Файл: Организационно-правовые формы социального обеспечения ( СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА НАСЕЛЕНИЯ КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.05.2023

Просмотров: 193

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Государственное (обязательное) социальное страхование - это главная организационно-правовая форма социального обеспечения граждан в Российской Федерации, целью которой является, прежде всего, разделение социального риска потери заработка, снижение доходов ниже прожиточного минимума, потребность в медицинской помощи и других услугах социального характера, подлежащих обязательному социальному страхованию.

В соответствии с частью 1 статьи 5 Федерального закона от 24 июля 1998 г. «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» обязательному государственному страхованию подлежат следующие лица: физические лица, выполняющие работу на основании трудового договора, заключенного со страхователем; физические лица, осужденные к лишению свободы и 3 привлекаемые к труду страхователем .

Страховыми случаями признаются достижение пенсионного возраста, наступление инвалидности, потеря кормильца, заболевание, травма, несчастный случай на производстве или профессиональное заболевание, беременность и роды, рождение ребенка (детей), уход за ребенком в возрасте до полутора лет и другие случаи, установленные федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования[24].

Суть обязательного социального страхования - это распределение социального риска между работодателями, наемными работниками и другими занятыми лицами, которые непосредственно подлежат обязательному социальному страхованию, и самим государством.

Стоит заметить, утрата заработка, которая может быть вызвана различными причинами - безработицей, временной нетрудоспособностью, инвалидность, и другими обстоятельства, связанными с наступлением страхового случая, подпадают под категорию социального (массового) риска в случае признания их государством уважительными или иными словами - социально значимыми причинами.

Стихийные бедствия, потребность в получении медицинской помощи, наличие несовершеннолетних и совершеннолетних иждивенцев являются частью дополнительных расходов.

С целью финансирования государственного (обязательно) страхования создаются фонды общегосударственного и местного характеров, функционирующие как внебюджетные финансовые системы.

К фондам общегосударственного характера законодатель относит Пенсионный фонд России, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации, образующиеся посредством внесения в них работодателями страховых взносов и дотациями со стороны государства.


Главной целью фондов общегосударственного характера - это сбор денежных средств, которые в последующем будут инвестированы в государственные проекты, вложены в приобретение ценных бумаги и другие надежные инвестиции, гарантирующих получение прибыли, необходимой для индексации пенсий, пособий и других выплат социально-страхового характера.

С полной уверенностью можно утверждать, что государственное (обязательное) социальное страхование представляет собой форму организации осуществления застрахованными лицами права на социальное обеспечение в результате наступления страхового случая.

Федеральном законе от 17 июля 1999 г. «О государственной социальной помощи» называет еще одну организационно-правовую форму социального обеспечения осуществления каждым его конституционного права на получение денежных выплат и социальных услуг - социальное обеспечение за счет прямых ассигнований из федерального бюджета[25].

Государственные служащие, военнослужащие, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, государственной безопасности, налоговой полиции и членов их семей, а также другие категории служащих с учетом специфического характера их деятельности также охватываются рассматриваемой организационно-правовой формой.

Социальная помощь - третья организационно-правовая форма осуществления социального обеспечения.

Согласно положениям статьи 6 Федерального закона от 24 октября 1997 г. «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» малоимущие граждане и семьи выступают субъектами социальной помощи. Основанием такой помощи является размер отдельного дохода гражданина или среднего душевого дохода семьи. Если этот показатель меньше прожиточного минимума, то семья или одиноко проживающий гражданин подпадают под категорию малоимущих и имеют право на получение государственной 6

социальной помощи .

Отсюда следует, что право на получение социальной помощи со стороны государства зависит от размера дохода лица, а не от участия его в трудовой деятельности или уплате страховых взносов.

Государственная помощь представляет собой одну из форм осуществления права гражданином на социальное обеспечение малоимущих лиц вне связи их с трудовой деятельностью и уплатой страховых взносов. Финансирование государственной социальной помощи осуществляется за счет бюджетов субъектов Российской Федерации и территориальных фондов социальной поддержки населения.


