Файл: Государственное регулирование предпринимательской деятельности.pdf
Добавлен: 24.05.2023
Просмотров: 159
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1 Общая характеристика правового регулирования предпринимательской деятельности
1.1 Исторический аспект правовое регулирование предпринимательства в России
1.2 Сущность государственного регулирования предпринимательской деятельности
Глава 2 Практические аспекты государственного регулирования предпринимательства
2.1 Институты государственного регулирования предпринимательства в России
2.2 Особенности государственного регулирования отдельных видов предпринимательской деятельности
Введение
Развитие рыночной экономики в России, активизация предпринимательской деятельности требуют соответствующего развития форм и методов ее государственного регулирования. Экономическая наука и практическая хозяйственная деятельность убеждают в необходимости присутствия государства в рыночной системе. Ведутся дискуссии о степени влияния регулирующего воздействия государства на рыночный механизм. Различия позиций экономистов в основном отмечаются в вопросах применения инструментария и методов, форм и масштабов воздействия на определенные сферы предпринимательской деятельности.
Во многих странах с рыночной экономикой государство оказывает существенное воздействие на экономическое и социальное развитие, осуществляет активную налоговую, бюджетную политику, решает проблемы социального характера, вовлекая эти процессы в предпринимательскую среду.
Контроль государства за состоянием и развитием рынка предполагает наличие регулируемого воздействия на хозяйственную деятельность предпринимателей. Принятые в последние годы законы и иные правовые акты значительно усилили роль государства в становлении и развитии рыночной экономики. Однако модернизация экономики требует нового подхода к их разработке и реализации. В современных условиях, прежде всего, следует обратить внимание на качество функционирования нормативно — правовой базы регулирования предпринимательской деятельности.
Актуальность выбранной темы заключается в том, что рыночный механизм не может обеспечить условия стабильного и устойчивого развития экономики, положительного социально — экономического климата, защиты частной собственности, конкуренции, ограничения монополистической деятельности без объективного государственного регулирования.
Целью данной работы является изучение государственного регулирования предпринимательской деятельности в Российской Федерации.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить ряд следующих задач:
1) сущность государственного регулирования предпринимательской деятельности;
2) выделить основные направления и инструменты государственного регулирования предпринимательства;
3) рассмотреть формы и механизмы государственного регулирования предпринимательской деятельности;
4) рассмотреть практические аспекты правового регулирования предпринимательской деятельности;
Объектом исследования в работе является правовые доктрины и нормы регулирующие предпринимательскую деятельность в России.
Предметом исследования — теоретические и методические аспекты, формы и методы государственного регулирования предпринимательства в России.
Теоретической основой исследования послужили труды отечественных и зарубежных ученых — экономистов по проблемам государственного регулирования предпринимательской деятельности. Среди них можно отметить труды Алексеева С.В., Белых В.С., Джобавы Н.А. Кушлина В.И., Лапусты М.Г. и Старостиной Ю. Л.
В работе так же использовались нормативно — правовые источники: Конституция РФ, Гражданский кодекс, федеральные законы и подзаконные нормативно-правовые акты.
Исходя из целей и задач работы имеет следующую структуру: введение, две тематические главы, заключение, список использованных источников.
Глава 1 Общая характеристика правового регулирования предпринимательской деятельности
1.1 Исторический аспект правовое регулирование предпринимательства в России
Процесс развития предпринимательского права в России можно разделить на три периода: досоветский, советский и постсоветский. Каждый из данных периодов характеризуется особым подходом государства к вопросу регулирования хозяйственной деятельности, а также содержит в себе отдельные этапы, требующие глубокого научного анализа, способного дать оценку задачам государства, потребностям гражданского общества и состоянию экономики. Предлагается дать краткое описание каждого этапа.
Досоветский (царский) период. Выделяются два этапа развития торгового права данного периода: древнерусский, который начался с образования Древней Руси вплоть до Петра I (Х — конец XVII в.), и затем имперский, завершившийся Октябрьской революцией (1917 г.).
