Файл: Планирование туризма в регионе как основа устойчивого развития территории (Теоретические аспекты развития туризма на региональном уровне ).pdf
Добавлен: 24.05.2023
Просмотров: 97
Скачиваний: 4
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты развития туризма на региональном уровне
1.1. Программно-целевой метод развития туризма в регионах
1.2. Порядок разработки программ развития туризма в регионе
Глава 2. Анализ состояния туризма в Красноярском крае
2.1. Характеристика состояния туризма региона
2.2. Оценка развития туризма в регионе
Глава 3. Социально-экономическая инвестиционная модель развития туризма в Красноярском крае
В Красноярском крае загрузка коллективных средств размещения, также как и в других регионах, имеет выраженные сезонные колебания.
Среднегодовая загрузка гостиничных предприятий по итогам 2017 г. составила: гостиничные предприятия - 65%; ведомственные гостиницы – 32%; санатории - от 20 до 75%; базы отдыха - 65% (рис. 4).
Рисунок 4. Средняя загрузка по категориям средств размещения Красноярского края[35]
В 2017 г. в Красноярском крае гостиничные услуги оказывали 90 (54,2%) из 166 имеющихся коллективных средств размещения. Численность мест номерного фонда Красноярского края составляет 5 906 единиц (в том числе номеров 2 745 единиц).
Характеристика деятельности средств размещения Красноярского края в 2017 г. приведена в таблице 2. За 2017 г. в гостиницах Красноярского края проживали 339,6 тыс. человек. Доход от предоставленных услуг составил 2 238 млн. руб., средняя стоимость дохода с 1 проживающего составила 6595 руб.
При коллективных средствах размещения работает 70 предприятий общественного питания, в которых 5 748 посадочных мест, оборот предприятий общественного питания при гостиничных предприятиях Красноярского края составил 237 751 тыс. руб.
Таблица 2
Характеристика деятельности средств размещения Красноярского края в 2017 г. [36]
Год |
Общее |
Кол-во номеров, ед. |
Количество койко-мест, ед. |
Кол-во проживающих, тыс.чел. |
Доход от |
2017 |
166 |
2745 |
5906 |
339,6 |
2238 |
2016 |
165 |
2705 |
5830 |
330,2 |
2 230 |
2015 |
165 |
2705 |
5830 |
332,9 |
2400 |
В 2017 г. только 5 гостиниц Красноярского края имеют присвоенную
категорию, среди них 2 гостиницы - 4 звезды, 2 гостиницы - 3 звезды, 1
гостиница - 2 звезды.
По продолжительности пребывания 83,9% составляет краткосрочное
пребывание гостей длительностью 1-3 суток, 11,6% гостей останавливались в
гостиницах на 4-7 ночей (табл. 3).
Таблица 3
Длительность пребывания гостей в средствах размещения
Красноярского края[37]
Количество суток проживания |
1-3 суток |
4-7 суток |
Более 7 суток |
Количество гостей |
132570 чел |
18677 чел |
7246 чел |
% от общего количества гостей |
83,9% |
11,6% |
4.5% |
Как цель поездки при проживании в гостиницах деловые цели выбраны
50,3%, досуг и отдых выбрали 34,8 % гостей. Среди прочих целей поездок в Красноярский край гости назвали: образование и профессиональную подготовку 3,4%; лечебные оздоровительные поездки 0,1%; другие цели назвали 11,3 %.
Рисунок 5. Цели посещения гостей Красноярского края, проживающих в средствах размещения в 2017 г. [38]
Среди обслуженных гостей (рис. 5) в гостиницах в 2017 г. размещено 3 290 граждан из стран СНГ, среди которых с деловыми целями прибыли 1 787 человек, с целью отдыха прибыли 375 человек. Кроме того, было размещено 4 968 граждан зарубежных стран, из которых 65,3% приехали в Красноярский край с деловыми и профессиональными целями, с целью отдыха приехали 849 зарубежных гостей, с целью получения образования и профессиональной подготовки – 466 человек.
