Файл: Франчайзинг как особый вид вертикальных ограничений.pdf
Добавлен: 24.05.2023
Просмотров: 101
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РОЛИ И МЕСТА ФРАНЧАЙЗИНГА
1.1 Франчайзинг как способ организации своего бизнеса
1.2 Роль франчайзинга в маркетинговой деятельности фирмы
1.3. Перспективы развития франчайзинга в России и зарубежных странах
2 АНАЛИЗ МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОМПАНИИ ООО «СПОРТМАСТЕР»
2.1 Общая характеристика предприятия
2.2 Анализ использования франчайзинга на предприятии
3.1 Основные пути совершенствования деятельности предприятия на основе использования франчайзинга
3.2. Совершенствование управления предприятием на основе франчайзинга
США - McDonald's, Kentucky Fried Chicken, Pizza Hut (продовольствие), TGI Friday's, Dunkin Donuts, Future Kids (обучение), Holiday Inn, Choice Hotel International (гостиницы), Rentex - Hertz (аренда автомобилей)
Германия - OBI (агробизнес), Nord-West-Ring (оптовая торговля обувью), Family Frost (замороженные продукты), Zimbo Czechia.
Италия - Stefannel, Versace, Ungaro, Versus, Sergio Rossi.
Франция - Yves Rocher (косметика ), Kookai, Lacoste (одежда)[17].
Великобритания – Marks & Spencer (одежда), Mothercare (одежда для матери и ребенка и принадлежности), Next (семейная мода)[18].
С другой стороны, появились внутренние франчайзеры подобно ETA (электрические приборы), Boty Roman Petr (обувь), Dobra Ajovna (производство чая), Body Basics (косметика), Rapid Service (услуги чистки).
2 АНАЛИЗ МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОМПАНИИ ООО «СПОРТМАСТЕР»
2.1 Общая характеристика предприятия
Группа компаний «Спортмастер» - российская компания-ритейлер, специализирующаяся на оптовой и розничной торговле спорттоварами. Владелец одноимённой сети магазинов спортивных товаров на Украине, в Белоруссии, Казахстане. Штаб-квартира - в Москве.
На начало 2011 года в управлении компании находилось 125 магазинов «Спортмастер», 60 магазинов «O’stin» в России, Белоруссии, Украине, а также в Казахстане. В течение года планируется открыть ещё 14 магазинов, в том числе развитие проекта «гипермаркет» в городах-миллионниках. Компания развивает сеть франчайзинговых магазинов «Спортландия», «Columbia», «Footterra»[19].
Компания ООО «Спортмастер» была основана в 1991году как небольшой магазин по продажи домашних тренажеров. К 2008 году магазин превратился в крупную компанию, на которой трудятся около 200 человек.
Целью деятельности ООО «Спортмастер» является получение максимальной прибыли и удовлетворение общественных потребностей.
ООО «Спортмастер» осуществляет хозяйственную деятельность в следующих основных направлениях:
- розничная и оптовая реализация, производство, приобретение, транспортировка, переработка, хранение одежды и обуви, товаров для спорта, туризма и отдыха, иных товаров народного потребления и продуктов питания;
- организация сети розничной и оптовой торговли одеждой и обувью, товарами для спорта, туризма и отдыха, а также иными товарами народного потребления и продуктами питания;
- совершение экспортно-импортных операций;
- оказание консультационных, посреднических, сервисных, и иных услуг;
- пропаганда здорового образа жизни путем проведения благотворительных и иных мероприятий;
- организация и/или участие в российских и международных соревнованиях, конкурсах, выставках, семинарах, конференциях.
Иная деятельность ООО «Спортмастер», не включенная в вышеизложенный перечень видов деятельности, но не запрещенная действующим законодательством, является уставной[20].
На ООО «Спортмастер» используется иерархическая организационная структура, когда работники подчиняются лицам, расположенным выше их по иерархической цепочке (линии подчинённости) и распоряжаются теми, кто находиться ниже.
