Файл: Нотариат и его роль в защите гражданских прав и охраняемых законом интересов (Теоретические основы регулирования организационного построения нотариата в конституционном праве РФ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.05.2023

Просмотров: 63

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

За последние десятилетия коренным образом изменились статус, функции и порядок деятельности нотариата. Имевший строго государственную природу советский нотариат стал активно замещаться новым российским нотариатом, основывающимся на принципах профессиональной корпоративности, совмещения функций носителя публично-правовых полномочий и представителя гражданского общества. С одной стороны, юридическая деятельность нотариусов осуществляется от имени государства, что гарантирует доказательственную силу и публичное признание нотариально оформленных документов и предопределяет специальный публично-правовой статус нотариусов. С другой - нотариат все более активно позиционируется в качестве корпоративного сообщества частнопрактикующих лиц свободной профессии, имеющих гражданскую самостоятельность, высокую степень самоуправления при ограниченном административном контроле со стороны государства, активно оказывающих гражданам и организациям необходимые юридические услуги за соразмерную плату.

Состояние законодательства о нотариате и нотариальной деятельности, однако, во многом не соответствует тенденциям, которые характерны для современного общества. Особенно ярко данное противоречие стало проявляться после принятия Конституции Российской Федерации 1993 года, закрепившей приоритеты рыночной экономики, частной собственности, свободы предпринимательской деятельности, а также новые механизмы взаимодействия Российской Федерации, субъектов Федерации и муниципальных образований. Несмотря на то, что Конституция Российской Федерации, позиционируя нотариат в качестве предмета совместного ведения Федерации и ее субъектов, по опыту большинства зарубежных стран (за редкими исключениями - статья 236 Конституции Бразилии, статья 36 Конституции Испании) не устанавливает каких-либо дополнительных правовых норм об организации нотариата, значительное число современных проблем правового регулирования организации и деятельности нотариата в России связано с предметом, методологией, задачами и функциями конституционного права. Сосуществование государственных нотариальных контор и нотариусов, занимающихся частной практикой, неопределенность в разграничении полномочий между нотариальными палатами и органами управления юстицией, нечеткое определение законодательной компетенции Российской Федерации и ее субъектов по регулированию организации системы нотариата, неполнота правовой регламентации участия нотариата в защите конституционных прав и свобод человека и гражданина - далеко не полный перечень конституционно-правовых проблем в современной России, требующих научного и практически-прикладного разрешения.


В условиях реформирования системы нотариального обеспечения реализации прав и свобод граждан и организаций на основе конституционных принципов и стандартов проведение научного исследования в данной сфере конституционно-правового знания представляется весьма актуальным и своевременным.

Объектом исследования являются общественные отношения, складывающиеся в процессе осуществления конституционных функций нотариата.

Предмет исследования выступает конституционно-правовое регулирование организации и деятельности нотариата в условиях современной России.

Цель курсовой работы заключается в комплексном анализе нотариата как объекта конституционного регулирования, научном осмыслении сущности этого феномена во всем его разнообразии.

В соответствии с этой целью в работе ставились конкретные задачи:

- изучить понятие и юридическую природу нотариата;

- рассмотреть деятельность нотариата по обеспечению конституционного права на частную собственность;

- исследовать нотариат в механизме обеспечения конституционного права на квалифицированную юридическую помощь.

Методология исследования. Проведенное исследование базируется на диалектическом методе познания объективной действительности. В нем использованы также системно-структурный, формально-юридический, сравнительно-правовой, исторический, и другие частные методы научного познания.

Степень разработанности темы представлена такими авторами, как: Андреев В.К., Анохин В.С., Баландин Д.А., Беляева О.А., Васильев В.Н., Гущин В.В., Дедов Д.И., Дмитриев Ю.А., Дойников И.В., Ершова И.В., Жилинский С.Э., Зенин И.А., Половникова Н.В., Салиева Р.Н., Смагина И.А., Шиткина И.С., и др.

Теоретической и правовой базой курсовой работы являются труды отечественных юристов, посвященные проблемам налогового права, Конституция Российской Федерации и другие нормативно-правовые акты отечественного законодательства.

Теоретическое значение результатов исследования состоит в том, что сформулированные в нем теоретические положения и выводы развивают и дополняют некоторые разделы налогового права.

Практическая значимость работы обусловлена ее актуальностью и возможностью использования ее результатов в научно-исследовательской и учебно-методической работе.

Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников.


1. Теоретические основы регулирования организационного построения нотариата в конституционном праве РФ

Если рассматривать нотариат как объект научного исследования он будет являться крайне важным феноменом, который оправданно требует к себе пристального и серьезного внимания в юридической науке. Ввиду необходимости выяснить понятия и правовую природу нотариата, а также его места в системе правовых институтов и отраслей права, основополагающих функций, соотношения с институтами власти и гражданского общества.

Понятие нотариата - неоднозначно., Во-первых, под нотариатом необходимо понимать правовой институт, а во-вторых, «систему государственных органов и должностных лиц, на которых возложена обязанность по совершению нотариальных действий от имени Российской Федерации»[1].

Понимание нотариата как правового института сопряжено с выявлением предмета регулятивного воздействия законодателя на общественные отношения, а также методов, целей, задач и функций подобной регламентации. В этой связи представляется неполной трактовка нотариата как правового института, призванного «обеспечить стабильность гражданского оборота, а также защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц посредством совершения нотариальных действий».

