Файл: Общие особенности кадровой стратегии организаци (*Теоретико-методологические основы истории развития бизнеса)й бюджетной сферы.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.05.2023

Просмотров: 144

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Рисунок 2.10 Годовая динамика числа работников в МСП в России на 10.04.2018г.[41]

Сравнение округов по абсолютному числу субъектов МСП или числу субъектов МСП на 100 человек населения не очень показательно. Дело в том, что большее число субъектов МСП не обязательно указывает на его более высокую развитость. Большую роль играет структура сектора МСП по масштабам бизнеса. Так, в округе может быть относительно немного субъектов МСП при относительно небольшом весе микро предприятий и большем весе малых предприятий. Хотя последние не столь многочисленны (что влияет на общее число субъектов МСП), они теоретически могут создавать больше рабочих мест и добавленной стоимости.

Для сравнения проникновения сектора МСП в экономику федеральных округов лучше использовать показатели, которые не так сильно зависят от структуры сектора МСП по масштабам бизнеса. Одним из таких показателей является численность работников сектора МСП. Ниже представлены графики распределения работников по федеральным округам и количеству работников на 100 человек населения.

Наибольшее число работников в секторе МСП наблюдается в СЗФО и ЦФО. СКФО – анти-лидер по числу работников в секторе МСП на 100 человек населения. Между лидером и анти-лидером огромная разница – почти в 4 раза (см. рис. 2.11).

Рисунок 2.11 Количество работников в секторе МСП (ЮЛ и ИП) на 100 человек населения в 2018 г.[41]

В 2018г. по данным Росстата торговля заняла 57% от суммарного оборота сектора МСП. Обрабатывающие производства – 10,6%. Четверть от неторговой части сектора МСП составляет отрасль строительства, еще одну четверть – обрабатывающие производства. Довольно существенные доли неторгового оборота – от 5% до 10% занимают сектора деятельности по операциям с недвижимым имуществом (9,8%), транспорта и хранения (8,9%), профессиональной, научной и технической деятельности (8,0%), сельского хозяйства и рыболовства (5,3%).

Анти-лидеры по доле оборота сектора МСП с менее чем 2%: здравоохранение и социальные услуги (1,6%), добыча полезных ископаемых (1,3%), культура, спорт и досуг (0,5%), образование (0,1%) (см. рис. 12.).

Рисунок 2.12 Структура оборота в секторе МСП по видам экономической деятельности (кроме торговли) в 2018г.[41]

В обрабатывающих производствах по обороту с отрывом лидирует пищевая промышленность – более 1 трлн руб. На 2-м месте производство готовых металлических изделий с 675 млрд руб.


Далее следуют сектора с оборотом от 250 до 450 млрд руб.: производство прочей неметаллической минеральной продукции (454,9 млрд руб.), производство резиновых и пластмассовых изделий (414,7 млрд руб.), производство машин и оборудования (353,3 млрд руб.), химическое производство (321,9 млрд руб.), производство электрического оборудования (276,6 млрд руб.) и производство компьютеров, электронных и оптических изделий (250,5 млрд руб).

Анти-лидеры среди обрабатывающих производств с оборотом менее 100 млрд руб.: производство текстильных изделий (95,2 млрд руб.), производство кокса и нефтепродуктов (87,8 млрд руб.), производство лекарственных средств (64,5 млрд руб.), производство прочих транспортных средств и оборудования (60,2 млрд руб.), производство кожи и изделий из кожи (31,9 млрд руб.) и производство табачных изделий (2,9 млрд руб.) (см. рис. 2.13).

Рисунок 2.13 Оборот в обрабатывающих производствах сектора МСП в 2018г., млрд руб.[41]

Распределение оборота по видам экономической деятельности в секторе МПС не совпадает с распределением оборота в экономике в целом. Так, в секторе МСП наблюдается относительно больший вес таких секторов экономики как строительство, деятельность профессиональная / научная / техническая, сельское хозяйство, недвижимость, административная деятельность, гостиницы и рестораны, культура, спорт и досуг (см. рис. 2.14).