В санаторно-курортных предприятиях Красноярского края в 2017 г. размещены 90,8 тыс. чел., в том числе: санаториями для взрослых принято 34,6 тыс. человек. Общее число ночевок составило 572,11 тыс. единиц; детскими санаториями принято 10,7 тыс. человек; санаторно-оздоровительными лагерями принято 9,91 тыс. чел., число ночевок в санаторных учреждениях составило 76,8 тыс. ед.; санаториями принято 35,6 тыс. человек, а число ночевок составило 490,1 тыс. единиц (рис. 6).
Рисунок 6. Количество посещений средств размещения специального назначения в 2017 г., чел.[39]
Доходы всех средств размещения специального назначения (дома отдыха, санаторно-курортные предприятия, турбазы) в 2017 г. составляют 1 003,75 млн. руб. Среди источников доходов 47% - доходы государственного бюджета разных уровней составляют 469,5 млн. руб., 4 % - поступления от коммерческих организаций - 41,23 тыс. руб., остальные доходы получены на свободном рынке.
Выводы
Инфраструктура коллективного размещения в Красноярском крае развивается недостаточно, отсутствует сбалансированный подход к формированию гостиничной инфраструктуры по территории региона. В настоящее время остается актуальной проблема нехватки комфортабельных гостиниц категории 3-5 звезд, и гостиниц туристского класса. Это вызывает необходимость в реализации комплексного подхода к развитию туристско-рекреационного потенциала на территории Красноярского края, в том числе гостиничной инфраструктуры как важнейшего элемента туризма.
Глава 3. Социально-экономическая инвестиционная модель развития туризма в Красноярском крае
Сегодня инвестиционные стратегии туристской сферы России и Красноярского края реализуется в виде привлечения прямых инвестиций, в том числе иностранных, а также через прямую и косвенную государственную поддержку на государственном, региональном или местном уровне.
Прямая государственная поддержка осуществляется через реализацию федеральных, региональных и муниципальных целевых программ по развитию туризма и продвижению туристского продукта.
Важнейшей формой инвестиционной поддержки туризма выступают налоговые льготы на государственном и региональном уровнях, льготные целевые инвестиционные кредиты на развитие индустрии и инфраструктуры туризма.
Налоговые льготы, как правило, носят общий характер и имеют распространение на основные субъекты предпринимательской деятельности в туризме, независимо от форм собственности, организационно-правовых форм и видов деятельности.
К подобным налоговым льготам относят льготы по налогу на добавленную стоимость. Ранее данные льготы имели общий характер и имели распространения практически на всех туроператоров и часть турагентств, реализующих услуги на международном и внутреннем рынках, то после введения в действие второй части Налогового кодекса РФ и по настоящее время указанные льготы имеет целевой, усеченный характер и распространяется только на туристские услуги, которые предоставляются учреждениями отдыха РФ[40].
Помимо этого, организациям туризма некоторое время предоставлялись льготы на федеральном уровне, среди них льготы по налогу на землю, рекламу, имущество, таможенные пошлины и прочие.
Но, в соответствии с концепцией уравнивания условий коммерческой деятельности субъектов предпринимательства, были поэтапно отменены ранее имевшихся налоговых льготы для всех предприятий и организаций, в том числе для туристской сферы.
В результате сложившейся ситуации в качестве эффективного инвестиционного механизма для повышения эффективности туристской сферы, специалистами предложено использовать принципы государственной поддержки предпринимательства, имеющих статус малых предприятий. В секторе малого бизнеса реализуется комплексная целенаправленная государственная (в том числе прямая налоговая) поддержка субъектов бизнеса.
