Файл: Франчайзинг как особый вид вертикальных ограничений.pdf
Добавлен: 24.05.2023
Просмотров: 95
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РОЛИ И МЕСТА ФРАНЧАЙЗИНГА
1.1 Франчайзинг как способ организации своего бизнеса
1.2 Роль франчайзинга в маркетинговой деятельности фирмы
1.3. Перспективы развития франчайзинга в России и зарубежных странах
2 АНАЛИЗ МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОМПАНИИ ООО «СПОРТМАСТЕР»
2.1 Общая характеристика предприятия
2.2 Анализ использования франчайзинга на предприятии
3.1 Основные пути совершенствования деятельности предприятия на основе использования франчайзинга
3.2. Совершенствование управления предприятием на основе франчайзинга
Для товарного франчайзинга характерна легкость контроля за финансовыми результатами франчайзи (сколько покупает, столько и продает). Но при этом франчайзер должен понимать, что его франчайзи получают приоритет перед другими оптовыми покупателями.
Основными тенденциями развития предложения на российском рынке спортивных товаров в среднесрочной перспективе являются:
- освоение региональных городов с населением от 300 до 500 тыс. чел.;
- укрупнение форматов магазинов;
- развитие сетевых операторов, что является важной предпосылкой для перспективного структурирования рынка;
- развитие франчайзинга как инструмента консолидации разрозненных индивидуальных игроков в закупочные группы и расширения присутствия ключевых игроков на рынке.
Данный механизм реализуется как универсальными ритейлерами (Спортландия, Intersport), так и монобрендовыми операторами (Adidas, Nike и т.д.);
- форвардная вертикальная интеграция, заключающаяся в развитии собственных розничных продаж производителями (дистрибьюторами) известных торговых марок (Columbia, Nike, Reebok, Adidas, Puma, и пр.);
- «восходящая» (backward) вертикальная интеграция розничных сетей, заключающаяся во внедрении в ассортиментный портфель собственных торговых марок (private label) и их активное предложение покупателям;
- рост Интернет/продаж.
В настоящий момент существуют следующие предпосылки для сохранения высоких темпов роста цивилизованного сегмента спортивного рынка (на уровне не менее 15% в год)[27]:
- Увеличение покупательной способности населения (по оценкам МЭРТ, рост реальных располагаемых доходов населения в 2007/2008 гг. составит 9/10%).
- Популяризация спортивного образа жизни в РФ, в том числе на федеральном уровне.
В настоящее время доля населения, активно занимающегося спортом, составляет 10-11% по сравнению с 40% в США и 60% в ЕС.
- Ужесточение государственного регулирования открытых рынков.
- Низкий текущий уровень насыщения российского рынка.
Конкурентные преимущества Группы на рынке складываются из наличия уникальных материальных и нематериальных активов, а также компетенций.
Уникальными активами ГК «Спортмастер» являются:
1) Материальные:
- Собственные и арендованные (на основе долгосрочных договоров) магазины с лучшим среди игроков индустрии месторасположением (prime locations), обеспечивающие территориальный охват рынка при минимальном эффекте взаимной каннибализации продаж магазинов сети;
- Собственная масштабируемая система логистики (складов), способная обеспечить возрастающие по мере развития потребности Группы в товародвижении[28].
2) Нематериальные:
- Стратегия, нацеленная на увеличение рыночной доли при высоком уровне эффективности совокупных операций;
- Сильный бренд «Спортмастер» с высоким уровнем спонтанной известности;
- Масштабная лояльная к компании клиентская группа (база данных), с которой поддерживается регулярный адресный персонифицированный контакт;
- Эксклюзивные долгосрочные дистрибутивные контракты c рядом ведущих производителей спортивных товаров (Columbia, Kettler, Asics, и пр.);
- Долгосрочные контракты с поставщиками ведущих брендов (Nike, Adidas, Reebok и пр.) с эксклюзивными финансовыми условиями;
- Устойчивая дилерская сеть, развитая система франчайзинга (b2b);
- Ключевой квалифицированный менеджмент компании, имеющий долгосрочные контракты с Группой.
ООО «Спортмастер» необходимо развивать направление мультифраншизы.
