Файл: ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТИПЫ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ (Интуитивные управленческие решения).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.05.2023

Просмотров: 126

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Принятие управленческих решений – это главная функция в структуре управленческой деятельности, так как она в целом определяет ее эффективность и качество. При этом она является наиболее типичной для управленческого труда, потому что основной функцией менеджеров считается принятие решений. Так или иначе процессы управленческих решений есть во всех функциях управления, и они распределены по всему управленческому циклу. С одной стороны, эти процессы базируются на когнитивных, регулятивных, коммуникативных процессах, а с другой сами лежат в основе управленческих действий.

В связи с этим актуальность этой работы состоит в том, что исследование управленческих решений выступает неотъемлемой составляющей проблемы принятия решения в целом как фундаментальной проблемы. Безусловно, рассмотрение такой масштабной темы в рамках курсовой работы представляется поверхностным и невозможным, поэтому она конкретизирована до изучения типов управленческих решений в контексте их психологии.

Цель работы состоит в рассмотрении психологических типов управленческих решений. Она конкретизируется в ряде задач:

1) Дать определение понятию управленческого решения;

2) Изучить типологии управленческих решений;

3) Рассмотреть психологические аспекты принятия управленческих решений;

4) Дать подробную характеристику интуитивным управленческим решениям; решениям, основанным на суждениях и рациональным решениям.

Поднятая проблема возникла и длительное время не изучалась в рамках психологии. Термина «психологическая теория решений» появился в ответ на уже существовавшую теорию рациональных решений, абстрагированную от психологических факторов.

Исследования в данной области недостаточно объединены с фундаментальной общепсихологической проблематикой и не используют в должной мере ее мощный объяснительный потенциал.

1. ПОНЯТИЕ И ТИПЫ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ

1.1 Понятие управленческого решения

В первом разделе мы рассмотрим теоретические проблемы управленческих решений, в том числе и в контексте психологии, дадим определение понятию управленческого решения и рассмотрим их типологизацию по разным основаниям.


Следует подчеркнуть, что проблема управленческих решений сыграла важную роль в эволюции управленческой мысли в целом. Длительное время теория управления базировалась на постулате рациональности поведения в целом и принятия решения в частности. Он состоит в том, что субъект должен и может строить свое поведение и принимать решения, ориентируясь на максимальный учет всех факторов ситуации. Этим было обусловлено становление классической теории фирмы.

Однако в фундаментальных работах Ч. Барнарда, Г. Саймона, Д. Марча, Д. Ольсена, а затем Д. Канемана было доказано, что объективно присущие человеку психофизиологические ограничения делают невозможным строго рациональное поведение и принятие решения, а полный учет всех объективных факторов при этом также в принципе невозможен. В результате была разработана концепция «ограниченной рациональности», одним из главных тезисов которой является то, что субъективные, психологические особенности – это объективные, ограничивающие факторы поведения. Они оказывают важное влияние на процессы принятия решения и на управление. В результате возникает «школа принятия решения», в которой обоснована необходимость перехода от жестко рационалистических представлений к «мягким» схемам управления [5].

В настоящее время в теории управления и в теории принятия решения существует два основных подхода – нормативный и дескриптивный. Нормативный подход исследует эти процессы при абстрагировании от субъективных, психологических факторов и направлен на разработку правил, процедур и идеальных способов принятия решения. Дескриптивный подход требует учета этих факторов как основных. Первый подход ставит своей основной задачей исследование того, как должны приниматься решения; второй – как это реально происходит. Современная теория управления синтезирует эти два подхода.

Раскрытие психологических закономерностей процессов управленческих решений требует дескриптивного подхода. В целом проблема управленческих решений характеризуется сочетанием высокого уровня значимости с недостаточным уровнем разработанности. Разработка обобщающей концепции управленческих решений актуальна для многих фундаментальных проблем и направлений психологии управления. Процессы принятия решений являются интегральными по своей психологической природе и сути, а процессы управленческих решений объективно наиболее сложные и комплексные [6].

Согласно мнению исследователей, процессы принятия управленческих решений занимают центральное место в психологической структуре организованной совместной деятельности. Они направлены на координацию ее остальных психологических компонентов.


Процессы принятия управленческих решений основаны на межличностных процессах внутриорганизационного и группового функционирования. Сами управленческие решения не сводятся к ним, а выступают как новый уровень процессов организационного функционирования [7].

По отношению к проблеме управленческих решений нет общепсихологической концепции. Психология управленческих решений представляет множество частных теоретических схем. Рассматриваемая нами проблема разрабатывается как раздел психологии управления и менеджмента. Поэтому в ней присутствует ряд характерных особенностей, а именно: большое разнообразие и широта спектра исследований; множество частных концепций управленческих решений, исходно ограниченных каким-либо аспектом этой общей проблемы (речь идет о теориях «ограниченной рациональности» Г. Саймона, «организационно-стилевая» теории решений В. Врума и У. Йетона и т.д.); объединение существующих частных концепций в несколько основных направлений – организационно-деятельностное, феноменологическое, процессуальное и т.д.; не сформулирован вопрос о психологическом статусе и специфичности процессов принятия управленческих решений, о содержании и границах данного понятия [5].

Таким образом, в современной психологии управленческих решений без должного внимания остаются пока наиболее значимые аспекты этой проблемы. Например, не определен психологический статус процессов принятия управленческих решений, не установлены их место, роль и функциональное предназначение в общей системе процессов организационного функционирования.

