Файл: Планирование туризма в регионе как основа устойчивого развития территории (Теоретические аспекты развития туризма на региональном уровне ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.05.2023

Просмотров: 95

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Актуальность. Туризм является одной из ведущих и наиболее динамичных отраслей мировой экономики, за быстрые темпы роста он признан экономическим феноменом столетия и в ближайшие годы станет наиболее важным ее сектором.

Сегодня в России туристский бизнес развивается преимущественно с ориентацией на выезд. До 2014 г. большинство действующих в России туристических фирм предпочитали заниматься зарубежным туризмом. Но, учитывая, международную ситуацию, многие туристские фирмы стали активнее предлагать туры по России. Исходя, из имеющихся в стране ресурсов туризм может и должен развиваться в регионах России.

Главная цель государственной политики в сфере туризма состоит в создании в Российской Федерации современного конкурентоспособного и высокоэффективного туристического комплекса, который может удовлетворить потребности российских и иностранных граждан в получении разнообразных туристских услуг.

Сибирь является очень перспективным регионом для развития туристической отрасли. Находящийся на территории Сибири Красноярский край сегодня - один из самых стабильных регионов Российской Федерации. Благодаря устойчивой позитивной репутации, имеющимся перспективам делового сотрудничества, благоприятному инвестиционному климату, интерес отечественного и мирового бизнеса к региону постоянно растёт и для этого есть все условия.

Предмет исследования – проблемы и тенденции развития туризма в Красноярском крае

Объект исследования – Красноярский край.

Цель работы – разработать мероприятия по развитию туризма в Красноярском крае.

В соответствии с целью в работе поставлены следующие задачи:

1) исследовать теоретические аспекты развития туризма на региональном уровне;

2) охарактеризовать состояние туризма в Красноярском крае;

3) оценить развития туризма в Красноярском крае;

4) сделать предложения по развитию туризма в Красноярском крае.

Источниками для исследования послужат как официальные статистические данные, в том числе опубликованные на страницах официальных сайтов администрации Красноярского края, так и литература по теме работы.

Структура работы состоит из введения, трех логически взаимосвязанных разделов, заключения, списка использованных источников.


Глава 1. Теоретические аспекты развития туризма на региональном уровне

1.1. Программно-целевой метод развития туризма в регионах

Туризм XXI века вошел в новую стадию развития. Он занял важное место в развитии мировой экономики и различных сфер деятельности, все существеннее его роль во всемирном процессе развития. Таким образом, изменились и переопределились его основные цели. Сейчас в первую очередь к ним можно отнести: новые модели развития, управления и хозяйствования; эффективное использование человеческих ресурсов; повышение роли человека, региональных органов и туристских организаций; преодоление финансовых, экономических и социальных затруднений; организация новых форм проведения досуга; разработка современных моделей экономического управления и тому подобное[1].

Туризм имеет большое значение в решении социальных проблем, обеспечивая создание дополнительных рабочих мест, рост занятости и повышение благосостояния населения и государства в целом[2].

Кроме этого, туризм существенно влияет на рост экономики: на развитие таких сфер экономической деятельности, как услуги туристских агентств, коллективные средства размещения, транспорт, связь, торговлю, производство сувенирной и сопутствующей продукции, сельское хозяйство, строительство и другие отрасли, и тем самым является катализатором социального и экономического развития регионов Российской Федерации[3].

Реализация новых целей туризма делает необходимым не только структурную перестройку социально-политического и экономического характера, но и поиск новых, более эффективных форм работы[4].

Туризм сегодня — это сфера социально-экономического комплекса, которая во многих странах превратилась в бурно развивающуюся индустрию.

В последнее десятилетие в России все чаще обсуждаются вопросы повышения стратегического планирования территории. Особое внимание при этом уделяется сфере туризма: принимаются соответствующие нормативные акты, пишутся программы развития туристско-рекреационных комплексов. Для стимулирования развития различных сфер органы государственной власти реализуют комплекс мероприятий, в основном регламентируемый нормативно-правовым актом, принятым на том или ином уровне государственной власти (муниципальном, региональном, федеральном) [5].


Такой подход можно назвать программным или системно-целевым, поскольку нормативно-правовые акты, утверждающие целевые программы, состоят из строго определенного набора приложений, каждое из которых содержит систему мероприятий, объем финансирования данных мероприятий и источник финансирования. В каждой программе определены цели, результаты или показатели эффективности мероприятий. Следует отметить, что во многих регионах приняты подобные нормативно-правовые акты, утверждающие республиканские или областные целевые программы развития внутреннего или въездного туризма[6].

Программно-целевой подход к управлению туризмом является одним из методов организации текущей и перспективной деятельности. Программно-целевой подход выступает, прежде всего, элементом единого плана экономического и социального развития, который является определяющим звеном системы функционирования народно хозяйственного комплекса страны, в том числе и отдельных его регионов.

