Файл: Планирование туризма в регионе как основа устойчивого развития территории (Теоретические аспекты развития туризма на региональном уровне ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.05.2023

Просмотров: 98

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Федеральные, региональные и муниципальные целевые программы - это комплекс мероприятий в разных сферах управления, увязанных по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления. Целевые программы способствуют обеспечению эффективного решения задач в сфере государственного, экологического, экономического, социального и культурного развития Российской Федерации.

В настоящее время многими регионами уже разработаны региональные программы развития туризма, среди них можно в качестве примера привести программы разных регионов. Программа развития туризма Владимирской области - развитие событийного и музейного туризма, в Вологодской области целью программы является развитие инфраструктуры туризма[21], в Иркутской области цель программы - развитие района озера Байкал[22].

Порядок разработки и реализации целевых программ, заключается в том, что отбор проблем для программной разработки должен исходить из следующих условий:

  • особой значимости проблемы;
  • невозможности комплексно решить проблему в приемлемые сроки за счет использования действующего рыночного механизма и необходимости государственной поддержки для ее решения;
  • принципиальной новизны и высокой эффективности технических, организационных и иных мероприятий, необходимых для широкомасштабного распространения прогрессивных научно-технических достижений и повышения на этой основе эффективности общественного производства[23];
  • необходимости координации межотраслевых связей технологически сопряженных отраслей и производств для решения данной проблемы[24].

Процесс разработки муниципальной целевой программы в принципе повторяет основные его этапы, принятые ранее при построении целевых комплексных программ. Можно выделить три этапа программных разработок: обоснование проблемы (предпрограммный этап), формирование программы и планирование ее выполнения[25].

На предпрограммном этапе формируются предложения о муниципальной программной разработке проблемы, которые должны содержать:

  • определение проблемы и анализ причин ее возникновения;
  • возможные способы решения проблемы и перечень мероприятий, которые необходимо осуществить для ее решения;
  • потребности в финансовых ресурсах и возможные источники их обеспечения;
  • предварительную оценку социально-экономической эффективности и последствий от реализации программы;
  • муниципальных заказчиков и разработчиков целевой программы, стоимость и сроки ее разработки[26].

Инициатором постановки проблем для решения программными методами могут выступать любые юридические и физические лица, они могут направить свои предложения в органы местного самоуправления, которые после соответствующей экспертизы и согласования принимает решение о разработке соответствующей целевой программы, сроках и стоимости ее разработки, определяет муниципального заказчика программы.

Для осуществления целевых программ может быть предусмотрена возможность создания специальных фондов, формируемых за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятий и организаций, средств бюджетов субъектов Федерации, средств внебюджетных фондов органов исполнительной власти[27].

Источником финансирования целевых программ могут являться инвестиционные кредиты, а также целевые кредиты банков под государственные гарантии[28].

Целевая комплексная программа представляет собой комплекс мероприятий, согласованных по срокам их исполнения, и обоснованный объем ресурсов. Целевые комплексные программы нужно рассматривать как инструмент углубления и усиления мобилизующей роли планирования экономического и социального развития, повышения его комплексности и действенности, особенно на региональном уровне.

Обязательным условием реализации программы является разработка ее организационного и финансового механизмов.

Выводы

В настоящее время в России интерес к внутреннему туризм растет, чему способствует международная ситуация и стоимость рубля по отношению к евро и доллару.

Для решения проблем развития туризма может использоваться программно-целевой метод. В настоящее время на федеральном уровне разработана стратегия развития туризма, а во многих регионах разработаны программы развития туризма. Программно-целевой метод позволяет сконцентрировать ресурсы для решения конкретной проблемы туризма.

Глава 2. Анализ состояния туризма в Красноярском крае

2.1. Характеристика состояния туризма региона

Красноярский край расположен в центральной Сибири, в бассейне реки Енисея. Около одной пятой территории края находится за Северным полярным кругом. Территория Красноярского края охватывает разные природно-климатические зоны: арктическая пустыня, тундра, лесотундра, тайга, лесостепь, степь, горно-таежное высокогорье. Климат в регионе резко континентальный, в течение года характерны сильные колебания температур. В регионе, с севера на юг, протекает одна из крупнейших рек мира – Енисей. В Красноярском крае большое количество озер, площадь которых выше десяти гектаров. Большое количество озёр появляются раз в несколько лет, когда начинается интенсивное таяние снегов. Леса занимают около 69 % территории региона[29].


В рейтинге регионов по туристическому потенциалу в России Красноярский край занимает 34 место (таблица 1).

Таблица 1

Рейтинг регионов по развитию туризма в 2017 г.[30]

Наименование субъекта Российской Федерации

Общий балл

22

Республика Карелия

59,4

23

Ростовская область

58,3

24

Новосибирская область

58,2

25

Сахалинская область

58,1

26

Мурманская область

57,6

27

Волгоградская область

57,4

28

Хабаровский край

57,3

29

Вологодская область

57,2

30

Челябинская область

56,8

31

Архангельская область

56.4

32

Липецкая область

55,8

33

Рязанская область

55,5

34

Красноярский край

54,7

Регион обладает большой туристической привлекательностью. По туристско-рекреационному потенциалу Красноярский край обладает большими возможностями для развития въездного и внутреннего туризма. Красноярский край обладает высокой перспективой для развития всех видов туризма[31].