Мультифраншиза предоставит:
- Возможность максимального охвата целевой аудитории и стабильного всесезонного спроса при использовании мультифраншизы;
- Специфика покупательских предпочтений (так, свыше 25% покупателей концептуального бренда COLUMBIA никогда не совершают покупок в спортивных магазинах)
- Повышение эффективности магазинов путем оптимизация орг.структуры, штатных расписаний и централизации всех бизнес-процессов;
- Упрощение логистической, маркетинговой и финансовой систем при работе с одним поставщиком;
- Повышение рентабельности бизнеса за счет консолидации заказов Сокращение расходов на аренду[29].
- Комплексная поддержка опытного мастера-франчайзи.
Рисунок 3 – Доля мультифранчайзинговых проектов
61% – сочетание проекта СПОРТЛАНДИЯ с другими франшизами
30% – сочетание проектов COLUMBIA и FOOTTERRA
9% – полный набор франшиз
40% франчайзи компании приобрели вторую и более франшизу.
100% этих проектов успешны.
Основными направлениями развития ООО «Спортмастер» должно стать формирование устойчивых темпов роста сетей и активное продвижение всех форматов. Так ранее, для повышения узнаваемости формата Спортландия в были привлеченаы звезды Российского спорта – Евгений Плющенко и Алексей Ягудин. Проведенные рекламные кампании с их участием позволили серьезно поднять лояльность потребителей[30].
Для дистрибутивного дивизиона методами реализации стратегии являются:
- создание эффективной и масштабируемой глобальной системы размещения заказов (sourcing) и совершенствование товарного предложения private label во всех значимых и финансово емких сегментах рынках спортивных товаров по критерию цена/качество. Это позволит увеличить долю private label в обороте до уровня не ниже 30% к 2012 г.;
- формирование эффективного дистрибутивного портфеля, предполагающего наличие ключевых брендов, лидирующих во всех значимых сегментах спортивного рынка, а также заключение долгосрочных дистрибутивных контрактов с владельцами брендов;
- повышение на рынке совокупной доли дистрибутируемых брендов;
- выход на розничные рынки малых городов (от 100 тыс. чел) за счет франчайзингового проекта «Спортландия»;
- консолидация независимых розничных операторов под торговой маркой «Спортландия».
3.2. Совершенствование управления предприятием на основе франчайзинга
В целях расширения деятельности предприятию ООО «Спортмастер» можно предложить открытие магазина товаров для активного отдыха «Экспедиция». Фирменные магазины «Экспедиция» - это сеть унифицированных магазинов с постоянно обновляемым ассортиментом и одинаковой ценовой политикой в каждом.
Магазины «Экспедиция» соответствуют фирменным стандартам по оформлению, стилю и качеству обслуживания:
- единые стандарты отделки помещения магазина;
- единое фирменное оборудование;
- единая вывеска;
- представление ассортиментного минимума товара;
- участие в проведение акций, направленных на привлечение покупателей;
- единая выкладка товара на фирменном оборудовании (мерчендайзинг);
- единая система подбора и подготовки персонала.
«Экспедиция» - надежный партнер, в сотрудничестве с которым сокращаете до минимума возможность финансового риска, и ООО «Спортмастер» сможет быстро достичь ожидаемого результата, опираясь на ресурсы и огромный опыт компании «Экспедиция»[31].
При работе «Экспедиция» всегда стремимся к взаимовыгодному и долгосрочному сотрудничеству, при этом она предоставляет:
- право использования товарного знака «Экспедиция" в магазине (название, стиль, оформление и т.п.);
- ноу-хау в области создания и эксплуатации успешного магазина;
- помощь при отборе и обучении персонала;
- специальные условия по поставке товара;
- разработка архитектурно-планировочного решения для помещений магазина;
- размещение информации о магазине в информационных ресурсах. Компании "Руян" это и интернет, и печатные издания, и выставки, и т.д.;
- совместная разработка продвижения вашего магазина и участие в нём.
Фирменные магазины могут быть двух форматов:
Формат№1: это магазин площадью 50-70 кв.м., находящийся в торговом центре или стоящий отдельно.
