Файл: Организационно-правовые формы социального обеспечения ( СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА НАСЕЛЕНИЯ КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ).pdf
Добавлен: 24.05.2023
Просмотров: 197
Скачиваний: 4
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА НАСЕЛЕНИЯ КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ
1.1. НАПРАВЛЕНИЯ В СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ ГОСУДАРСТВА
1.2. Понятие и особенности социальной защиты населения
1.3. Структура социальной защиты населения
ГЛАВА 2. СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА НАСЕЛЕНИЯ В РФ 2.1.Формирование системы социальной защиты в РФ
ВВЕДЕНИЕ
В условиях трансформации социальной структуры современного российского общества и основных социальных институтов все большую актуальность приобретает проблема государственной поддержки незащищенных категорий граждан.
В современном обществе система социальной защиты населения выполняет важную функцию, которая обеспечивает реализацию задач и целей социальной политики государства. Система социальной защиты является механизмов реализации государственной социальной политики. Принципы социальной защиты населения объективно выражают закономерности развития общества и социального государства в целом.
Совершенствование условий жизни, изменение организационных форм и методов управления в системе социальной защиты вызвано необходимостью решения различных проблем социально незащищенных категорий граждан. Социальные проблемы различных слоев населения отличаются специфичностью, многоаспектностью, разноплановостью, и требуют конкретных экономических мер по оказанию государственной поддержки.
Главным результатом деятельности системы социальной защиты населения является способность данной системы обеспечивать выполнение основных социальных гарантий, которые присущи социальному обществу.
В настоящее время в реалиях современной российской экономики система социальной защиты как механизм реализации социальной политики государства находится в стадии становления. В конечном итоге целью данной трансформации всего российского общества, и социальной сферы в частности, должно стать гарантированное право каждого члена общества в случае необходимости получить всю необходимую помощь.
Таким образом, возникает необходимость развития и совершенствования не только всей системы социальной защиты, но и ее форм.
Актуальным на данном этапе развития российского общества является совершенствование и обновление всей системы социальной защиты населения, путем реализации социальной политики государства, где главным субъектом и объектом должен выступать человек.
Всем вышесказанным можно охарактеризовать актуальность выбранной темы исследования.
Данное исследование основывается на трудах И,Н, Добренькова, К,Н,Гусова, И,Г,Тарента, В,В.Кижикиной, П.Д. Павленка, Е.И. Холостовой, Е.Г. Студеновой, М.В. Фирсова и других авторов, занимающихся разработкой вопросов, отраженных в данной работе. Стоит отметить, что ввиду своей актуальности данная тема широко освещается как в специализированной, так и в периодической печати.
Целью курсовой работы является рассмотрение социальных Форм защиты населения.
Объектом исследования курсовой работы является социальная защита населения.
Предметом – формы социальной защиты населения.
Исходя из поставленной цели исследования рассматриваются следующие задачи:
- Рассмотреть направления в социальной политике государства;
- Определить понятие и сущность социальной защиты населения;
- Охарактеризовать структуру социальной защиты населения;
- Рассмотреть формирование системы социальной защиты в РФ;
- Выявить направления повышения эффективности социальной защиты в РФ.
Методологической и теоретической базой исследования послужили фундаментальные положения системного подхода, логического анализа, общей теории социальной работы, педагогики, социальной педагогики, а также работы ведущих отечественных и зарубежных ученых в исследуемой области.
Поставленные нами задачи определили следующую структуру данной работы: последняя состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.
ГЛАВА 1. СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА НАСЕЛЕНИЯ КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ
1.1. НАПРАВЛЕНИЯ В СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ ГОСУДАРСТВА
Гуманистический характер государства определяет социальная политика, которую проводит данное государство. Государство стремится через политически создаваемые общественные фонды поддержать состояние индивидов в том социальном статусе, который не был бы обременительным для него. Главным результатом деятельности системы социальной защиты населения является способность данной системы обеспечивать выполнение основных социальных гарантий, которые присущи социальному обществу. Социальной политике присущ ряд функций, которые реализовываются в рамках выполнения данной политики. Исследователи выделяют следующие функции [1]:
- компенсаторная, данная функция направлена на ликвидацию внешних сдерживающих условий, не дающих возможность индивиду быть деятельным участником существующих в обществе отношений;
- элективная функция направлена на определение обстоятельств и свойств самого индивида, позволяющих отнести его в разряд нуждающихся;
- кумулятивная функция накапливает социальный потенциал государства, выражающийся в зависимости индивидов от социально-политической деятельности государства.
Перечисленные функции социальной политики государства являются частью политики государства в целом.
Система социальной защиты как механизм реализации социальной политики государства главной целью ставит возможность каждого члена общества в случае необходимости получить всю необходимую гарантированную государством социальную помощь, в виде социальных гарантий.
Социальная политика призвана гарантировать населению минимальный доход; социально защищать население от болезней, инвалидности, безработицы, старости. При этом государство обеспечивает минимальные условия жизни только тем гражданам и группам, кто не может сделать это самостоятельно.
Главным инструментом в реализации социальной политики государства является государственные программы социального обеспечения и система социальных услуг.
Проведение социальной политики основывается на следующих принципах:
1) защита уровня жизни путем введения разных форм компенсации при повышении цен и проведение индексации;
2) обеспечение помощи самым бедным семьям;
3) выдача помощи на случай безработицы;
4) обеспечение политики социального страхования, установление минимальной заработной платы для работающих;
5) развитие образования, охрана здоровья, окружающей среды в основном за счет государства;
6) проведение активной политики, направленной на обеспечение квалификации.
