Файл: Игра в воспитательном процессе (Игра, ее понятие и сущность).pdf
Добавлен: 24.05.2023
Просмотров: 168
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1.2 Сущность и особенности игры
2.2 Влияние игры на формирование и развитие личности ребенка
3. Игра как важнейший вид детской деятельности
3.1 Теория игровой деятельности
3.2 Значение игры для психического развития дошкольника
3.3 Игра как средство воспитания детей
Игры учат детей философии осмысления сложностей, противоречий, трагедий жизни, учат, не уступая им, видеть светлое и радостное, подниматься над неурядицами, жить с пользой и празднично, "играючи".
Игра — реальная и вечная ценность культуры досуга, социальной практики людей в целом. Она на равных стоит рядом с трудом, познанием, общением, творчеством, являясь их корреспондентом.
Список используемой литературы
1.Аникеева Н.П. Игра в педагогическом процессе. – М.,1989
2.Аникеева Н.П. Педагогика и психология игры. – М.,1990
3.Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М,, 1986
4. Воспитание детей в игре: Пособие для воспитателя дет.сада / Сост. Бондаренко А.К., Матусик А.И. – 2-е изд., перераб. И доп. – М.: Просвещение, 1983
5.Вуарен Н. Что такое игра? // Культура, 1982, № 4
6.Выготский Л.С. Игра и ее роль в психологии развития ребенка
7. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. – С.-Пб. 1999
8. Запорожец А.В., Маркова Т. А. Игра и ее роль в развитии ребенка дошкольного возраста. – М., 1978
9.Логинова В.И., Саморукова П.Г. Дошкольная Педагогика. – М.: Просвещение, 1988
10. Пидккасистый П.И. Технология игры в обучении. – М.: Просвещение, 1992
11.Панфилов А.П. Игровое моделирование в деятельности педагога. Издательство «Академия», 2008.
12.Рубинштейн С.Л. Основа общей психологии. Т.2. – М.: Педагогика, 1989
13. Шишина В. Методика игрового общения, Издательство «Академия», 2005
Приложение 1
Анкета для родителей «Игры детей прошлого»
Цель: узнать, в какие игры играли наши родители, и каким играм они отдавали предпочтение.
Здравствуйте, уважаемый участник опроса!
Прошу вас принять участие в моём исследовании и ответить на вопросы.
1.В какие игры вы играли в детстве?
2. Какая игра была любимой?
3. Выберите наиболее точное утверждение, на что влияют подвижные игры:
- способствуют улучшению общения;
- увеличивают двигательную активность и способствуют формированию здорового образа жизни.
4.В какую игру вы бы предложили детям поиграть в школе?
Спасибо за участие в исследовании!
Приложение 2
Анкета для детей «Игры детей настоящего»
Цель: узнать, в какие игры играют наши дети, и каким играм они отдают предпочтение.
Здравствуйте, уважаемый участник опроса!
Прошу вас принять участие в моём исследовании и ответить на вопросы.
1.Любишь ли ты играть?
2.В какие игры ты любишь играть?
3.Какая твоя любимая игра?
4.В какие подвижные игры вы играете дома или на прогулке с родителями?
Спасибо за участие в исследовании!
Приложение 3
Анкета «Как изменилось общение со сверстниками»
Цель: узнать, как подвижные игры влияют на общение между детьми.
Здравствуйте, уважаемый участник опроса!
Прошу вас принять участие в моём исследовании и ответить на вопросы.
1.Нравится ли тебе играть?
2.Какие игры понравились больше?
3.Выберите верное утверждение:
- в играх вы больше общаетесь;
- в играх мы вообще не общаемся.
Спасибо за участие в исследовании!
Приложение 4
«Какое слово заблудилось?»
Цель игры – формировать умение одбирать точныепо смыслу слова.
Воспитатель читает сихотворение, ребенок должен заметить смысловые несообраности и подобрать нужные слова.
Куклу выронив из рук, Маша мчится к маме:
Там ползет зеленый лук (жук) с длинными усами.
Врач напомнил дяде Мите: «Не забудьте об одном:
Обязательно примите десять цапель (капель) перед сном.
Жучка будку (булку) не доела. Неохота, надоело.
Забодал меня котел (козел), на него я очень зол.
«Что слышно?»
Цель игры: развитие слухового внимания.
Оборудование: предметы,издающие знакомые детям звуки, ширма.
Описание: ведущий предлагает детям послущать и запомнить то, что происходит за дверью или ширмой. Затем он просит рассказать, что они слашали. Побеждает тот, кто больше и точнее определит источники звука.
Инструкция: «сейчас мы поиграем игру «Что слышно?» и узнаем, кто из вас самый внимательный. Нужно в полной тишине в течение некоторого времени (засекаю его я) внимательно слушать, что происходит за дверью 9ширмой). По окончании данного времени (1- минуты) неоходимо назвать как можно больше услышанных звуков. Чтобы каждому была дана возможность сказать, нао вызывать услышанные звуки порядке своей очереди. Повторять звуки при назывании нельзя. Победит тот, кто больше всех назовет таких звуков».