Генеральный директор
Исполнительный директор
Отдел снабжения
Начальник отдела продаж
Зав. складом
Товаровед
Главный бухгалтер
Бухгалтерия
Кассир
Кладовщики
Отдел кадров
Админист-ратор торгового зала
Рисунок 1 – Организационная структура ООО «Спортмастер»
Круг работы каждого работника строго определён. Директор предприятия является ключевой фигурой. От его способности правильно организовать работу зависит успех и прибыль торгового предприятия. В его обязанности входит организация всей деятельности предприятия.
2.2 Анализ использования франчайзинга на предприятии
Группа Компаний Спортмастер является абсолютным лидером розничного и оптового рынка спортивных товаров в России и СНГ.
Став участником одного из франчайзинговых проектов ООО «Спортмастер», вы получаете в свое распоряжение утвердившиеся и проверенные концепции ведения бизнеса вместе с рекламной и консультационной поддержкой ГК Спортмастер[21].
Франчайзинг – одна из самых эффективных на сегодняшний день схем ведения бизнеса, которая подразумевает такую форму бизнес-отношений, при которой известная компания (держатель франшизы) передает независимому предпринимателю или компании (франчайзи) право на использование своей торговой марки и отлаженных бизнес-технологий (франшизу). Франчайзи, со своей стороны, обязуется вести бизнес в соответствии со стандартами, установленными франчайзором.
ООО «Спортмастер» готово предложить идеи готового бизнеса, такие как торговля одеждой или торговля обувью на основе франчайзинга.
Работа под известной маркой потребует от предприятия гораздо меньше капиталовложений на становление и продвижение бизнеса, а использование проверенных технологий и профессионального опыта компании Спортмастер - лидера в сегменте продажи товаров для спорта и отдыха, - позволит постоянно увеличивать свой доход, существенно минимизируя предпринимательские риски. По статистике, из всех вновь образованных фирм в мире 85% прекращает свою деятельность в течение первых пяти лет. А из тех, кто работает по франчайзинговой схеме - лишь 14%.
В рамках франчайзинговых проектов компания Спортмастер предлагает своим партнерам поддерживать следующие стандарты работы, гарантирующие стабильную прибыль и динамичное развитие бизнеса:
- ведение бизнеса под единой торговой маркой;
- осуществление скоординированной ассортиментной и маркетинговой политики;
- наличие сходных элементов оформления мест продаж;
- соблюдение единых стандартов обслуживания;
- совместное продвижение сети согласно общей рекламной концепции.
Таким образом, став участником одного из ранчайзинговых проектов, фирма получит в свое распоряжение уже утвердившуюся и проверенную концепцию ведения бизнеса вместе с консультационной и рекламной поддержкой компании Спортмастер.
COLUMBIA - сеть концептуальных магазинов американской торговой марки COLUMBIA, лидера уже более 60 лет в направлении одежды и обуви для активного отдыха средней ценовой категории.
FOOTTERRA - сеть мультибрендовых обувных магазинов, предлагающих лучший ассортимент модной о буви свободного стиля среднего ценового диапазона. В магазинах представлены самые актуальные модели повседневной обуви от ведущих мировых производителей обуви и аксессуаров[22].
Ассортимент магазина ориентирован в рамках 3-х основных направлений:
CITY OUTDOOR&COMFORT - удобная обувь для города свободного стиля.
ACTIVE OUTDOOR - практичная функциональная обувь для различных видов деятельности на открытом воздухе (туризм, активный отдых и т.п.).
SPORT LIFESTYLE - обувь спортивного стиля, внешне похожая на спортивную, но не предназначенная для занятий определенными видами спорта.
Торговые марки: CATERPILLAR, HUSH PUPPIES, SKECHERS, MERRELL, COLUMBIA, O'NEILL, 310 MOTORING, MARC ECKO, HELLY HANSEN, TECNICA, ONITSUKA TIGER
FOOTTERRA - это магазин для тех, кто хочет жить естественной, свободной и полной жизнью, любит свободу движения и самовыражения, каждый день открывая для себя что-то новое.
Целевая аудитория:
Мужчины и женщины 18-45 лет (ядро: 25-30)
- современные динамичные молодые люди, которые ценят активный образ жизни;
- увлекаются спортом, любят отдых на природе, посещают клубы, кафе, боулинг, кинотеатры;
- приобретают обувь преимущественно среднего и средне-высокого диапазона;
- брендориентированые, тяготеют к модным и статусным товарам.
Концепция магазина сформирована с учетом потребностей целевой аудитории и позволяет покупателям почувствовать себя максимально комфортно, посещая магазин и приобретая товары[23]
Условия франшизы FOOTTERRA представлены в приложении 2.
O'NEILL - сеть концептуальных магазинов американской торговой марки O'Neill, основанной в 1952 г. серфером Jack O'Neill. В настоящее время марка O'NEILL занимает одно из лидирующих мест на рынке спортивной одежды и обуви для активной молодежи. Компания O'NEILL нашла «золотую середину» между стилем, долговечностью и практичностью. И сегодня более семидесяти дистрибьюторов успешно представляют O'NEILL по всему миру[24].
Современная тенденция - выглядеть молодо - размывает возрастные рамки до 35 лет.
Одежда пропитана духом индивидуальности, независимости и свободы, что выигрышно подчеркивает её на общем фоне повседневной одежды и обуви. Оптимальный баланс между качественными тканями и разумной ценой делают одежду марки O'NEILL интересной для молодежи. Структура коллекции в целом позволяет выбрать одежду на любой вкус, учитывает сезонные особенности нашего климата. Это делает торговую марку O'NEILL популярной и востребованной на протяжении всего года. Большой ассортимент аксессуаров создает целостное представление о торговой марке. Модели легко комбинировать между собой, что позволяет создавать неповторимый и уникальный образ. O'NEILL для всех, кто живет яркой полноценной жизнью.
Условия франшизы O'NEILL представлены в приложении 3
Подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод о том, что группа компаний «Спортмастер» - российская компания-ритейлер, специализирующаяся на оптовой и розничной торговле спорттоварами. Владелец одноимённой сети магазинов спортивных товаров на Украине, в Белоруссии, Казахстане.
Компания развивает сеть франчайзинговых магазинов «Спортландия», «Columbia», «Footterra».
Группа Компаний СПОРТМАСТЕР является абсолютным лидером розничного и оптового рынка спортивных товаров в России и СНГ.
Став участником одного из франчайзинговых проектов ООО «Спортмастер», вы получаете в свое распоряжение утвердившиеся и проверенные концепции ведения бизнеса вместе с рекламной и консультационной поддержкой ГК СПОРТМАСТЕР[25].
ООО «Спортмастер» готово предложить идеи готового бизнеса, такие как торговля одеждой или торговля обувью на основе франчайзинга.
Работа под известной маркой потребует от предприятия гораздо меньше капиталовложений на становление и продвижение бизнеса, а использование проверенных технологий и профессионального опыта компании СПОРТМАСТЕР - лидера в сегменте продажи товаров для спорта и отдыха, - позволит постоянно увеличивать свой доход, существенно минимизируя предпринимательские риски.
3 ОСНОВНЫЕ ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ООО «СПОРТМАСТЕР» НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ФРАНЧАЙЗИНГА
3.1 Основные пути совершенствования деятельности предприятия на основе использования франчайзинга
Товарный франчайзинг имеет самую большую долю на российском рынке франшиз - 45%. Конкуренция здесь настолько сильна, что лидеры рынка уже предлагают особые конкурентные преимущества для франчайзи. К примеру, группа компаний «Спортмастер» предлагает не одну франшизу, а целых четыре: «Спортландия», Columbia, Footterra и O'Neill. Идея мультифраншизы такова: у магазинов одежды ниша определенного брэнда быстро заполняется, и франчайзи для дальнейшего роста необходимо приобретать другую франшизу, вновь выстраивая бизнес с нуля. «Спортмастер» же дает своему франчайзи возможность дальнейшего развития бизнеса, и тот на базе уже сложившихся отношений получает новый брэнд, сохраняя при этом принцип «одного окна» — единый для всех франшиз канал поставки и система логистики, существенную экономию на маркетинговых и финансовых схемах[26]. Например, покупая товар марки Columbia, франчайзи может его продавать в магазинах Columbia, «Спортландия» и Footterra одновременно. Определенный плюс заключается в том, что при мультифраншизе франчайзи сможет использовать различные форматы помещений от 50 до 500 кв. м, что в значительной мере развязывает руки в условиях дефицита торговых площадей в регионах.