Файл: Налог как цена услуг государства.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.05.2023

Просмотров: 68

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Каждому органу управления трехуровневая система налогообложения дает возможность самостоятельно формировать доходную часть бюджета исходя из собственных налогов, отчислений от налогов, поступающих в вышестоящий бюджет (регулирующих налогов), неналоговых поступлений от различных видов хозяйственной деятельности (арендная плата, продажа недвижимости, внешнеэкономическая деятельность и пр.) и займов.[18]

Классификация по объектам налогообложения. По объектам налогообложения налоги делятся на налоги с оборота, налоги на прибыль (доход), налоги на имущество, налоги на фонд оплаты труда. К налогам с оборота относятся налог на пользователей автодорог, налог на содержание жилья и объектов социально-культурной сферы, налог на добавленную стоимость. К налогам на прибыль относятся налог на прибыль предприятий (организаций), налог на доходы, удерживаемый из источника, налог на игорный бизнес. Налог на имущество предприятий, земельный налог, налог на имущество физических лиц- налоги на имущество, а страховые взносы в Пенсионный Фонд, страховые взносы в Фонд Государственного Социального Страхования, страховые взносы в Государственный Фонд Занятости Населения, страховые взносы в Фонды Обязательного Медицинского Страхования, сбор на нужды образования- налоги на фонд оплаты труда.[19]

Глава 2. Функции налогов в развитии государства

2.1 Функции налогов и их основные принципы

Через функции налога, проявляется его экономическая значимость.

Существует три главные функции налогов:

  1. Фискальная
  2. Распределительная
  3. Регулирующая[20]

Данные функции существовать независимо друг от друга не могут, они синхронизируя образуют собой неразделимое целое.

Разделение функций налога несет в себе символический характер, так как они могут работать одновременно. Некоторые характеристики одной функции обязательно находятся и в других. Проанализируем каждую из функций и механизмы их работы.

Рассмотрим суть и механизмы проявления функций налога.

1. Фискальная функция заключается в том, чтобы снабжать государство необходимыми ресурсами.


При помощи этой функции формируются государственные денежные фонды, образуются специальные условия для функционирования государства при рыночном типе экономической структуры. В условиях рыночной экономики налоги- это основной источник доходов бюджета государства РФ.

2. Распределительная функция.

Распределительная функция заключается в том, что при помощи налогов осуществляется распределение национального дохода и формируются условия для эффективного управления государством.[21]

В данном амплуа налоги оказывают сильное воздействие на воспроизводство, давая толчок или наоборот, сдерживая темпы, увеличивая или уменьшая платежеспособность населения.

Экономическая цель механизма налоговой системы состоит в том, чтобы создать равные условия для всех предприятий, вне зависимости от их организационно- правовых форм. Обеспечивая при этом заинтересованность предприятий в приобретении большего дохода путем использования таких инструментов, как налог, ставка, льгота, срок уплаты. Это в последствии поможет найти решение в вопросах, связанных с обеспечением потребительского рынка товарами и услугами, а также снабжения актуальных социальных потребностей общества.

3. Регулирующая функция заключается в том, что она направлена в первую очередь на решение тех или иных задач налоговой политики государства. Целесообразно выделить здесь три подфункции:

  • Стимулирующая. Осуществляется путем льгот, тем самым поддерживая и развивая экономические процессы.
  • Дестимулирующая. Осуществляется путем становления препятствий тем или иным экономическим процессам через налогообложение. Например, повышенные ставки налога для казино (90%)
  • Воспроизводственная. Осуществляется путем отчисления на воспроизводство сырьевой базы, воды, и т.д.[22]

Налоговая система базируется на следующем ряде принципов:

1. Всеобщность и равенство налогообложения - каждое юридическое и физическое лицо должно платить налоги, установленные законодательством. Не допускается предоставление индивидуальных льгот и привилегий в уплате налога, не обоснованные с позиции конституционно значимых целей. Равенство в налогообложении требует учета фактической способности к уплате налога на основе сравнения экономических потенциалов.

2. Справедливость налогообложения - каждое физическое и юридическое лицо должно платить налоги в зависимости от получаемой прибыли, дохода.


Налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных критериев. Не допускается установление дифференцированных ставок налогов, налоговых льгот в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или место происхождения капитала.[23]

3. Экономическая обособленность налогов.

Налоги и сборы должны иметь экономическое обоснование и не могут быть произвольными.

4. Однократность налогообложения - один и тот же объект налогообложения у каждого субъекта может быть обложен налогом одного вида только один раз за определенный законом период налогообложения.

5. Определенность налогообложения.

При установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения. Акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить.[24]

2.2 Роль налогов в организации доходов государства

Главным ресурсом дохода государства являются налоги. Можно предположить, что государство существует для того, чтобы обеспечивать общество всевозможными благами, тогда, у власти есть два выбора: взимать высокие налоги, либо низкие. Так получается, что в первом случае государство берет на себя ответственность за жизнь населения, а во втором, эта ответственность переносится на самих граждан. Различные страны выбирают разные позиции и строят свою систему.

Так одни считают возможным изымать в виде налогов (включая все виды налогов и обязательных платежей, в том числе и взносы по соцстраху) до 75% всех доходов общества исходя из концепции более высокой эффективности применения финансовых средств под контролем государственных структур, чем в руках частных лиц. Другие не разделяют этой веры и ограничивают свои налоговые аппетиты всего лишь 25-30% от ВВП.

