Файл: Основные этапы формирования налогового учета в России).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.05.2023

Просмотров: 81

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Также расхождения между данными видами учета могут возникнуть при изменении срока полезного использования объектов основных средств, при применении повышающих коэффициентов, при установлении лимита отнесения объектов к основным средствам. Также в налоговом учете существует амортизационная премия, чего нет в бухгалтерском учете. Амортизационной премией, как известно, является предусмотренное законодательством единовременное списание на расходы части стоимости осуществленных капитальных вложений.

Подводя итог всему сказанному, можно сделать вывод о том, что к выбору методов ведения бухгалтерского и налогового учета следует подходить с большой ответственностью, поскольку порой их сближение может привести к увеличению налоговой нагрузки. В свою очередь, увеличение налоговой нагрузки может привести к повышению цен на отдельные виды товаров. Часть организаций будет вынуждена прекратить свою деятельность.

3. Направления совершенствования и дальнейшего развития налогового учета

3.1. Возможности дальнейшего сближения бухгалтерского и налогового учета

Если ранее в системе хозяйственного учета традиционно выделяли оперативный, бухгалтерский, статистический учет, то в настоящее время значительной составляющей стал налоговый учет. В настоящее время одна из наиболее обсуждаемых проблем – это перспективы взаимоотношений бухгалтерского и налогового учета. Конечно, в настоящее время накоплен некоторый опыт в организации системы налогового учета на предприятиях, однако точки зрения разных авторов о взаимодействии бухгалтерского и налогового учета по-прежнему отличаются. В мировой практике существуют два основных подхода к формированию налоговой базы – по бухгалтерскому учету и по налоговому учету. В России до 2002 года существовал один бухгалтерский учет. С 1 января 2002 года в связи со вступлением в действие главы 25 Налогового Кодекса РФ «Налог на прибыль организации» появился и налоговый учет. Но для того, чтобы понять причины выделения налогового учета в отдельную систему, следует обратиться к истории [6, с. 15].


В отечественной практике налогоплательщики все чаще сталкиваются с проблемой правильного определения объекта налогообложения. Это связано, прежде всего, с постоянными изменениями, вносимыми в налоговое законодательство, со сложностью и неоднозначностью трактовок некоторых положений нормативных актов. Коммерческие организации различных сфер деятельности и масштабов: от микро предприятий до холдинговых объединений стремятся максимально использовать налоговые льготы, что создает определенные проблемы, связанные с увеличением различий между налоговым и бухгалтерским учетом. Поэтому вопросы организации налогового учета становятся все более актуальными.

Налоговый учет – это система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным Налоговым кодексом РФ.

С вступлением в силу главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации «Налог на прибыль организаций» у организаций - налогоплательщиков появилась обязанность вести не только бухгалтерский учет, но и налоговый учет с целью отражения полной и достоверной информации при исчислении налога на прибыль.

Статьи 313-333 главы 25 НК РФ дают понятие, определяют сущность, цели и задачи налогового учета организаций. Основной целью здесь декларируется необходимость корректного формирования доходов и расходов организации с целью исчисления суммы налога на прибыль, и соответственно, обоснованного заполнения декларации по налогу на прибыль организаций.

На протяжении последних десяти лет ученым миром предпринимались попытки сближения налогового учета с бухгалтерским, так появились разные модели, обеспечивающие «встроенность» нового вида учета в традиционную систему бухгалтерского учета. Однако ни одна из представленных моделей не дает искомого результата.

Таким образом, проблема по-прежнему остается актуальной, несмотря на появление новых взглядов на ситуацию.

Положение усугубляется тем, что введение налогового учета, как самостоятельного направления в традиционную учетную практику, вызвало волну недовольства и критики со стороны представителей бухгалтерской профессии, большей частью среди главных бухгалтеров крупнейших российских предприятий, что обусловлено следующими отрицательным последствиями принятия такого решения [4, с. 216]:

- для организации налогового учета на предприятии требуются дополнительные финансовые затраты;


- ошибки в налоговом учете влекут за собой несоизмеримо большее наказание (санкции), чем ошибки в бухгалтерском учете, в результате меняются приоритеты у практикующих бухгалтеров;

- в итоге возникают предпосылки к ликвидации традиционной системы бухгалтерского учета.

