Файл: Система защиты коммерческой тайны малого коммерческого предприятия).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.05.2023

Просмотров: 93

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования. В 21 веке – веке инновационных технологий информация становится наиболее значимым товаром: все меньшую ценность имеют объекты материального мира, все большую – нематериальные активы. Так, к примеру, однажды известный английский предприниматель Натан Ротшильд сказал: «Кто владеет информацией, тот владеет миром», с тех пор эта фраза стала крылатой, смысл которой является очевидным для любого предпринимателя. Именно поэтому сейчас преуспевает в бизнесе лишь тот, кто обладает инновационными сведениями, секретными технологиями. Вследствие этого в настоящее время на рынке ведется активная борьба за конфиденциальную информацию, в частности, секреты производства.

Степень научной разработанности проблемы. Существенный вклад в исследование проблемы защиты коммерческой тайны в трудовых отношениях внесли многие ученые, в частности, Г.Ф. Шершеневич, В.В. Розенберг, В.А. Северин, М.И. Паршуков, С.В. Сарин, Н.А. Потапов, А.А. Фатьянов, С.А. Топоркова, Э.Н. Бондаренко и др.

Объектом данного исследования являются трудовые отношения по поводу защиты коммерческой тайны.

Предметом исследования являются совокупность норм, регулирующих трудовые отношения в сфере коммерческой тайне; вопросы, связанные со способами обеспечения защиты коммерческой тайны; а также вопросы, связанные с основанием, видами и порядком привлечения работника к дисциплинарной и материальной ответственности за разглашение конфиденциальной информации.

Целью данной работы является комплексное исследование ряда теоретических и практических проблем, связанных с защитой коммерческой тайны, вопросов дисциплинарной и материальной ответственности работников за ее разглашение, исходя из современных экономических условий России, и на основе произведенного анализа выработка предложений по совершенствованию действующего законодательства.

Достичь поставленной цели предлагается решением следующих задач:

  • Определить понятия информации, конфиденциальной информации и коммерческой тайны;
  • Соотношение понятия конфиденциальной информации и коммерческой тайны;
  • Раскрытие мер и способов защиты коммерческой тайны;
  • Анализ института соглашения о неконкуренции как способа защиты коммерческой тайны.
  • Изучение порядка привлечения работника, разгласившего конфиденциальную информацию, к дисциплинарной ответственности;
  • Исследование материальной ответственности работника за разглашение конфиденциальной информации;
  • Анализ ответственности бывшего работника за разглашение конфиденциальной информации;
  • Выявление коллизий в действующем законодательстве.

Методологическая основа исследования:

  • Исторический метод познания развития института коммерческой тайны и регулирующего его законодательства;
  • Диалектический метод познания законодательства;
  • Изучение основных понятий, таких как информация, конфиденциальная информация, тайна, коммерческая тайна;
  • Анализ научной литературы и судебной практики по проблеме;
  • Толкование юридических норм;
  • Сравнение и систематизация изученных источников по проблеме;
  • Логический метод закономерностей и особенностей при изучении научной литературы и судебной практики для формирования собственных взглядов и предложений.

Теоретическую основу исследования составили труды российских ученых и практиков, в частности таких, как Ю.П. Орловский, А.М. Лушников, М.И. Лушникова, В.А. Северин, Э.П. Гаврилов, Э.Н. Бондаренко, В.А. Дозорцев, И.В. Смолькова, У.М Станскова, М.Г. Суховская, И.А. Филипова и др. В работе использована монографическая и учебная литература, публикации в научных изданиях и средствах массовой информации, материалы, размещенные в сети Интернет.

Эмпирическую основу исследования составили Конституция РФ, международные правовые акты, Трудовой кодекс РФ, Гражданский кодекс РФ, ФЗ «О коммерческой тайне», ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», Закон РФ «О государственной тайне», постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации, судебная практика. Также исследовались законодательство Российской империи, нормативно-правовые акты советского периода и действующее законодательство зарубежных стран.

Научная новизна исследования определяется тем, что: 1) оно представляет собой одно из первых системных правовых исследований института коммерческой тайны в рамках трудовых отношений; 2) в работе комплексно изучено основание расторжения трудового договора по инициативе работодателя в виде увольнения работника за разглашение коммерческой тайны; 3) автором конкретизировано понятие «коммерческая тайна» и «конфиденциальная информация» согласно существующим правовым реалиям. 4) проведен анализ законодательства ряда зарубежных стран по проблеме правовой защиты коммерческой тайны в трудовых отношениях с целью заимствования и применения этого опыта в России с последующей имплементацией некоторых норм в трудовое законодательство; 5) основываясь на анализе источников научной литературы, сравнении различных точек зрения ученых-правоведов и практиков, а также обобщении судебной практики, автором предложено внести изменения в действующее законодательство, в частности в Трудовой кодекс Российской Федерации и федеральный закон «О защите коммерческой тайны» в целях устранения пробелов и коллизий в области правового регулирования коммерческой тайны в трудовых отношениях.


Теоретическая и практическая значимость исследования состоит в том, что в работе сделаны выводы и предложения, которые могут быть использованы для совершенствования законодательства и правоприменительной практики в сфере регулирования трудовых отношений по защите коммерческой тайне, а также в процессе изучения и преподавания курса «Трудовое право».

Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав, включающих девять параграфов, заключения, библиографии.

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ КОММЕРЧЕСКОЙ ТАЙНЫ И ИСТОРИЯ ЕЕ РАЗВИТИЯ

1.1 Понятие и признаки коммерческой тайны

21 век – это век информационного общества, в котором ключевую роль играет знание, полученное благодаря доступу к информации и умению с ней обращаться. Следовательно, в современном мире информация – это основной ресурс, валюта конкуренции, которая является залогом благополучия как отдельно взятого человека, так и всего государства в целом.

