Файл: Налог как цена услуг государства.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.05.2023

Просмотров: 81

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Налоги являются важным элементом рыночной экономики. Они выступают в роли инструмента воздействия государства на экономическую структуру, социальное развитие и т.д. В современной России налоги – это основная форма доходов государства.

С давних пор сущность налогов определялась тем, что они выступают в роли финансовой формы реализации права государства на приобретение доли от чистого дохода, который был создан в социуме. Доля от чистого дохода необходима государству для того, чтобы выполнять перечень своих функций. То есть, можно сказать, что за качество и выполнение государственных услуг, общество платит совокупную цену в форме налогов.

Кроме этого, налоговый механизм применяется для регулирования общественного производства, а также на его динамику, внутреннее строение и развитие.

В данной курсовой работе налог будет выступать в роли цены услуг государства.

Объектом изучения в курсовой работе будет являться налоговая система РФ.

Предмет исследования – налоги как цена услуг государства.

Цель работы заключается в том, чтобы предметно и подробно рассмотреть роль налогов в динамике развития государства.

Для того, чтобы достигнуть цели, необходимо выполнить следующий ряд задач:

  • Рассмотреть подробно функции и виды налогов;
  • Раскрыть функции механизмов налоговой системы в современной России;
  • Рассмотреть принципы налогообложения;
  • Дать определение термину «налог»;

Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы. В первой главе рассматриваются теоретические аспекты налога, во второй главе выявляются функции налогов и их роль в государстве.

Глава 1. Теоретические аспекты налогов

Зарождение налога и его эволюция

Налоги появились еще в глубокой древности, но в качестве дани или подати. Первопричиной их появления стало то, что государство нужно содержать. В налоговом кодексе РФ, налог определяется как обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.[1]


Также, под налогом некоторые представители дореволюционной финансовой науки представляли «принудительный сбор» с граждан[2].

Нынешние теоретики налогового права определяют налог как законную форму отчуждения собственности физических и юридических лиц на началах обязательности, индивидуальной безвозмездности, безвозвратности, обеспеченную государственным принуждением, не носящую характера наказания, с целью обеспечения платежеспособности субъектов публичной власти.[3]

Ссылаясь на вышесказанное, можно определить следующий перечень юридических признаков:

- публичность;

- законность установления;

- процедурный характер взимания;

- абстрактность;

- индивидуальная безвозмездность;

- безвозвратность;

- принудительность изъятия.

1.2. Сущность терминов «налог» и «сбор»

Сущность налога выражается через его функции. Каждая из функций имеет экономический характер, тем самым показывая, как реализуется роль определенного налога, в области инструмента стоимостного распределения и перераспределения доходов в социуме.

В налоговом кодексе РФ сбор определяется, как обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий), либо уплата которого обусловлена осуществлением в пределах территории, на которой введен сбор, отдельных видов предпринимательской деятельности.[4]

Налоги на сегодняшний день являются главным инструментом перераспределения доходов и финансовых ресурсов. Подобное перераспределение реализовывают государственные органы в целях снабжения средствами тех лиц, предприятий программ, секторов и сфер экономики, испытавших потребность в ресурсах, но не в состоянии обеспечить ее из личных источников. Иными словами, налоговое регулирование доходов определяет своей главной задачей концентрацию в руках государства денежных средств, которые необходимы для решения социальных, научно – технических и экономических проблем развития государства, региона, отрасли.[5]


Совокупность взыскиваемых налогов и иных платежей формирует налоговую систему. Данный термин захватывает структуру и функции государственных налоговых органов.

Общие принципы построения налоговых систем олицетворяются при их формировании через элементы налогов, которые включают:

  • Субъект;
  • Объект;
  • Источник;
  • Единицу обложения;
  • Налоговую базу;
  • Налоговый период;
  • Ставку;
  • Льготы;
  • Налоговый оклад;

Эти элементы налогов являются объединяющим началом всех налогов и сборов. Собственно, через эти элементы в законе о налогах устанавливается вся налоговая процедура, в том числе порядок и условия исчисления налогооблагаемой базы и самой налоговой суммы, ставки, сроки и другие условия налогообложения.[6]

Субъектом налога является налогоплательщик. Налогоплательщик - это то лицо (юридическое или физическое), на которое по закону возложена обязанность уплачивать налог[7]. В некоторых случаях налог может быть переложен плательщиком (субъектом налога) на другое лицо, являющееся тем самым конечным плательщиком, или носителем налога.

Объектом налогообложения может являться, состояние или предмет, который подлежит налогообложению. В данной роли выступают:

  • имущество;
  • операции по реализации товаров (работ, услуг);
  • стоимость реализованных товаров (работ, услуг);
  • прибыль;
  • доход (в виде процентов и дивидендов);
  • иные объекты, имеющие стоимостную, количественную или физическую характеристику.

