Файл: Личное страхование и перспективы его развития РФ (Теоретические и нормативно-правовые основы организацииличного страхования в современной практике).pdf
Добавлен: 24.05.2023
Просмотров: 120
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические и нормативно-правовые основы организации личного страхования в современной практике
1.1 Сущность и классификация видов личного страхования
1.2 Предмет и субъекты договора личного страхования
1.3 Нормативно-правовые основы организации личного страхования
2. Анализ современного состояния рынка личного страхования в России
2.1 Динамика развития рынка личного страхования в России
2.2 Проблемы и противоречия в развитии рынка личного страхования в современной России
Анализ структуры рынка личного страхования выявил три сегмента. Преобладающий объем операций (84%) приходится на страхование на случай смерти, дожития до определенного возраста или срока либо наступления иного события. Данный сегмент развивается ускоренными темпами и за два последних года вырос в объеме с 12,6 до 29,1 млрд руб., увеличив свою долю в общей структуре рынка страхования жизни на 4 п. п. В 2017 г. динамика операций в данном сегменте (+158%) превысила темпы роста рынка страхования жизни в целом на 5 п. п. Преобладающая часть страховых премий (95,8% или 23 млрд руб.) в данном сегменте поступает от физических лиц. Однако в 2018 г. отчетливо проявилось повышение интереса к страхованию на случай смерти и/или дожития со стороны корпоративных клиентов, выразившееся в двукратном росте страховой премии. Количество вновь заключенных договоров с юридическими лицами превысило количество действующих на 1,5 тыс. Операции по страхованию на случай смерти и/или дожития на 54% сконцентрированы в Москве, где за последний год возросли в объеме на 69%. Лидерство по сборам страховых премий в данном сегменте, как и в 2017 г., принадлежит ЗАО «Страховая компания АЛИКО» (4 млрд руб., или 14% рынка), ООО «Альфа-Страхование – Жизнь» (13%), ЗАО «Русский Стандарт Страхование» (11%).[19]
Второй по объему сегмент - страхование с условием периодических страховых выплат (ренты, аннуитетов) и (или) с участием страхователя в инвестиционном доходе страховщика. Доля данного сегмента в структуре рынка страхования жизни по итогам 2017 г. сохранилась на уровне 2016 г. – 13%. Темпы роста сборов в данном сегменте, несмотря на некоторое отставание от показателей предыдущего года, были высокими (159%) и обеспечили поступление страховых премий в размере 4,6 млрд руб. В структуре премии преобладают поступления по договорам с физическими лицами (4 млрд руб., или 88%), которые за последний год выросли на 71%, в то время как поступления от юридических лиц - всего лишь на 7%. Низкое количество действующих (1675) и вновь заключенных (542) договоров с юридическими лицами свидетельствует о снижении их интереса к данным видам страхования жизни.[19]
Для сегмента страхования жизни с периодическими страховыми выплатами и/или с участием в инвестиционном доходе страховщика характерны меньшие территориальные диспропорции. На Москву приходится только 34% сборов в этом сегменте, но за последний год здесь зафиксированы очень высокие темпы роста - 194%, благодаря чему доля данного региона возросла на 6 п. п. Безусловным лидером в данном сегменте уже который год является ООО «Страховая компания «Росгосстрах-Жизнь», собравшая 2,5 млрд руб., или почти 53% премий по этому направлению бизнеса. На втором месте по-прежнему ООО «Страховая компания «Альянс РОСНО Жизнь» (0,8 млрд руб., или 18%), а на третьем - ООО «Альфа-Страхование – Жизнь» (6,5%).[23]
Третий сегмент – страхование на дожитие имеет самую низкую долю в объеме рынка личного страхования - всего лишь 3%, причем по сравнению с 2017 г. она снизилась на 5 п. п. Однако за прошедший год произошло падение объема страховых премий, поступивших от юридических лиц, на 454 млн руб., или на 38%, в то время как сборы по договорам с физическими лицами возросли на 81 млн руб., или на 49%. С физическими лицами было вновь заключено 8059 договоров, в то время как с юридическими - только 328[26].
