Файл: Игра в воспитательном процессе (Игра, ее понятие и сущность).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.05.2023

Просмотров: 153

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Наблюдая поведение ребенка в игре, можно судить о взаимоотношениях взрослых в семье, об их обращении с детьми. Эти игры помогают воспитывать у детей уважение к родителям, к старшим, желание заботиться о малышах. Подражая домашней работе взрослых, дети усваивают некоторые навыки хозяйственного труда: вытирают пыль с кукольной мебели, подметают пол в своем “доме”, стирают кукольное бельё. Подавляющее большинство игр посвящено изображению труда людей разных профессий. Таким образом, через игру закрепляется и углубляется интерес детей к разным профессиям, воспитывается уважение к труду.

Не следует предлагать детям разработанные педагогом, готовые сюжеты игры. Дети в игре подражают деятельности взрослых, но не копируют её, а комбинируют имеющиеся у них представления, выражают свои мысли и чувства.

В высказываниях великих педагогов – К.Д. Ушинского, Н.К. Крупской, А.С. Макаренко игра рассматривается как самостоятельная творческая деятельность детей.

Многочисленные наблюдения показывают, что выбор игры определяется силой переживаний ребенка. Он испытывает потребность отражать в игре и повседневные впечатления, связанные с теми чувствами, которые он питает к близким людям, и необычные события, которые привлекают его своей новизной.

Маленькие дети обычно начинают играть, не задумываясь над целью игры и её содержанием. Однако опыт показывает, что уже на четвертом году жизни дошкольники способны выбирать тему игры и ставить определенную цель. Постепенно игра приобретает все более целенаправленный характер, становится содержательнее, интереснее. В старшем дошкольном возрасте большой игровой опыт, более развитое воображение помогает детям самим придумывать различные интересные сюжеты.

Организация игрового коллектива и становление в этом коллективе личности каждого ребенка – один из важнейших и очень сложных вопросов педагогики детского возраста.

3.1 Теория игровой деятельности

В дошкольный период, возникая на границе раннего и дошкольного возраста, сюжетная игра приобретает наиболее развитую форму. Эта деятельность ребенка интересует ученых самых разных областей – философов, социологов, биологов, искусствоведов, этнографов и особенно педагогов и психологов.

По мнению психолога Адлера, в игре ребенок пытается заглушить и устранить свое чувство неполноценности и несамостоятельности.


В играх дети вступают в такие отношения, которые в других условиях им недоступны. Это отношения взаимного контроля, соподчинения, взаимной помощи.

Игра рассматривается как форма организации детской жизни.

Через игру и в игре постепенно готовится сознание ребенка к предстоящим изменениям условий жизни, отношений со сверстниками и с взрослыми. В игре формируются такие качества, как самостоятельность, инициативность, организованность, развиваются творческие способности, умение работать коллективно. Всё это крайне важно в будущем.

Игра является и первой школой воли ребенка. Именно в игре первоначально проявляется способность добровольно, по собственной инициативе подчиниться различным требованиям.[4]

3.2 Значение игры для психического развития дошкольника

Игра – это ведущий вид деятельности дошкольников. Несомненно, игра имеет наиболее существенное значение для формирования основных психических функций и процессов ребенка-дошкольника. Но является ли игровая деятельность основой его образа жизни и определяет ли она в конечном счете самый стержень личности ребенка как общественного существа? Не отрицая значения игры, определяющим для формирования личности как общественного существа компонентом всё же является неигровая повседневная бытовая деятельность ребенка, направленная на овладение правилами поведения и включения в жизнь коллектива. Как в преддошкольный период основным в развитии ребенка является овладение предметными действиями и речью, так в дошкольном возрасте основным является развитие поступка, регулируемого общественными нормами. Его формирование является основоположным приобретением или новообразованием дошкольного периода в развитии человека, что никак не исключает значения игры для формирования психики ребенка и обогащения его духовной жизни.

Ведущую роль игры в формировании психики ребенка отмечали крупнейшие педагоги и психологи (К.Д.Ушинский, Н.К.Крупская, А.М.Горький, А.В.Луначарский, А.С.Макаренко, Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин и др.).

Ценность игровой деятельности заключается и в том, что она обладает наибольшими возможностями для формирования детского общества. Именно в игре наиболее полно активизируется общественная жизнь детей; она как никакая другая деятельность позволяет детям уже на самых ранних стадиях развития создавать самодеятельным путем те или иные формы общения. В игре как в ведущем виде деятельности активно формируется или перестраиваются психические процессы, начиная от самых простых и кончая самыми сложными.


Ребенок во время игры узнает окружающий мир, узнает сам себя. С самого рождения ведущей деятельностью ребенка является игра. Сначала с ним играют родители, далее по мере его взросления в игру включаются и другие дети. Вот в этот момент и формируется детское общество. Ведь зачастую потом взрослый себя ведет так как когда вел себя во время игры. Поэтому можно сказать что играть нужно обязательно, и лучше всего правильно. Если ребенок часто скандалит во время игры то скорее всего и во взрослой жизни будет добиваться всего сканадалами.