Формат№2: это отдел 20-30 кв.м., находящийся в магазине туристического или спортивного направления, формата мультибренд и площадью не менее 100 кв.м[32].
Для открытия магазинов в России и странах СНГ необходимы:
Формат№1
- торговое помещение площадью от 50 квадратных метров;
- инвестиции в ремонт и отделку помещения из расчета 0-150 на один квадратный метр;
- средства для приобретения оборудования и освещения из расчета $ 70 - 100 на один квадратный метр первоначальные вложения в товар: от $ 26 000
Формат№2
- торговое помещение площадью от 20 квадратных метров;
- средства для приобретения оборудования и освещения из расчета - 100 на один квадратный метр первоначальные вложения в товар: от $ 13 000.
Эффективность бизнеса:
- Открытие магазина вместе с подготовкой дизайн-проекта и изготовлением оборудования, подбором и поставкой коллекций в среднем занимает 1-2 месяца;
- Срок возврата инвестиций при открытии одного магазина составит 0.5—2 года, в зависимости от месторасположения магазина;
- Эффективность вложения составляет от 50% до 200% годовых;
- Для эффективного развития бизнеса необходима сеть из нескольких магазинов.
«Экспедиция» уникальная прибыльная и устойчивая рыночная ниша. Первая и единственная в России франшиза на рынке товаров для активного туризма. Быстрая раскрутка на рынке и отсутствие конкурентов позволяют сделать выводы о том, что этот бренд прочно займет первое (возможно, монопольное) место в этом направлении российского бизнеса на многие годы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В общем смысле, франчайзинг - это «аренда» товарного знака или коммерческого обозначения. Использование франшизы регламентируется договором между франчайзером и франчайзи. Содержание договора может быть различно, от простых, до очень сложных, содержащих мельчайшие подробности использования товарного знака. Как правило, в договоре регламентируется сумма отчислений за пользование франшизы (она может быть фиксированная, единоразовая за определенный период, процент от продаж). Требование отчислений может и отсутствовать, но в таком случае, франчайзи обязуется покупать у франчайзера определенное количество товара/работ/услуг.
Группа компаний «Спортмастер» - российская компания-ритейлер, специализирующаяся на оптовой и розничной торговле спорттоварами. Владелец одноимённой сети магазинов спортивных товаров на Украине, в Белоруссии, Казахстане.
ООО «Спортмастер» осуществляет хозяйственную деятельность в следующих основных направлениях:
- розничная и оптовая реализация, производство, приобретение, транспортировка, переработка, хранение одежды и обуви, товаров для спорта, туризма и отдыха, иных товаров народного потребления и продуктов питания;
- организация сети розничной и оптовой торговли одеждой и обувью, товарами для спорта, туризма и отдыха, а также иными товарами народного потребления и продуктами питания;
- организация и/или участие в российских и международных соревнованиях, конкурсах, выставках, семинарах, конференциях.
Группа компаний СПОРТМАСТЕР является абсолютным лидером розничного и оптового рынка спортивных товаров в России и СНГ.
Став участником одного из франчайзинговых проектов ООО «Спортмастер», вы получаете в свое распоряжение утвердившиеся и проверенные концепции ведения бизнеса вместе с рекламной и консультационной поддержкой ГК СПОРТМАСТЕР.
ООО «Спортмастер» готово предложить идеи готового бизнеса, такие как торговля одеждой или торговля обувью на основе франчайзинга.
ООО «Спортмастер» необходимо развивать направление мультифраншизы. Мультифраншиза предоставит:
- Возможность максимального охвата целевой аудитории и стабильного всесезонного спроса при использовании мультифраншизы;
- Специфика покупательских предпочтений (так, свыше 25% покупателей концептуального бренда COLUMBIA никогда не совершают покупок в спортивных магазинах)
- Повышение эффективности магазинов путем оптимизация орг.структуры, штатных расписаний и централизации всех бизнес-процессов;
- Упрощение логистической, маркетинговой и финансовой систем при работе с одним поставщиком;
- Повышение рентабельности бизнеса за счет консолидации заказов Сокращение расходов на аренду.