В период Древней и царской Руси развивалось торговое право. Столицей древнерусского государства стал Киев, через который проходили торговые пути. Известный путь «из варяг в греки» был водным путем из Балтийского моря через Восточную Европу в Византию.
Нормы о торговле можно встретить в Двинской уставной грамоте — Уставной грамоте великого князя Василия Дмитриевича Двинской земли (1397 г.), Новгородской судной грамоте (1440 г. и 1471 г.) и Псковской судной грамоте (1467 г.), затем Судебнике Казимира IV (1468 г.), Судебнике (1497 г.), Судебнике Ивана IV Грозного (1550 г.) и Соборном Уложении (1649 г.). Торговая деятельность того времени носила сословный характер, занимались ей преимущественно купцы[1].
В конце XVII в. на Руси принимаются первые кодифицированные акты, регулирующие отдельные вопросы торговой и хозяйственной деятельности. В 1653 г. был принят Торговый устав, а в 1667 г. — Новоторговый устав, состоящий из 94 статей, который детально развил положения прежнего устава (1653 г.). Новоторговый устав регулировал порядок осуществления внутренней и внешней торговой деятельности, устанавливал положения о таможенной службе, порядке взаимодействия с иностранными торговцами и иные положения. Впоследствии Новоторговый устав (1667 г.) был заменен Таможенным уставом (1755 г.).
В целях регулирования отдельных вопросов торгово-хозяйственной деятельности, 24.01.1720 Петром I принимается Морской устав, а 16.05.1729 (при Петре II) принимается Вексельный устав, моделью которому послужил Лейпцигский (германский) вексельный устав. В 1740 г. принят Устав о банкротах (Банкротский устав), который впоследствии будет заменен Уставом о банкротах (1800 г.)[2].
В конце XVIII в. принимаются Устав о купеческом водоходстве (1781 г.), Цеховой устав (1799 г.). Постепенно развивалось законодательство о субъектах экономической деятельности. Императором Александром I приняты Указ от 06.09.1805 «Об ответственности акционерных компаний, в случае взысканий, одним складочным капиталом» и Манифест от 01.01.1807 «О дарованных купечеству новых выгодах, отличиях, преимуществах и новых способов к распространению и усилению торговых предприятий». Последним актом закреплялось три вида субъектов: полное товарищество, товарищество на вере и товарищество по участникам (по сути, акционерное общество).
Советский период развития хозяйственного права начинается после Октябрьской революции 1917 г. вплоть до 90-х гг. ХХ в. Не вдаваясь в исторические детали, для простоты усвоения хронологии развития хозяйственного права данный период можно условно разделить на следующие этапы:
- военный коммунизм (революционные годы),
- новая экономическая политика (НЭП),
- сталинские годы,
- хрущевская оттепель,
- период застоя,
- перестройка и распад СССР[3].
Становление науки хозяйственного права начиналось в 20-х гг. ХХ в. Отграничение гражданского и хозяйственного права приобретало более четкие грани. Как отмечал И.А. Исаев, «в проблемах хозяйственного права наиболее рельефно отражались важнейшие аспекты экономической политики государства и ситуация в «смешанном», многосекторном базисе». Хозяйственное законодательство рассматривалось как основа регулирования народного хозяйства, включая социалистические производственные отношения.
Для отказа от «пережитков» царского прошлого закрепляется ограничение права на судебную защиту по гражданским спорам, возникшим до 07.11.1917, а споры по гражданским правоотношениям, возникшим в промежуток времени от 07.11.1917 до введения в действие Гражданского кодекса РСФСР, регулируются законами, действовавшими в момент их возникновения (п. 2 и 3 постановления ВЦИК от 11.11.1922 «О введении в действие Гражданского кодекса РСФСР»). Вместе с этим юридическая логика советского правительства допустила возможность использования судами законов свергнутых правительств лишь постольку, поскольку таковые не отменены революцией и не противоречат революционной совести и революционному правосознанию (п. 5 Декрета СНК РСФСР от 24.11.1917 «О суде»). Кроме того, судопроизводство по гражданским и уголовным делам происходит по правилам судебных уставов 1864 г. постольку, поскольку таковые не отменены декретами Центрального Исполнительного Комитета рабочих, солдатских, крестьянских и казачьих депутатов и Совета народных комиссаров и не противоречат правосознанию трудящихся классов (п. 8 Декрета ВЦИК от 07.03.1918 № 2 «О суде»).