В игровой деятельности складываются особо благоприятные условия для развития интеллекта, для перехода от наглядно-действенного мышления к элементам словесно-логического мышления. Именно в игре развивается способность ребенка создавать системы обобщенных типичных образов и явлений, мысленно преобразовывать их.

3.3 Игра как средство воспитания детей

Особая роль и развитие детей принадлежит игре. Организуя игру в дошкольном учреждении, современный педагог учитывет специфику ее формирования и обучения закономрности развития детей. Психологи (Л.С.Выгодский, А.Н.Леонтьев, А.В.Запорожец, Д.Б.Эльконин и др.) утрвеждают, что развитие ребенка происходит только в том случае, если он сам активно включается разные виды деятельности (предметную, игровую, учебную, трудовую). Каждому возрастному периоду соответствует наиболее доступный и важны для воспитания и сихического развития вид деятельности.

Только ребенок, умеющий общаться со зврослыми и познающий активно наиболе значимые особенности предметов, способен перейти к игре. Но игра не механически сменяет предметную деятельность: она постепенно формируетсч взрослыми по мере обогащения жизненого опыта детей.

В дошкольном возрасте заложены большие возможности, чтобы игра стала ведущей деятельностью ребенка. но будет ли она определять психическое развитие детей и активно влиять на их всесторонние воспитание, - это зависит от взрослых.

Игра издана используется для воспитания и обучения. Народная педагогика умело применяла ее для воспитания детей разных возрастов. В одних играх на первый план выступали задачи умственного воспитания, в других – физического, в третьих – художественого. Так народ передавал и свои традиционные формы развлечения, отдыха. В современной дошкольной педагогике выделяются разныевиды игр, передающие детям орпеделенные знания и умения: дидактические, подвижные, игры – драматизации, музыкальные игры – забавы. В них игровые действия заранее предусмотрены правилами игры, игрушками. Во многихиз тих игр (играх - драматизациях,сюжетно – музыкальны,сюжетно – дидактических и сюжетно – подвижных) содержание обучения как бы вплетается в игровой сюжет, интересный и близкий детям по их жизненому опыту. Предлагаемый игровой сюжет (тема игры, последоательность событий) предусматривает такое поведение детей, которое обеспечивает усвоение новых знаний, умений, нравственных правил. Дети, действуя в воображаемой ситуации, решая игровые задачи в пределах заданного игрового сюжета, незаметно для себя усваиванию заложенный вних учебный материал. Так, в подвижной игре «Воробушки и автомобили» они учатся бешать, не наталкиваясь друг на друга, действовать по сигналу. Сюжетно – дидактическая игра «Научим куклу раздеваться» помогаем им запоминать последовательность раздевания,учит акуратно вешать и складывать одежду, побуждает использовать в речи названия предметов одежды, действий (повесить, положить и др.). Усвоив от страших подобные игры, дети могут играть в них сами, повторяя или творчески изменяя их содержание, но сохраняя их обучающую основу и правила игры. Так в обучающих играх сюжетного характера дети действуют в сответствии с правилами в пределах заданого заране игрового сюжета, усваивая конкретный материал по умственному, нравственному, эстетическому и физическому воспитанию. Особый храктер носит игра, которую дети создают сами, воспроизводя в ней то, что им близко и интересно (действия с предметами быта, трудовые процессы, отношение людей друг к другу, их отдых, развлечения и т.д.). В таких играх тема, содержание, последовательность отобржаемых явлений не заданы заранее взрослым, они основываются на жизненном опыте детей, правила как бы скрыты в содержании отображаемых событий (шофер ведет машину, летчик – самолет, мама учит дочку, а не наоборот). Такие игры называются творческими, сюжетно – ролевыми играми. В них игровой сюжет (тема, содержание событий, их последовательность) определяется играющими, нет заданной программы поведения детей и открытых правил, действия ребенка в воображаемой ситуации и осмысление ее выступт на первый план.


Эти игры по тематике, по глубине отраения действительности у разных детей различны. Они индивидуальны и по эмоциоанльно- выразительной характеристике и осонанию жизненного опыта. Вместе с тем в творческих сюжетных играх заложена основа для коллективной деятельности, игрового сотрудничества, общения и совместного решения игровых задач, перехода к отображению в игревзаимотношени людей. Сюжетная игра – самостоятельная. Она не может не учитывать жизненный опыт детей или передаваться в готовом виде какигра обучающая.