Часть авторов обьясняет институциональное содержание понятия нотариата в более широком социально - правовом измерении, а не в типичном узком юридическом смысле. Тем не менее подобный подход соединяет в себе понимание нотариата как взаимосвязанной системы нотариусов и их объединений и как правового института, препятствуя, таким образом, по нашему мнению, выявлению подлинной сущности нотариата как социально-юридического феномена.

В качестве системы нотариальных органов трактовка нотариата в полном объеме раскрывается в работах Е.Н. Клячина[2], квалифицирующих данные органы в качестве административных, имеющих особый статус, ввиду того, что нотариат «не выполняет управленческие функции, а решает социальные задачи».

Тем не менее понимание нотариата в качестве системы государственных органов и должностных лиц является неоднозначным из - за двойственной природы нотариальной деятельности. Нотариус одновременно является как представителем гражданского общества так и носителем публично-правовых полномочий. Уникальность данного института нотариата «заключается в том, что он обладает дуалистической природой, функционируя на границе частной и публичной сфер». В ввиду этого нельзя однозначно охарактеризовать статус нотариусов и нотариата в целом в качестве элементов публично-властного механизма (из чего следует статус государственного органа или государственного должностного лица), либо структурных единиц гражданского общества (которые отделены от публичной власти и не могут квалифицироваться в качестве государственных органов или соответствующих должностных лиц).


Важно заметить, что обе стороны как публичная, так и частная в деятельности нотариусов исследуется в юридической науке довольно полно, при этом мало кто из авторов ставит под сомнение, как реализацию нотариатом «публичной власти государства», так и его неразрывную связь с гражданским обществом. Именно в процессе соединения данных конкурирующих между собой начал и появляютсят сложности в определении понятия, а также сущности нотариата современной России.

Наиболее ярким примером неоднозначности такого соединения выглядит следующая дефиниция, предложенная Е.Г.Комиссаровым: «Нотариат входит в систему правоохранительных органов государства, но в то же время, является правовым органом гражданского общества, который нередко характеризуется как орган превентивного, досудебного правосудия»[3]. В свою очередь, мы полагаем, что нотариат не отвечает в нужной мере признакам государственных органов, более того, нотариат не может ставить себя в качестве «правового органа гражданского общества» так как данный термин юридически неопределен. Нотариат, в определенных условиях (таких как период советской истории), было возможно квалифицировать как систему государственных органов. Тем не менее, при этом, как понятие «органа» гражданского общества, так и понятие «правового органа» гражданского общества является крайне неудачным.

Функциональный анализ играет важную роль во время определения юридической природы нотариата., Охрана права, а также осуществление предварительного правосудия являются публичными функциями нотариата, данные функции вполне можно назвать правоохранительно-юрисдикционными.

Предотвращение разногласий между субъектами потенциального правового спора, юридическое обслуживание граждан и организаций, а также разъяснение им возможностей использования правовых норм в тех или иных интересах - функции нотариата, относящиеся к частной сфере. По сравнению с государственным, латинский нотариат в большей мере основан на общественном доверии. В случае, если нотариус полностью сосредоточит свое внимание на осуществлении публичных функций, достигнуть подобный уровень доверия будет представляться невозможным.

Перейти к непосредственному изучению проблемы статуса нотариата дает возможность функциональный анализ его конституционно-правовой природы. Представление нотариата как системы государственных органов и государственных должностных лиц может объясняться количественным преобладанием публично-правовых функций, но при этом частные функции, ввиду этого, могут оказаться упущенными. Более того, деятельность, а именно ее частнопрактикующий характер основной части нотариусов говорит о том, что отдельные функции государства были переданы структурным единицам гражданского общества, а не о государственном статусе латинского нотариата.


Конституционное право имеет крайне неоднозначные подходы относительно понимания сущности государственных органов, а также государственных должностных лиц. Н.Ю. Попова считает, что органом государства является коллектив граждан, либо один гражданин, уполномоченых государством осуществлять его функций[4]. Орган государства образуется и действует в установленном порядке, занимая свое собстенное место в единой системе государственных органов, будучи наделенным государственно-властными полномочиями. Таким образом, так как нотариальные конторы наделены государственно-властными полномочиями и осуществляют государственные функции, их можно по праву отнести к категории государственных органов. При этом не ясно, ли орган государства может осуществлять только государственные функции, или же возможно осуществление также и негосударственных функций; более того, имеет ли право государственный орган, минуя бюджетную систему, оказать публичные услуги за вносимую плату. Немаловажное значение имеет также вопрос о месте нотариальных органов в системе органов государства с учетом нормативного содержания статьи 10 Конституции Российской Федерации[5], согласно которой государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную (поскольку нотариальные конторы явно не относятся ни к одной из "классических" ветвей власти).

Данную точку зрения разделяют далеко не все авторы. Большинство научных работ как нотариусов так и нотариальные конторы относит к государственным должностным лицам и государственным органам без надлежащей для этого дифференциации, а также независимо от того, частнопрактикующий нотариус при этом, или нет. Латинская система нотариата характеризуется организацией работы нотариуса в качестве лица свободной профессии, а также осуществлением нотариусом публичной функции, которую он получил от государства как частицу его власти[6]. В данном смысле трактовка статуса частнопрактикующего нотариуса как государственного должностного лица серьезно противоречит его подлинной конституционно-правовой природе, ввиду того, что частнопрактикующий нотариус самостоятельно планирует и организует свою деятельность, неся при этом бремя расходов на содержание нотариальной конторы, штата сотрудников и нотариального архива абсолютно самостоятельно.