одноразовый акт, а непрерывный процесс; 

- Экономичность планирования - расходы на планирование не должны превышать доходов от планирования.

Функция планирования решает проблему неопределенности относительно деятельности предприятия и помогает предприятию эффективно реагировать на изменения во внешней среде.[25]

Следующей функцией менеджмента является организация, которая обычно всегда следует после планирования. Суть этой функции в том, чтобы заключить некоторые взаимоотношения между подразделениями фирмы, определить порядки и условия, в которых будет функционировать фирма.

Принимаются решения о возможных методах и инструментах, которые  способствуют выполнению плана, координируются решения задач.

Организационная структура есть взаимосвязанные подразделения фирмы с четким разделением функций между ними. Для ее эффективного функционирования необходимо определить права и обязанности руководителей подразделений, сотрудников, устранить многоступенчатость в управленческой системе.[26]

Функция управления «организацией» заключается в установлении: постоянных и временных взаимоотношений между подразделениями предприятия, механизма процесса и условий деятельности.


Эта функция реализуется через административно-организационное и оперативное управление.

Административно-организационное управление предполагает определение структуры предприятия, установление взаимосвязей и распределение функций между его подразделениями, предоставление определенных прав работникам аппарата управления и определения их ответственности.[27]

Оперативное управление обеспечивает функционирование предприятия в соответствии с утвержденным планом. Оно заключается в периодическом и непрерывном сравнении фактических результатов с результатами, предусмотренными планом, и соответствующей их корректировке.[28]

Через организационную деятельность, то есть через разделение и объединение задач и компетенций работников происходит управление отношениями на каждом предприятии.

Следовательно, функция менеджмента «организация» с одной стороны - это структура взаимоотношений, прав, целей, ролей, видов деятельности и других факторов, которые имеют место в процессе совместного труда людей, и процесс, с помощью которого создается и сохраняется структура предприятия, с другой .[29]

1.3. Мотивация и контроль

Функция мотивации - это процесс побуждения участников производственного процесса к деятельности для достижения личных целей и целей предприятия в целом.[30]

Технический прогресс радикально изменил отношение к труду и повседневной жизнедеятельности человека.  Именно поэтому менеджеры применяют функцию мотивации для активизации деятельности работников, чтобы стимулировать их труд.

Мотивационная функция предусматривает создание и использование стимулов к эффективному взаимодействию субъектов совместной деятельности. Для эффективной реализации функции мотивации в современных условиях менеджерам предприятия необходимо учитывать и использовать в управленческой деятельности взаимосвязь таких понятий, как «мотивы» и «стимул».

«Мотив» - это внутреннее стремление человека к удовлетворению собственных потребностей, а «стимул» - это возможность получения материального вознаграждения для удовлетворения указанных потребностей выполнения определенной работы.[31]

Существует традиционный подход к рассмотрению мотивации, основоположником которого был Ф. Тейлор. Он рассматривал работников как «экономических людей», которые заинтересованы в получении большего дохода при увеличении нагрузки на них. Затем появляется новый, «социальный человек».


Исследования хоторнских ученых показали, что более значительным стимулом для труда являются не деньги, а хороший и близкий по интересам коллектив. Концепция человеческих ресурсов повествует нам о «целостном человеке», который нуждается в признании со стороны начальства. Эта теория утверждает, что каждый человек – многогранная личность, которая стремиться к достижению высоких результатов. [32]

Если менеджеры будут относиться к сотрудникам как к компетентным личностям, производительность возрастает.

Современных подход основывается на трех теориях.

Теория содержания мотивации, которая анализирует основные потребности человека, это дает возможность понять нужды работников.

Теория процессов мотивации пытается понять, как разные факторы влияют на мышление работника и каким образом он стремится к вознаграждениям.

Теория подкрепления изучает приемлемые в процессе труда образцы поведения при обучении работников.[33]

Контроль – следующая функция менеджмента, которая означает наблюдение за действиями работников, следованием организации планам и целям. В случае отклонения каких-нибудь показателей, менеджеры вносят коррективы. Выявляются проблемы, связанные с осуществлением плана и их причины. [34]

Существует следующие виды контроля: предварительный, текущий и заключительный.

Понятие «контроль» (проверка), как функция менеджмента выходит за пределы понятия «контролировать». Она предусматривает активную работу управленческого аппарата предприятия.