Творческая игра имеет сови законы развития, так как в кажом возрасте у ребенка свое понимание мира,свои возможности отображения его в игре постоянно совершенствуясь, она проходит ряд последовательных этапов. В раннем детстве закладываются предпосылки ролевой игры. Но уже у малышей можно обнаружить элементы игрового сюжета, воображаемой ситуации, которые постепенно превращаются в развернутые сюжетные игры. Событийная, сюжетная сторона игры даже у малышей определяется реальным жизненным опытом, хотя и не исключается влияние обучающих воздействий на нее. Способы же вопроизведения (отображения) реальной действительности в игре (игровые умения, т.е. использование игрушек, предметов – заменителей, вооражаемых предметов, ролевых форм поведения, эмоионально – выразительных средств) передаются старшими в совместных играх с детьми. Таким образом, игоровой опыт обогащается как за счет усложнения способов воспроизведения этих событий в игре. Постепенное усложнение способов отображения действительности переводит игру от внешних предметно – игровых действий в план внутренний, речевой, воображаемый.

Воспитатели детских садов нередко ошибочно считают, что сюжетные игры важны лишь для получения новых знаний. Отображая в игре жизненные впечатления, ребенок закрепляет, уточняет и расширяет знания об окружающем. Но ценность такой игры для дальнейшего психического развития и всестороннего воспитания ребенка в другом: совершеноствоваие воображаемой ситуации с постепенным переходом от «предметной» игры к играм внутреннего, умственного плана, переход от игр инивидуальных к коллективным, новый уровень осмысления действительности расширяют творческие возможности ребенка. Н.К.крупская сравнивала игру с учебой и трудом по тому развивающему интеллект эффекту, которой игра оказывает на детей: играя, ребенок оперирует знания об окружающем мире, глубже его познает, так как учится ставить цель, вырабатывать план, находит средства для его выполнения. Основная особенность игры состоит в том, что ребенок с раннего возраста, играя, учиться действовать в воображаемой ситуации. В игре формируется способность к замещению предметов, действий, что обеспечивает постепенное развитие элементов более отвлеченного мышления и речи.


Благоприятные предпосылки для развития отвлеченного мышления, речи создаются уже в игре детей ранего вораста в связи с обобщением и усложнением игрового действия.

В развернутых, повторяющихся игровых действия с игрушками, реалистически изображающими предметы повседневного обихода, совершенствуется типичное для младшего дошкольного наглядно – дейстенное мышление. Затем в связи с замещением отдельных предметов и дейтствий в игре зрет необходимость оперирования представлениями, образами, словом, что способствует развитию наглядно - образного мышления и речи. Играя, дети учатся переносить действия из одних условий в другие, комбинировать свои знания, полученные в повседневной жизни,из книг и других источников информации. Малыши начинают одушевлять неживую природу, создают даже элементы нового (придумывают необычные имена, постройки и др.). Так развиваются воображение мышление, творческие способности, речь. Развитие ихв игре, переход на более высокий уровень – результат длительного поэтапного формирования.

Одна из основных задач воспитателя – своевременно сформировать у детей умения действовать на первых этапах игры. Без них невозможен переход на более высокий уровень ее развития. Благодаря им уже в раннем и младшем дошкольном возрасте происходят значительные изменения в умственном развитии ребенка, что позволяет ему перейти к новому этапу игровой деятельности – сюжетно – ролевой игре. Важным в игре является умтсвенное развитие ребенка, но это не значит, что в игре не решаются другие вопросы воспитания. Умственное развитие в игре неразрывно связано с нравственным, эстетическим, физическим, оно помогает малышу луше ориентироваться в нравственных нормах, видеть красивое в окружающем. хорошая игра – залог хорошего настроения, крепкого здоровья.

Уже на первых этапах развития сюжетная игра воспитывает нравственно - волевые качества личности: способность к произвольному управлению своими действиями, к сопереживанию, у содействию. Первые совместные игры воспитывают в детях чувства коллективизма, дружбы. Малыши учатся общаться, обращаться с просьбой, предложением к товарищам, согласовывать свои действия с другими, обмениваться игрушками, помогать друг другу. Взаимотношения между детьми формируются боле успешно, если начиная со второго года жизни их приучать играть индивидуально, рядом, не мешая друг другу, побуждают к деловым контактам (подать игрушку, подожать товарища и др.), привлекают к совместным действиям (скатиться вместе с горки, переместить вдовем большого коня и т.д.). При своевременном формировании сюжетной игры дети третьего года жизниначинают играть вдовем, иногда втроем, вступают в олевое взаимодействие (один везет на машине другого, слушает больного, ставит ему горчичники). Они учатс месте решать гровые задачи, ищут необходимые игрушки, сооружают вместе из больших кубиков машину, договариваются куда поедут, кто будет шофером. С приобретенными умениями играть в воображаемом плане взаимопонимание между детьми и воспитателем и, что особенно важно, между свертсвниками возрастает. Это создает устойчивый эмоционально – положительный климат в группе.