Файл: Планирование туризма в регионе как основа устойчивого развития территории (Теоретические аспекты развития туризма на региональном уровне ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.05.2023

Просмотров: 81

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Рисунок 7. Рейтинговый ряд инвестиционных приоритетов в сферу туризма

Соучредителями организации могут также быть также туристские администрации субъектов федерации, Федерация независимых профсоюзов России, являющаяся обладателем крупной туристской собственности, региональные Фонды поддержки предпринимательской деятельности, Торгово-промышленная палата РФ и е региональные филиалы и другие заинтересованные организации и фонды. В качестве уставного капитала данной организации могут быть переданные в управление доли паев и акций туристских предприятий и организаций, находящихся в федеральной, региональной и общественной собственности, и другие средства учредителей, включая интеллектуальную собственность.

В структуре подобной организации следует создать финансово-кредитное подразделение в статусе банка или кредитного союза. В задачи такой корпорации будут входить:

  • консолидация финансовых ресурсов для прямой и косвенной поддержки национального туризма;
  • реализация и финансовое обслуживание целевой программы «Развитие туризма»;
  • создание банка инвестиционных проектов и их экспертиза;
  • создание банка потенциальных инвесторов;
  • информационное и правовое сопровождение инвестиционных проектов и другие.

В настоящее время в Красноярском крае еще не сформирована единая скоординированная концепция государственной инвестиционной политики в туристской отрасли. Отдельные ее фрагменты присутствуют в различных нормативно-правовых актах и программах, в том числе, в программе «Развитие туризма». В связи с этим, специалистами предлагается реализовать идею координации инвестиционных программ, консолидации «межпрограммных» инвестиционных ресурсов, содействие федеральной туристской администрации по продвижению инвестиционных проектов на внутреннем и международном рынках инвестиционных услуг.

Перечисленные выше положения являются основой, предлагаемой социально-экономической инвестиционной модели поддержки туризма в России. Основными принципами предлагаемой модели являются:

1. Формирование инвестиционных стратегий развития экономике в целом и туристской сферы, в частности.

2. Разработка нормативно-правовой базы для формирования инвестиционной стратегии, не противоречащей действующему законодательству.

3. Формирование привлекательного инвестиционного климата в стране и высокого инвестиционного рейтинга для сферы туризма.


4. Определение наиболее важных направлений развития туризма, которые требуют инвестиций в первую очередь.

5. Проведение рыночной инвентаризации в сфере туризма для определения состояния и стоимостных показателей объектов инфраструктуры и индустрии туризма.

6. Формирование оптимальных организационно-правовых схем управления и разработка новых кредитно-финансовых структур национального туризма.

7. Разработка типовых методических рекомендаций для подготовки инвестиционных предложений, бизнес-планов, паспортов инвестиционных проектов, комплексной оценки их эффективности, по определению кредитоспособности заемщика финансовых ресурсов.

8. Определение форм участия органов власти в реализации инвестиционных проектов в туризме, а также негосударственных организаций и фондов.

9. Использование новых для туризма инвестиционных инструментов через лизинг, франчайзинг, факторинг, венчурные инвестиционные схемы.

10. Формирование государственной системы для реализации инвестиционной поддержки туризма.

11. Разработка эффективной рекламной инвестиционной стратегии для продвижения инвестиционных проектов развития туризма.

12. Определение приоритетов в инвестиционной поддержке туризма по оценке экономической и социальной эффективности.

Разработке инвестиционной стратегии туристской отрасли должны предшествовать создание единого Кадастра туристских ресурсов и их экономическая оценка, а также построение научно-обоснованных инвестиционных приоритетов по элементам инфраструктуры туризма на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.

В целях привлечения инвестиций в туризм необходимы дополнительные механизмы, которые могут стимулировать эту деятельность. Среди них наиболее действенные:

1. Создание специальных зон, имеющих приоритетное развитие туризма и рекреации, где устанавливается режим наибольшего экономического благоприятствования для инвестиций и развития бизнеса.

2. Формирование на территории Красноярского края специализированных агентств по развитию, которые будут заниматься реализацией инвестиционных проектов в сфере туризма: привлечением финансовых средств; организацией инвестиционного процесса; оформлением отвода земельных участков под застройку, получением необходимых разрешений; оказанием помощи в организации проектирования и строительства всей необходимой инженерной инфраструктурой на земельных участках с последующей их передачей для использования или готовых объектов инвесторам и предпринимателям.


Механизм стимулирования инвестиционной деятельности в индустрии туризма представлен на рис. 8.

