Файл: Планирование туризма в регионе как основа устойчивого развития территории (Теоретические аспекты развития туризма на региональном уровне ).pdf
Добавлен: 24.05.2023
Просмотров: 98
Скачиваний: 4
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты развития туризма на региональном уровне
1.1. Программно-целевой метод развития туризма в регионах
1.2. Порядок разработки программ развития туризма в регионе
Глава 2. Анализ состояния туризма в Красноярском крае
2.1. Характеристика состояния туризма региона
2.2. Оценка развития туризма в регионе
Глава 3. Социально-экономическая инвестиционная модель развития туризма в Красноярском крае
Федеральные, региональные и муниципальные целевые программы - это комплекс мероприятий в разных сферах управления, увязанных по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления. Целевые программы способствуют обеспечению эффективного решения задач в сфере государственного, экологического, экономического, социального и культурного развития Российской Федерации.
В настоящее время многими регионами уже разработаны региональные программы развития туризма, среди них можно в качестве примера привести программы разных регионов. Программа развития туризма Владимирской области - развитие событийного и музейного туризма, в Вологодской области целью программы является развитие инфраструктуры туризма[21], в Иркутской области цель программы - развитие района озера Байкал[22].
Порядок разработки и реализации целевых программ, заключается в том, что отбор проблем для программной разработки должен исходить из следующих условий:
- особой значимости проблемы;
- невозможности комплексно решить проблему в приемлемые сроки за счет использования действующего рыночного механизма и необходимости государственной поддержки для ее решения;
- принципиальной новизны и высокой эффективности технических, организационных и иных мероприятий, необходимых для широкомасштабного распространения прогрессивных научно-технических достижений и повышения на этой основе эффективности общественного производства[23];
- необходимости координации межотраслевых связей технологически сопряженных отраслей и производств для решения данной проблемы[24].
Процесс разработки муниципальной целевой программы в принципе повторяет основные его этапы, принятые ранее при построении целевых комплексных программ. Можно выделить три этапа программных разработок: обоснование проблемы (предпрограммный этап), формирование программы и планирование ее выполнения[25].
На предпрограммном этапе формируются предложения о муниципальной программной разработке проблемы, которые должны содержать:
- определение проблемы и анализ причин ее возникновения;
- возможные способы решения проблемы и перечень мероприятий, которые необходимо осуществить для ее решения;
- потребности в финансовых ресурсах и возможные источники их обеспечения;
- предварительную оценку социально-экономической эффективности и последствий от реализации программы;
- муниципальных заказчиков и разработчиков целевой программы, стоимость и сроки ее разработки[26].
Инициатором постановки проблем для решения программными методами могут выступать любые юридические и физические лица, они могут направить свои предложения в органы местного самоуправления, которые после соответствующей экспертизы и согласования принимает решение о разработке соответствующей целевой программы, сроках и стоимости ее разработки, определяет муниципального заказчика программы.
Для осуществления целевых программ может быть предусмотрена возможность создания специальных фондов, формируемых за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятий и организаций, средств бюджетов субъектов Федерации, средств внебюджетных фондов органов исполнительной власти[27].
Источником финансирования целевых программ могут являться инвестиционные кредиты, а также целевые кредиты банков под государственные гарантии[28].
Целевая комплексная программа представляет собой комплекс мероприятий, согласованных по срокам их исполнения, и обоснованный объем ресурсов. Целевые комплексные программы нужно рассматривать как инструмент углубления и усиления мобилизующей роли планирования экономического и социального развития, повышения его комплексности и действенности, особенно на региональном уровне.
Обязательным условием реализации программы является разработка ее организационного и финансового механизмов.
Выводы
В настоящее время в России интерес к внутреннему туризм растет, чему способствует международная ситуация и стоимость рубля по отношению к евро и доллару.
Для решения проблем развития туризма может использоваться программно-целевой метод. В настоящее время на федеральном уровне разработана стратегия развития туризма, а во многих регионах разработаны программы развития туризма. Программно-целевой метод позволяет сконцентрировать ресурсы для решения конкретной проблемы туризма.
Глава 2. Анализ состояния туризма в Красноярском крае
2.1. Характеристика состояния туризма региона
Красноярский край расположен в центральной Сибири, в бассейне реки Енисея. Около одной пятой территории края находится за Северным полярным кругом. Территория Красноярского края охватывает разные природно-климатические зоны: арктическая пустыня, тундра, лесотундра, тайга, лесостепь, степь, горно-таежное высокогорье. Климат в регионе резко континентальный, в течение года характерны сильные колебания температур. В регионе, с севера на юг, протекает одна из крупнейших рек мира – Енисей. В Красноярском крае большое количество озер, площадь которых выше десяти гектаров. Большое количество озёр появляются раз в несколько лет, когда начинается интенсивное таяние снегов. Леса занимают около 69 % территории региона[29].
В рейтинге регионов по туристическому потенциалу в России Красноярский край занимает 34 место (таблица 1).
Таблица 1
Рейтинг регионов по развитию туризма в 2017 г.[30]
№ |
Наименование субъекта Российской Федерации |
Общий балл |
22 |
Республика Карелия |
59,4 |
23 |
Ростовская область |
58,3 |
24 |
Новосибирская область |
58,2 |
25 |
Сахалинская область |
58,1 |
26 |
Мурманская область |
57,6 |
27 |
Волгоградская область |
57,4 |
28 |
Хабаровский край |
57,3 |
29 |
Вологодская область |
57,2 |
30 |
Челябинская область |
56,8 |
31 |
Архангельская область |
56.4 |
32 |
Липецкая область |
55,8 |
33 |
Рязанская область |
55,5 |
34 |
Красноярский край |
54,7 |
Регион обладает большой туристической привлекательностью. По туристско-рекреационному потенциалу Красноярский край обладает большими возможностями для развития въездного и внутреннего туризма. Красноярский край обладает высокой перспективой для развития всех видов туризма[31].