Рисунок 2.14 Распределение оборота по видам экономической деятельности (кроме торговли) в 2018г.[41]

В то же время, в секторе МСП по сравнению с экономикой в целом наблюдается относительно более низкий вес других отраслей экономики. В числе таких отраслей: обрабатывающие производства, добыча полезных ископаемых, транспорт и хранение, ЖКХ, информация и связь, здравоохранение и образование

2.3 Факторы, ограничивающие развитие сектора МСП в России

Среди основных проблем, ограничивающих развитие сектора МСП в России, предприниматели называют экономические факторы – растущие издержки и снижение спроса, но на первом месте – экономическую неопределенность.

Рейтинг факторов с точки зрения оказания сдерживающего влияния на развитие производства в России в 2018г. (оценка по пятибалльной шкале) представлен на рисунке 2.15.


Рисунок 2.15 Рейтинг факторов с точки зрения оказания сдерживающего влияния на развитие производства (оценка по пятибалльной шкале)[41]

Одной из основных проблем, ограничивающих развитие малого и среднего бизнеса, является доступность кредита. По кредитам на срок свыше 1 года ставки стабильно различались на 1,5-2,5 п. п., на срок до 1 года – на 2,5-3,5 п. п.

Согласно статистике Европейского центрального банка, в еврозоне для кредитов нефинансовым организациям на суммы в пределах 0,25-1 млн евро (можно предположить, что эти кредиты выдаются малому и среднему бизнесу), на срок от 3 месяцев до 1 года средневзвешенная процентная ставка в феврале 2018 г. составила 1,62% годовых, а для сумм свыше 1 млн евро (вероятно, это кредиты, выдаваемые главным образом крупному бизнесу) – 1,35% годовых. Для кредитов на срок от 1 года до 3 лет данные ставки оказались равны 1,66% годовых и 1,45% годовых соответственно.

Сравнение показывает, что в европейских странах также существуют заметные различия между ставками крупному и малому среднему бизнесу, однако, ввиду более низкого общего уровня процентных ставок, эти различия в значительно меньшей степени сказываются на доступности кредитов. Но главное состоит в том, что европейские предприниматели имеют возможность брать кредиты по ставкам, которые в реальном выражении приближаются к нулевой отметке. Для российских малых и средних предприятий реальная ставка по кредитам сроком свыше 1 года на начало 2018 г. составляла не менее 7%, что при текущих уровнях маржинальности в большинстве видов деятельности резко сужает возможности заимствований (см. рис. 2.16).

[41]

Рисунок 2.16 Средневзвешенные процентные ставки по кредитам, предоставленным кредитными организациями нефинансовым организациям в рублях

В результате, объем выданных кредитов в 2017 г. даже в номинальном выражении не вернулся к значениям 2014 г. и, тем более, 2013 г. Доля кредитов МСП стабильно снижалась с 2012 г., немного восстановившись только в 2017г. (см. рис. 2.17).

Рисунок 2.17 Объем предоставленных кредитов субъектам МСП, трлн руб.[41]

Также сейчас налоговая политика в России – это примитивный инструмент по изъятию средств из экономики в пользу консолидированного бюджета. Текущая налоговая политика выполняет в основном фискальную функцию и почти не выполняет другую важную функцию – стимулирующую.


Согласно данным PwC Paying Taxes Россия входит в группу стран с наиболее высокой налоговой нагрузкой – на 7 п. п. выше, чем в среднем по миру. При этом налоговая нагрузка на ФОТ в России в 2,3 раза выше, чем в среднем по миру. Уровень налоговой нагрузки в России не соответствует уровню производительности труда, которая существенно ниже, чем в развитых странах.

Хотя большая часть налоговых поступлений от бизнеса приходится на крупные предприятия, нагрузка (по отношению к прибыли) на малые и средние предприятия выше. Высокая налоговая нагрузка не позволяет малым и средним предприятиям развиваться, стимулирует их не к росту, а к дроблению и выдавливает в теневой сектор (см. рис. 2.18, 2.19).