Рисунок 8. Механизм дополнительного стимулирования инвестиционной деятельности

Широко применяющийся в мире экономический механизм особых экономических зон, положительно зарекомендовал себя как довольно эффективное средство придания территориям импульса к экономическому росту. Успешное применение механизма особых зон для развития туристической отрасли в ряде стран показывает, целесообразность его использования в России. В этой связи представляется целесообразным разработать методику интегральной балльной оценки социально-экономических факторов, влияющих на функционирование туристической отрасли на той или иной территории. Оценка потенциальных возможностей для развития туризма показала, что из возможных видов туризма, развивающихся в мире и России, Красноярский край по климатическим условиям и географическому положению может развивать следующие виды внутреннего и въездного туризма: культурно-познавательный туризм; активный туризм; деловой; специализированный, в развитие которых необходимо направить основные усилия.

Сегодня туристская сфера России получает инвестиции через привлечение прямых инвестиций, а также через прямую и косвенную государственную поддержку на государственном, региональном и местном уровнях. В России еще не сформирована единая скоординированная концепция государственной инвестиционной политики в туристской отрасли. В связи с этим, специалистами предлагается реализовать идею координации инвестиционных программ, консолидации «межпрограммных» инвестиционных ресурсов, содействие федеральной туристской администрации по продвижению инвестиционных проектов на внутреннем и международном рынках инвестиционных услуг.

Вывод

В работе предложена социально-экономическая инвестиционная модель поддержки туризма в России. Определены основные принципы предлагаемой модели, среди которых: формирование инвестиционных стратегий развития экономике в целом и туристской сферы, в частности; разработка нормативно-правовой базы для формирования инвестиционной стратегии, не противоречащей действующему законодательству; формирование привлекательного инвестиционного климата в стране и высокого инвестиционного рейтинга для сферы туризма.

Предложено для разработки инвестиционной стратегии туризма Красноярского края создание единого Кадастра туристских ресурсов с экономической оценкой, определение приоритетов развития, создание специальных зон развития туризма на территории края, создание в крае агентств развития туризма.


Заключение

В настоящее время в России интерес к внутреннему туризм растет, чему способствует международная ситуация и стоимость рубля по отношению к евро и доллару. Учитывая тенденции развития туризма, который все больше ориентируется на посещение нетронутой природы, внутренний туризм будет развиваться.

В настоящее время на федеральном уровне разработана стратегия развития туризма, а во многих регионах разработаны программы развития туризма. Программно-целевой метод позволяет сконцентрировать ресурсы для решения конкретной проблемы туризма.

Инфраструктура коллективного размещения в Красноярском крае развивается недостаточно, отсутствует сбалансированный подход к формированию гостиничной инфраструктуры по территории региона. В настоящее время остается актуальной проблема нехватки комфортабельных гостиниц категории 3-5 звезд, и гостиниц туристского класса. Это вызывает необходимость в реализации комплексного подхода к развитию туристско-рекреационного потенциала на территории Красноярского края, в том числе гостиничной инфраструктуры как важнейшего элемента туризма.

12% всех туристов в 2017 г. отдыхали в Красноярском крае. По формам внутреннего туризма жители Красноярского края предпочитают в наибольшей степени активный отдых, культурно-познавательный и оздоровительный отдых.

В рейтинге регионов по туристическому потенциалу в России Красноярский край занимает 11 место. Регион обладает большой туристической привлекательностью. По туристско-рекреационному потенциалу Красноярский край обладает большими возможностями для развития въездного и внутреннего туризма. Красноярский край обладает высокой перспективой для развития всех видов туризма.

При этом наибольший потенциал развития с точки зрения объемов туристического потока и количества создаваемых рабочих мест имеют три ключевых вида туризма: горнолыжный, культурно-познавательный и спортивный. В Красноярском крае создано большое количество охраняемых природных территорий, на территории которых может развиваться экологический туризм.

Приоритетными направлениями в сфере государственной поддержки развития туризма в крае являются поддержка и развитие внутреннего, въездного и социального туризма на территории края.

В настоящее время местными органами власти начат процесс формирования программ развития туристского потенциала города Красноярска для обеспечения роста туристского потока за счёт превращения города из транзитного в основное туристское место назначения. Дополнительным стимулом данного процесса является то, что в 2019 г. в Красноярске будет проводиться XXIX Международная зимняя универсиада, что обеспечит дополнительный поток туристов.


Оценка потенциальных возможностей для развития туризма показала, что из возможных видов туризма, развивающихся в мире и России, Красноярский край по климатическим условиям и географическому положению может развивать следующие виды внутреннего и въездного туризма: культурно-познавательный туризм; активный туризм; деловой; специализированный, в развитие которых необходимо направить основные усилия.