Таким образом, современное состояние российского рынка личного страхования характеризуется:
1) наличием высоких темпов роста, особенно в сегментах корпоративного страхования на случай смерти и/или дожития (202%) и розничного страхования с периодическими страховыми выплатами и участием в инвестиционном доходе страховщика (171%);
2) значительным преобладанием в его структуре операций по страхованию на случай смерти и/или дожития (84%);
3) высоким уровнем концентрации операций в Москве (52%);
4) значительным преобладанием поступлений по договорам с физическими лицами (95.8%).
5) очень высоким уровнем концентрации операций.
Одним из основных факторов ускоренного развития личного страхования стало посткризисное восстановление объемов банковскогорозничного кредитования, сопровождающегося страхованием жизни заемщиков. Также позитивное влияние оказали развитие различных каналов продаж (агентского, корпоративного, партнерского) и инновационный подход к разработке и продвижению страховых продуктов. По оценкам А. Бондаренко, управляющего директора компании «Росгосстрах-Жизнь», в целом «… по рынку личного страхования 70% продаж обеспечивают банки, на долю собственных розничных сетей страховщиков приходится не более 15 - 20%, оставшиеся 10 - 15% поступают по корпоративным договорам»[28]. Основной круг клиентов страховщиков представлен заемщиками, банками, страхующими жизнь заемщиков, финансово благополучными предприятиями, включающими страхование жизни в соцпакет, а также представителями среднего класса с личным среднегодовым доходом от 25 тыс. долл.
Основными тенденциями развития рынка личного страхования являются: ускорение темпов роста объемов операций; повышение концентрации операций в Москве; увеличение концентрации объема операций страховщиков, входящих в ТОР-10; ускорение темпов развития бизнеса страховщиками, входящими в финансовые группы, а также с участием иностранного капитала.
Однако, несмотря на высокую динамику, уровень развития личного страхования в России еще крайне низок.
2.3 Направления развития рынка личного страхования в России
Трендом развития рынка личного страхования является страхование
заемщиков. В нашей стране кредитование физических лиц на потребительские нужды (приобретение автомобиля, предметов длительного пользования и прочие цели) и на приобретение недвижимости в последнее время получило определенное развитие. Данный вид страхования предусматривает погашение остатка задолженности по кредитному договору или регулярные платежи по нему при наступлении страховых случаев, к которым обычно относятся смерть заемщика и его постоянная нетрудоспособность. Важно отметить, что договор страхования тесно увязан с кредитным договором: обязательства страховщика соответствуют обязательствам заемщика; срок страхования равен сроку кредита; заключение обоих договоров происходит, как правило, одновременно.
Рассматриваемое страхование можно подразделить на страхование жизни получателей потребительских кредитов и ипотечных кредитов. Сегодня на нашем страховом рынке из названных более развит первый вид. Кредиты на потребительские нужды выдаются на относительно небольшие суммы и сроки: от шести месяцев и более. Что касается страхования жизни заемщиков ипотечных кредитов, то оно получило широкое распространение одновременно с развитием ипотечного кредитования.[27]
Следует отметить, что при страховании жизни заемщиков кредитов гарантируется защита имущественных интересов всех сторон сделки. Заемщик освобождает семью от бремени долга в случае своей смерти или постоянной нетрудоспособности. Кредитор существенно снижает риск невозврата кредита и избегает дополнительных расходов по урегулированию взаимоотношений с членами семьи заемщика. Страховщик формирует сбалансированный страховой портфель без больших затрат по привлечению клиентов. Все это свидетельствует о перспективности развития данного страхования.
Постепенно складываются предпосылки для развития страхования физических лиц от несчастных случаев в быту. Более активное проведение свободного времени (поездки, занятие спортом и т.п.), повышение страховой культуры населения и расширение агентской сети страховщиков создают благоприятные условия для роста страховых операций. На наш взгляд, с точки зрения продаж перспективным является семейное страхование.
Условия такого страхования могут предусматривать страховую защиту по одному договору большинства или всех членов семьи (супругов, детей, родителей). Лицо, заключающее договор семейного страхования, может выбрать, кого из членов семьи застраховать и на какие случаи будут распространяться обязательства страховщика. Для указанного лица страховыми случаями могут являться смерть от любой причины и травмы, полученные в результате несчастного случая. Например, жена может застраховать себя от всех рисков, детей – от несчастного случая, а родителей – на случай смерти.
