Файл: Организационная культура и ее роль в современных организациях (гостиница АМАКС).pdf
Добавлен: 24.05.2023
Просмотров: 171
Скачиваний: 4
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы организационной культуры
1.1 Основные понятия и уровни организационной культуры
1.2 Элементы и функции организационной культуры
1.3 Типологии организационной культуры
Глава 2. Анализ организационной культуры на примере ресторанного комплекса гостиницы «АМАКС»
2.1 Общая характеристика деятельности гостиницы «АМАКС»
2.2 Анализ элементов организационной культуры ресторанного комплекса гостиницы «АМАКС»
Введение
Выбор темы был обусловлен тем, что на сегодняшний день, в условиях развития рыночных отношений, большую роль играет культура и манеры общения между потребителем и продавцом. Во внешней среде, сама культура, в современных организациях, с недавних пор, начала формировать доминирующую систему ожиданий и ценностей членов организации.
В гостиничном бизнесе, организационная культура сотрудников является мощным инструментом для создания конкурентоспособности на рынке, здесь важно понимать, что культура речи должна присутствовать у всех сотрудников во всех подразделениях гостиницы. Результат складывается из коллективных усилий всех сотрудников, на этом этапе и разрабатываются актуальные стратегии, проводятся обучающие тренинги, все для совершенствования самой культуры.
Целью исследования является следующее: изучить организационную культуру в деятельности организации.
Основными задачами будет следующее:
-дать теоретическое понимание организационной культуре, изучить ее уровни.
-изучить элементы и функции организационной культуры на примере гостиницы АМАКС
Гостиница АМАКС является объектом исследования, предметом выступает организационная культура сотрудников.
Главная цель организационной культуры это повышение прибыли в большую сторону, за счет качественного и постоянного совершенствования управления персоналом. На сегодняшний день это мощный инструмент для повышения прибыли и конкурентоспособности. Например, Зайцева Н. А. в своей книге «Управление персоналом в гостиницах» рассказывает на какие меры идут руководители. Чтобы повысить свой статус, они привлекают кадры из ближнего зарубежья, это сильно сказывается на качестве предоставляемых услуг, и в итоге на имидже гостиницы в целом. Стоит понимать, что недовольный гость сообщит о своем недовольстве обслуживания большему количеству людей, чем довольный. А в эпоху распространения интернета и глобальной информации, страшно представить каковы будут последствия для гостиницы. В данной работе, будут практически рассмотрены проблемы организационной культуры у сотрудников ресторанной службы.
Методы исследования. При изучении темы курсовой работы использованы диалектический, логический, комплексный и экономико-математические методы анализа и научного познания. В процессе проведения исследования применялись также такие приемы экономического анализа, как наблюдение, сравнение, факторное изучение и другие.
Теоретической основой курсовой работы послужили положения общей теории управления, экономической теории, экономики и социологии труда, кадрового менеджмента.
Структура работы содержит в себе такие части как введение, две главы, заключение, список использованных источников.
Глава 1. Теоретические основы организационной культуры
1.1 Основные понятия и уровни организационной культуры
Культуру принято рассматривать в двух аспектах – в узком и широком.
В узком, культура это духовная жизнь людей, набор этических норм, правил, обычаев и традиций. Это личностная система осознаваемых как ценности самим индивидом и ценимых в обществе качеств ума, характера, воображения, памяти, полученных в процессе восприятия и образования. В этом смысле говорят о нравственной, эстетической, политической, профессиональной, гуманитарной и научно-технической культуре. В обыденном сознании культура ассоциируется с развитыми творческими способностями, эрудицией, пониманием произведений искусств, свободным владением языками, аккуратностью, вежливостью, самообладанием, моральной ответственностью, художественными вкусами, уровнем приобщенности к культурному наследию, степенью развития индивидуальных способностей. [10, С. 29]
В широком, культура включает в себя результаты деятельности людей в виде зданий, техники, законодательных норм, общечеловеческих ценностей и социальных институтов. Это социальная система организованных при помощи норм и ценностей функционально полезных, закрепившихся в общественной практике и сознании общества форм деятельности. Культура в обществе представлена материальными предметами, социальными установлениями (институтами, традициями), духовными ценностями.
Но по утверждению Б. Фегана, «культура – это идеи, интересы и ценности разделяемые группой. Сюда входят опыт, навыки, традиции, процессы коммуникации и принятия решений, мифы, страхи, надежды, устремления и ожидания, реально испытанные вами или вашими сотрудниками».
Организационная культура – это то, как люди хорошо относятся к сделанной работе, а так же и то, что позволяет оборудованию и персоналу работать вместе.
Соломанидина Т. О. трактует понятие организационной культуры так: «Совокупность материальных, духовных, трудовых социальных ценностей, созданных и создаваемых сотрудниками компании в процессе трудовой деятельности и отражающих неповторимость, индивидуальность данной организации».
Далее рассмотрим, какие уровни выделяет Э. Шейн в организационной культуре.
1. Поверхностный уровень артефактов, включающий все те феномены, которые можно увидеть, услышать и почувствовать при вхождении в новую группу с незнакомой культурой.
2. Провозглашаемые ценности, находящие реальное воплощение в идеологии или в организационной философии, которые могут служить ориентиром или моделью поведения в сложных или неопределенных ситуациях. Ценности этого уровня сознания во многом предопределяют поведение, наблюдаемое на уровне артефактов.
Если провозглашаемые ценности отвечают основополагающим представлениям, то их словесное выражение в форме принципов работы способствует консолидации членов организации, являясь средством самоидентификации и выражением сути ее миссии.
