Добавлен: 24.05.2023
Просмотров: 97
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЛИЧНОГО СТРАХОВАНИЯ
1.1 Сущность и некоторые определения в рамках понятия «личное страхование»
1.2 Подотрасли и виды в личном страховании
1.2.1 Долгосрочное страхование жизни
1.2.2 Страхование от несчастных случаев и болезней
1.3 Предмет и субъекты договора личного страхования
2. АНАЛИЗ ЛИЧНОГО СТРАХОВАНИЯ В РОССИИ
2.1 Исполнение договора личного страхования
3. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОГО СТРАХОВАНИЯ В РОССИИ
3.1 Изучение проблем личного страхования в РФ
3.2 Возможные перспективы развития отрасли личного страхования в России.
3.3 Классификации видов личного страхования и страхования финансовых рисков
Также страхователями могут выступать и - физические лица, которые заключают договора о страховании и в пользу третьих лиц - застрахованных. В случае, если страхователь - физическое лицо заключил договор о страховании своих имущественных интересов, то он является застрахованным.
Законодатель может устанавливать специальные требования к каждому из видов субъектов, что характерно для отдельных видов личного страхования. Так, например, возраст застрахованного не может быть менее 14 лет на момент заключения договора страхования. Договор страхования не заключается в отношении имущественных интересов лиц: возраст которых превышает определенное число лет на момент заключения договора страхования; являющихся инвалидами I, II группы; больных онкологическими, хроническими сердечно-сосудистыми заболеваниями, СПИДом.
Обратим внимание на ряд проблемных аспектов связанных с определением субъектов в личном страховании.
Так, в соответствии с п. 2 Указа Президента РФ от 7 июля 1992 г. N 750 "Об обязательном личном страховании пассажиров" страхователем при обязательном страховании пассажиров является транспортное, транспортно-экспедиторское предприятие - перевозчик. Оказалось, что это, на первый взгляд, однозначное определение лица, обязанного страховать пассажиров, допускает разные толкования. Возник спор с участием трех лиц - страховщика, застраховавшего пассажиров, производственного объединения автовокзалов и пассажирских автостанций и производственного автотранспортного объединения. Отношения между объединением автовокзалов и автотранспортным объединением были оформлены так, что оба эти лица могли претендовать на право называться перевозчиком. Страхователем выступало одно из этих лиц, а продавало билеты - другое. Соответственно, страховые премии получало с пассажиров лицо, не являющееся страхователем, и не платило их страховщику.
Поэтому, определение субъектного состава в личном страховании зачастую вызывает проблемы на практике.
2. АНАЛИЗ ЛИЧНОГО СТРАХОВАНИЯ В РОССИИ
2.1 Исполнение договора личного страхования
В период действия договора, как страхователь, так и страховщик обладают комплексом прав и обязанностей, которые и составляют содержание договора личного страхования. Рассмотрим права и обязанности сторон на примере договора страхования жизни.