Постсоветский (современный) период
Историческим актом о предпринимательстве в период перестройки выступил Закон РСФСР от 25.12.1990 № 445-1 «О предприятиях и предпринимательской деятельности». С его принятием акты о хозяйственной деятельности стали именоваться «актами о предпринимательстве», и выделилось коллективное и индивидуальное предпринимательство. Данным законом закрепляется содержание предпринимательской деятельности (ст. 1), которое не изменилось и по сей день (ст. 2 ГК РФ). Представителями науки хозяйственного права предлагается использовать дефиницию «предпринимательское право».
Понимая необходимость правового обеспечения предпринимательства в период перестройки, М.С. Горбачев своим Указом Президента СССР от 26.09.1991 № УП-2630 «О создании Совета по предпринимательству при Президенте СССР», в целях содействия развитию предпринимательской деятельности и формированию рыночной структуры хозяйственных связей в рамках единого экономического пространства, учета интересов деловых кругов при осуществлении экономических реформ и защиты их прав, создает Совет по предпринимательству при Президенте СССР.
В начале 90-х гг. ХХ в. закладываются основы современного законодательства о предпринимательстве. С 12.12.1993 принятая всенародным голосованием Конституция РФ провозглашает важнейшие принципы: свободы экономической деятельности, защиты конкуренции и ограничения монополий, равной защиты всех форм собственности, ставшие основой при принятии всех нормативных правовых актов, регулирующих экономическую деятельность. Положения Конституции РФ относят к источникам предпринимательского права общепризнанные нормы и принципы международного права, международные договоры (ст. 15), кодифицированные федеральные законы (кодексы), федеральные законы (ст. 4), законы субъектов РФ (ст. 5), подзаконные з0акты Президента РФ (ст. 90) и Правительства РФ (ст. 115). Также к источникам предпринимательского права относятся подзаконные акты глав и исполнительных органов субъектов РФ, нормативные договоры, правовые обычаи, локальные нормативные акты и др.
В 1994 г. принимается ч. 1 и в 1996 г. ч. 2 ГК РФ, который в дальнейшем цивилисты, в том числе С.С. Алексеев, будут именовать экономической конституцией, и одновременно кодекс подвергнется справедливой критике ряда ученых-хозяй- ственников (например, А.Е. Пилецкого).
Доктринальное укрепление отрасли предпринимательского права в системе российского права связано с принятием Указа Президента РФ от 15.03.2000 № 511 «О классификаторе правовых актов», в котором выделена отдельная группа нормативных правовых актов о «хозяйственной деятельности» (код 090.000.000). Также приказом Минобрнауки РФ от 25.02.2009 № 59 «Об утверждении Номенклатуры специальностей научных работников» под шифром специальности № 12.00.03 закреплена отрасль «предпринимательское право», наряду с гражданским, семейным и международным частным правом.
Баланс экономических интересов участников торговой деятельности и населения, развитие торговли и поддержка российских производителей товаров обеспечивались Федеральным законом от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации».
1.2 Сущность государственного регулирования предпринимательской деятельности
В каждой стране роль и место государства в экономической сфере определяется по-разному, в зависимости от эффективности применяемых мер и средств государственного регулирования, с помощью которых решаются те или иные социально-экономические задачи. В современные дни государственное воздействие на экономику усиливается, и эта тенденция характерна для большей части стран с развитой экономикой.