Особенностью налогового учета является то, что экономические субъекты самостоятельны в выборе форм и методов ведения налогового учета. Законодательно закреплено, что налогоплательщик сам вправе выбирать, исходя из целей и задач своей деятельности, порядок ведения налогового учета, а также способы оптимизации системы налогообложения, единственное условие здесь состоит в том, чтобы адекватно отразить это в своей учетной политике. Кроме того, в Налоговом Кодексе не закреплен перечень фактов хозяйственной деятельности, которые следует отражать в налоговом учете.

Таким образом, при ведении налогового учета экономические субъекты более свободны в своем выборе, в отличие от ведения бухгалтерского учета, который жестко регулируется законодательно. Еще одной проблемой, связанной с параллельным ведением бухгалтерского и налогового учета, стала противоречивость итоговой (исходящей) информации этих двух видов учета. Поясним, бухгалтерский учет традиционно направлен на создание привлекательного экономического имиджа организации для инвесторов, кредиторов, банков, целью которого является высокий показатель платежеспособности экономического субъекта. Потенциальных деловых партнеров интересует, в первую очередь, прибыль организации – чем она больше, тем выше платежеспособность организации, и соответственно, организация становится более интересной в плане инвестирования и кредитования.

В рамках налогового учета увеличение прибыли становится крайне невыгодно организации, так как это влечет за собой увеличение суммы начисленного налога и снижение чистой прибыли экономического субъекта. Из всего этого следует, что профессиональная заинтересованность, которая заключается в занижении налоговой базы при расчете налога на прибыль в рамках налогового учета, противоречит принципу осмотрительности, трактующему необходимость увеличения прибыли, что характерно для бухгалтерского учета, с целью обеспечения экономической привлекательности организации для контрагентов.

На практике параллельное ведение бухгалтерского и налогового учета часто приводит к бухгалтерским ошибкам при исчислении сумм налогов, и соответственно, к занижению обязательных налоговых платежей, поступающих в бюджеты разных уровней. Среди бухгалтеров распространено мнение о необходимости отмены существующего выделения налогового учета в отдельное направление, в целях упрощения традиционного бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятия.


Однако Международные стандарты финансовой отчетности (МСФО) четко определяют порядок исчисления налога на прибыль организаций - не только на основе показателей, формируемых в системе бухгалтерского учета, но и на основе данных налогового учета. Поэтому отмена налогового учета как вида учета с его методикой и методологией, в принципе невозможна.

В Основных направлениях налоговой политики РФ на 2017 год и плановый период 2018 - 2019 гг.в части налога на прибыль установлена возможность переноса убытков в размере не более 30% налоговой базы отчетного периода, рассчитанной без учета переноса убытков прошлых лет. При этом отменяется ограничение срока переноса убытков 10 годами. Конкретные предложения по сближению налогового и бухгалтерского учетов в данном документе отсутствуют.

Следует отметить, что в 2015-2016 годах были сделаны шаги к сближению бухгалтерского и налогового учета: был уточнен порядок учета доходов и расходов при совершении имущественных операций, право на осуществление которых подлежит государственной регистрации. Ситуация позволяет думать, что это первый, но далеко не последний шаг в деле сближения бухгалтерского и налогового учета.

В заключение хотелось бы отметить, что такое сближение двух видов учета, безусловно, положительно скажется на эффективности учета в целом и одновременно усилит его контрольные функции, так как контроль за деятельностью экономического субъекта со стороны налоговых органов за достоверностью и качеством представляемой бухгалтерской отчетности непременно усилится. В настоящее время актуальна проблема сближения бухгалтерского и налогового учета. Для того чтобы эффективно использовать ресурсы и активы фирмы (компании), контролирования такого применения, весьма ценны достоверные сведения о наличии, движении и применении данных активов фирмы (компании). Бухгалтерский учет формирует эти сведения. По этой причине, немаловажно, чтобы налоговый и бухгалтерский учет были в предельно тесной связи и никак не имели значительных различий между собой. Но, к сожалению, на сегодняшний день система налогового учета далека от учета бухгалтерии [6, с. 18].

