Файл: ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТИПЫ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ (Интуитивные управленческие решения).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.05.2023

Просмотров: 131

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Другая классификация основана на психологическом критерии и включает три типа решений:

1) Интуитивные решения отличаются тем, что в них отсутствует этап осознанной оценки. Интуитивное решение как правило является выбором, сделанным на основании ощущения того, что он правилен. Лицо, принимающее решение, не взвешивает сознательно «за» и «против» по каждой альтернативе и не нуждается в понимании ситуации, а делает выбор. Специалист по управлению П. Шодербек указывает, что в то время как увеличение количества информации о проблеме может оказывать заметную помощь в принятии решений руководителям среднего звена, представителям высшего эшелона власти по-прежнему приходится опираться на интуитивные суждения [5].

2) Основанные на суждениях решения – это выбор, обусловленный знаниями и прошлым опытом. Такие решения могут показаться интуитивными, потому что их логика не очевидна. Человек использует знание о том, что случалось в сходных ситуациях ранее, чтобы спрогнозировать результат альтернативных вариантов выбора в существующей ситуации. Опираясь на здравый смысл, менеджер выбирает альтернативу, которая привела его к успеху в прошлом. Суждение как основа управленческого решения является полезным, поскольку многие ситуации в организациях имеют тенденцию к частому повторению. Слабость его состоит в том, что суждение невозможно соотнести с ситуацией, которая раньше не имела места, и поэтому опыта ее решения просто нет. Кроме того, руководитель при таком подходе стремится действовать преимущественно в тех направлениях, которые ему хорошо знакомы, в результате чего рискует упустить хороший результат в другой области, сознательно или бессознательно отказываясь от вторжения в нее.

3) Рациональные решения принимаются на основе последовательности нормативных аналитических процедур.

Следующая классификация видов принятия решения основана на признаке их инновационности. Так решения делятся на рутинные, селективные, адаптационные и инновационные решения. Рутинные решения сводятся лишь к распознаванию проблемы и ее преодолению хорошо известным способом. Селективные решения предполагают выбор одного из ряда известных способов. Адаптивные решения требуют изменения известных способов с учетом особенностей ситуации. Инновационные решения имеют место тогда, когда ситуация не может быть преодолена каким-либо известным способом и требуется создание принципиально нового способа ее решения.

По признаку содержания выделяют запрещающие, разрешающие и конструктивные решения [4].


В связи с усложнением современных организационных систем, возрастанием трудностей управления ими, в последнее время очень большое распространение приобрел институт различного рода экспертов, советников, консультантов. Все эти специалисты оказывают помощь руководству и в управлении в целом, и в реализации функции принятия решения, в частности.

В связи с этим различают категорию экспертно-консультативных решений, которая, в свою очередь, также включает ряд разновидностей. Здесь управленческие решения подразделяют на: индивидуальные и коллегиальные. Если управленческие решения являются результатом индивидуального труда руководителя, то они реализуются автономно от группы. При этом управленческие решения часто принимаются в коллегиальной форме [3].

Коллегиальные управленческие решения также классифицируются в зависимости от того, какая стратегия используется в коллегиальных управленческих решениях. Рассмотрим основные стратегии коллегиально принимаемых решений:

а) мажоритарная;

б) стратегия консенсуса;

в) стратегия «навязанного выбора», когда руководитель оставляет право на окончательное решение оставляет за собой.

Важным критерием классификация решений является степень их зависимости от других решений:

1. Существуют решения, имеющие отношение к прошлому и к будущему. Например, предыдущие решения могут определять ресурсные ограничения, которые в свою очередь ограничивают применение определенных методов и процедур.

2. Степень изолированности принимаемого организационного решения. Так, некоторые решения ограничены во влиянии, оказываемом на остальную часть организации. Иные решения имеют широко распространяющиеся последствия.

Важным критерием классификации является основание принимаемых решений. Таким основанием может быть интуиция менеджера, его опыт либо определенный алгоритм принятия решений.

Все перечисленные классификации частично перекрываются и дополняют друг друга.

Подводя итоги, следует отметить еще раз, что классификация управленческих решений должна осуществляться на основании нескольких критериев одновременно, чтобы учитывать все аспекты деятельности менеджера по принятию решений.

1.3 Психологические аспекты принятия управленческих решений


В предыдущем разделе было установлено, что принятие решений является главным звеном деятельности менеджера. Поэтому в рамках психологии управления на сегодняшний день продолжается поиск совокупности черт, свойств личности и характеристик управленца, от которых зависит успешность принимаемых им решений. В целом поведение в процессе принятия решения, особенно в условиях неопределенности, – это то, как отражаются общественные требования в деятельности профессионального менеджера. Прежде чем перейти непосредственно к рассмотрению психологических типов управленческих решений, необходимо изучить их предпосылки, заложенные в самих индивидах, принимающих эти решения.

Как мы уже установили ранее, принятие управленческих решений можно рассматривать с общепсихологических позиций. Поведение человека обусловлено особенностями его психики и умственными способностями, включающими в себя память, интеллект и личностные знания. В первую очередь мы рассмотрим психологические константы:

1) Темперамент – динамические характеристики психики человека, такие как интенсивность и ритмичность протекания психических процессов. По сути своей это биологический фундамент личности, обусловленный свойствами нервной системы человека. Как правило в целом темперамент основан на наследственных факторах и мало поддается изменению. При этом он существенно определяет стиль поведения человека, в том числе в сфере принятия решений. Поэтому в зависимости от типа темперамента личности, необходимо ориентироваться на различные методологические принципы при организации процесса подготовки и принятия решений. В общем достаточно учитывать специфику темперамента лиц. Она является важным, но не главным фактором, влияющим на выработку и принятие решений [2].

