Добавлен: 24.05.2023
Просмотров: 84
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты налогов
Зарождение налога и его эволюция
1.2. Сущность терминов «налог» и «сбор»
Глава 2. Функции налогов в развитии государства
2.1 Функции налогов и их основные принципы
2.2 Роль налогов в организации доходов государства
2.3 Стандарты государственных услуг, оказываемых налоговыми органами
Введение
Налоги являются важным элементом рыночной экономики. Они выступают в роли инструмента воздействия государства на экономическую структуру, социальное развитие и т.д. В современной России налоги – это основная форма доходов государства.
С давних пор сущность налогов определялась тем, что они выступают в роли финансовой формы реализации права государства на приобретение доли от чистого дохода, который был создан в социуме. Доля от чистого дохода необходима государству для того, чтобы выполнять перечень своих функций. То есть, можно сказать, что за качество и выполнение государственных услуг, общество платит совокупную цену в форме налогов.
Кроме этого, налоговый механизм применяется для регулирования общественного производства, а также на его динамику, внутреннее строение и развитие.
В данной курсовой работе налог будет выступать в роли цены услуг государства.
Объектом изучения в курсовой работе будет являться налоговая система РФ.
Предмет исследования – налоги как цена услуг государства.
Цель работы заключается в том, чтобы предметно и подробно рассмотреть роль налогов в динамике развития государства.
Для того, чтобы достигнуть цели, необходимо выполнить следующий ряд задач:
- Рассмотреть подробно функции и виды налогов;
- Раскрыть функции механизмов налоговой системы в современной России;
- Рассмотреть принципы налогообложения;
- Дать определение термину «налог»;
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы. В первой главе рассматриваются теоретические аспекты налога, во второй главе выявляются функции налогов и их роль в государстве.
Глава 1. Теоретические аспекты налогов
Зарождение налога и его эволюция
Налоги появились еще в глубокой древности, но в качестве дани или подати. Первопричиной их появления стало то, что государство нужно содержать. В налоговом кодексе РФ, налог определяется как обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.[1]
Также, под налогом некоторые представители дореволюционной финансовой науки представляли «принудительный сбор» с граждан[2].
Нынешние теоретики налогового права определяют налог как законную форму отчуждения собственности физических и юридических лиц на началах обязательности, индивидуальной безвозмездности, безвозвратности, обеспеченную государственным принуждением, не носящую характера наказания, с целью обеспечения платежеспособности субъектов публичной власти.[3]
Ссылаясь на вышесказанное, можно определить следующий перечень юридических признаков:
- публичность;
- законность установления;
- процедурный характер взимания;
- абстрактность;
- индивидуальная безвозмездность;
- безвозвратность;
- принудительность изъятия.
1.2. Сущность терминов «налог» и «сбор»
Сущность налога выражается через его функции. Каждая из функций имеет экономический характер, тем самым показывая, как реализуется роль определенного налога, в области инструмента стоимостного распределения и перераспределения доходов в социуме.
В налоговом кодексе РФ сбор определяется, как обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий), либо уплата которого обусловлена осуществлением в пределах территории, на которой введен сбор, отдельных видов предпринимательской деятельности.[4]
Налоги на сегодняшний день являются главным инструментом перераспределения доходов и финансовых ресурсов. Подобное перераспределение реализовывают государственные органы в целях снабжения средствами тех лиц, предприятий программ, секторов и сфер экономики, испытавших потребность в ресурсах, но не в состоянии обеспечить ее из личных источников. Иными словами, налоговое регулирование доходов определяет своей главной задачей концентрацию в руках государства денежных средств, которые необходимы для решения социальных, научно – технических и экономических проблем развития государства, региона, отрасли.[5]
Совокупность взыскиваемых налогов и иных платежей формирует налоговую систему. Данный термин захватывает структуру и функции государственных налоговых органов.
Общие принципы построения налоговых систем олицетворяются при их формировании через элементы налогов, которые включают:
- Субъект;
- Объект;
- Источник;
- Единицу обложения;
- Налоговую базу;
- Налоговый период;
- Ставку;
- Льготы;
- Налоговый оклад;
Эти элементы налогов являются объединяющим началом всех налогов и сборов. Собственно, через эти элементы в законе о налогах устанавливается вся налоговая процедура, в том числе порядок и условия исчисления налогооблагаемой базы и самой налоговой суммы, ставки, сроки и другие условия налогообложения.[6]
Субъектом налога является налогоплательщик. Налогоплательщик - это то лицо (юридическое или физическое), на которое по закону возложена обязанность уплачивать налог[7]. В некоторых случаях налог может быть переложен плательщиком (субъектом налога) на другое лицо, являющееся тем самым конечным плательщиком, или носителем налога.
Объектом налогообложения может являться, состояние или предмет, который подлежит налогообложению. В данной роли выступают:
- имущество;
- операции по реализации товаров (работ, услуг);
- стоимость реализованных товаров (работ, услуг);
- прибыль;
- доход (в виде процентов и дивидендов);
- иные объекты, имеющие стоимостную, количественную или физическую характеристику.