Необходимо отметить и то, что разные виды социального обеспечения предоставляются в рамках различных организационно-правовых форм.

Иной организационной формой социального обеспечения считается прямое ассигнование (к примеру, пенсий госслужащих, военнослужащих, социальных услуг престарелым и т.д.) из федерального бюджета.

В одном ряду с централизованными формами социального обеспечения в последнее время широкое распространение приобретает кроме того и негосударственное социальное обеспечение:

1. Муниципальное социальное обслуживание.

Так, к примеру, постановлением Правительства Москвы от 16.01.2001 г. № 31-ПП утверждена комплексная программа мер социальной защиты жителей Москвы на 2001 год, согласно которой предусмотрены:

- ежемесячные компенсационные выплаты бывшим военнослужащим-инвалидам, родителям военнослужащих, погибших в мирное время;

  • увеличение размера дотаций остронуждающимся студентам;
  • надбавки к пенсиям сверх социальной нормы и другие выплаты;
  1. негосударственные пенсионные фонды (НПФ). Осуществляют свою деятельность на основании федерального закона «О негосударственных пенсионных фондах»[26].

Негосударственные пенсионные фонды - особая организационно-правовая форма некоммерческой организации социального обеспечения, исключительным видом деятельности которой является негосударственное пенсионное обеспечение участников фонда на основании договоров о негосударственном пенсионном обеспечении населения с вкладчиками фонда в пользу участников фонда. Функционирование фонда согласно негосударственному пенсионному обеспечению жителей содержит накопление пенсионных вкладов, расположение пенсионных запасов, подсчет пенсионных обещаний фонда и расплату негосударственных пенсий участникам фонда;

  1. благотворительная деятельность граждан и юридических лиц. Правовое регулирование осуществляется на основании федерального закона «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях»[27].

Под благотворительной работой понимается добровольческая работа людей и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или же на дотационных условиях) передаче гражданам или же юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, предложению другой помощи в целях общественной помощи и обороны людей, включая улучшение материального положения малообеспеченных, социальную реабилитацию безработных, инвалидов и других лиц, которые в силу своих физических или интеллектуальных особенностей, других обстоятельств не готовы самостоятельно воплотить в жизнь собственные права и легитимные интересы;


  1. Предоставляемые сотрудникам предприятиями, учреждениями, организациями за счет прибыли всевозможные

льготы и компенсации (к примеру, предоставление

дополнительных дней отдыха отдельным категориям работников).

Льготы и компенсации, предоставляемые сотрудникам предприятиями, учреждениями, организациями за счет прибыли. Примером такого социального обеспечения может служить предоставление добавочных дней отдыха отдельным категориям сотрудников.

К видам социального обеспечения в РФ относятся: трудовые и общественные пенсии; страховые пособия (по безработице, временной нетрудоспособности, беременности и родам, гражданам, имеющим детей и др.); обслуживание в сферы социального обслуживания престарелых и инвалидов; оказание бесплатной медицинской помощи по программам обязательного медицинского страхования.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, в соответствии с поставленными во введении целью работы, задачами и проведенным исследованием, автор пришел к следующим выводам:

  • функции обеспечения социальной политики государства реализовываются через механизм государственных программ социального обеспечения и системы социальных услуг, которые являются составной частью социальной защиты населения;
  • социальная защита представляет собой комплекс экономических, социальных, юридических гарантий и прав, социальных институтов и учреждений, обеспечивающих их реализацию и создающих условия для поддержания жизни различных социальных слоев и групп населения, прежде всего, социально уязвимых;
  • структура социальной защиты населения представляет собой механизм реализации социальной политики государства, который основывается на определенных социальных гарантиях, социальном страховании и социальной помощи;
  • механизм социальной защиты населения в условиях трансформации российского общества продолжает свое формирование;
  • направления повышения эффективности социальной защиты РФ зависят от совершенствования системы социальной защиты в целом, и предполагает целый комплекс мер.