2) Характер, образующий устойчивые особенности поведения личности. Сюда относят внимательность, собранность, целенаправленность, наблюдательность. В психологии управления необходимо учитывать черты характера, обусловленные, прежде всего, волевыми качествами. Например, человек с сильной волей отличается самостоятельностью в принятии решений.

Далее поговорим об умственных способностях, включающих в себя:

1) Память. Известно, что процесс принятия решений сильно зависит от особенностей памяти человека. Виды памяти различаются временем удержания, объемом, способом кодирования и хранения информации. Например, кратковременная память является основной системой, где осуществляются обработка информации и процессы принятия решений. Для повышения эффективности принимаемых решений личность должна организовать процесс получения и обработки информации, учитывая объективные ограничения, накладываемые на этот процесс человеческой памятью.


2) Интеллект, являющийся основным интегрирующим параметром личности, посредством которого достигается понимание проблемной ситуации и на этой основе осуществляется. непосредственный акт принятия решения. Компоненты интеллекта:

– аналитичность, как способность объективного анализа проблемной ситуации, свободного от эмоциональных оценок;

– рефлексивность, обеспечивающая самокритичность, умение отделить объективные характеристики явлений от их личностной эмоциональной оценки со стороны личности;

– интуиция [1].

В отличие от психологических констант личности, личностные знания являются важной динамической характеристикой процесса принятия решений. Среди подходов к интерпретации структур знания наиболее глубоким представляется так называемый фреймовый подход, в рамках которого принятие решения – это результат взаимодействия иерархических структур знания. Фреймы – это блоки информации, описывающие упорядоченную во времени последовательность стереотипных событий. С одной стороны, они служат основой для формирования прогнозов относительно дальнейшего хода событий, с другой стороны, они задают рамки интерпретаций. Анализ сложных проблем не укладывается в рамки фреймового подхода [7].

При принятии решений человек также опирается на усвоенные или врожденные причинные связи между фактами и событиями, которые широко используются в ситуациях, когда не хватает информации или нет времени на ее анализ. В этом случае вывод строится на основе подтверждения какой-либо известной схемы, либо активно ищутся новые. Каузальные схемы – это гипотетические представления о причинах тех или иных событий, выполняющие систематизирующую, объяснительную и предсказательную функции.

Далее рассмотрим психические уровни принятия управленческого решения:

1) Эмоциональный уровень;

2) Когнитивный уровень;

3) Поведенческий уровень.

В ходе изучения управленческого решения можно обнаружить строгую структуру деятельности, в которую входят уровень психофизиологических функций, уровень операционального обеспечения деятельности, уровень действия, уровень собственно специальной деятельности. Это означает, что операциональная сторона принятия решения обеспечивается навыками, умениями, когнитивным стилем руководителя. В свою очередь сторона действий обеспечивается целеполаганием при принятии решения, а уровень деятельности – мотивами и личностными смыслами менеджера [5].

Для принятия решения характерны активность субъекта и осознание им собственной деятельности как таковой. По мнению автора работы, особенности управленческой деятельности составляет постоянная борьба или конфликт мотивов. Соответственно, его разрешение, либо устранение, отражается в поведении руководителя как выбор вариантов. Так можно выявить потенциал способностей к руководству, мотивационный профиль, а также способности идти на риск.


Как правило поведение менеджера выражает его психическую организацию и жизненный опыт и может быть выражено социальными установками, нормами и традициями. По характеру принимаемых решений можно строить прогнозы способностей человека работать с людьми, выполнять функции руководства в целом.

Особый вес приобретает управленческая деятельность в напряженных психологических ситуациях. Они побуждают менеджера к ускоренному принятию решений при дефиците информации и времени. Когда система работает нормально, принятие решений становится рутиной, но существуют также ситуации, предполагающие быструю смену схем принятия решений.

Так управление сопровождается высокой поисковой активностью изначально, а менеджер в любом случае должен принять решение, выбрав одну из возможностей, полагаясь на свой профессионализм, интеллект, интуицию. Таким образом, выбор, лежащий в основе управленческого решения, не может быть осуществлен только в ходе интеллектуального анализа. Очень важно учитывать ценности руководителя и подчиненных. В связи с этим руководителю необходима высокая стрессоустойчивость.

С точки зрения общей психологии предвидение и прогноз наилучшего возможного поведения тесно связаны с процессами социальной перцепции, интерпретации, атрибуции.

По мнению А.Г. Ковалева важнейшими этапами принятия управленческого решения являются начальные этапы, связанные со сбором информации. Для осознания проблемы требуется большое количество качественной информации. На следующей стадии происходит сбор и систематизация всей информации. Затем как правило происходит непосредственно выдвижение гипотезы, являющейся моделью возможного решения [8].

Психологические сложности в подготовке информационной модели связаны с особенностями кодирования и перекодирования информации. Как правило при запечатлении наблюдаемых событий непосредственно в виде психических образов, часть информации утрачивается. В ходе осмысления информационной модели в сознании руководителя появляется концептуальная модель – собственное видение проблемы. Концептуальная модель включает в себя мысли и чувства руководителя и становится сформированной, когда руководитель усвоил суть проблемы. Руководитель должен постоянно корректировать концептуальную модель, учитывая при этом происходящие в ситуации изменения.

Для облегчения взаимных переходов информации из информационной модели в концептуальную, важно, чтобы между основными элементами обеих моделей существовало соответствие определенного рода. Кроме того, соответствие информационной и концептуальной моделей объективной действительности при данном подходе в психологии принятия решений считается главным условием нахождения оптимального решения проблемной ситуации [9].