Программно-целевое управление — это универсальный подход к управлению экономическими системами, используемый в различных сферах, суть которого состоит в увязывании целей развития с ресурсами с помощью специальных программ[7].

Программно-целевой метод, использованный для решения проблем в сфере туризма, позволит за достаточно короткий период реализовать конкретные проекты.

Преимуществами решения поставленной проблемы программно-целевым методом являются:

1. комплексный подход к решению проблемы. Цели, задачи и основные направления Программы позволяют учитывать все факторы развития туризма в регионе, а при финансировании учесть приоритетность мероприятий в рамках Программы;

2. распределение полномочий и ответственности[8].

Для решения проблем в сфере туризма разработана федеральная целевая программа «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011–2018 годы)».

Разработанная Правительством Стратегия развития туризма до 2020 года[9] позволит сформировать доступную и комфортную туристическую среду, развитие социального, детского, лечебно-оздоровительного, молодежного туризма. В первую очередь для этого ожидается внедрение механизмов государственно-частного партнерства, использование кластерного подхода при создании объектов туристической инфраструктуры, а также координация региональных программ развития туризма. Кроме того, поставлена задача создания сети отелей, которые будут соответствовать международным стандартам, важным также является проведение обязательной классификации объектов туристской индустрии[10].


Целевым показателем указанной стратегии является увеличение до 40 млн. иностранных прибытий в Россию в 2020 г.

Существующий сегодня механизм реализации государственной политики в сфере туризма не дает ожидаемых результатов, несмотря на возрастающий в последние время объем финансирования и внимание со стороны государства.

Отрицательно сказывается и недостаточно эффективно осуществляющееся взаимодействие между федеральными органами и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, организациями сферы туризма.

Программный подход позволяет повысить эффективность выполнения программных мероприятий через следующие факторы:

1. эффективное планирование;

2. мониторинг результатов реализации Программы[11].

Программой определены показатели, позволяющие периодически оценивать результаты реализации мероприятий на каждом этапе Программы[12].

1.2. Порядок разработки программ развития туризма в регионе

Сущность использования программно-целевого подхода для развития туризма состоит в необходимости формирования программы для решения конкретной проблемы, разрешение которой невозможно без централизации ресурсов[13].

Целевая комплексная программа развития туризма - это комплекс мероприятий, согласованных по срокам их исполнения, объем необходимых ресурсов, обеспечивающих реализацию целей развития этой сферы управления. Общая схема разработки целевой программы определяется логикой системного анализа проблемной ситуации, она может быть представлена в виде последовательности конкретных шагов (рисунок 1).

Рисунок 1. Логическая последовательность разработки целевых программ развития туризма[14]

Структура и порядок работы над программой в значительной степени определяется их конкретным содержанием. При этом каждая программа, в том числе программа развития туризма должна включать составные элементы, приведенные на рисунке 2.


Рисунок 2. Основные элементы программы развития туризма[15]


Разработке программы предшествует экономический анализ проблем в развитии туризма, которые следует разрешить программным методом, а также возможных ограничений, которые существуют в функционировании объектов туризма либо в его связях с внешней средой[16].

Формирование самой программы начинается с определения целей, иерархическая структура которых оформляется в виде дерева целей. Система целей - основа для выделения из программы подпрограмм. Объединение результатов подпрограмм в программу, как правило, не требует дополнительных затрат ресурсов. Если результатами подпрограммы непосредственно не определяются достижения целей программы, но при этом они оказывают влияние на осуществление основных подпрограмм, то в программе выделяют обслуживающие подпрограммы[17].

Элементами программы называют наименьшие структурные компоненты, которые обеспечивают интеграцию ресурсов, видов деятельности по признакам общности целевого назначения и образуют логически законченный объект с точки зрения программы. В рамках программы они в наиболее конкретизированном виде отражают всю деятельность, соотносящуюся с целями.

Первичной составляющей программы являются ресурсы, которые характеризуют затраты, связанные с реализацией программы развития физической культуры и спорта. В отличие от ее элементов ресурсы не являются результатом деятельности в рамках программы, а выступают по отношению к ней как внешние параметры.

Оценка и выбор варианта программы в зависимости от содержания программы и ее значимости могут осуществляться по различным критериям. Наиболее распространенными являются:

  • минимизация времени реализации программы при заданных ограничениях на ресурсы и фиксированных конечных программных затратах;
  • минимизация отклонений конечных программных показателей от целевых нормативов при фиксированных затратах и времени[18].

Увязка ресурсов и целей программы развития туризма осуществляется на основе специальных методов, учитывающих преимущественно качественный вариантный характер показателей программы на всех этапах ее разработки[19].

Разработанный таким образом проект программы развития туризма должен быть обеспечен эффективным механизмом его реализации, который предполагает определение источников финансирования программы, а также определение управленческих структур, ответственных за реализацию программы[20].