В Налоговом кодексе РФ малые предприятия являются единственным субъектом предпринимательской деятельности, для которых существует специальный льготный налоговый режим. НО при соответствии критериям, статусу малого предприятии, согласно экспертным оценкам, могут соответствовать более 65% всех зарегистрированных туристских организаций.
Получение такого статуса предполагает перевод организаций на единый налог на доходы по ставке 15% или единый налог на выручку по ставке 6%. По сравнению со значительно более серьезным налоговым изъятием в сфере общего налогообложения, такой налоговый режим для малого бизнеса является мощной формой их инвестиционной поддержки.
Подводя итог, можно сделать вывод, что туристские организации в настоящее время имеют потенциальный доступ к прямым государственным инвестициям через налоговые льготы, если они в установленном порядке приобрели статус малого предприятия.
В целях стимулирования развития социального туризма специалисты предлагают в Налоговый кодекс внесение специальной поправки, которая дает возможность использовать социальный налоговый туристский вычет для физических лиц, по аналогу с образовательными и оздоровительными услугами, а также уменьшение налога на прибыль для туристских компаний, занимающихся социальным туризмом.
В целом можно констатировать, что несмотря на снижение прямых бюджетных инвестиций, налоговая поддержка предприятий туризма оказывает стимулирующее воздействие на развитие данного сектора экономики, но при этом не является определяющей.
Кроме перечисленных выше видов прямой инвестиционной поддержки со стороны государства, применяются разные косвенные формы инвестиций: формирование положительного инвестиционного имиджа страны в целом и туристкой сферы, в частности; формирование правовой базы для привлечения инвестиций; развитие видов государственных гарантий инвесторам; снижение уровня потенциальных инвестиционных рисков; создания эффективной финансово-кредитной системы; реализации информационно и инфраструктурной поддержки; содействия в продвижении и реализации туристских услуг на международном уровне и других[41].
Сегодня формирование инвестиционных вложений туристскими организациями происходит самостоятельно за счет амортизационных отчислений, собственной прибыли компаний, капитализации доходов в виде дивидендов, средств учредителей, займов под гарантии фондов поддержки предпринимательской деятельности или собственные гарантии и прочих источников.
Определенный объем прямых и косвенных инвестиций производится на уровне субъектов федерации или на уровне муниципальных образований. Указанная инвестиционная поддержка предоставляется, чаще всего, туристским организациям, имеющим статус малых предприятий, от инновационных фондов, региональных фондов поддержки предпринимательской деятельности, а также отечественных и зарубежных общественных организаций[42].
Все это доказывает, что имеется необходимость развития государственно-частного партнерства[43]. По мнению Г. А. Карповой, для сохранения туристских ресурсов следует использовать государственно-частное партнерство, которое получило принципиальную поддержку со стороны Правительства РФ. Использование механизма государственно-частного партнерства должно предусматривать взнос государства в создаваемые производства через финансирование инфраструктурных объектов, включая строительство сети лесных дорог.
Роль государства в полной степени может проявиться в таких отраслях, как недропользование, лесопользование, водопользование. Частный бизнес принесет собственные финансовые ресурсы, предпринимательскую инициативу, кадровый потенциал, современные управленческие технологии. Важно отметить, что использование методов государственно-частного партнерства, обеспеченного ресурсной базой и вовлеченное в сбытовые программы федерального и регионального уровней, будет привлекательным заемщиком для отечественных банков.
Специалистами составлен рейтинговый перечень инвестиционных приоритетов (рис. 7), которые необходимо учитывать при разработке бизнес- проектов и инвестиционных программ развития инфраструктуры и индустрии туризма как на федеральном, так и на региональном уровнях.
С целью формирования инвестиционной модели развития туризма, специалистами предлагается создание организации, которая бы представляла собой особую форму корпоративного управления инвестиционным процессом и выполняла задачу консолидации инвестиционных ресурсов в туристскую сферу. По замыслу, учредителями данной организации могла бы выступить федеральная туристская администрация в лице Министерства по экономическому развитию.