Файл: Банкротство сельскохозяйственных организаций (Теоретические аспекты правового регулирования банкротства сельскохозяйственных организаций).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.05.2023

Просмотров: 140

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1. Теоретические аспекты правового регулирования банкротства сельскохозяйственных организаций

1.1 Правовая природа сельскохозяйственных организаций

1.2 Правовой статус лиц, участвующих в банкротстве сельскохозяйственных организаций

1.3 Взаимосвязь ФЗ «О несостоятельности» с нормами гражданского права

2. Особенности проведения банкротства сельскохозяйственных организаций

2.1 Наблюдение, финансовое оздоровление сельскохозяйственной организации и внешнее управление сельскохозяйственной организацией

2.2 Особенности продажи имущества и имущественных прав сельскохозяйственных организаций

3. Проблемные вопросы банкротства сельскохозяйственных организаций

3.1 Проблемы применения норм о банкротстве сельскохозяйственных организаций

3.2 Совершенствование законодательства о несостоятельности сельскохозяйственных организаций

Заключение

Список литературы

1.2 Правовой статус лиц, участвующих в банкротстве сельскохозяйственных организаций

Законодатель, наделяя правовые отношения субъектов определенными правовыми правами и обязанностями, в том числе сформированными при производстве по делу о несостоятельности (банкротстве), юридически регулирует определенную область общественных отношений, в частности конкурентные отношения.

Глава арбитража выставляет на торги бизнес должника на первый аукцион как единый комплекс недвижимости. Право первого отказа в приобретении имущества должника принадлежит лицам, которые производят или перерабатывают сельскохозяйственную продукцию и владеют землей в непосредственной близости от земли должника. Назначенным лицам предлагается имущество (имущественные права) должника по оценочной стоимости (независимая оценка стоимости имущества и имущественных прав должника должна осуществляться арбитражным управляющим). Если указанные лица не заявили о своей готовности приобрести имущественные права и имущественные права в течение одного месяца, арбитражный управляющий продаст их в порядке, предусмотренном законодательством о несостоятельности (банкротство).

Это означает, что при продаже имущества, используемого для сельскохозяйственного производства и принадлежащего обанкротившейся сельскохозяйственной организации, при всех равных условиях право первого отказа при приобретении этих объектов принадлежит сельскохозяйственным организациям и крестьянским хозяйствам. расположен в этом районе. Если сельскохозяйственная организация признана банкротом, участки отчуждаются или передаются другому лицу, Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципалитету в той мере, в которой их оборот разрешен законодательством. [3, c. 15].

Положения закона не содержат предписаний об уведомлении учредителей (участников) должника по важным вопросам, что свидетельствует о законодательном игнорировании факта возможного расхождения интереса учредителей (участников) хозяйственного общества и самого юридического лица. В этой связи можно предположить, что они в Законе о банкротстве отождествляются. Анализ ст. 42, 48 и 68 Закона о банкротстве иллюстрирует непоследовательность законодательного подхода, в том числе отсутствие единства в понимании сущности юридического лица. Нормы Закона о банкротстве, если попытаться схематически классифицировать их по дуалистическому принципу, склоняются то в сторону теории фикции, то в сторону теории реальности юридических лиц.


В соответствии с п. 1 ст. 76 Закона о банкротстве в ходе наблюдения должник на основании решения своих учредителей (участников) в установленном законом порядке вправе обратиться к первому собранию кредиторов, а в случаях, установленных законом, – к арбитражному суду с ходатайством о введении финансового оздоровления[6].

Сложившаяся ситуация вновь иллюстрирует некий дуализм правового положения учредителей (участников), так как они могут реализовать две возможности: во-первых, объединившись и согласовав свою волю, принять решение, которое будет решением должника, а во-вторых, выступить самостоятельным объединением, отстранившись от порожденного ими юридического лица-должника. В первом случае они ассоциируют себя с должником, а, следовательно, законодатель в данном случае стоит на позиции теории реальности; во втором случае существует самостоятельный интерес учредителей (участников), здесь законодатель стоит на позиции теории фикции.

В силу п. 3 ст. 77 Закона о банкротстве голосовавшие за принятие решения о введении финансового оздоровления учредители (участники) имеют право предоставить обеспечение. Кроме того, закон указывает на возможность не только самостоятельного предоставления обеспечения, но и с помощью третьих лиц. В данном случае интерес будет реализован организационным и коммуникативным потенциалом учредителей (участников).

Правом предоставить обеспечение закон наделяет лишь тех учредителей (участников) должника, которые голосовали «за введение финансового оздоровления» (п. 3 ст. 77). Голосование «против» не должно лишать учредителей (участников) должника права предоставить обеспечение, и если они, несмотря на результаты предшествующего голосования, тем не менее, хотели бы предоставить обеспечение, то такую возможность им нужно предоставить. Данное предложение объясняется возможным изменением существующего интереса учредителей (участников) должника.

Внешнее управление – это реабилитационная процедура банкротства, которая применяется к должнику в целях восстановления его платежеспособности. В соответствии с постановлением Пленума ВАС РФ от 15 декабря 2004 г. №29 «О некоторых вопросах практики применения Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» арбитражный суд осуществляет информирование представителей учредителей (участников) должника. Значит, правоприменительная практика восполняет пробелы существующие в нормах Закона о несостоятельности (банкротстве) в части учета интереса учредителей (участников) должника.


