Добавлен: 23.05.2023
Просмотров: 113
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1. Роль и место прямых налогов в налоговой системе РФ
1.1. Понятие и классификация прямых налогов РФ
1.2. Функции и процедура взимания прямых налогов
2. Анализ состояния прямых налогов в РФ
2.1. Динамика поступлений прямых налогов в бюджет
2.2. Инструменты развития прямого налогообложения в Российской Федерации
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность выбранной темы исследования определена тем, что бесперебойное финансирование предусмотренных бюджетами мероприятий требует систематического пополнения финансовых ресурсов на федеральном и местных уровнях. Это достигается в основном за счет уплаты юридическими и физическими лицами налогов и других обязательных платежей. В соответствии с действующим налоговым законодательством и другими нормативными актами плательщики обязаны уплачивать указанные платежи в установленных размерах и в определенные сроки.
При постоянном росте потребностей государства в финансовых средствах механизм сбора налогов должен работать бесперебойно. Если этого не происходит, налоговые источники иссякают, и государство вынуждено искать неналоговые поступления, возрастает внешний и внутренний долг государства. Недовольство политикой властей и нежелание платить налоги имеют глубокие исторические корни, что объективно требует постоянного совершенствования методов учета налогоплательщиков и сбора налогов.
Таким образом, налог - важнейший источник доходной части бюджета любой страны. Таким образом, актуальность данной темы определена тем, что изучение вопросов налоговых доходов бюджета позволяет выявить недостатки действующей налоговой политики, а их устранение способствует повышению эффективности налоговой системы, собираемости налогов. С помощь методов налогового регулирования могут осуществляться не только функции налогов, но и функции государства в целом.
Целью данной курсовой работы является анализ прямых налогов и их место в налоговой системе РФ.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
-изучить прямые налоги как экономическую категорию;
-рассмотреть виды прямых налогов;
-обозначить процедуру взимания прямых налогов;
-проанализировать состояние прямых налогов в Российской Федерации;
-выявить проблемы прямого налогообложения в РФ.
Объект курсовой работы: прямые налоги.
Предмет курсовой работы: система взимания прямых налогов в Российской Федерации.
Теоретико-методологической базой исследования послужили современные теоретические подходы отечественных и зарубежных ученых к изучаемой проблеме, изложенные в научных трудах, периодических изданиях, учебной и справочной литературе, практических пособиях, федеральные законы, нормативно-правовые акты Российской Федерации, касающиеся деятельности строительных предприятий, информация официальных сайтов и др.
1. Роль и место прямых налогов в налоговой системе РФ
1.1. Понятие и классификация прямых налогов РФ
Налоги как главный источник образования государственных финансов известны с давних времен. С изменением роли и значения налогов в экономической системе общества происходила эволюция во взглядах и на саму природу налога. В XVIII в. преобладало мнение о том, что налог - это цена за оказываемые государством услуги своим гражданам. В XIX в. налог считался пожертвованием индивидуума в интересах государства. В ХХ в. основной была точка зрения о том, что налог - это принудительный взнос, который взимается государством и идет на покрытие общегосударственных потребностей на основе изданного закона.
НК РФ определяет налог как «обязательный, индивидуальный, безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения, принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований».[1]
Налог как основная форма доходов государства присущ всем государственным системам, как рыночного, так и нерыночного типа хозяйствования. В широком смысле под налогом понимается взимаемый на основе государственного принуждения и не носящий характер наказания или компенсации обязательный безвозмездный платеж. В современной литературе о налогах приводится немалое количество различных определений налогов. При этом в каждом определении обязательно указывается, что налог - платеж обязательный. Иными словами, платежи, не являющиеся для плательщиков обязательными, не признаются налоговыми. К налогам не относятся любые добровольные выплаты, взносы, отчисления.
Прямые налоги устанавливаются непосредственно на доход, заработную плату, прибыль, проценты, а также на имущество налогоплательщика, а именно землю, строения, ценные бумаги. В связи с этим при прямом налогообложении денежные отношения возникают непосредственно между налогоплательщиком и государством.
Прямые налоги позволяют управлять экономикой страны. Они избирательно воздействуют на отрасли производства, способствуют созданию лучших условий для работы организаций по направлениям деятельности, требующих поддержки государства. Они же могут создать и неблагоприятные условия для областей экономики, развитие которых для государства неприемлемо.
К прямым налогам относятся:
- для физических лиц: НДФЛ; на имущество;на автотранспорт; на земельный участок; на воду;
- для юридических лиц: НДФЛ с наемных работников, уплачиваемый работодателем - налоговым агентом; на прибыль; на имущество; на транспорт; на землю; на добычу полезных ископаемых; на игорный бизнес; на водные ресурсы.
Государство в лице Федеральной налоговой службы заранее знает о величине налоговых поступлений по тому или иному прямому налогу. Это достигается путем предоставления организациями деклараций или других отчетных документов, в которых производится расчет налога. Примеры основных прямых налогов в Российской Федерации приведем ниже.
Налог на доходы физических лиц (НДФЛ) предназначен для взимания доли их дохода, полученного в организациях Российской Федерации. Это касается граждан РФ и иностранцев, работающих на ее территории. Ставка налога составляет от 13% до 35% — в зависимости от вида получаемого дохода и статуса лица, его получающего. Налог поступает в региональные и местные бюджеты.