Существует ряд признаков, которые отличают управленческие решения от других решений, принимаемых индивидами в повседневной жизни.

Во-первых, речь идет о целях. Субъект управления принимает решение в целях решения проблем конкретной организации.

Во-вторых, менеджер принимает решение не только для себя, но и для организации в целом, и его решения могут существенно повлиять на жизнь многих людей, а также отразиться на социально-экономической ситуации регионов.

В-третьих, в организации обычно существует разделение труда, в котором менеджеры заняты принятием решений, а исполнители занимаются реализацией уже принятых решений.

В-четвертых, в отличие от принятия решений в частной жизни, в управлении организацией принятие решений является более сложным, ответственным и формализованным процессом.

Исходя из этого, управленческое решение – это выбор альтернативы, осуществлённый руководителем в рамках его должностных полномочий и компетенции и направленный на достижение целей организации.


Далее рассмотрим два важных требования к управленческим решениям:

а) реализуемость. Принятое решение должно быть доступным к реализации на практике в конкретных условиях;

б) эффективность, иногда – оптимальность. Решение должно способствовать достижению поставленных целей, решать проблемы, по возможности наиболее оптимальным способом.

Основные признаки управленческих решений:

1) Наличие альтернатив – всегда существует несколько вариантов, из которых приходится выбирать;

2) Существование цели – решения принимаются вследствие возникновения какой-либо проблемы или постановки вопроса;

3) Волевой акт, который может состоять в ограничении множества альтернатив, используемых целей и критериев, выборе минимального уровня вероятности реализации управленческого решения, принятии решения, его оформления, легализации, контроля хода выполнения и т.д [6].

Как правило у управленческих решений есть ряд особенностей, а именно:

а) их разработка и реализация требуют привлечения большого объема ресурсов;

б) они влияют на большие коллективы людей в долгосрочной перспективе;

в) каждое из них в значительной мере определяет будущие решения;

г) ответственность за принимаемые решения очень высока.

Рассмотрим типичные проблемы, возникающие при разработке управленческого решения:

1) давление сроков – часто приходится принимать решение в кратчайшие сроки, либо большой объем рутинной работы не позволяет своевременно принимать необходимые решения;

2) быстрая смена условий и возникающих проблем и задач;

3) недостаток квалификации менеджера;

4) нехватка информации;

5) использование ненадежных методов, которые могут не соответствовать задачам; недостаточный уровень детализации, формализации и возможности адаптации к конкретной ситуации;

6) потребность в сочетании интересов разных групп в рамках одного решения и разногласия между лицами, принимающими решения [5].

Принятие управленческих решений рассматривают в контексте наиболее распространенных проблем, к которым относятся:

1. Стандартные проблемы, требующие применения инструкций;

2. Хорошо структурированные проблемы, имеющие количественные характеристики и показатели.

3. Слабо структурированные проблемы, имеющие не только количественные, но и качественные характеристики. Для их решения обычно используется системный подход.

4. Неструктурированные проблемы, решение которых возможно на основе экспертных оценок, суждений профессионалов.


Таким образом, проблема управленческих решений на теоретическом уровне является недостаточно проработанной, при этом она имеет высокий уровень как практической, так и теоретической значимости, что требует проведения дополнительных исследований в этой области.

1.2 Типологии управленческих решений

Типология – это научный метод, основа которого состоит в расчленении систем объектов и их группировке с помощью обобщенной модели. Ее применяют в целях сравнительного изучения признаков, связей, функций, отношений, уровней организации.

Главные логические формы, используемые типологией, – это тип, классификация, систематика. Введение понятия типологии управленческих решений предусматривает акцентирование внимания на методах разработки решений, сгруппированных по определенным признакам. Любая из разновидностей процессов принятия решения адекватна определенным управленческим ситуациям. Следовательно, только множество различных видов решений может обеспечить реализацию функции принятия решения во всем многообразии реальных управленческих ситуаций [5].

Все существующие виды реализации функции принятия решения нельзя проклассифицировать по одному признаку. Это можно сделать только на базе нескольких критериев. В совокупности они могут дать полное представление об общей картине видов решений в деятельности руководителя.

Например, организационное решение – это выбор, который должен сделать руководитель, чтобы выполнить обязанности, обусловленные занимаемой им должностью. Это понятие носит собирательный характер и определяет собой всю совокупность нормативно-предписываемых решений руководителя. Организационные решения играют важную роль в управленческой деятельности, но наряду с ними руководитель вынужден принимать огромное число неформализованных решений [10].

Организационные решения подразделяются на две основные категории:

1) Запрограммированные решения, которые принимаются в ситуациях, которые могут быть предвиденными заранее; реализуются в стандартных ситуациях, связанных с основными задачами и сферами деятельности организации.

2) Незапрограммированные решения являются прямой противоположностью запрограммированных [9].

По признаку исходной неопределенности ситуации управленческих решений и соответственно процессы выбора в них подразделяются на структурированные и неструктурированные. С этой классификацией связано разделение управленческих решений на определенные и вероятностные. Первые существуют в структурированных ситуациях. Вторые же характеризуются использованием ненормативных процедур выработки, интуитивных средств и допускают риск как необходимый параметр итогового решения.