Файл: Общее понятие о гражданском праве (ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ПРАВА. ОБЪЕКТИВНОЕ, СУБЪЕКТИВНОЕ ПРАВО).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.05.2023

Просмотров: 114

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Также к теоретическим аспектам возникновения государства, следует отнести такое категорийное понятие, как формы государственного устройства, а именно: простая в виде унитарного государства, и федеративная, что в принципе не исключает соответствующих смешанных форм.

Унитарное государство – это государственное образование, отдельные составные которого не имеют суверенитета, всех признаков государственности. Как правило такие государственные образования имеют централизованную форму управления, а также элементы местного самоуправления на местах.

Федеративное государство – это союзное государственное образования, отдельные составляющие которого имеют признаки государственности, могут осуществлять законодательную и иную самостоятельную деятельность, при этом как правило круг вопросов центральных властей, очерчивается оборонной и государственной безопасностью, а также представительством союзного государства не международной арене.

Также следует отметить о возможности классификации государственных образований по видам государственного режима, а именно:

Если предыдущие аспекты отображенные нами выше дают ответ на вопрос о системе построения наивысших органов государственной власти, а также о территориальной организации последнего, то ответ на вопрос что такое государственный режим, дает понимание о том как реализуется государственная власть.[19]

Системный анализ специальной литературы, позволяет утверждать, что при реализации государственной власти применимы два фундаментальных режима, а именно: демократический в разных интерпретациях и тоталитарный.

Демократический режим – государственная власть реализуется на верховенстве права и законности, а также защите прав человека, предоставляет возможность легального и открытого выражения политических взглядов всех групп населения страны через соответствующие демократические механизмы, а также через деятельность разнообразных общественных объединений, которые осуществляют мониторинг за деятельностью тех или иных институтов власти.

Тоталитарный режим – государственная власть реализуется путем либо нарушения либо ограничения базовых прав человека, отсутствия или достаточно узкого выражения своих политических взглядов и предпочтений.

1.2. Право - как особый вид социальных норм


Люди, что удовлетворить свои потребности, вступают в определенные связи и отношения между собой.[17]

Вступая в такие отношения, люди руководствуются определенными правилами поведения, сложившимся в обществе.

Такие правила поведения, регулирующие отношения между людьми, называются социальными нормами. К таковым относится нормы морали, нормы общественных организаций, религиозные нормы, обычаи, традиции, право.

Следует отметить, что право является разновидностью социальных норм, однако последнее отличается от них, имеет свои особенности.

Во – первых право устанавливается государством. Все другие социальные нормы устанавливаются иными субъектами – общественными объединениями, религиозными организациями, социальными группами, и т.д.

Во – вторых, право состоит из правил (норм) поведения людей. Последние указывают лицам, что можно, а что необходимо сделать в той или иной ситуации, в какие отношения и с кем вступить.

Однако такие правила поведения, в отличии от иных социальных норм, являются общеобязательными для всего населения, проживающего на территории данного государства.

В - третьих, право всегда имеет форму внешнего выражения (закон, указ), благодаря которой люди узнают о требованиях государства к их поведению, о своих правах и обязанностях, о чем свидетельствует анализ правового поля РФ, и именно факт наличия Основного Закона, а именно: Конституции Российской Федерации,[1] а также отдельных (специальных) правовых актов регулирующих конкретные правоотношения.[2-7]

Нормы морали, традиции, обычаи, напротив «живут» в сознании людей, и ни в чем внешне не выражены.

В – четвертых, исполнение права обеспечивается государством. Для этого государство осуществляет различные мероприятия организационного воспитательного характера.

Если же лица уклоняются от исполнения и соблюдения права, нарушают его нормы, то государство может применить к ним меры принуждения.[18]

Такие меры государственного принуждения предусмотрены нормами права, но начинают действовать тогда, когда налицо факт правонарушения.

В отличии от этого, исполнение социальных норм обеспечивается мерами общественного воздействия – общественным осуждением, порицанием. При этом нарушитель, к примеру, норм морали, обычаев, традиций, заранее не знает, в чем конкретно будет состоять такое осуждение, порицание со стороны общества.

В – пятых, право устанавливается государством с целью регулирования общественных отношений, придания последним организованности и упорядоченности. Воздействуя на сознание и волю людей, право как бы «заставляет», их сообразовывать свое поведение в соответствии с его предписаниями, вступать в определенные, а не какие – либо другие отношения с иными людьми.[17]


Иначе, одни лица не смогут получить те блага, ради которых они вступают в общественные отношения, других же лиц ожидает ответная реакция со стороны государства, в виде мер принуждения.

Подводя итог вышеизложенному, можно сформулировать определенные понятия права, а именно:

Право – это система общеобязательных правил поведения (юридических норм), устанавливаемых и обеспечиваемых государством с целью регулирования общественных отношений.

Наиболее ярко роль и социальное назначение права проявляется в функциях последнего, а именно:

Функции права – это основные направления его воздействия на общественные отношения.