Сегодня туристская сфера России получает инвестиции через привлечение прямых инвестиций, а также через прямую и косвенную государственную поддержку на государственном, региональном и местном уровнях. В России еще не сформирована единая скоординированная концепция государственной инвестиционной политики в туристской отрасли. В связи с этим, специалистами предлагается реализовать идею координации инвестиционных программ, консолидации «межпрограммных» инвестиционных ресурсов, содействие федеральной туристской администрации по продвижению инвестиционных проектов на внутреннем и международном рынках инвестиционных услуг.

В работе предложена социально-экономическая инвестиционная модель поддержки туризма в России. Определены основные принципы предлагаемой модели, среди которых: формирование инвестиционных стратегий развития экономике в целом и туристской сферы, в частности; разработка нормативно-правовой базы для формирования инвестиционной стратегии, не противоречащей действующему законодательству; формирование привлекательного инвестиционного климата в стране и высокого инвестиционного рейтинга для сферы туризма.

Предложено для разработки инвестиционной стратегии туризма Красноярского края создание единого Кадастра туристских ресурсов с экономической оценкой, определение приоритетов развития, создание специальных зон развития туризма на территории края, создание в крае агентств развития туризма.

Список литературы

  1. Федеральный закон от 24 ноября 1996 г. № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» (с изм. и доп.) //Собрание законодательства Российской Федерации от 2 декабря 1996 г. № 49 ст. 5491
  2. Постановление Правительства РФ от 21 января 2015 г. № 30 «О федеральной целевой программе «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011–2018 годы)» (с изм. и доп.) // Собрании законодательства Российской Федерации от 2 февраля 2015 г. № 5 ст. 810
  3. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31 мая 2014 года №941-р «Об утверждении Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2020 года» // Собрании законодательства Российской Федерации от 2 июня 2014 г. № 7 ст. 410.
  4. Постановление Правительства Вологодской области от 27 октября 2014 года № 961 «Об утверждении государственной программы Вологодской области «Сохранение и развитие культурного потенциала, развитие туристского кластера и архивного дела Вологодской области на 2015 - 2020 годы». // http://depcult35.ru/ru/dokumenty/programmy
  5. Постановление Правительства Иркутской области от 2 декабря 2010 года №317-пп «Об утверждении долгосрочной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Иркутской области (2011-2016)»
  6. Бутова Т.Г. Новые виды культурного туризма как инструмент развития туристского потенциала г. Красноярска// Красноярск: Сиб. Федер. ун-т, 2016. С.78 - 84.
  7. Горнолыжные курорты Красноярского края// http://apeterburg.com.
  8. Гуляев В.Г. Социально-экономические основы развития туризма в России: Дис. на соиск. учен. степ. д.э.н.– М., 2013.
  9. Закорин Н.Д. Инвестиционное развитие сферы туризма региона // Российское предпринимательство. – 2014. - № 2 (74). – С. 103.
  10. Зотов В.В. Система муниципального управления. - Р-н-Д: Феникс, 2014.
  11. Калинникова И.О. Управление социально-экономическом потенциалом региона. - СПб: Питер, 2012.
  12. Карпова Г.А. Государственно-частное партнерство как новое направление в области развития туризма и сохранения туристских ресурсов Под общ. ред. проф. Горелова Н.А., проф. Мельникова О.Н. – М.: Креативная экономика, 2013.
  13. Красноярский край: пещеры [Электронный ресурс]: URL: // http://yablor.ru.
  14. Культурное пространство Каменка. [Электронный ресурс]: URL: http://kudago.com/krasnoyarsk /place/kulturnoe-prostranstvo-kamenka
  15. Макеева Д.Р. Экономика туризма России на современном этапе: от выездного туризма к ориентированному на внутренний рынок / Макеева Д.Р. // Вопросы региональной экономики. 2015. №1. С. 39-48.
  16. Овчаров А.О. Экономика туризма./ Овчаров А.О. - М:Инфра-М, 2016.
  17. Осипова Е.Э. Развитие туристического бизнеса в России и его влияние на социально-экономическое развитие страны / Е.Э. Осипова, Е.Ю. Ширихина // Российское предпринимательство. — 2014. — № 12. - Вып. 1 (197). — С. 112.
  18. Старцева Н.В. Основные тенденции развития туризма России в современных условиях хозяйствования // Российское предпринимательство. — 2013. — № 11. - Вып. 3 (164). — С. 93.
  19. Федеральное агентство по туризму// http://www.russiatourism.ru.
  20. Официальный сайт Министерства культуры Красноярского края// http://krascult.ru/pamyatnye-daty2