С точки зрения региональных приоритетов в качестве ключевых видов являются девять подвидов (рис. 3), на развитие которых следует направить основные усилия для развития.

Рисунок 3. Основные виды внутреннего и въездного туризма Красноярского края, имеющие хорошие возможности развития

При этом с точки зрения объемов туристического потока и количества создаваемых рабочих мест, наибольший потенциал развития имеют три ключевых вида туризма: культурно-исторический; горнолыжный; спортивный туризм.

Деловой, сельский, снегоходный, приключенческий, экологический туризм относятся к видам, которые дополняют развитие ключевых видов туризма, имеющих высокую социальную значимость, но при этом имеющим не такой высокий потенциал развития с точки зрения туристского потока.


В Красноярском крае создано большое количество охраняемых природных территорий. Фауна края богата и разнообразна. Постоянно наблюдается проникновение на территорию восточных и западных видов и подвидов животных. Популяция бурых и белых медведей, северных оленей, маралов, косуль, лосей, зайцев, лис и др. животных делает край привлекательным познавательного туризма. Интерес для познавательного, экологического туризма представляют природные заповедники «Шушенский бор», «Саяно-Шушенский государственный заповедник», заповедник «Столбы», природный парк «Ергаки».

В Красноярском крае растет популярность конного и пешего туризма. Пешие маршруты развиваются в заповеднике «Столбы», на базе национального парка «Шушенский бор» по хребту «Борус», по хребту «Ергаки» в Ермаковском районе, и др. Конные маршруты также являются популярными в природном парке «Ергаки» и в прочих заповедных зонах.

В Красноярском крае имеются ресурсы для развития горнолыжного туризма. Природно-климатические условия Красноярского края и оборудованная сеть лыжных трасс дает возможности для развития лыжного туризма в центральных и южных районах края в течение 4–5 месяцев и 7–8 месяцев в северных. Для развития горнолыжного туризма в окрестностях Красноярска, Абакана, Краснокаменска имеются горнолыжные комплексы[32].

Наличие 150 пещер в крае, позволяет развивать спортивный туризм – спелеотуризм[33].

На территории Красноярского края расположены архитектурные памятники и культурные сооружения, имеющие общероссийское значение и местное значение. Красноярский край имеет большой туристический потенциал за счет историко-культурных и природных ресурсов, обеспечивающих развитие всех видов туризма.

В Красноярском крае имеется 3 999 памятников истории и культуры, из них 98 общероссийского значения. В самом Красноярске к памятникам общероссийского значения относятся символ города - часовня на Караульной горе (1855), Благовещенская церковь (1804–1812), Покровская церковь (1785–1795), Железнодорожный мост через Енисей, построенный в 1899 г., проект которого получил золотую медаль на Всемирной Парижской выставке в 1900 г.[34].

Наиболее известным является культурное пространство «Каменка». Это первое культурное пространство за Уралом. Оно было преобразовано из здания бывшего ДК «Сибтяжмаш» в рамках программы развития креативных индустрий и представляет собой комплекс лофт-проекта, резиденции креативных студий, места событий и выставочного пространства. Кроме того, в структуру «Каменки» входит прилегающая территория тематического парка Каменки.


Культурное пространство «Каменка» может рассматриваться в качестве объекта туристского показа, который может стать важным туристским потенциалом г. Красноярска, и задачей городских властей и менеджмента «Каменки» является трансформация её в туристскую аттракцию, обеспечивающую познавательную и досуговую функции.

В рамках проекта «Исторический квартал» будет проведена реставрация объектов культурного наследия (всего в границах квартала размещено 12 памятников регионального и местного значения) с организацией подземной инфраструктуры.

В соответствии постановления Правительства Красноярского края «Об утверждении государственной программы Красноярского края «Развитие физической культуры, спорта, туризма в Красноярском крае на 2014–2016 годы» Приоритетными направлениями в сфере государственной поддержки развития туризма в крае являются поддержка и развитие внутреннего, въездного и социального туризма на территории края, а именно:

1) создание благоприятных условий для развития туризма в крае;

2) сохранение туристских ресурсов, находящихся на территории края, рациональное использование природного и культурного наследия;

3) восстановление традиционных и открытие новых туристских маршрутов;

4) создание условий подготовки квалифицированных специалистов в области туризма по оказанию туристских услуг в соответствии с международными стандартами;

5) формирование положительного имиджа края как места, благоприятного для путешествия и отдыха, в том числе обеспечение продвижения туристского продукта края на внутреннем (на территории Российской Федерации) и мировом туристских рынках.

Несмотря на разнообразие направлений в области туризма, туристический потенциал Красноярского края используется далеко не в полной мере.

Программы развития туризма в г. Красноярске в большей степени основаны на существующих туристских аттракциях, что объясняется тем, что в настоящее время оценка туристского потенциала города, уровня востребованности туристских аттракций, а также потенциальных туристских инноваций города проводится фрагментарно и представляет пока только теоретический интерес.

2.2. Оценка развития туризма в регионе

Красноярский край имеет богатый культурный потенциал, обеспечивающий населению широкий доступ к информации, культурным ценностям и знаниям. В настоящее время в Красноярском крае имеется туристская инфраструктура, которая способна принимать сотни тысяч туристов, что подтверждается данными статистики.