Еще практика Госстраха СССР показывала, что население более склонно к тем видам личного страхования, где присутствуют элементы накопления.
Однако накопительные виды страхования важны и для государства, поскольку при этом создаются мощные финансовые резервы для осуществления долгосрочных инвестиционных программ. Сегодня для молодой части общества весьма актуальным является поиск источников средств для оплаты расходов на образование, а также в связи с материальными проблемами, возникающими при рождении детей [18]. Одним из способов решения этих проблем является заключение соответствующих договоров страхования жизни. Такие договоры должны заключаться за несколько лет до наступления страхового случая, каковым может быть в зависимости от решаемой задачи поступление застрахованного лица в соответствующее учебное заведение или рождение у него ребенка. При этом страховые взносы уплачиваются обычно периодически в течение всего периода страхования до наступления страхового случая родителями или другими страхователями.
Ситуация, сложившаяся в настоящее время с выплатой пенсий по старости, заставляет задумываться руководителей предприятий-работодателей и граждан о дополнительном негосударственном пенсионном обеспечении.
Накопление необходимых для этого средств можно осуществлять как в негосударственном пенсионном фонде, так и в страховой компании. Вместе с тем следует признать, что страхование дополнительной пенсии — весьма дорогостоящий вид страхования, поэтому сегодня страхователями в основном являются предприятия, имеющие высокие доходы: компании топливноэнергетического комплекса, крупные банки и иностранные фирмы.
Однако в целях привлечения к страхованию менее благополучных в финансовом отношении организаций, а также частных лиц следует использовать варианты страховой защиты, при которых в уплате страховых взносов участвуют работодатели и работники.
Итак, в ближайшей и среднесрочной перспективе особое внимание должно быть уделено развитию и совершенствованию некоторых из рассмотренных видов личного страхования. Среди добровольных видов, проводимых за счет средств предприятий, акцент следует сделать на развитие страхования работников от несчастных случаев на производстве и медицинского страхования. Что касается страхования за счет средств граждан, то сегодня наиболее перспективна страховая защита от несчастных случаев в быту и накопительное страхование жизни.[19]
Несмотря на попытки российских и иностранных страховщиков активизировать спрос россиян на классические средне- и долгосрочные накопительные продукты, рынок личного страхования находится в зачаточном состоянии.
Основные ограничительные факторы следующие.[24]
Во-первых, страхование жизни носит долгосрочный характер, а в условиях политической и экономической нестабильности, высокой инфляции долгосрочные вложения не представляют интереса для населения.
Во-вторых, в силу этого оно предъявляет серьезные требования к финансовому состоянию страховых организаций, поскольку в его основе лежит
процесс капитализации страховых премий. В условиях общей нестабильности и возможности финансовых кризисов уровень доверия к страховщикам очень низкий.
В-третьих, оно рассчитано в основном на средние слои населения, имеющие определенное превышение доходов над расходами. В России достаточно широкая социальная база для страхования жизни не сформировалась.
В-четвертых, накопительная функция страхования жизни может быть реализована только при наличии развитого рынка инвестиций. В России такой рынок находится в стадии формирования.
Наконец, отсутствуют действенные экономические рычаги, стимулирующие работодателей и население к заключению договоров. Таким образом, для большей части населения накопительное страхование жизни недоступно и неинтересно по причине низкого уровня их доходов. У меньшей, платежеспособной, части населения нестабильная финансовая ситуация в стране и высокая потребительская инфляция снижают горизонт финансового планирования и вызывают сомнение в финансовой привлекательности и надежности долгосрочных накопительных продуктов, включая пенсионное страхование. Помимо этого развитию добровольного рискового и накопительного страхования жизни мешают невысокая страховая культура, недостаточное развитие сети продаж и маркетинговых технологий страховщиков жизни, отсутствие дополнительных финансовых стимулов в виде налоговых преференций. Недорогое рисковое страхование жизни (только на случай смерти) зачастую заменяется покупкой полисов страхования от несчастных случаев[23].