Файл: Основные этапы формирования налогового учета в России).pdf
Добавлен: 24.05.2023
Просмотров: 88
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические аспекты сущности и этапы становления налогового учета
1.1. Сущность и модели ведения налогового учета
1.2. Этапы становления и развития налогового учета в России
2. Анализ современного состояния и проблемы налогового учета в России
2.1. Анализ и особенности налогового учета на предприятиях
2.2. Бухгалтерский и налоговый учет: проблемы и перспективы сближения
3. Направления совершенствования и дальнейшего развития налогового учета
3.1. Возможности дальнейшего сближения бухгалтерского и налогового учета
ВВЕДЕНИЕ
Если ранее в системе хозяйственного учета традиционно выделяли оперативный, бухгалтерский, статистический учет, то в настоящее время значительной составляющей стал налоговый учет. В настоящее время одна из наиболее обсуждаемых проблем – это перспективы взаимоотношений бухгалтерского и налогового учета. В мировой практике существуют два основных подхода к формированию налоговой базы – по бухгалтерскому учету и по налоговому учету. В России до 2002 года существовал один бухгалтерский учет. С 1 января 2002 года в связи со вступлением в действие главы 25 Налогового Кодекса РФ «Налог на прибыль организации» появился и налоговый учет. Но для того, чтобы понять причины выделения налогового учета в отдельную систему, следует обратиться к истории.
В отечественной практике налогоплательщики все чаще сталкиваются с проблемой правильного определения объекта налогообложения. Это связано, прежде всего, с постоянными изменениями, вносимыми в налоговое законодательство, со сложностью и неоднозначностью трактовок некоторых положений нормативных актов.
Актуальность выбранной темы заключается в том, что никто не сомневается в пользе и необходимости финансового и управленческого учета, в то время как правила налогового учета и его значение варьируется в разных странах по-разному, в связи с законами конкретной страны. В основном, финансовый учет делится финансовой информацией с внешними пользователями (особенно кредиторами, сотрудниками, деловыми партнерами и другими организациями, которые не принадлежат к компании, но заинтересованы в возможных будущих выгодах и будущих рисках). Этот тип учета регулируется государственными и международными правилами.
Коммерческие организации различных сфер деятельности и масштабов: от микро предприятий до холдинговых объединений стремятся максимально использовать налоговые льготы, что создает определенные проблемы, связанные с увеличением различий между налоговым и бухгалтерским учетом. Поэтому вопросы организации налогового учета становятся все более актуальными.
Целью работы является изучение основные этапы формирования налогового учета в России.
В соответствии с целью в работе следует решить следующие задачи:
- изучить теоретические аспекты сущности и этапы становления налогового учета;
- проанализировать современное состояние и проблемы налогового учета в России;
- рассмотреть направления совершенствования и дальнейшего развития налогового учета.
Предметом исследования в работе является налоговый учет.
Объект исследования – изучение сущности, содержания становления и развития налогового учета в России.
В работе использованы методы эмпирического и теоретического исследования, в частности сравнения, измерения, анализа и синтеза.
Проблемы интеграции видов учета начали рассматриваться ведущими учеными в области бухгалтерского и налогового учета с момента введения главы 25 Налогового кодекса РФ, в которой впервые четко было закреплено понятие «налоговый учет» и определены критерии признания в налоговом учете доходов и расходов. К российским ученым, которые в своих научных трудах освещают подобную проблематику относятся: М.В. Мельник, М.А. Вахрушина, Б.И. Баканов, Е.В. Ерофеева, М.И. Маняева, В.А. Пискунов, Е. В. Старовойтова, А.Д. Шеремет и другие.
Информационной базой для написания работы явились законодательные акты РФ, регулирующие нормативные основы налогообложения предприятий и организаций, в первую очередь Налоговый кодекс РФ, работы современных исследователей по изучаемой проблеме, ресурсы Интернета, справочно-правовых систем «Консультант Плюс» и «Гарант», а также научная, методическая и публицистическая литература.
1. Теоретические аспекты сущности и этапы становления налогового учета
1.1. Сущность и модели ведения налогового учета
В России развитие налогового учета обладает собственной спецификой и началось в период становления рыночных отношений. Впервые в Законе РФ «О налоге на прибыль предприятий и организаций» был раскрыт порядок исчисления выручки для целей налогообложения. Следовательно, зарождение налогового учета не было связано с «ответвлением» от бухгалтерского учета.
Налоговый учет представляет собой тот базис, на основе которого выстраиваются отношения между налоговыми органами и налогоплательщиками, так как без постановки на налоговый учет, то есть без предоставления в налоговые органы соответствующей информации, они не имеют реальной вероятности осуществить мероприятия налогового контроля в отношении такого налогоплательщика и, таким образом, привлечь к ответственности этого налогоплательщика. Следовательно, самым важным видом деятельности налоговых органов есть осуществление налогового учета.
Налоговый учет - система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с последовательностью, которая предусмотрена налоговым Кодексом Российской Федерации [29, с. 159].
Интересами пользователей информации налогового учета и, определяется цель налогового учета.
Объектом налогового учета выступают налоговые расчеты, то есть действия налогоплательщика по определению объекта налогообложения, исчисления налоговой базы, суммы налога к уплате, тогда как объект бухгалтерского учета значительно шире – факты хозяйственной деятельности, доходы, расходы, активы, обязательства, капитал и другие. Аналогична разница в группе пользователей учетных подсистем: пользователями информации, представленной в налоговой отчетности, являются, как правило, исключительно фискальные органы, в то время как информацией бухгалтерской (финансовой) отчетности оперируют внешние (кредиторы, контрагенты, инвесторы, контролирующие органы) и внутренние пользователи (учредители, топ-менеджеры).