Налог на прибыль для юридических лиц, который является для них основным по налоговым выплатам. Налогоплательщиками по этому налогу являются российские и иностранные организации, работающие в РФ. Объект взимания налога - прибыль, полученная организацией по результатам ее деятельности по производству и реализации товаров. Ставка налога на 2017 год составляет 20%.[2]
Налог на имущество организаций и физических лиц.
Имущество подразделяется на движимое и недвижимое. Эти виды имущества должны быть отражены в балансе, согласно ПБУ 6/01. Их перечень приведен в ст. 374 НК РФ. За базу при исчислении налога берется его среднегодовая стоимость, за исключением объектов, стоимость которых исчисляется по кадастровой стоимости (п. 2 ст. 375 НК РФ). Ставки налога оговорены в ст. 380 НК РФ. Это региональный налог.
Их краткой характеристики основных прямых налогов мы видим, что основанием для обложения налогом служат владение и пользование доходами и имуществом.[3]
Косвенные налоги взимаются в процессе движения доходов или оборота товаров, работ и услуг. Эти налоги включаются в виде надбавки в цену товара, а также тарифа на работы или услуги и оплачиваются потребителем. Владелец товара при их реализации получает с покупателя одновременно с ценой и налоговые суммы, которые он перечисляет государству. Таким образом, данные налоги устанавливаются для перенесения реального налогового бремени на конечного потребителя.
При косвенном налогообложении субъектом налога является продавец товара, который выступает как посредник между государством и фактическим плательщиком налога - потребителем этого товара. К косвенным налогам относятся такие налоги, как НДС, акцизы и таможенные пошлины.
При взимании прямых налогов государство взаимодействует с действительными плательщиками налога, тогда как косвенные налоги уплачиваются посредниками (производителями обложенных товаров), которые потом возмещают их с других лиц (с потребителей).
Так же к преимуществам прямого налогообложения относится то, что прямые налоги в большей степени соответствуют платежеспособности налогоплательщиков и расходы на их взимание сравнительно небольшие.
На сегодняшний день прямые налоги являются основой налоговых систем государств с развитой рыночной экономикой, так как они имеют ряд достоинств по сравнению с другими видами налогов.
Основными достоинствами прямого налогообложения являются:
а) Экономические - прямые налоги предоставляют возможность установить прямую зависимость между доходами плательщика и его платежами в бюджет.
б) Регулирующие - в странах с развитой рыночной экономикой прямое налогообложение является главным финансовым рычагом управления экономическими процессами.
в) Социальные - прямые налоги помогают распределению налогового бремени таким образом, что немалые налоговые расходы имеют те плательщики, у которых большие доходы.
Данный принцип налогообложения большинством экономистов мира признается наиболее объективным.
Однако следует отметить и недостатки прямых налогов:
Организационные проявляются в том, что прямое налогообложение требует трудного механизма взимания налогов, так как связано с достаточно сложной методикой ведения бухгалтерского учета и отчетности.
Контрольные заключаются в том, что контроль поступления прямых налогов требует существенного расширения налогового аппарата и разработки новых способов учета и контроля плательщиков.
Полицейские - прямые налоги связаны с возможностью уклонения от уплаты налогов из-за несовершенства финансового контроля и наличия коммерческой тайны.
Бюджетные - прямое налогообложение требует определенного развития рыночных отношений, так как только в условиях реального рынка может создаваться реальная рыночная цена, а естественно, и реальные доходы (прибыль) могут иметь и убытки. Поэтому прямые налоги не могут признаваться надежным источником доходов бюджета.
Также к недостаткам относится уклонение от уплаты налогов, снижение склонности к сбережениям и инвестициям при увеличении налоговых ставок.[4]
Прямые налоги делятся на реальные и личные налоги. Реальные налоги устанавливаются на отдельные виды имущества налогоплательщика, например, земля, недвижимость, на основе кадастра - перечня объектов обложения, который составлен на основе их внешних признаков и учитывающего среднюю, а не действительную доходность конкретного объекта. Реальными налогами облагаются по причине владения имуществом, не учитывая финансовое положение и доходы налогоплательщика. В зависимости от объекта обложения прямыми реальными налогами признаются: земельный, транспортный налоги, налог на добычу полезных ископаемых, налог на имущество физических лиц, налог на имущество организаций, водный налог и налог на игорный бизнес.
Личные налоги учитывают платежеспособность налогоплательщика, при их взимании объекты налогообложения (доход, имущество) устанавливаются отдельно для каждого плательщика и учитывают льготы, которые ему предоставлены. В зависимости от объекта обложения существуют следующие виды прямых личных налогов: налог на доходы физических лиц, налог на прибыль организаций.
1.2. Функции и процедура взимания прямых налогов
Проблемы взимание прямых налогов в Российской Федерации, будучи нерешенными, так или иначе продолжают существовать и наносить вред социально-экономических проблем.
Одним из важнейших условий стабилизации финансовой системы любого государства является обеспечение устойчивого сбора налогов, надлежащей дисциплины налогоплательщиков.
Прямой налог - налог, который взимается государством непосредственно с доходов (заработной платы, прибыли, процентов) или имущества налогоплательщика (земли, строений, ценных бумаг).
В связи с этим при прямом налогообложении денежные отношения возникают непосредственно между налогоплательщиком и государством. Примером прямого налогообложения в налоговой системе могут служить такие налоги, как налог на доходы физических лиц, налог на прибыль организации, налоги на имущество как юридических, так и физических лиц и ряд других. В данном случае основанием для обложения служат владение и пользование доходами и имуществом.