В настоящее время в реалиях современной российской экономики система социальной защиты как механизм реализации социальной политики государства находится в стадии становления. В конечном итоге целью данной трансформации всего российского общества, и социальной сферы в частности, должно стать гарантированное право каждого члена общества в случае необходимости получить всю необходимую социальную помощь.


В термин «социальная защита» вкладывает не только социально-экономический, но и правовой смысл. В настоящий момент определение самого термина «социальная защита» является дискуссионной темой.

Система социальной защиты населения в современном мире является одним из важнейших, основных факторов экономического, социального, культурного развития общества, представляет основу социальной политики государства.

Обратим также внимание, что в современных российских социально-экономических и политических изменениях происходит перемещение центра по управлению социальной защиты населения с общефедерального на региональный и муниципальный уровень.

Отметим, что данная курсовая работа не претендует на полный, исчерпывающий охват всех проблем, связанных с исследованием социальных форм защиты населения. Вместе с тем, поставленные в курсовой работе цель и задачи выполнены.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ)// Собрание законодательства РФ, 26.01.2009, № 4, ст. 445.
  2. Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ  «О некоммерческих организациях» [Электронный ресурс]  // http://www.consultant.ru/popular/nekomerz/
  3. Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс] // http://base.garant.ru/10164504/1/#block_100
  4. Федеральный закон Российской Федерации от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» // Российская газета //http://www.rg.ru/2010/07/30/gosusl-dok.html
  5. Постановление Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2012 г. № 1376 «Об утверждении Правил организации деятельности многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг».
  6. Постановление Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2012 г. № 1377 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 27 сентября 2011 г. № 797».
  7. Волгин Н.А. Социальная политика: Учебник. – М.: РАГС, 2005. – 544с.
  8. Добреньков, В.И., Кравченко А.И. Фундаментальная социология – М.: Инфра-М, 2008. – 624 с.
  9. Гусов К.Н. Право социального обеспечения России: Учеб. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Проспект, 2012. – 640с.
  10. Павленок П.Д. Теория, история и методика социальной работы: Учебное пособие. – М.: Дашков и К, 2003. – 460с.
  11. Павленок П.Д. Теория, история и методика социальной работы: Учеб. пособие. – М.: Дашков и К., 2007. – 476с.
  12. Савинов А.Н., Зарембо Т.Ф. Организация работы органов социальной защиты: Учеб. пособие. – М.: Академия, 2004. – 192с.
  13. Содержание и методика социальной работы / под ред. Е.А. Сигиды. – М.: ВЛАДОС, 2005. – 345с.
  14. Социальное положение и уровень жизни населения России. 2013: Стат.сб. / Росстат - M., 2013. – 327 c.
  15. Социальная защита. Современная энциклопедия социальной работы. /под. ред. акад. РАН В.И.Жукова. – М.: Издательство РГСУ, 2008. - 412с.
  16. Социальная работа: Учеб. пособие. / под общ. ред. В.И. Курбатова. – ростов н/Д: Феникс, 2005. – 479с.
  17. Тарент, И.Г. Система социальной защиты населения в Российской Федерации: учебное пособие / И.Г. Тарент, С.А. Юдников. – Изд. 2-е испр. и доп. – Ногинск: Ногинский филиал РАНХиГС, 2013. – 166с.
  18. Фирсов М.В., Студенова Е.Г. Теория социальной работы: Учеб. пособие для вузов. – М.: Академический проект, 2005. – 512с.
  19. Холостова Е.И. Профессионализм в социальной работе. – М.: Дашков и К., 2006. – 233с.
  20. Холостова Е.И. Социальная работа: Учеб. пособие. - М.: Дашков и К, 2005. – 410с.
  21. Кижикина В.В. Эволюция системы социальной защиты населения в России (сравнение со странами Европы). - Вестник Томского государственного университета. Экономика. - 2013. - №3 (23). – С. 80-94.
  22. Пшеницына О.В. Общественные организации как субъект социальной работы // Социологические исследования. -2000 - №6 - C. 135-137.
  23. Тайгачева Н. Главный союзник - общественные организации // Социальное обеспечение. — 2004. — N 8. — С. 31-34.