Рисунок 2.18 Налоговые поступления в 2018г., млрд руб.[41]

Рисунок 2.19 Налоговая нагрузка на предприятия по масштабам предприятий в 2018г., % прибыли до налогообложения[41]

Налоговую систему России необходимо реформировать, осуществив переход от исключительно краткосрочных фискальных целей к целям стимулирования стабильного экономического роста. Рост налоговых поступлений в бюджет должен происходить не за счет повышения налогов, а за счет развития бизнеса, в первую очередь сектора МСП, и, как следствие, увеличения налоговой базы.

Практика необоснованного завышения затрат инфраструктурных монополий, в результате которой тарифы растут темпами выше чем инфляция, получила массовое распространение.

Эксперты отмечают, что сама действующая модель тарифообразования «методом от затрат» создает предпосылки для нарушений, в результате текущие затраты инфраструктурных монополий завышены в среднем по России на 30%. Конечный тариф включает в себя все неэффективные затраты.

Эта неэффективность распределяется в платежах, как на население, так и на коммерческих потребителей, в первую очередь на МСП. В частности, в сфере электроснабжения существенный рост ставок тарифа (выше инфляции) на услуги по передаче электрической энергии происходит на уровнях напряжения, на которых в основном работают субъекты МСП. При этом никакой мотивации у монополий к повышению эффективности нет.

По результатам проведенного в июне 2018г. опроса, касающегося защиты законных интересов предпринимателей, были получены следующие результаты[41]:

-61,6% респондентов считает, что ситуация с защитой прав и законных интересов предпринимателей в стране в целом за последние два года ухудшилась или не изменилась;


-Правоохранительным органам не доверяет 51,5% экспертов;

-67,2% экспертов не считают ведение бизнеса в России безопасным. Среди предпринимателей, подвергавшихся уголовному преследованию, доля тех, кто не считает ведение бизнеса в России безопасным, составляет почти 95%;

-Согласно ответам предпринимателей, подвергавшихся уголовному преследованию, 65,8% из них вменялась статья 159 УК РФ (возможно, совместно с другими статьями);

32,9% экспертов полагает, что большинство дел, связанных с уголовным преследованием, завершается предвзятым решением суда в пользу следствия.

-69,4% экспертов не считают, что правосудие в Российской Федерации является независимым и объективным;

-Почти 90% предпринимателей, подвергавшихся уголовному преследованию, сказали, что в результате преследования их бизнес был полностью или частично разрушен;

-В среднем на одного предпринимателя, подвергавшегося уголовному преследованию, приходится 130 сотрудников, потерявших работу;

-83,5% респондентов считает, что административная нагрузка на их бизнес за последний год увеличилась или осталась прежней;

-У 52% предпринимателей было проведено от 1 до 6 проверок, причем у 5,6% более 6 проверок;

-Об отсутствии нарушений по результатам проведенных проверок заявил 41,5% респондентов, а о выявленных нарушениях только по результатам некоторых проверок – 41,9% опрошенных;

-44,7% заявили, что в ходе отдельных проверок проверялись требования, о существовании которых им не было ранее известно;

-74,6% респондентов приветствует создание единого реестра обязательных требований.

Одна из самых системных и эффективных программ поддержки МСП Минэкономразвития постоянно сокращается, если в 2015 г. общий объем поддержки на 85 субъектов РФ составлял 16,9 млрд руб., то в 2018 году уже 5,02 млрд руб.[41]

При этом, из этой программы финансируются важнейшие проекты в большинстве регионов − создание инновационной инфраструктуры (центров кластерного развития, центров инжиниринга, прототипирования, стандартизации и сертификации, а также поддержка частных промпарков, создание центров поддержки экспорта, создание микрофинансовых организаций, создание региональных гарантийных организаций, развитие молодежного предпринимательства, поддержка муниципальных программ, в том числе поддержка моногородов, создание и развитие инфраструктуры поддержки субъектов малого предпринимательства: бизнес-инкубаторы, пром.парки, технопарки).

Но сейчас из-за существенного сокращения объема финансирования, эффективность программы под угрозой, так как регионы вынуждены в рамках ограниченного бюджета реализовывать в рамках мероприятий программы только оказание информационно-консультационной поддержки субъектов МСП, а это не может дать существенный рост сектора МСП в регионе, при этом KPI остаются прежними: рост рабочих мест в субъектах МСП, рост количества МСП и пр.[41]