Так, в соответствии с Примерными правилами страхования жизни с условием выплаты страховой ренты в период действия договора страхования страхователь имеет право:
- проверять соблюдение страховщиком требований условий договора страхования;
- получить дубликат полиса в случае его утраты;
- досрочно расторгнуть договор до наступления страхового случая, установленного договором страхования с обязательным письменным уведомлением об этом страховщика не позднее, чем за 30 дней до даты предполагаемого расторжения;
-до даты начала выплаты страховой ренты внести по согласованию со страховщиком изменения в условия договора страхования, касающиеся изменения размера страховой суммы на отдельных застрахованных;
Страхователь - физическое лицо, заключивший договор страхования в отношении своих имущественных интересов, связанных с дожитием, до окончания срока действия договора страхования, имеет право на получение ссуды в размере не более выкупной суммы, исчисленной исходя из размера страхового резерва, сформированного для выполнения обязательств по страховой выплате в связи со страховым случаем "дожитие Застрахованного" на момент выдачи ссуды. Ссуда не может быть выдана ранее, чем через 1 год после вступления договора страхования в силу. Договор о выдаче ссуды оформляется в порядке, предусмотренном действующим законодательством, на срок, не превышающий срока действия договора страхования. Такое же правило закреплено п. 3 ст. 26 Закона «Об организации страхового дела в РФ». Ранее при реализации этих норм зачастую возникала проблема: если страхователь умрет в период действия договора, страховщик обязан выплатить страховое обеспечение выгодоприобретателю, а требование возврата ссуды он может обратить только к наследникам, если таковые обнаружатся. Но такой порядок был предусмотрен Правилами действовавшими до февраля 1999 года. В настоящее же время действуют Правила размещения страховщиками страховых резервов, утвержденные приказом Минфина РФ от 22 февраля 1999 г. N 16н, которыми не предусмотрена выдача ссуд страхователям. Таким образом, п.3 ст.26 Закона в настоящее время фактически не применяется;
страхователь имеет право на получение от страховщика информации, касающейся его финансовой устойчивости, не являющейся коммерческой тайной.
Страхователь обязан:
- уплачивать страховую премию в размерах и сроки, определенные договором и указанные в полисе;
-при наступлении страхового случая "смерть Застрахованного" в течение 30 дней, если иное не предусмотрено договором, с момента, когда у него появилась возможность сообщить о случившемся, известить страховщика любым доступным ему способом, позволяющим объективно зафиксировать факт обращения. Отметим, что обязанность страхователя сообщить о факте наступления страхового случая "смерть застрахованного" может быть исполнена Выгодоприобретателем.
В свою очередь страховая компания имеет право:
- проверять сообщаемую страхователем информацию, а также выполнение страхователем требований договора, в том числе о соответствии застрахованного условиям о возрасте и другим;
-отказать в выплате страхового обеспечения, если страхователь имел возможность в порядке, установленном действующим законодательством, но не предоставил в установленный договором срок документы и сведения, необходимые для установления причин страхового случая "смерть застрахованного", или предоставил заведомо ложные сведения;
- отсрочить решение вопроса о выплате страхового обеспечения (отказа в страховой выплате) в случае возбуждения по факту наступления события, уголовного дела до момента принятия соответствующего решения компетентными органами. Отметим, что в случае, если смерть застрахованного наступила в результате умышленных действий Выгодоприобретателя, повлекших за собой смерть застрахованного, страховщик производит страховую выплату другим выгодоприобретателям, назначенным страхователем, при их отсутствии - наследникам застрахованного. Однако, важно отметить, что если в договоре выгодоприобретателем является не застрахованный, а иное лицо, страховое обеспечение, причитающееся выгодоприобретателю в случае смерти застрахованного, не входит в состав наследственного имущества (п. 4 ст. 10 Закона).
Страховая компания обязана:
- выдать страховой полис (полисы) предусмотренной законом формы с приложением правил страхования, на основании которых заключен договор, в установленный срок;
- при наступлении страхового случая произвести выплату страхового обеспечения (или отказать в выплате) в течение оговоренного в договоре срока после получения всех необходимых документов, согласованных при заключении договора страхования. Если страховая выплата не произведена в установленный срок, страховщик уплачивает получателю страховой выплаты (застрахованному, выгодоприобретателю) штраф в размере одного процента от суммы страхового обеспечения за каждый день просрочки;
- обеспечить конфиденциальность в отношениях со страхователем.
Застрахованный имеет право:
- при наступлении страхового случая требовать исполнения страховщиком принятых обязательств по договору, заключенному в его пользу;
- требовать от страхователя назначения выгодоприобретателя (замены его) в период действия договора страхования по усмотрению Застрахованного;
- в случае смерти страхователя - физического лица, ликвидации страхователя - юридического лица в порядке, предусмотренном действующим законодательством, а также по соглашению между страхователем и страховщиком выполнять обязанности страхователя по уплате страховых премий;
- получить от страхователя страховой полис.