3. Базовые представления, которые представляются членам группы настолько очевидными, что изменение поведения в их рамках сводится к минимуму. На деле, если группа придерживается какого-то базового представления, то поведение, которое базируется на любых иных представлениях, будет казаться участникам группы непонятным.
1. Уровень мотивации - находится на внутриличностном уровне любого члена организации, определяя смысл его жизнедеятельности и трудовое поведение, в частности. Выше него находится мораль как надперсональная и общечеловеческая надкорпоративная категория.
2. Уровень декларируемых ценностей - представляет собой миссию, ее эталон («дерзкую цель») и основные деловые принципы.
3. Уровень внешних проявлений - использует язык символов, ритуалов, фирменного стиля и т.п. [14, С. 9]
Термин «дерзкая цель», используемый в этой концепции представляет собой некий эталон, количественный или ранговый ориентир, к которому стремится организация. Иногда даже устанавливается конкретный срок достижения поставленной задачи.
Организационная культура
Поверхностный уровень
Подповерхностный уровень
Глубинный уровень -базовое представление
Инфраструктура, здания, офисы, технология, продукты, стиль
одежды, манера общения, язык, рабочее место, эмоциональная атмосфера, внешние ритуалы и церемонии
Моральные взгляды, стратегия, этические взгляды, философия, ценности, кодекс поведения, нормы взаимоотношений, цели, миссия и девизы.
Смысл предметов и явлений, отношение к общечеловеческим ценностям, верования и убеждения, национальный менталитет, представления о природе человека, оценка времени и пространства, природа истины и способы ее приобретения, важность работы, семьи и саморазвития, правильные взаимоотношения
Объективная культура
Субъективная культура
Рисунок 1- Уровни организационной культуры
Из вышеперечисленного можно сделать следующие выводы: Организационная культура – это система норм, правил и моральных ценностей, регламентирующая отношения между членами организации. Опираясь на теорию Шейна, Организационная культура делится на два типа: объективную и субъективную. Объективная организационная культура обычно связана с физическим окружением, создаваемым в организации: здание и его дизайн, мебель, цвета и объем пространства, удобства, стиль одежды и т.д. Все эти внешние атрибуты отражают ценности, которых придерживается организация. Субъективная культура исходит из группового восприятия организационного окружения с его ценностями, нормами и ролями, существующих вне личности.
1.2 Элементы и функции организационной культуры
К элементам организационной культуры относят такие ее параметры и свойства как:
Индивидуальная автономность – степень ответственности, независимости и возможности проявления инициативы в организации;
Структура – взаимодействие органов управления и отдельных лиц, действующих правил, прямого руководства и контроля;
Направление – уровень формирования целей и перспектив деятельности организации;
Интеграция – степень поддержки отдельных частей (субъектов) организации в целях обеспечения скоординированной деятельности;
Управленческое обеспечение – степень обеспечения четких коммуникационных связей в организации;
Поддержка – уровень помощи подчиненным, оказываемой руководителями;
Стимулирование – степень зависимости вознаграждения от результатов труда;
Идентифицированность – степень отождествления работников с организацией;
Управление конфликтами – степень разрешаемости конфликтов;
Управление рисками – степень поощрения инноваций и принятия риска на себя;
Система мотиваций – набор способов побуждения членов организации к активной творческой деятельности для достижения своих личных целей и целей организации: повышение заработной платы, получение материального вознаграждения, льготного медицинского обслуживания, дополнительного отпуска, различных привилегий;
Психологический настрой человека – потребность в успехе, уважении, власти, общении, т. е. моральное стимулирование, обеспечивающее творческую активность человека. [13, С. 23]
Эти характеристики включают как структурные, так и поведенческие факторы. Использование этих параметров и свойств позволяет подробно описать любую организацию, уровень ее организационной культуры.
Опираясь на данные характеристики, Виханский О. С. и Наумов А.И выделяют всего три элемента в организационной культуре. «Организационная культура – это набор наиболее важных предположений, принимаемых членами организации и получающих выражение в заявленных организацией ценностях, задающих людям ориентиры их поведения и действий».
Основополагающими элементами организационной культуры, по их мнению, являются:
Предположения, которых придерживаются члены организации в своем поведении и действиях. Они часто связаны с видением окружающей среды и регулирующих ее переменных.
Ценности – показывают человеку, какое поведение следует считать допустимым, а какое нет.
Символика, посредством, которой членам организации передаются ценностные ориентации.
Таким образом, применительно к организациям термин «организационная культура» охватывает большую часть явлений духовной и материальной части коллектива, а именно: доминирующие в нём моральные нормы и ценности, принятый кодекс поведения и укоренившиеся ритуалы, установленные стандарты качества выпускаемой продукции, даже манера одеваться и т.д.
К функциям организационной культуры относится следующее:
1. Организационная культура формирует определенный имидж организации, отличающей ее от любой другой. Чаще всего такое отличие заметно уже на символическом уровне и проявляется при первом знакомстве в манере общения сотрудников между собой, в отношении к клиентам организации, во внешнем виде и языке общения.
2. Организационная культура создает определенный психологический микроклимат в организации, чувство общности всех ее членов. Благоприятная организационная культура дает людям уверенность в себе и в своем завтрашнем дне, что способствует эффективной деятельности организации в целом.
3. Организационная культура усиливает вовлеченность сотрудников в дела организации и преданность ей. Такое отношение выражается в чувстве гордости за свою организацию и удовлетворение, что ты являешься ее членом.
4. Организационная культура усиливает систему социальной стабильности в организации. Она является своеобразным инструментом, определяющим стандарты и модели поведения, и требования к их выполнению. Любой сотрудник может быть уверен, что выполнение определенных правил и соответствующее поведение будут одобрены. Такое положение облегчает людям жизнь в организации, создавая поведенческие стереотипы.