Основными направлениями развития ООО «Спортмастер» должно стать формирование устойчивых темпов роста сетей и активное продвижение всех форматов. Так ранее, для повышения узнаваемости формата Спортландия в были привлеченаы звезды Российского спорта – Евгений Плющенко и Алексей Ягудин. Проведенные рекламные кампании с их участием позволили серьезно поднять лояльность потребителей.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
- Амблер Т. Практический маркетинг. - СПб.: Питер, 2015.
- Баутов А.Н. Оптимальное управление продажами с использованием статистических моделей // Маркетинг в России и за рубежом. – 2014.
- Бове К.Л., Аренс У.Ф. Современная реклама. Пер. с англ. – Тольятти.: Издательский Дом Довгань, 2014.
- Браверман А.А.Маркетинг в российской экономике переходного периода: методология и практика. М.: Центр экономики и маркетинга, 2013.
- Гермогенова Л.Ю. Как сделать рекламу магазина. М.: РусПартнер Лтд, 2013.
- Герчикова И.Н. Менеджмент: Учебник. - М.: Банки и биржи ЮНИТИ, 2013.
- Говард Д., Шет Дж. Теория поведения покупателя. Классика маркетинга/ Сост.: Б. М. Энис, К.Т. Кокс, М.П. Моква.- СПб.: Питер, 2013.
- Зайдман Ф. Франчайзинг Москва: «ЮнитиДана», 2012.
- Зорин Е. Мерчандайзинг как средство построения коммуникации между производителем и продавцом в розничной торговле // Маркетинговые коммуникации. - 2015. №2.
- Инна Львова – «Юридические аспекты коммерческой концессии» // «Все для бухгалтера в торговле», 26 февраля 2013 г., № 9 (207), с. 6
- Качканов В.П. Крупный и малый бизнес: перспективы взаимоотношений в форме франчайзинга / Ломоносов 2015: Международная конференция студентов, аспирантов и молодых ученых МГУ им. М.В. Ломоносова. Сборник тезисов / Под ред. В. Н. Сидоренко и др. М.: ТЕИС, 2015
- Клименко А. Спасет ли франчайзинг малый бизнес? М., 2005. 176 с.
- Коммерческая деятельность. Учебник. / под ред. Панкратов Ф. Г., Серегина Т. К. - М.: ИВЦ Маркетинг, 2013.
- Корзун А.В. Мерчандайзинг как высокотехнологичная торговая услуга. – М.: МГУС-ИЭСРАМ, 2013
- Котлер Ф. Маркетинг, менеджмент. - СПб.: Питер Ком, 2013.
- Леви М., Бартон А. Основы розничной торговли – Питер, 2015.
- Мазманова Б.Г. Методические вопросы прогнозирования сбыта // Маркетинг в России и за рубежом. 2015. №1.
- Маркетинг: Учебник, практикум и учебно-методический комплекс по маркетингу / Р.Б. Ноздрева, Г.Д. Крылова, М.И. Соколова, В.Ю. Гречков. - М.: Юристъ, 2015.
- Мендельсон М. Руководство по франчайзингу: Пер. с англ. М., 2005. 176 с.
- Мюррей Я. Франчайзинг. Типы франшизы. Где достать финансы. Как добиться успеха. Санкт-Петербург: «Питер», 2015.
- Основы предпринимательской деятельности: Маркетинг: Учебное пособие / Под ред. В.М. Власовой. - М.: Финансы и статистика, 2013.
- Половцева Ф. П. Коммерческая деятельность: Учебник - (Высшее образование) / под ред. Половцева Ф.П. – М.: Инфра, 2015.
- Предпринимательство: Интернационализация и интенсификация технологий франчайзинга на мировом рынке // Управление экономическими системами (электронный научный журнал). 2013. №1(9).
- Сосна С., Васильева Е. Франчайзинг. Коммерческая концессия. Москва: «Академкнига», 2015.
- Цират А. Триумфальное шествие франчайзинга // Юридическая практика. 2001. 26 декабря. № 52.
- Юданов А.Ю. Конкуренция: теория и практика. Учебно-практическое пособие. - М.: ТАНДЕМ, 2013.