Файл: Анализ внешней и внутренней среды организации (ООО «Аполло»).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.05.2023

Просмотров: 86

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Изменение среды, в которой работает предприятие в условиях рыночной экономики, вынуждает предприятие приспосабливаться к новым условиям, т.е. формировать свою стратегию. Рост интенсивности производства, максимальное использование финансовых, трудовых ресурсов, определяет необходимость новых методов и подходов, т.е. стратегию развития предприятия.

Актуальность темы работы обусловлена тем, что разработка стратегии задает перспективные направления развития предприятия, определяет основные виды его деятельности, позволяет увязать в единую систему производственную, финансовую и маркетинговую деятельность. Стратегия развития предприятия определяет долгосрочный успех предприятия.

Цель курсовой работы – рассмотреть особенности анализа внутренней и внешней среды организации на примере ООО «Аполло» г. Казань.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  • провести сущность и характеристику экономической среды;
  • провести анализ факторов влияния факторов внутренней и внешней среды;
  • провести анализ предпосылок развития предприятия на примере ООО «Аполло» г. Казань;
  • провести анализ системы общего и стратегического менеджмента на предприятии. SWOT - анализ ;
  • осуществить анализ стратегий развития предприятия с учетом факторов внутренней и внешней среды.

Объектом исследования является деятельность ООО «Аполло».

Предмет исследования - стратегия развития малого предприятия с учетом влияния внутренней и внешней среды.

Теоретическую основу курсовой работы составили научные труды и специальная литература отечественных ученых, посвященные проблемам стратегического управления на предприятиях, а также статьи и материалы, опубликованные в периодической печати.

При написании курсовой работы использовались следующие методы исследования: изучение и анализ научной литературы: монографий, учебников, учебников и научных статей; анализ, синтез, сравнение; беседы со специалистами; горизонтальный и вертикальный анализ; экспертный опрос; анкетирование и другие методы.

Практическая значимость курсовой работы заключается в возможности использования результатов исследования не только в деятельности ООО «Аполло», но и в практике других малых предприятий общественного питания.


1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВНЕШНЕЙ И ВНУТРЕННЕЙ СРЕДЫ ОРГАНИЗАЦИИ

1.1 Сущность и характеристики внешней и внутренней среды

Экономическая среда на сегодняшний день, представлена в виде совокупности факторов и субъектов, которые действуют за пределами предприятия и внутри него, оказывая непосредственное влияние на установление и поддержание взаимовыгодных отношений с целевой клиентурой.

Маркетинговую среду рассматривают в виде трех-уровневой системы:

-внутренней среды;

-микросреды;

-макросреды. Рисунок 1.

Рисунок 1 – Структура экономической среды [8, с.103]

Микро-и макросреда являются характеристиками внешней среды предприятия.

Внутренняя экономическая среда предприятия включает в себя:

-организационную структуру;

-структурные подразделения;

-систему управления;

-систему информации;

-систему планирования.

Внешнюю маркетинговую среду предприятия составляют следующие факторы:

1. Макросреда:

-правовые;

-экономические;

-демографические;

-природные;

-политические;

-культурные факторы.

2. Микросреда:

-покупатели;

-поставщики;

-посредники;

-конкуренты;

-контактные аудитории.

При анализе внутренней среды, на данном этапе развития, во многих организациях уделяется очень мало внимания. А ведь, основной целью, исследования внутренней среды предприятия является работа по выявлению сильных и слабых сторон его деятельности [11, с.67].

Сильные стороны деятельности предприятия – это основа конкурентной борьбы, требующая, впоследствии расширения и укрепления.

Благодаря исследованию слабых сторон организации пристальное внимание должно уделяться со стороны каждого структурного подразделения, чтобы уменьшить их негативное влияние на хозяйственную деятельность.

Микросредой является непосредственное окружение организации, начиная, от поставщиков, конкурентов, маркетинговых посредников, и, заканчивая контактными аудиториями, клиентами, которые непосредственно оказывают влияние на выполнение каждым из элементов микросреды своих функций.

В свою очередь, организация оказывает немалое влияние на данное взаимодействие, тем самым усиливая положительные тенденции и ослабляя отрицательные. Основной задачей исследования микросреды организации является получение сведений, касающихся положения в ближайшем окружении предприятия, с последующим прогнозов возможным направлений событий в отношении его деятельности.


Субъектами микросреды являются:

-поставщики;

-маркетинговые посредники;

-торговые посредники;

-предприятия;

-клиенты.

Следующей является макросреда, которая представлена в виде совокупности факторов, которые оказывают непосредственное влияние на микросреду. Каждый субъект микросреды попадает под влияние микросреды и не может управлять ею, из чего следует, что макросреда является неконтролируемым предприятием.

Основные характеристики факторов макросреды представлены в виде:

-демографических;

-экономических;

-природных;

-социально-культурных;

-политико-правовых;

-научно-технических.

1.2 Анализ факторов влияния внутренней и внешней среды

Все внешние и внутренние факторы, которые непосредственно влияют на деятельность предприятия, подразделяют на контролируемые и неконтролируемые.

К контролируемым относят факторы, которые определяются руководством организации, к ним относят:

-область деятельности;

-общую цель;

-организацию маркетинговой службы;

-предпринимательские функции;

-корпоративную культуру.

В службе маркетинга контролируемые факторы представлены в виде: [8, с.190]

-выбора целевого рынка;

-маркетинговых целей в виде образа, сбыта, прибыли, отличительных преимуществ;

-организации маркетинговой деятельности;

-структуры маркетинга в виде продукции, цены, каналов распределения и продвижения;

-выполнения и эффективности маркетинговых задач.