Исполнение страхового обязательства по договору личного страхования, как уже было отмечено, называется выплатой страхового обеспечения (п. 3 ст. 9 Закона «Об организации страхового дела в РФ»).
3. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОГО СТРАХОВАНИЯ В РОССИИ
3.1 Изучение проблем личного страхования в РФ
Личное страхование, и особенно страхование жизни, - развитая и экономически значимая отрасль страхования в европейских странах. В России существует ряд проблем, препятствующих развитию данной отрасли..
3.1.1 Страхование жизни
Сложности с развитием страхования жизни объясняются тем, что в российской практике оно часто используется, как способ оптимизации налоговой нагрузки на предприятия и слабо связано с реальной защитой интересов страхователей.
Для быстрого развития этого вида страхования необходимо наличие как минимум двух условий: нужно поддерживать долгосрочную надежность и устойчивость финансовой системы в целом, что обеспечит сохранность вложений; доходность накопительного страхования должна быть сравнима с другими инвестиционными инструментами при сопоставимом уровне риска (например, банковский депозит).
Одна из основных проблем в развитии страхования жизни - слабые стимулы к накоплению, в том числе и налогового характера. Сегодня налоговое законодательство устанавливает практически запретительные барьеры на пути развития данного вида страхования.
К примеру, накопительное страхование за счет средств работодателя облагается: во-первых, единым социальным налогом, во-вторых, подоходным налогом на страховые взносы (также на выплаты, если они производятся), в-третьих, налогом на прибыль, если сумма взносов превышает 12% от суммы расходов на оплату труда.
Кроме того, приемлемая доходность инвестиций может быть обеспечена только при длительных сроках действия договоров - от 10 лет и более. Однако такие договоры не пользуются у страхователей спросом из-за высокой рискованности долгосрочных вложений.
Основными факторами, способствующими развитию системы страхования вообще и личного страхования в частности, являются: наличие страхового интереса, платежеспособного спроса, эффективных каналов продаж, благоприятного налогового климата и наличия инвестиционных инструментов, а так же политической и экономической стабильности, доверия населения к власти и финансово-экономическим институтам, формирование рыночного отношения к вопросам социальной защиты.
Страховой интерес.
Если говорить о наличии страхового интереса, то прежде всего необходимо сказать о потребности в страховой защите на случай потери кормильца. Для России этот риск с учетом демографической ситуации в стране является весьма актуальным. По данным Центра демографии и экологии человека в 2002 году показатель смертности в России составил 16,3 человека на 1000 человек, а по итогам 2003 - 16,3 человека на 1000, что значительно хуже аналогичного показателя экономически развитых стран (следует заметить, что в 80-е годы разницы по этому показателю практически не было). Особенно высока смертность мужчин трудоспособного возраста. Она в шесть-семь раз превосходит аналогичный показатель в развитых странах. Начиная с 1998 года две трети общего прироста смертности приходятся на трудоспособное население.
Покупательская способность.
Как можно заключить из предыдущих абзацев в наличие страхового интереса в России сомневаться не приходится, а вот как обстоят дела с платёжеспособным спросом. По прогнозам действительно квалифицированных специалистов из Института народнохозяйственного прогнозирования РАН, если будет реализована концепция развития экономики страны, изложенная в апрельском послании президента Федеральному собранию, покупательная способность населения вырастет к 2010 году на 12 %, то есть в среднем на 1,2 процента в год. Это равнозначно стагнации платежеспособного спроса физических лиц, включая спрос на страхование, в долгосрочной перспективе. В этих условиях совокупный платежеспособный спрос населения и предпринимателей сможет, по оценкам авторитетных специалистов, достигнуть дореформенного уровня лишь к 2015 году. Таким образом, при сохранении основ современной экономической политики государства, платежеспособный спрос на реальное страхование в нашей стране в долгосрочной перспективе будет оставаться на нынешнем низком уровне. Это означает, что воспроизводственная база российского страхования также сохранится в неразвитом угнетенном состоянии».