Понятие «информация» происходит от латинского «informatio», т.е. разъяснение или представление о чем-либо.

В настоящее время существует множество определений информации. К примеру, в большом энциклопедическом словаре[1] под информацией понимаются сведения, которые передаются людьми устным, письменным или другим способом.

Другие лингвисты определяют информацию как сообщение о положении дел или состоянии, сведения об окружающем мире и протекающих в нем процессах, воспринимаемые человеком или специальными устройствами[2].

Термин «информация» и производные от него (например, документированная информация, конфиденциальная информация, общедоступная информация, массовая информация, персональные данные и др.), широко используется во многих нормативно-правовых актах.

Юридическое понятие информации дано в п. 1 ст. 2 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и защите информации»[3] (далее – Закон «Об информации», № 149-ФЗ), согласно которому информацией являются сведения (сообщения, данные) вне зависимости от формы их представления.


Как видно из указанного выше определения, законодатель не проводит каких-либо различий между «сведениями, данными и сообщениями», приравнивая их по правовому статусу в качестве видов информации. Тем не менее, некоторые ученые полагают, что необходимо разграничивать данные понятия. Так, например, А.И. Савельев считает, что сведения представляют собой информацию в содержательном аспекте, т.е. безотносительно к ее восприятию и использованию, а сообщение – это информация, рассматриваемая в коммуникативном аспекте, т.е. как обмен сведениями, часть процесса общения между ее пользователями. В то время как понятие «данные» (от англ. «data») наиболее часто применяется при определении информации, сгенерированной техническими устройствами или введенной в память компьютера[4].

Схожее определение информации содержится также в ГОСТе 7.0-99[5], где понятие информации раскрывается как «сведения, независимо от формы их представления, воспринимаемые человеком или специальными устройствами как отражение фактов материального мира в процессе коммуникации».

В то же время, исходя, из определения массовой информации, содержащегося в ст. 2 Закона РФ «О средствах массовой информации»[6] (далее – Закон «О СМИ»), информацией являются не только сведения, но также сообщения и материалы. Следует полагать, что в данном случае законодатель под понятием «материалы», имел в виду данные, являющиеся источником и служащие основой для какого-либо текста.

Таким образом, в широком смысле слова информация – это различные сведения, данные, сообщения, а также материалы.

Информация имеет ряд характерных признаков.

О.А. Беляева выделяет три характерных признака информации: самостоятельность по отношению к материальному носителю; неисчерпаемость информации в процессе ее использования; свойство сохранности, т.е. информация всегда сохраняется у субъекта, который ее передает[7].

По мнению Е.В. Шишмаревой, информации присуще такие признаки, как нематериальная природа, отделимость от создателя информации или ее носителя, а также доступность информации путем представления ее в объективно выраженной форме[8].

Исходя из представленных точек зрения, предлагаем сформулировать основные признаки информации.

Во-первых, свойство универсальности и содержательности, то есть содержание информации может представлять собой полученные из внешнего мира сведения о различных явлениях, происшествиях, фактах, физических, биологических или социальных процессах, лицах и др.


Во-вторых, признак невозможности физического отчуждения от ее создателя, обладателя или потребителя.

В-третьих, характерным свойством информации является обособляемость и оборотоспособность. При этом автор полагает, что второй и третий признак связаны между собой, поскольку информацию можно передать, продать, к ней можно предоставить доступ, то есть по тем или иным причинам может поменяться владелец или обладатель информации, но создатель всегда будет тем же. Например, если создатель рецепта кулинарного блюда, защищаемого коммерческой тайной, решит продать конкуренту информацию об этом рецепте в документированной форме, знания об этом рецепте у него все равно сохранятся.

В-четвертых, информация имеет нематериальную природу, но несмотря на это она всегда неразрывно связана с материальным носителем, будь то лист бумаги, CD-диск, флеш-память, жесткий диск компьютера и др. Причем в контексте трудового права именно документированная информация, имеющая необходимые реквизиты, нанесенные грифы и материальный носитель, будет подлежать правовой защите. В противном случае информация будет представлять собой лишь высказанную вслух идею, а идеи, как известно, не охраняются. Таким образом, можно сделать вывод, что документирование информации способствует материализации и коммерциализации сведений.

Наконец, информация обладает как неимущественной, так и имущественной ценностью. Так, например, сведения, составляющие коммерческую тайну, с одной стороны, представляют имущественную ценность для их обладателя, поскольку они являются залогом успешного бизнеса, повышают прибыль и конкурентоспособность предпринимателя. С другой стороны, те же самые сведения удовлетворяют и неимущественные интересы, способствуя индивидуализации, известности и творческому самовыражению предпринимателя. В данном случае одним из наиболее известных примеров является американская компания «The Coca-Cola Company», которая благодаря сохранению сведений о рецепте напитка кока-кола в тайне (рецепт кока-колы защищается коммерческой тайной), известна во всем мире, и при этом получает ежегодно чистую прибыль в размере около 7,351 миллиардов.

Представляется необходимым также выделить виды информации. В статье 5 Закона «Об информации» законодатель разделил информацию на несколько видов.

Так, по критерию порядка предоставления или распространения информации выделяют следующие виды: свободно распространяемая информация; информация, предоставляемая по соглашению лиц, которые участвуют в соответствующих правоотношениях; информация, подлежащая предоставлению или распространению в соответствии с федеральными законами; информация, распространение которой ограничивается или запрещается в Российской Федерации (п. 3 ст. 5 Закона «Об информации»).