Важным механизмом реализации социальной политики государства является институт социальной защиты, который на основе социальных и юридических гарантий обеспечивает человеку реализацию его прав на достойный уровень жизни.
Появление и развитие такого механизма как «социальная защита» неразрывно связано с такими понятиями как «социальное обеспечение» и «социальное страхование» [2].
Следует отметить, социальное обеспечение и социальное страхование являются составными элементами социальной защиты. Напомним, что вклад в изучение социального обеспечения и социального страхования в 20-30-е годы ХХ занимались Н.А.Вигдорчик, Л.В.Забелин, В.Дурденевский, З.Р.Теттерборн [3].
Так В. Дурденевский рассматривал социальное обеспечение как деятельность публичной администрации, направленную на устранение социальных опасностей, угрожающих жизни и уровню существования различных слоев населения, путем предоставления им денежной или социальной помощи. А социальное страхование – как систему ослабления риска посредством разложения его на участников общественного процесса производства, составную часть трудового права.
Л.В.Забелин считал социальное обеспечение родовым понятием по отношению к социальному страхованию. Поэтому, с его точки зрения, все особенности социального обеспечения в равной степени характерны и для социального страхования.
В 50-60 гг. ХХ в большой вклад в развитие теории социального обеспечения и социального страхования внесли Н.Г.Александров, В.С.Андреев, Е.И.Астрахан, В.А.Ачаркан, К.С.Батыгин, М.В.Баглай, А.Д.Зайкин, М.Л.Захаров, В.И.Усенин, Р.М.Цивилев [4].
В.С.Андреев предполагал под социальным обеспечением проводимую государством или им поддерживаемую совокупность определенных социально-экономических мероприятий по обеспечению граждан в старости и при нетрудоспособности, обеспечению детей, медицинскому обслуживанию и лечению граждан.
В дальнейшем исследования в области социального обеспечения проводили такие крупные ученые-юристы, как Р.И.Иванов, А.С.Пашков, М.И.Полупанов, В.В.Рогожин, А.И.Ставцева, В.А.Тарасова, Э.Г.Тучкова, В.Ш.Шайхатдинов [5].
Р.И. Иванова, которая занималась теоретической разработкой понятия социального обеспечения как категории, имеющей общечеловеческую ценность. По мнению исследователя, социальное обеспечение – это форма распределения материальных благ не в обмен на затраченный труд с целью удовлетворения жизненно необходимых личных потребностей (физических, социальных, интеллектуальных) стариков, больных, инвалидов, детей, иждивенцев, потерявших кормильца, безработных, всех членов общества в целях охраны здоровья и нормального воспроизводства рабочей силы за счет специальных фондов, создаваемых в обществе, в случаях и на условиях, установленных в социальных, в том числе правовых, нормах [6].
В настоящее время данное определение считается универсальным, оно отражает сущность социального обеспечения вне зависимости от конкретно-исторических условий (экономического и политического строя. В основе социального обеспечения заложены следующие признаки:
- объективные потребности общества в особом механизме социальной защиты, который направлен на поддержание или предоставления определенного уровня жизнеобеспечения;
- особые фонды, источники социального обеспечения;
- особые способы предоставления средств к существованию;
- закрепление правил предоставления социального обеспечения в социальных, в том числе правовых нормах.
Сущность социального обеспечения наиболее полно проявляется в его функциях: экономической, политической, демографической, реабилитационной и других. Рассмотрим данные функции [7].
Экономическая функция социального обеспечения заключается в замещении заработка (дохода или содержания), утраченного в связи с возрастом, нетрудоспособностью или потерей кормильца, частичном возмещении дополнительных расходов при наступлении определенных жизненных обстоятельств, также оказании минимальной денежной или натуральной помощи малоимущим гражданам.
Источником финансирования для ее осуществления служат государственные (централизованные) внебюджетные фонды социального назначения, которые образуются по территориальному принципу. К внебюджетным фондам социального назначения относятся: пенсионный, занятости, обязательного медицинского страхования, социального страхования, социальной поддержки.
Политическая функция социального обеспечения способствует поддержанию социальной стабильности в обществе, в котором имеются значительные различия в уровне жизни различных слоев населения.
Демографическая функция призвана стимулировать воспроизводство народонаселения, необходимое для нормального развития страны.
Социально-реабилитационная функция направлена на восстановления общественного статуса нетрудоспособных граждан и других социально слабых групп населения, позволяющего им ощущать себя полноценными членами общества.
Итак, социальное обеспечение представляет собой совокупность общественных отношений по распределению внебюджетных фондов социального страхования и перераспределению части государственного бюджета в целях удовлетворения потребностей физических лиц в случаях утраты заработка или трудового дохода, несения дополнительных расходов по содержанию и воспитанию детей, поддержке других членов семьи, нуждающихся в уходе, отсутствия средств в объеме прожиточного минимума по объективным социально значимым причинам, а также по оказанию медицинской помощи и социальному обслуживанию.
Удовлетворение потребностей может осуществляться с помощью:
- назначения денежных выплат (пенсий, пособий, компенсаций) безэквивалентной, но нормированной основе, либо бесплатно (алиментарно) вне связи с трудовой деятельностью и уплатой взносов;
- предоставление бесплатных для потребителя медицинских услуг по программам ОМС;
- оказания бесплатных для потребителя социальных услуг в пределах государственных минимальных стандартов, а сверх них – по льготным тарифам.