При признании должника банкротом его учредитель (участник), являющийся стороной в недействительной сделке, связанной с выплатой ему доли в имуществе должника, может быть признан кредитором третьей очереди (п. 4 ст. 103 Закона о банкротстве). Данная норма предоставляет участнику, заключившему сделку, признанную впоследствии недействительной, преимущество перед другими, тогда как добросовестные участники юридического лица, воздержавшиеся от неправомерных действий, имеют право лишь на ликвидационную квоту, что нарушает их права и законные интересы.

На стадии конкурсного производства спасение корпорации маловероятно. Однако законодатель, за счет сохранения части компетенции органов управления должника, предоставляет возможность его учредителям (участникам) в определенной степени реализовать свой правовой интерес, в идеале совпадающий с интересами хозяйственного общества – должника. Так, органам управления должника принадлежит право на принятие решений о замещении активов должника, в некоторой степени и о продаже предприятия[7].

Таким образом, на стадии конкурсного производства реализация правового интереса учредителей (участников) должника может происходить непосредственно при предоставлении учредителем (участником) финансовой помощи должнику и опосредованно через участие в органах юридического лица, частично сохранившего свою компетенцию [12, c. 17–18].

Итак, наряду со специальными нормами права и обязанности арбитражного управляющего регулируются также общими нормами (ст. ст. 20. – 20.6 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)». Правовой статус должника не так четко закреплен в процедуре банкротства.

1.3 Взаимосвязь ФЗ «О несостоятельности» с нормами гражданского права

В § 3 главы IX Федерального закона РФ «О несостоятельности (банкротстве) закреплены нормы банкротства сельскохозяйственных организаций, которые тесно взаимодействуют с иными нормами гражданского законодательства, а именно:

- с нормами Федерального закона от 9 июля 2002 г. №83-ФЗ «О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей», в котором регулируются отношения, связанные с финансовом оздоровлением сельскохозяйственных товаропроизводителей.


- с нормами Федерального закона от 7 июля 2003 г. №112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве», Федерального закона от 8 декабря 1995 г. №193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации», Федерального закона от 11 июня 2003 г. №74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», так как сельскохозяйственные организации могут осуществлять свою деятельность в форме сельскохозяйственной кооперации, крестьянского хозяйства, личного подсобного хозяйства.

- Особенностям купли-продажи земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения посвящен Федеральный закон от 24 июля 2002 г. №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», в соответствии со ст. 8 которого при продаже земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения субъект Российской Федерации или в случаях, установленных законом субъекта Российской Федерации, муниципальное образование имеют преимущественное право покупки такого земельного участка по цене, за которую он продается, за исключением случаев продажи с публичных торгов. Также данной статьей предусмотрена процедура предложения земельного участка, а также установлено, что несоблюдение норм о преимущественном праве покупки влечет ничтожность сделки.

2. Особенности проведения банкротства сельскохозяйственных организаций

2.1 Наблюдение, финансовое оздоровление сельскохозяйственной организации и внешнее управление сельскохозяйственной организацией

правовой банкротство несостоятельность сельскохозяйственный

По своему экономическому содержанию банкротство сельскохозяйственных организаций наполняет как экономический механизм регулирования деятельности субъектов рыночных отношений, так и дополнительный инструмент обеспечения оборота и перераспределения имущества при Использование других механизмов получения дохода юридически невозможно или экономически нецелесообразно[8].


Закон о конкуренции направлен на поддержку сельскохозяйственного производителя и избежание несостоятельности, а также учитывает особенности сельского хозяйства, а именно сильную зависимость от природных условий, невозможность получать доход до конца периода сельскохозяйственных работ (уборка урожая и т. д.).

Чтобы улучшить финансовое положение до применения процедур банкротства, закон предусматривает возможность реструктуризации долга.

Реструктуризация задолженности - это списание задолженности на основе соглашения путем замены этих облигаций другими долговыми обязательствами, предусматривающими другие условия обслуживания и погашение облигаций.

Реструктуризация долга означает полную отмену штрафов и пени, отсрочку платежей и выплату основной суммы и начисленных процентов, а также списание капитала и начисленных процентов (пункт 20). В этом случае реструктуризация задолженности осуществляется в форме письменного соглашения, подписанного кредиторами, дающего полное право требовать погашения не менее 75% долгов должника. (ст. 19).

Реструктуризация долга в рамках бюджетного законодательства (Бюджетный кодекс РФ 1998 г.) представляет собой основанное на соглашении прекращение долговых обязательств, составляющих государственный или муниципальный долг, с заменой указанных долговых обязательств иными долговыми обязательствами, предусматривающими другие условия обслуживания и погашения обязательств. Реструктуризация долга может быть осуществлена с частичным списанием (сокращением) суммы основного долга (ст. 105 ФЗ «О несостоятельности»).

В целях применения закона о реабилитации реструктуризация долгов выступает в качестве отдельной (самостоятельной) процедуры в рамках дела о банкротстве. Основное назначение процедуры реструктуризации долгов – погашение требований конкурсных кредиторов и уполномоченных органов, включенных в реестр требований кредиторов.

Согласно Постановлению Правительства РФ от 29 мая 2004 г. №257 основным уполномоченным органом в деле о банкротстве в части требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам (в том числе по выплате капитализированных платежей) является Федеральная налоговая служба (ФНС России). Кроме того, в число уполномоченных органов входят органы исполнительной власти субъектов Федерации, органы местного самоуправления, уполномоченные представлять в случае банкротства и связанных с ними процедур требования по денежным обязательствам, соответственно, субъектов Федерации и муниципальных образований.