«Контроль» - это непрерывный процесс, который включает контроль за осуществлением стратегических планов для определения степени эффективности их выполнения, а в случае необходимости применения регулирующих мер. [35]

На многих предприятиях созданы системы контроля, являющиеся посредниками между планом и реальной деятельностью, то есть обеспечивают обратную связь между определенными планами менеджмента и реальными показателями деятельности предприятия. [36]

Предприятия, имеющие современные и точные системы контроля, имеют больше шансов для достижения успеха.

Таким образом, функции менеджмента определяют его  назначение и роль в организации.  Под ними можно подразумевать управленческую деятельность на целевой основе, задачи, необходимые для решения, самостоятельную базу для принятия решений, сферу управления.


2. ОЦЕНКА УПРАВЛЕНИЯ МАЛЫМ БИЗНЕСОМ НА ПРИМЕРЕ ПРЕДПРИЯТИЯ ООО «СТАНКОСЕРВИС»

2.1. Общая характеристика предприятия

Предприятие ООО «Станкосервис» находится на рынке уже более 20 лет.

Источником финансирования предприятия являются собственные средства. Предприятие занимается производством и оптовой продажей сувенирной продукции.

Предприятие работает с российскими покупателями, а так же со странами СНГ.

На протяжении всех этих лет, предприятие выпускает широкий ассортимент сувениров, такие как зеркала, массажки, расчески, магниты, шкатулки, брелки, фото-рамки, тетради и многое другое.

Основными видами деятельности ООО «Станкосервис» является:

- производство сувенирной продукции,

- разработка сувенирной продукции,

- реализация сувенирной продукции,

- торгово–закупочные и заготовительные операции на договорной основе с предприятиями, организациями,

-технические разработки, реализация новых и усовершенствование существующих технологий.

В процессе своей деятельности организация принимает ряд решений:

- какую продукцию или номенклатуру товаров следует выпускать и продавать;

- на какие рынки нужно выходить с этим товаром и как закрепить свои позиции на рынке;

- как выбрать наилучшую технологию производства;

- какие материалы приобрести и как их использовать;

- как распределять финансовые ресурсы;

- каких показателей организация хочет и должно достигнуть в отношении технических характеристик выпускаемого товара, его качества, эффективности производства.

Форма продажи продукции – индивидуальное обслуживание клиентов со склада организации операторами и кладовщиками.

ООО «Станкосервис» всегда работает на потребителя. Придерживается девиза « Клиент всегда прав».

Важное место в деятельности всего предприятия является:

- закупка материалов;

- производство товаров;

- товарные запасы и ассортимент;

- продажа;

- реклама.

ООО «Станкосервис» заключает договора с каждым клиентом. Для постоянных клиентов предусмотрены скидки, и в случае не продажи в течение полугода, продукцию можно вернуть.


Качество продукции контролируется на всех этапах производства, этих этапов четыре:

1) штамповка,

2) лазер,

3) ПП склад

4) склад ГП (контрольный этап).

Ассортимент продукции огромен, измеряется в тысячи наименований и постоянно пополняется новыми видами.

2.2. Анализ основных экономических показателей

Основные экономические показатели деятельности ООО «Станкосервис» представлены в таблице 1.

Таблица 1. Основные экономические показатели деятельности ООО «Станкосервис»

Показатели

2014

год

2015 год

Изменение

Темп роста, в процентах

Выручка от реализации товаров - всего, тысяч рублей

13104

14702

1598

112

Себестоимость реализации товаров - всего, тысяч рублей

11820

13312

1492

113

Прибыль от реализации товаров – всего, тысяч рублей

1284

1390

106

108

Численность работников, человек

91

91

0

100

Фонд оплаты труда, тысяч рублей

5586

5762

176

103

Средняя заработная плата 1 работника, в целом по предприятию, рублей

24500

25270

770

103

Анализируя основные экономические показатели деятельности
ООО «Станкосервис», можно сделать вывод о том, что по всем значениям наблюдается тенденция роста.

Так, на рисунке 3 изображено изменение основных экономических показателей деятельности ООО «Станкосервис».

13104

14702

11820

13312

1284

1390

0

2000

4000

6000

8000

10000

12000

14000

16000

Выручка от реализации

продукции

Себестоимость реализации

продукции

Прибыль от реализации

продукции

2014 год

2015 год

Показатели

Значение, в тысячах рублей

Рисунок 3. Динамика основных экономических показателей
ООО «Станкосервис» за 2014-2015 гг.

Таким образом, изучив рисунок, объем реализации продукции в 2015 году увеличился на 1598 тысяч рублей, или на 12 процентов по сравнению с показателем 2014 года. Себестоимость реализации продукции возросла на 1492 тысяч рублей или на 13 процентов.