Одинаковым требованием для двух учетных подсистем – бухгалтерского и налогового учета – является установленная законом обязанность их ведения для всех экономических субъектов за рядом исключений, поименованных в Законе № 402-ФЗ (исключения для бухгалтерского учета) [1].
В составе бухгалтерского учета различают финансовый учет и управленческий учет. Отличительной чертой таких видов учетной подсистемы «бухгалтерский учет» является их характер: финансовый учет обязателен в силу закона, а управленческий учет законом не регламентирован, так как в Законе «О бухгалтерском учете» № 402-ФЗ и иных источниках права отсутствует определение и требования к управленческому учету. Именно из-за этого ученые трактуют его предназначение и определяют ее место в учетной подсистеме по-разному.
Например, М.А. Вахрушина в своих научных трудах подчеркивает, что управленческий учет - это самостоятельный вектор учетно-аналитической деятельности экономического субъекта, с помощью которого осуществляется информационное обеспечение систем тактического и стратегического управления. При этом, М.А. Вахрушина не отделяет управленческий учет в отдельную подсистему, а рассматривает его как вид бухгалтерского учета. Аналогичного мнения придерживается А.Д. Шеремет, включая управленческий учет в систему бухгалтерского учета экономического субъекта [28, с. 46].
Другая группа специалистов, к которым относятся В.А. Маняева полагают, что управленческий учет обладает всеми признаками самостоятельности и его необходимо рассматривать как отдельную учетную подсистему.
Так, В.А. Маняева трактует управленческий учет как автономную информационную систему, которая представляет собой интеграцию сбора, накопления и интерпретации представления информации о финансовом и нефинансовом состоянии экономического субъекта, которая необходима для целей планирования, контроля, анализа и осуществления регулирования экономической деятельности.
Следует согласиться с мнением В.А. Маняевой в отношении самостоятельности управленческого учета ввиду его характерных особенностей: данная подсистема учета не является обязательной, пользователями выступают только внутренние субъекты управления, информация, подготавливаемая в рамках управленческого учета, детализирует всеведения о конкретном объекте учета, дополняя информационную базу иных систем учета и позволяя принимать эффективные управленческие решения. Кроме того, управленческий учет использует инструментарий бюджетирования, что не характерно иным учетным подсистемам.
Предмет налогового учёта - это производственная и непроизводственная деятельность компании, вследствие которого у налогоплательщика возникают обязательства по исчислению и уплате налога [29, с. 160].
В настоящее время в связи с развитием информационных технологий и законодательства требует уточнения место налогового учета в учетной системе экономического субъекта. Большинство ученых, ориентируясь на мнение законодателя, выделяют налоговый учет как отдельную подсистему.
Однако, опираясь на историю становления налогового учета в России и общемировые модели ведения бухгалтерского и налогового учета, предлагается пересмотреть данную позицию и позиционировать налоговый учет как вид бухгалтерского учета.
В мировой теории и практике учета выделяют две типовые модели ведения учета: континентальная и англо-американская. Первая модель предполагает максимальную интеграцию учетных подсистем и минимизацию различий в способах и методах ведения учета. Итогом такой интеграции является отсутствие разницы в показателях балансовой и налогооблагаемой прибыли. К странам, практикующим данную модель учета, относятся Германия, Швейцария, Италия и другие.
Англо-американская модель, напротив, реализуется путем параллельного ведения бухгалтерского и налогового учета. Такой модели присущи различия в группах пользователей налоговой и бухгалтерской отчетности, относительная автономность подсистем и различия в показателях балансовой и налогооблагаемой прибыли. Среди стран, применяющих данную модель учета Великобритания, США, Канада.
Целью налогового учета, с учётом потребностей пользователей информации является [28, с. 47]:
1) формирование полной и достоверной информации o суммах доходов и расходов налогоплательщика, которые устанавливают величину налоговой базы отчётного периода;
2) обеспечение нужной информацией внутренних и внешних пользователей для исполнения контроля за правильностью, полнотой и своевременностью исчисления и уплаты в бюджет налога;
3) предоставление внутренним пользователям информации, которая позволяет минимизировать налоговые риски и оптимизировать налоги.
Достижение цели налогового учёта выполняется посредством группирования данных первичных документов.
Налоговый учёт содержится только из этапа обобщения информации. Сбор и регистрация информации выполняется путём её документирования в системе бухгалтерского учёта.
Данные налогового учёта отражают:
1) порядок организации сумм доходов и расходов;
2) порядок установления доли расходов, которые для целей налогообложения, учитываются в текущем отчётном периоде;
3) сумму остатка расходов, которые подлежат причислению на расходы в следующем отчётном периоде;
4) порядок формирования суммы создаваемых резервов;
5) сумму задолженности по расчётам с бюджетом по налогу.
Не отражают на счетах бухгалтерского учёта данные налогового учета (ст. 314 HK РФ).
Данные налогового учёта, согласно ст. 313 HK РФ подтверждаются [2]:
- первичными учётными документами, включая справку бухгалтера;
- аналитическими регистрами налогового учёта;
- расчётом налоговой базы.
Одна из существенных задач налогового учёта проявляется в определении суммы платежей в бюджет и задолженности перед бюджетом по налогу на прибыль на установленную дату.
Налогоплательщиком, система налогового учета формируется самостоятельно, в соответствии с принципом последовательности применения правил и норм налогового учета, то есть применяется последовательно от одного налогового периода к другому. Для целей налогообложения, порядок ведения налогового учета определяется налогоплательщиком в учетной политике, которая утверждается соответствующим распоряжением руководителя организации.