Зачастую наименование налога следует из объекта налогообложения, к примеру налог на прибыль, или земельный налог. Объект налогообложения крепко связан с ВВП, так как независимо от определенного источника уплаты каждого налога все объекты налогообложения представляют собой ту или иную форму реализации ВВП.[8]

1.3 Виды налогов

Основными видами налогов являются: налог на добавленную стоимость, подоходный налог, налог на прибыль, акцизы.[9] Данные виды приносят существенный доход в бюджет, а также являются главными инструментами регулирования и налоговой базой государства.[10]

По механизму формирования налоги классифицируются на прямые и косвенные.[11]

Прямые налоги – это налоги на доходы и имущество[12]:


  • подоходный налог и налог на прибыль корпораций (фирм);
  • на социальное страхование и на фонд заработной платы и рабочую силу (так называемые социальные налоги, социальные взносы);
  • поимущественные налоги, в том числе налоги на собственность, включая землю и другую недвижимость;
  • налог на перевод прибыли и капиталов за рубеж и другие. Они взимаются с конкретного физического или юридического лица.

Косвенные налоги – это налоги на товары и услуги:

  • налог на добавленную стоимость;
  • акцизы (налоги, прямо включаемые в цену товара и услуги);
  • на наследство;
  • на сделки с недвижимостью и ценными бумагами и другие. Они частично или полностью переносятся на цену товара или услуги.[13]

Прямые налоги трудно перенести на потребителя. Из них легче всего дело обстоит с налогами на землю и на другую недвижимость: они включаются в арендную и квартирную плату, цену сельскохозяйственной продукции.

Косвенные налоги переносятся на конечного потребителя в зависимости от степени эластичности спроса на товары и услуги, облагаемые этими налогами.

Классификация по уровням налогообложения Законом «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» введена трехуровневая система налогообложения предприятий, организаций и физических лиц.

Первый уровень-это федеральные налоги России. Они действуют на территории всей страны и регулируются общероссийским законодательством, формируют основу доходной части федерального бюджета и, поскольку это наиболее доходные источники, за счет них поддерживается финансовая стабильность бюджетов субъектов Федерации и местных бюджетов.[14]

В соответствии с законом «О налоговой системе» в Российской Федерации существуют следующие федеральные налоги:

  • таможенная пошлина;
  • налог на операции с ценными бумагами;
  • сбор за использование наименований «Россия» и «Российская Федерация» и словосочетаний с ними;
  • сбор за пограничное оформление;
  • налог на пользователей автодорог;
  • налог с владельцев транспортных средств;
  • налог на приобретение автотранспортных средств;
  • налог на отдельные виды автотранспортных средств;
  • налог на реализацию ГСМ;
  • налог на прибыль;
  • акцизы на группы и виды товаров;
  • налог на добавленную стоимость;
  • налог на покупку иностранных денежных знаков и платежных документов в инвалюте;
  • отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы;
  • плата за пользование водными объектами;
  • подоходный налог с физических лиц;
  • налог на игорный бизнес;
  • платежи за пользование недрами;
  • гербовый сбор;
  • государственная пошлина;
  • налог на имущество, переходящее в порядке наследования или дарения;
  • сбор за выдачу лицензий и право на производство и оборот этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции.[15]

Второй уровень - налоги республик в составе Российской Федерации и налоги краев, областей, автономных областей, автономных округов. Для краткости в дальнейшем мы будем именовать их региональными налогами.

Этот последний термин был введен в научный оборот нами еще несколько лет назад. Сейчас он «узаконен», поскольку используется в проекте Налогового Кодекса Российской Федерации. Региональные налоги устанавливаются представительными органами субъектов Федерации, исходя из общероссийского законодательства. Часть региональных налогов относится к общеобязательным на территории РФ. В этом случае региональные власти регулируют только их ставки в определенных пределах, налоговые льготы и порядок взимания. К региональным налогам относятся:

  • лесной налог;
  • единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности;
  • налог на имущество предприятий;
  • налог с продаж.[16]

Третий уровень - местные налоги, т.е. налоги городов, районов, поселков и т.д. Представительные органы (городские Думы) городов Москвы и Санкт-Петербурга имеют полномочия на установление как региональных, так и местных налогов. К местным налогам относятся:

  • налог на имущество физических лиц;
  • земельный налог;
  • регистрационный сбор за предпринимательскую деятельность
  • налог на промышленное строительство в курортной зоне
  • курортный сбор;
  • сбор за право торговли;
  • целевые сборы на содержание милиции, благоустройство, нужды образования и др.;
  • сбор за право использования местной символики;
  • налог на перепродажу автомобилей, вычислительной техники и компьютеров;
  • сбор с владельцев собак;
  • лицензионный сбор за право винной торговли;
  • лицензионный сбор за право проведения аукционов и лотерей;
  • сбор за выдачу ордера на квартиру;
  • сбор за парковку автотранспорта;
  • налог на рекламу;
  • сбор за участие в бегах;
  • сбор за выигрыш на бегах;
  • сбор с лиц, играющих на тотализаторе;
  • сбор с биржевых сделок;
  • сбор за проведение кино- и телесъемок;
  • сбор за уборку территории;
  • сбор за открытие игорного бизнеса;
  • налог на содержание жилищного фонда и объектов культурной сферы;[17]

Бюджетное устройство Российской Федерации, как и многих европейских стран, предусматривает, что региональные и местные налоги служат лишь добавкой в доходной части соответствующих бюджетов. Главная часть при их формировании - это отчисление от федеральных налогов.