Частично контролируемыми факторами являются:

-тарифы на рекламу;

-себестоимость продукции;

-каналы связи с партнерами и клиентами и многое другое.

К неконтролируемым факторам относят:

-потребителей в виде их характеристик, межличностного влияния, процесса принятия решений;

-средства массовой информации;

-технологии в виде достижений, ограничений по ресурсной базе;

-конкуренции в виде структуры, маркетинговой стратегии, конкуренции, взаимоотношений в каналах сбыта;

-экономической обстановке в виде темпов роста, издержек, уровня инфляции, безработицы;

-законодательства;

-политической обстановки.

Данные группы факторов представлены на рисунке 2.

Рисунок 2 - Влияние контролируемых и неконтролируемых факторов экономической среды на деятельность фирмы


Основная системы управления - обеспечить производство , точки привлекательных с точки факторов целевых рынков. влияние зависит также и любой действия посредников, и посредников различных контактных ,

широкого Поэтому при непосредственное эффективности деятельности представлена принимать во это влияние целого точки факторов и проводить и посредников анализ соответствующей .

системы Микросреда представлена , управления имеющими непосредственное к Основная самой фирме и широкого возможностям по обеспечить клиентуры, т.е. поставщиками, точки посредниками, клиентами, и привлекательныхконтактными аудиториями.

факторов представлена силами зависит широкого социального , аудиториямикоторые оказывают экономического на микросреду , целевых как факторы , которые экономического, технического, , целевых культурного характера.

непосредственное цель любой - получение прибыли.

- это деловые и отдельные лица, компанию и ее материальными ресурсами, для производства товаров или . События в среде могут серьезно на маркетинговую фирмы (цены товары поставщиков, у поставщиков и др. ).

Маркетинговые посредники - фирмы, помогающие в продвижении, сбыте и ее товаров клиентуры.

Торговые подыскивают клиентов и продают товар . Для фирмы разумно использовать с развитой сетью , чем создать сеть для фирмы [11].

Выбор посредников - сложная , т.к. в развитом рынке торговый посредник мощная фирма, диктует свои , и вообще может допустить проникновения на некоторые большой емкости.

1.3 SWOT-анализ как инструмент анализа внешней и внутренней среды организации при проектировании стратегических изменений

Анализ маркетинговой среды является важным этапом в разработке стратегии и структуры компании, так как обеспечивает взаимосвязь видения, миссии, целей фирмы с реальными условиями в которых она работает, а также с тенденциями, происходящими в мире и обществе. Анализ маркетинговой среды позволяет компании:

  • реагировать на изменения факторов среды;
  • учитывать факторы конкурентной среды;
  • прогнозировать возможности и потенциал организации;
  • быть готовой к разным сценариям развития событий в мире и в отрасли;
  • выявлять ключевые факторы успеха отрасли [5, c. 186].

Анализ маркетинговой среды является неотъемлемой частью конъюнктурного анализа рыночной ситуации, в которую в свою очередь входит:

  • анализ покупательского поведения, мнений, предпочтений;
  • анализ поведения конкурентов;
  • анализ влияния макросреды маркетинга;
  • анализ потенциала собственной организации.

Проанализировать взаимовлияние внутренней и внешней среды организации помогает SWOT-анализ. Методика этого вида анализа предполагает составление матрицы сильных и слабых сторон предприятия, а также возможностей и угроз с внешней стороны (таблица1).

Таблица 1– Матрица SWOT-анализа

СИЛЬНЫЕ СТОРОНЫ

вашего предприятия

Strenghts

Рыночные

ВОЗМОЖНОСТИ

Opportunities

СЛАБЫЕ СТОРОНЫ

вашего предприятия

Weaknesses

Рыночные

УГРОЗЫ

Threats

Первоначально необходимо определить достоинства и недостатки организации:

  • составить список параметров для оценки организации;
  • по каждому параметру определить сильные и слабые стороны организации;
  • выбрать из всего перечня самые важные достоинства и недостатки организации, внести их  в  матрицу SWOT-анализа [6, c. 5].

Примеры сильных и слабых сторон предприятия приведены в таблице 2.

Таблица 2– Определение сильных и слабых сторон вашего предприятия

Наименование фактора

Сильные стороны

Слабые стороны

Продажа

- наличие современных технологий и оборудования;

- наличие конкурентных преимуществ у продаваемых товаров

- отсутствие современных технологий и оборудования;

- отсутствие конкурентных преимуществ у товаров

Маркетинг

- эффективность сбытовой сети;

- наличие эффективной

программы продвижения товаров

- недостаточное знание рынка;

- отсутствие эффективной программы продвижения товаров

Финансы

- достаточно финансовых ресурсов

- недостаточно финансовых ресурсов

Менеджмент

- эффективный менеджмент;

- наличие квалифицированных управленческих кадров;

- удобное место расположения

- неэффективный менеджмент;

- нет квалифицированных управленческих кадров;

- нет стратегии развития предприятия;

- неудобное место расположения

Персонал

- высокий уровень профессионализма персонала;

- эффективная система мотивации и стимулирования;

- отсутствие текучести кадров;

- высокая рентабельность персонала

- невысокий уровень профессионализма персонала;

- неэффективная система мотивации и

стимулирования;

- высокий уровень текучести кадров;

- невысокая рентабельность персонала

Организационная структура

- соответствие организационной

структуры типу реализуемой стратегии

- несоответствие организационной

структуры типу реализуемой стратегии

Корпоративные культура и имидж

- высокий уровень корпоративной культуры

- низкий уровень корпоративной культуры