Так, например, самые низкие налоговые ставки встречаются в странах Азии и Ближнего Востока, а одна из самых высоких налоговых нагрузок приходится на страны ЕС. Страны, входящие в ОЭСР (организация экономического сотрудничества и развития) здесь налоги обеспечивают треть ВВП, однако при этом повышая средний уровень по ОЭСР- 34%, исключение составляют европейские страны во главе с Данией (48,6%). Такая высокая налоговая нагрузка обеспечивает европейцам высокую величину социального обеспечения. На последних местах здесь находятся Чили, Южная Корея, Мексика, тут налоги обеспечивают меньше четверти ВВП. По миру, средняя налоговая нагрузка достигает 40,9%.[25]


В странах, которые занимают конечные места по уравнению среднедушевых доходов, размеры налоговых изъятий удерживаются на существенно более низком уровне: в Южной Корее - лишь 2,5 тыс. дол. приходится на душу населения (доля налогов в ВВП-22%), в Турции - приблизительно 600 дол. на душу населения (доля налогов в ВВП-22%), в Мексике - менее 500 дол. (доля налогов в ВВП-16%).

Таким образом, налоговая политика характеризуется стремлением, прежде всего за счет усиления налогового бремени предприятий и населения решить проблему наполнения бюджета. Но такие решения смогут принести успех только в промежутке ограниченным временем.[26]

Если объективно посмотреть на данную налоговую стратегию, то она представляется бесперспективной. В таких условиях высокая ставка по налогообложению обязательно приведет к тому, что предприниматель будет стремится перенести налоговое бремя на конечного покупателя, включая всю сумму налогов в стоимость товара. В итоге цена предпринимателя зачастую выше той, которую готов заплатить потребитель, а в случае уменьшения цены, производитель может встать на прямой путь к банкротству. В следствие этого происходит падение не только производства, но и предпринимательство в общем. Как показывает практика, следом за этим, усиливается тенденция инфляции.[27]

Одновременно с этим, государству необходимо пополнять казну, всеми возможными способами, стремясь получить с налогоплательщика максимально положенное по закону. Налогоплательщик пытается отстоять свои интересы, борясь за то, чтобы налоговая ставка не была на столько высокой, что отбивала бы интерес ведения предпринимательского дела. Опытные страны, с богатой историей считают, что налогом могут облагаться не больше 40% доходов налогоплательщика.[28] В России, опираясь на расчеты, честно уплачивая все установленные законом налоги по установленным в этих законах правилам, то это сильно превосходит ту грань, за рубежами которой утрачивается любое значение предпринимательской деятельности.

2.3 Стандарты государственных услуг, оказываемых налоговыми органами

  Большинство перспективных мыслей и решений законодателя, которые направлены на то, чтобы облегчить деятельность налогоплательщика не заканчиваются успехом, но даже напротив, приносят негативный результат, по той причине, что налоговый инспектор интерпретирует их только исходя из своих интересов.


Например, одна поправка, которая внесена в НК РФ, где законодатель предъявил право, налогоплательщику, который делает скидки, или выплачивает премии согласно своей маркетинговой системе, учитывать эти расходы для расчета налога на прибыль.

Эту норму планировалось распространить как на организации, реализующие товары, так и на организации, оказывающие услуги. Однако сразу же появилось разъяснение Минфина России, согласно которому данная льгота должна применяться только для торговых организаций. "Толкователей" из Минфина России не смутил тот факт, что указанные разъяснения не только выглядят необоснованными и юридически неправильными, но и напрямую нарушают основные принципы налогообложения в Российской Федерации (например, принцип равенства налогообложения). Организациям, оказывающим услуги, приходится решать непростую задачу, сопоставляя выгоды, связанные с уменьшением налоговых платежей в бюджет в случае применения льготы, с возможными убытками, связанными с отстаиванием своей позиции в суде (расходы, связанные с оплатой услуг налоговых адвокатов, плюс упущенная выгода, связанная с отвлечением организации от своей основной деятельности).

С подобными проблемами приходится сталкиваться каждому российскому налогоплательщику. Поэтому, увидев в законе какую-либо льготу, налогоплательщик, имея конституционное право на выбор наиболее выгодной для него формы предпринимательской деятельности, в целях уменьшения своих налоговых обязательств перед бюджетом далеко не всегда ее использует. Многие из налогоплательщиков практикуют следующую схему: уплачивают налоги исходя из самой жесткой трактовки налогового законодательства, т.е. чтобы наверняка застраховать себя от возможных налоговых претензий. В этой ситуации, к сожалению, вернуть переплаченные налоги является далеко не самым легким процессом.

Выходом из данных обстоятельств будет являться запрет на официальную и неофициальную трактовку закона. Именно так возможно обеспечить хладнокровие налогоплательщика и снижение коррупции в налоговой области.

Обозначенной проблемой не ограничиваются недостатки системы налоговых органов Российской Федерации. Существуют еще несколько обстоятельств, которые не дают налогоплательщику спать спокойно.

Во-первых, не работает процедура досудебного урегулирования, которая является чистой формальностью. Налогоплательщики редко обращаются с административными жалобами потому, что вышестоящие налоговые органы редко отменяют решения своих подчиненных.