Зачастую наименование налога следует из объекта налогообложения, к примеру налог на прибыль, или земельный налог. Объект налогообложения крепко связан с ВВП, так как независимо от определенного источника уплаты каждого налога все объекты налогообложения представляют собой ту или иную форму реализации ВВП.[8]
1.3 Виды налогов
Основными видами налогов являются: налог на добавленную стоимость, подоходный налог, налог на прибыль, акцизы.[9] Данные виды приносят существенный доход в бюджет, а также являются главными инструментами регулирования и налоговой базой государства.[10]
По механизму формирования налоги классифицируются на прямые и косвенные.[11]
Прямые налоги – это налоги на доходы и имущество[12]:
- подоходный налог и налог на прибыль корпораций (фирм);
- на социальное страхование и на фонд заработной платы и рабочую силу (так называемые социальные налоги, социальные взносы);
- поимущественные налоги, в том числе налоги на собственность, включая землю и другую недвижимость;
- налог на перевод прибыли и капиталов за рубеж и другие. Они взимаются с конкретного физического или юридического лица.
Косвенные налоги – это налоги на товары и услуги:
- налог на добавленную стоимость;
- акцизы (налоги, прямо включаемые в цену товара и услуги);
- на наследство;
- на сделки с недвижимостью и ценными бумагами и другие. Они частично или полностью переносятся на цену товара или услуги.[13]
Прямые налоги трудно перенести на потребителя. Из них легче всего дело обстоит с налогами на землю и на другую недвижимость: они включаются в арендную и квартирную плату, цену сельскохозяйственной продукции.
Косвенные налоги переносятся на конечного потребителя в зависимости от степени эластичности спроса на товары и услуги, облагаемые этими налогами.
Классификация по уровням налогообложения Законом «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» введена трехуровневая система налогообложения предприятий, организаций и физических лиц.
Первый уровень-это федеральные налоги России. Они действуют на территории всей страны и регулируются общероссийским законодательством, формируют основу доходной части федерального бюджета и, поскольку это наиболее доходные источники, за счет них поддерживается финансовая стабильность бюджетов субъектов Федерации и местных бюджетов.[14]
В соответствии с законом «О налоговой системе» в Российской Федерации существуют следующие федеральные налоги:
- таможенная пошлина;
- налог на операции с ценными бумагами;
- сбор за использование наименований «Россия» и «Российская Федерация» и словосочетаний с ними;
- сбор за пограничное оформление;
- налог на пользователей автодорог;
- налог с владельцев транспортных средств;
- налог на приобретение автотранспортных средств;
- налог на отдельные виды автотранспортных средств;
- налог на реализацию ГСМ;
- налог на прибыль;
- акцизы на группы и виды товаров;
- налог на добавленную стоимость;
- налог на покупку иностранных денежных знаков и платежных документов в инвалюте;
- отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы;
- плата за пользование водными объектами;
- подоходный налог с физических лиц;
- налог на игорный бизнес;
- платежи за пользование недрами;
- гербовый сбор;
- государственная пошлина;
- налог на имущество, переходящее в порядке наследования или дарения;
- сбор за выдачу лицензий и право на производство и оборот этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции.[15]
Второй уровень - налоги республик в составе Российской Федерации и налоги краев, областей, автономных областей, автономных округов. Для краткости в дальнейшем мы будем именовать их региональными налогами.
Этот последний термин был введен в научный оборот нами еще несколько лет назад. Сейчас он «узаконен», поскольку используется в проекте Налогового Кодекса Российской Федерации. Региональные налоги устанавливаются представительными органами субъектов Федерации, исходя из общероссийского законодательства. Часть региональных налогов относится к общеобязательным на территории РФ. В этом случае региональные власти регулируют только их ставки в определенных пределах, налоговые льготы и порядок взимания. К региональным налогам относятся:
- лесной налог;
- единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности;
- налог на имущество предприятий;
- налог с продаж.[16]
Третий уровень - местные налоги, т.е. налоги городов, районов, поселков и т.д. Представительные органы (городские Думы) городов Москвы и Санкт-Петербурга имеют полномочия на установление как региональных, так и местных налогов. К местным налогам относятся:
- налог на имущество физических лиц;
- земельный налог;
- регистрационный сбор за предпринимательскую деятельность
- налог на промышленное строительство в курортной зоне
- курортный сбор;
- сбор за право торговли;
- целевые сборы на содержание милиции, благоустройство, нужды образования и др.;
- сбор за право использования местной символики;
- налог на перепродажу автомобилей, вычислительной техники и компьютеров;
- сбор с владельцев собак;
- лицензионный сбор за право винной торговли;
- лицензионный сбор за право проведения аукционов и лотерей;
- сбор за выдачу ордера на квартиру;
- сбор за парковку автотранспорта;
- налог на рекламу;
- сбор за участие в бегах;
- сбор за выигрыш на бегах;
- сбор с лиц, играющих на тотализаторе;
- сбор с биржевых сделок;
- сбор за проведение кино- и телесъемок;
- сбор за уборку территории;
- сбор за открытие игорного бизнеса;
- налог на содержание жилищного фонда и объектов культурной сферы;[17]
Бюджетное устройство Российской Федерации, как и многих европейских стран, предусматривает, что региональные и местные налоги служат лишь добавкой в доходной части соответствующих бюджетов. Главная часть при их формировании - это отчисление от федеральных налогов.