Одним из самых простых методов сближения бухгалтерского и налогового учета - является фиксирование в учетной политике схожих способов амортизации основных средств (ОС). Такого рода метод подойдет для большого количества организаций (предприятий). В налоговом учете существует два способа начисления амортизации: линейный и нелинейный. В бухгалтерском же учете насчитывается четыре данных метода: линейный, метод уменьшения остатка, способ списания пропорционально объему выпускаемой продукции, а также способ списания по сумме чисел лет срока полезного использования (СПИ). Особому вниманию удостоено рассмотрение отличительных черт такого термина, как «срок полезного использования» или как иначе его именуют сроком полезной службы объекта ОС организации. В бухучете способ списания по сумме чисел лет срока полезного использования определяется организацией при принятии ОС к учету обособленно, самостоятельно.


При этом при определении данного метода бухгалтерского учета следует отталкиваться с таких факторов, как:

- прогнозируемого времени использования ОС;

- ограничений технического, нормативно-правового, а также и иного характера;

- прогнозируемого времени физического износа объекта, который находится в зависимости от того, как усиленно станет применяться ОС.

Таким образом, собственность, еще не вошедшее в роль производственной, административной либо другой деятельности компании оказывается на 11, 21, а то и на 32 экономичнее, в связи с тем, какая доля амортизационной премии будет использована. А, следовательно, что сумма, которая была установлена во время принятия объекта к учету (с применением амортизационной премии), не постоянно будет в соответствии рыночной цены основного средства. Поэтому различие среди амортизационными суммами в концепциях бухгалтерского и налогового учета не будет, в случае если будут использоваться несколько законов.

Первый, для обоих видов учета будет использован именно линейный способ начисления амортизации. Второй, если не будут применяться специальные коэффициенты. Третий, амортизационная премия не обязана играть какую-то роль при принятии объекта к учету. И конечно четвертое, СПИ обязан быть установлен в соответствии с НК РФ, это значит, что основе должна быть систематизация объектов основных средств, которые обычно включены в амортизационные группы.

3.2. Совершенствование методики налогового учета

Как показывает практика, не все налогоплательщики уделяют должное внимание постановке и методике ведения налогового учета. Отсутствие или неверная организация и ведение налогового учета могут привести к значительным доначислениям налога на прибыль, налоговым и административным санкциям, начислению пеней.

На практике бухгалтеры пытаются использовать разные подходы к организации и ведению налогового учета. Например, существует такой вариант, когда создается отдельный налоговый план счетов или к бухгалтерскому плану счетов дополнительно вводятся «налоговые» счета, на которых доходы и расходы учитываются в разрезе требований главы 25 НК РФ.

Записи на налоговых счетах производятся по правилам, предусмотренным для забалансовых счетов бухгалтерского плана счетов. Обороты и остатки по этим счетам не отражаются в регистрах бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности. В этом случае бухгалтер может при проведении какой-либо операции в бухгалтерском учете одновременно делать запись по соответствующему субсчету налогового счета. Аналитическими регистрами налогового учета в этом случае будут являться карточки или журналы-ордера по налоговым счетам за отчетный (налоговый) период, если они будут содержать реквизиты, перечисленные в ст. 313 НК РФ. Такой способ удобен бухгалтерам, ведущим автоматизированный учет с использованием бухгалтерских программ. Они должны добавить в схемы бухгалтерских проводок к хозяйственным операциям дополнительные проводки по налоговым счетам и составить новые алгоритмы хозяйственных операций в тех случаях, когда бухгалтерский и налоговый учет одних и тех же операций ведется по-разному.