С точки зрения региональных приоритетов в качестве ключевых видов являются девять подвидов (рис. 3), на развитие которых следует направить основные усилия для развития.
Рисунок 3. Основные виды внутреннего и въездного туризма Красноярского края, имеющие хорошие возможности развития
При этом с точки зрения объемов туристического потока и количества создаваемых рабочих мест, наибольший потенциал развития имеют три ключевых вида туризма: культурно-исторический; горнолыжный; спортивный туризм.
Деловой, сельский, снегоходный, приключенческий, экологический туризм относятся к видам, которые дополняют развитие ключевых видов туризма, имеющих высокую социальную значимость, но при этом имеющим не такой высокий потенциал развития с точки зрения туристского потока.
В Красноярском крае создано большое количество охраняемых природных территорий. Фауна края богата и разнообразна. Постоянно наблюдается проникновение на территорию восточных и западных видов и подвидов животных. Популяция бурых и белых медведей, северных оленей, маралов, косуль, лосей, зайцев, лис и др. животных делает край привлекательным познавательного туризма. Интерес для познавательного, экологического туризма представляют природные заповедники «Шушенский бор», «Саяно-Шушенский государственный заповедник», заповедник «Столбы», природный парк «Ергаки».
В Красноярском крае растет популярность конного и пешего туризма. Пешие маршруты развиваются в заповеднике «Столбы», на базе национального парка «Шушенский бор» по хребту «Борус», по хребту «Ергаки» в Ермаковском районе, и др. Конные маршруты также являются популярными в природном парке «Ергаки» и в прочих заповедных зонах.
В Красноярском крае имеются ресурсы для развития горнолыжного туризма. Природно-климатические условия Красноярского края и оборудованная сеть лыжных трасс дает возможности для развития лыжного туризма в центральных и южных районах края в течение 4–5 месяцев и 7–8 месяцев в северных. Для развития горнолыжного туризма в окрестностях Красноярска, Абакана, Краснокаменска имеются горнолыжные комплексы[32].
Наличие 150 пещер в крае, позволяет развивать спортивный туризм – спелеотуризм[33].
На территории Красноярского края расположены архитектурные памятники и культурные сооружения, имеющие общероссийское значение и местное значение. Красноярский край имеет большой туристический потенциал за счет историко-культурных и природных ресурсов, обеспечивающих развитие всех видов туризма.
В Красноярском крае имеется 3 999 памятников истории и культуры, из них 98 общероссийского значения. В самом Красноярске к памятникам общероссийского значения относятся символ города - часовня на Караульной горе (1855), Благовещенская церковь (1804–1812), Покровская церковь (1785–1795), Железнодорожный мост через Енисей, построенный в 1899 г., проект которого получил золотую медаль на Всемирной Парижской выставке в 1900 г.[34].
Наиболее известным является культурное пространство «Каменка». Это первое культурное пространство за Уралом. Оно было преобразовано из здания бывшего ДК «Сибтяжмаш» в рамках программы развития креативных индустрий и представляет собой комплекс лофт-проекта, резиденции креативных студий, места событий и выставочного пространства. Кроме того, в структуру «Каменки» входит прилегающая территория тематического парка Каменки.
Культурное пространство «Каменка» может рассматриваться в качестве объекта туристского показа, который может стать важным туристским потенциалом г. Красноярска, и задачей городских властей и менеджмента «Каменки» является трансформация её в туристскую аттракцию, обеспечивающую познавательную и досуговую функции.
В рамках проекта «Исторический квартал» будет проведена реставрация объектов культурного наследия (всего в границах квартала размещено 12 памятников регионального и местного значения) с организацией подземной инфраструктуры.
В соответствии постановления Правительства Красноярского края «Об утверждении государственной программы Красноярского края «Развитие физической культуры, спорта, туризма в Красноярском крае на 2014–2016 годы» Приоритетными направлениями в сфере государственной поддержки развития туризма в крае являются поддержка и развитие внутреннего, въездного и социального туризма на территории края, а именно:
1) создание благоприятных условий для развития туризма в крае;
2) сохранение туристских ресурсов, находящихся на территории края, рациональное использование природного и культурного наследия;
3) восстановление традиционных и открытие новых туристских маршрутов;
4) создание условий подготовки квалифицированных специалистов в области туризма по оказанию туристских услуг в соответствии с международными стандартами;
5) формирование положительного имиджа края как места, благоприятного для путешествия и отдыха, в том числе обеспечение продвижения туристского продукта края на внутреннем (на территории Российской Федерации) и мировом туристских рынках.
Несмотря на разнообразие направлений в области туризма, туристический потенциал Красноярского края используется далеко не в полной мере.
Программы развития туризма в г. Красноярске в большей степени основаны на существующих туристских аттракциях, что объясняется тем, что в настоящее время оценка туристского потенциала города, уровня востребованности туристских аттракций, а также потенциальных туристских инноваций города проводится фрагментарно и представляет пока только теоретический интерес.
2.2. Оценка развития туризма в регионе
Красноярский край имеет богатый культурный потенциал, обеспечивающий населению широкий доступ к информации, культурным ценностям и знаниям. В настоящее время в Красноярском крае имеется туристская инфраструктура, которая способна принимать сотни тысяч туристов, что подтверждается данными статистики.