Иллюстративно функции права, можно отобразить следующим образом, а именно:

Рис.1. Функции права.[18]

Исходя из вышеизложенного, можно прийти к обоснованному и мотивированному выводу, о том, что право является неотъемлемым элементом государство, и является особой формой социальных норм.

Право в современном государстве – это совокупность норм, надлежащим образом принятых и упорядоченных, и на которых базируются осуществляемые в обществе правоотношения.[19]

В зависимости, прежде всего от вида государственного режима, режима зависит качественное наполнение правового поля государства соответствующими Законами, и подзаконными нормативными актами.

Практически в любом государстве, основным Законом является Конституция такого государства.

В зависимости от правящего режима соответствующим образом формируется и правое поле, о чем мы уже говорили выше, при этом как показал выше произведенный нами анализ в русле данной работы, новейшие государственные образования, по своему функционалу, неотделимой составляющего которого является «качество правового поля».

Под «качеством правового поля», в контексте современных доктрин возникновения и функционирования государства, следует понимать такое содержание действующих правовых норм, которые обеспечивали реализацию основоположных прав человека наработанных и закрепленных в соответствующих международных правовых актах, социальную защиту человека и гражданину, толерантное отношение по расовому и политическому признаку и многое, многое другое.[19]

Исходя из вышеизложенного, можно прийти к выводу о том что качество правового поля и вид государственного режима, т.е режима реализации государственной власти, являются явлениями достаточно взаимосвязанными.

Чем более либеральнее (демократичнее) режим реализации государственной власти, тем больше прав и свобод у человека и гражданина.


Однако либеральная политика должна иметь свои границы, учитывая последние тенденции в мире связанные с террористическими и экстремистскими угрозами, что возлагает на органы государственной безопасности страны достаточно серьезные задачи по противодействию подобным угрозам, что не может по объективной необходимости не коснуться правового поля любой страны, не в лучшую сторону в аспекте соблюдения прав и свобод человека.

Исходя из вышеизложенного, можно прийти к обоснованному выводу что виды организации государственных образований достаточно разнообразны, присутствуют также смешанные формы, что говорит о планомерном развитии человечества, в т.ч. и в аспекте государственного устройства, что также, в свою очередь влияет на планомерное развитие институтов гражданского права.

Наличие права, а также реализация последнего возможно только при наличии функционирования общества в рамках государства.

1.3. Общая характеристика понятия «объективное», «субъективное» право»

Систему всех действующих в данном, конкретном государстве общеобязательных правил поведения (юридических норм) принято называть объективным правом.

Право, объективно в том смысле, что во – первых, оно возникает независимо от сознания каких либо субъектов, в силу других причин, а именно:

- Потребностей в интересах общества;

- Материальных условий жизни людей;[17]

Во – вторых, юридические нормы, получив свое выражение и закрепление в определенных формах, также оказываются независимыми от сознания и воли отдельного человека.

О субъективном праве мы говорим в том случае, когда право принадлежит конкретному субъекту и представляет собой определенные юридические возможности его поведения.

Право субъективно и в том смысле, что реализация таких возможностей зависит от воли и желания конкретного участника общественных отношений.

В зависимости от обстоятельств личность может использовать а может и не использовать свое субъективное право.

Субъективное право возникает на основе права объективного, которое закрепляет за личностью определенные юридические возможности, а государство гарантирует защиту действий личности в процессе реализации данных последнему правовых возможностей. [17]


Таким образом, субъективное право – это закрепленная юридическими нормами и обеспечиваемая государством возможность определенного поведения лица, обладающего таким правом.

Объективное и субъективное право тесно взаимосвязаны.

При этом объективное право служит основанием для возникновения субъективного права, последнее может быть реализовано, воплощено в жизнь только через субъективное право.

Субъективное право является необходимым этапом осуществления, претворения объективного права в жизнь.

Исходя из вышеизложенного, можно прийти к выводу, о том, что право – это особый вид социальных норм, носящих публичный характер, и наличие которых возможно только в рамках государственной модели построения жизнедеятельности того или иного общества.

ГЛАВА 2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПОНЯТИЯ И СУЩНОСТИ ГРАЖДАНСКОГО ПРАВА

2.1. Гражданское право: понятие, предмет, метод, принципы

Гражданское право - совокупность норм, регулирующих общественные отношения (имущественные и личные неимущественные), возникающие между участниками гражданского оборота.[7]

Гражданское законодательство определяет правовое положение участников гражданского оборота, основания возникновения и порядок осуществления права собственности и других вещных прав, прав на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (интеллектуальных прав), регулирует договорные и иные обязательства, а также другие имущественные и личные неимущественные отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности участников.

Участниками регулируемых гражданским законодательством отношений являются граждане и юридические лица, также в этих отношениях могут участвовать Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования.

Предмет гражданского права - общественные отношения (имущественные и личные неимущественные), которые регулируются гражданским правом.

Основные начала и принципы гражданского права: