Файл: Франчайзинг как особый вид вертикальных ограничений.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.05.2023

Просмотров: 92

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы курсовой работы состоит в том, что одним из современных видов партнерского бизнеса является система франчайзинга, в которой крупная фирма создает свою собственную внутреннюю инфраструктуру, охватывающую всю палитру «бизнес-функций», связанную с передачей нематериального актива. Данные формы контрактных отношений дают возможность обеспечить партнерам поддержку в конкурентной борьбе, создании нового бизнеса, выходе на новые географические и продуктовые рынки.

Проблемы экономической сущности франчайзинга, взаимодействия на его основе между крупным и малым бизнесом анализируются как в зарубежной, так и отечественной экономической литературе. Все вышесказанное свидетельствует об актуальности темы выпускной квалификационной работы.

Целью курсовой работы является анализ роли и места франчайзинга в деятельности в сфере розничной торговли ООО «Спортмастер».

Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:

  • изучить сущность и особенности франчайзинга, как формы поддержки малого предпринимательства в России и зарубежных странах;
  • проанализировать организацию продаж товаров с использованием правил и методов франчайзинга на конкретном торговом предприятии;
  • определить основные направления совершенствования организации продаж товаров с использованием франчайзинга на объекте исследования.

Объектом исследования курсовой работы является магазин «Спортмастер».

Предметом исследования выступают экономические отношения по поводу организации продаж товаров в торговых предприятиях с использованием правил и методов франчайзинга.

При выполнении работы использовались общенаучные методы познания (метод научных абстракций, единство логического и исторического, анализ и синтез, индукции и дедукции), статистические, графические, метод системного анализа.

Информационной базой исследования являются законодательные и нормативно-правовые акты РФ, научные труды отечественных и зарубежных экономистов, материалы специализированных периодических печатных изданий, сайты Интернета, бухгалтерская отчетность магазина «Спортмастер».

Методики, используемые в работе: теоретические методики исследования рынка, а также методики прикладного характера, позволяющие проанализировать место предприятия в конкурентной борьбе.

Разработанность в науке. Теоретическую основу курсовой работы составляют научные труды отечественных и зарубежных ученых не только в области экономики, но и права. В частности данная проблематика освещается в работах: Адамса Я., Бессиса Ф., Дельтея Ж., Кесслера Э., Кесслера П., Маринова М., Шэйна С., Эдами Ж. Среди отечественных авторов, изучавших различные аспекты франчайзинга, необходимо отметить следующих специалистов: Васильеву Е.Н., Глуховскую А., Даниловского Ф., Землякова Д. Н., Колесникова В., Макашева М.О., Шульгину Л., Ющенко Н.А.


Практическая значимость курсовой работы заключается в комплексном подходе к исследованию, результаты которого могут быть использованы как материалы лекций и семинаров.

Структура работы определяется ее содержанием. Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и приложений.

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РОЛИ И МЕСТА ФРАНЧАЙЗИНГА

1.1 Франчайзинг как способ организации своего бизнеса

Термин франчайзинг охватывает разнообразные деловые взаимоотношения и часто используется параллельно с термином лицензирование. Будучи способом организации бизнеса, франчайзинг широко используется в качестве альтернативного метода распределения товаров и расширения бизнеса на протяжении последних сорока лет[1].

Во франчайзинге как способе организации бизнеса франчайзер не просто дает разрешение франчайзи продавать свои фирменные товары и услуги. Франчайзер должен также предоставить проверенный на практике метод ведения дела, оказать техническое и консультативное содействие при организации бизнеса франчайзи и обеспечивать его поддержку в дальнейшем. Франчайзи непременно должен уплатить франчайзеру первоначальный взнос, осуществлять постоянные платежи в дальнейшем и выплачивать сбор на маркетинг/рекламу. Хотя обе стороны работают вместе и объединяют свои усилия с целью успешного ведения бизнеса, франчайзер и франчайзи юридически остаются независимы[2].

Компания, решившая развивать франчайзинговое направление, может ставить перед собой три стратегические цели:

1. Быстрый рост. Когда собственных точек продаж становится слишком много, операционные затраты на поддержание работы сети начинают съедать львиную долю ее дохода. В России уже есть сети, насчитывающие более 120 предприятий, и для них эта проблема вот-вот станет актуальной. Компаниям, планирующим быстрый рост, имеет смысл определиться с максимальным размером собственной сети, а дальше развиваться, используя франчайзинговую модель[3]. В этом случае можно экономить практически на всех операционных затратах, как то: содержание помещений, оплата труда, налоги на фонд оплаты труда, доставка продукции до конкретного магазина. Все эти заботы ложатся на плечи франчайзи. Функции франчайзера – обеспечить наличие нужной продукции на своем складе и оказывать поддержку франчайзи при организации франчайзингового предприятия и в процессе его работы.


2. Региональная экспансия. Содержать сильно разветвленную сеть, отдельные предприятия, магазины или офисы которой расположены в разных регионах, нерентабельно, как я уже отметила, из-за больших операционных издержек. Кроме того, каждый российский регион имеет экономическую, административную, социальную и ментальную специфику[4].

3. Укрепление бренда. Бренд можно формировать с помощью массовой и дорогостоящей рекламы. Есть и другой путь: построение разветвленной фирменной сети. Если выбирается второй вариант, важно разработать четкую запоминающуюся концепцию и единый ассортимент (продуктов или услуг) таким образом, чтобы сеть действительно была «фирменной», то есть максимально единообразной и узнаваемой.

1.2 Роль франчайзинга в маркетинговой деятельности фирмы

Так как договор франчайзинга применяется в различных сферах и имеет много разновидностей, некоторые виды франчайзинговых договоров имеют много общих черт с иными видами обязательств[5]:

1. Наиболее близкими к договору франчайзинга являются лицензионные договоры по передаче права пользования на интеллектуальную собственность[6]. Но между ними имеются и отличия, основные из которых состоят в том, что цель договора франчайзинга всегда является создание новых предпринимательских комплексов, лицензионные же договоры направлены на использование отдельных объектов интеллектуальной собственности, вне зависимости от цели такого использования[7].

2. Договор сбытового или товарного франчайзинга иногда сравнивают с Договором об исключительной продаже товаров или применительно к международной купле продаже товаров с договором об исключительном импорте, т.е. с дилерскими договорами[8].

3. Договор франчайзинга надо отличать также от предпринимательских договоров, связанных с управлением одним юридическим лицом другим юридическим лицом.

4. Договор франчайзинга в случае выплаты франчайзеру вознаграждения в виде фиксированного разового платежа фактически может быть воспринят близким к договору купли-продажи, т.к. в обоих случаях за передачу сходного объекта гражданских прав следует денежный платёж.


5. При выплате франчайзи вознаграждения франчайзеру за право пользования франшизой в форме периодических платежей договор франчайзинга становится схож с договором имущественного найма (аренды), т.к. в обоих случаях объект гражданских прав передаётся во временное пользование за плату[9].

Рассмотрим преимущества франчайзинговой системы для франчайзера. Франчайзер - это предприниматель, который смог создать работающий бизнес, который уже приносит ему хорошую прибыль. Именно потому, что бизнес уже успешен, он должен легко поддаваться успешному повторению. Это означает, что возможно открывать еще больше предприятий, работа которых строилась бы по такой же модели, как и бизнес франчайзера. Бизнес франчайзера всегда имеет определенный проверенный рынок потребителей и ценную репутацию[10].

После того, как бизнес своим успехом доказал свою жизнеспособность, основатели желают развивать это дело. Здесь возникает два пути: развивать дело, инвестируя прибыль или создавать франчайзинговую систему[11]. При создании и развитии франчайзинговой системы, ее основатели будут рассматривать пять позиций: Франчайзинг открывает возможности быстрого расширения на новом рынке и укрепления своей репутации на существующем рынке. Увеличение количества выплачиваемых взносов позволяет франчайзеру быстро и эффективно развиваться на рынке.

Организация бизнеса по системе франчайзинга для франчайзи также имеет свои недостатки. Франчайзи могут вносить свои предложения, но они не могут менять систему[12]. Взгляд на франчайзинговую систему, как ограничивающую инициативу франчайзи. В дополнение к франчайзинговому договору франчайзи должен следовать специальным правилам, касающимся ежедневных операций в бизнесе и использования товарного знака франшизы.

1.3. Перспективы развития франчайзинга в России и зарубежных странах

Несмотря на то, что первые бизнесы в сфере франчайзинга появились в Европе еще в XIX веке, реальное развитие франчайзинга на Европейском континенте было зарегистрировано только после того, как в США он стал успешным бизнесом. Компания BATA создала первый индустриальный франчайзинг в 1929 в Чехословакии. В то же время, шерстяная компания из Рубэ создала сеть производства и распределения текстильных изделий марки «Пингвин»[13].


В 1990 г. в 12 странах Европейского Союза было зарегистрировано 1,600 франчайзинговых систем и 85000 франчайзи. Европейским лидером в этом секторе является Франция, где 10 % приходятся на данную систему. Согласно статистическим данным, изданным в марте 2015, на Европейском салоне франчайзинга и торговли в Париже, в Европе действовали более чем 3,500 франчайзинговых систем и 134,000 франчайзи, которые нанимали приблизительно 1 млн. работников[14]. Товарооборот составлял 70 млрд. евро.

Таблица 1

Ситуация франчайзинга в Европе, 2015

Страна

Число франчайзеров

Число франчайзи

Товарооборот, млрд. евро

Число работников

Франция

485

27,360

27

320,000

Германия

530

22,000

12,5

30,000

Великобритания

474

25,700

8,2

220,000

Голландия

350

11,825

8,4

85,300

Швеция

230

9,150

5,72

71,000

Бельгия

170

3,500

3,6

28,000

Испания

288

13,161

-

69,000

Италия

436

21,390

2,8

49,660

Норвегия

125

3,500

3

-

Чехия

79

260

-

-

В настоящее время в Европе функционируют 4,500 франчайзинговых систем, у каждой из них в среднем 37 партнеров, их общий товарооборот составляет 150 млрд. долларов[15]. Тем не менее, степень развития франчайзингого бизнеса в Европе намного ниже, чем в США, где объем подобного рода сделок превысил 800 млрд. долларов.

На международном и европейском уровнях, законодательная основа франчайзинга оставалась в течение долгого времени неизведанной. До этого момента, только в 3 странах приняты специальные законы относительно деятельности франчайзинга[16].

За короткое время известные компании высокоразвитых стран сумели проникнуть на чешский рынок. Речь идет о таких фирмах, как:

Таблица 2

Области деятельности франчайзинга и число фирм, 2012

Области деятельности

Число фирм

Продовольствие и рестораны

6

Торговля одеждой и обувью

11

Торговля косметическими изделиями

2

Услуги (чистка, уборка)

1

Гостиницы

2

Строительные материалы

2

Аренда автомобилей

3

Образование

1