Примечание. Можно играть как с группой детей, так и с одним ребенком. Очередность в игре может быть установлена с помощью считалки. Предметы, которые могут быть использованы для игры: барабан, свисток, деревянные ложки, металофон, детское пианино емкости с водой для ее переливания и создания звуков льющейся воды, стеклянные предметы и молоточек для стука по стеклу и т.д.
Игра «Кто что слышит?» ставит перед собой дидактическую задачу воспитать у учеников слуховое внимание, умение обозначать словом звуки (звенит, шуршит, играет, трещит и др.); развивает сообразительность.
Игровое правило. Предмет показывается детям после того, как они правильно назовут его звуки, которые он издает.
Ход игры. На столе у воспитателя лежат различные предметы, при действии которыми издается звук: звенит колокольчик, шуршит книга, Играет дудочка, звучит пианино и.т.д. Детям предлагается закрыть глаза и отгадать звуки.
По этому же принципу строится игра «Чей голос» на определение певческих особенностей птиц, тембральной окраски музыкальных инструментов и человеческого голоса.
Собери открытку
Три разные открытки разрезают на четыре части. Затем части перемешивают и раздают их поровну всем участникам игры.
Первый играющий кладет на стол одну часть, второй – должен подобрать к ней подходящую часть с учетом фона и изображения. Если у него нет нужной части, он пропускает ход. Игра продолжается до тех пор, пока не будет собрана открытка, которую забирает себе положивший последнюю часть. Выигрывает тот, у кого будет больше целых собранных открыток.
Когда дети освоят игру, число открыток можно будет увеличить.
Склеим картинку
Картинку-рисунок с изображением знакомого ребенку предмета разрезают на несколько частей. Ребенок вначале находит части, считает их количество, потом соединяет их в единое целое.
Сначала карточки разрезают на две части, затем на четыре, затем количество частей можно увеличить, а форму «кусочков» усложнить.
Составь целое из частей
Это вариант предыдущей игры, только ребенок оперирует не изображениями предметов, а геометрическими фигурами. С помощью этой игры у ребенка можно сформировать умение расчлененно воспринимать сложную форму предмета, выделять в ней отдельные элементы, находящиеся в разных пространственных положениях. Эту игру можно проводить по-разному.
- Выложить изображение по полному образцу. Ребенок смотрит на образец и воссоздает такой же, используя различные геометрические фигуры.
- Выложить изображение по контурному образцу из простых геометрических фигур. Для ребенка это задание сложнее предыдущего, поэтому в начале ему предлагают накладывать отдельные геометрические фигуры на контур, подбирая нужные. Затем он собирает сложные фигуры, глядя на образец.
В качестве заданий можно использовать также известные головоломки «Магический квадрат», «Монгольская игра», «Танграм» и другие, в которых для построения заданных изображений используются простые, знакомые ребенку геометрические фигуры.
Занимательные задачки
На столе лежало 4 яблока. Одно из них разрезали пополам и положили на стол. Сколько яблок на столе? (4)
У бабушки Даши внучка Маша, кот Пушок, собака Дружок. Сколько у бабушки внуков? (одна внучка Маша).
У стены стоит кадушка, а в кадушке той лягушка. Если было б 7 кадушек, сколько было бы лягушек? (возможно ни одной).
Как разрезать квадрат, чтобы из полученных частей сложить 2 новых квадрата?
Над рекой летели птицы: голубь, щука, две синицы, два стрижа и пять угрей. Сколько птиц? Ответь скорее! (5, остальные рыбы).
Горело 7 свечей, две свечи погасло. Сколько свечей осталось? (2, остальные сгорели).
В каждом из 4 углов комнаты сидит кошка. Напротив каждой из кошек сидит 3 кошки. Сколько всего в этой комнате кошек? (4).
У отца 6 сыновей. Каждый сын имеет сестру. Сколько всего детей у отца? (7).
Летела стая уток одна впереди и две позади, дона между двумя и три в ряд. Сколько летело уток? (3).
У Коли и у Маши было поровну тетрадей. Коля из своих тетрадей дал две Маше. Насколько тетрадей стало больше у Маши, чем у Коли? (На 4).
Загадки
Отгадывая загадки, ребенок должен самостоятельно решать разнобразные мыслительные задачи: отгадывать предметы и действия по описанию, групировать их по различным свойствам и признакам. Должен уметь найти ответ, вспомнить, догадаться, сравнить с чем-то известным, сделать правильное умозаключение, используя имеющиеся знания и опыт.
Загадки развивают любознательность, умение сосредоточить внимание, способность нестандартно мыслить.
Отгадывание загадки – это поиск, раскрытие каких – либо свойств предмета или явяления и отношений между ними, преодоление инертности ума, стремление к познанию. При этом у детей развиваются интуиция, догадка, скорость мышления, смекалка, умственная активность, логическое мышление.
Один сторож, много веток:
Все по горнице гуляют,
Сор по всюду подбирают.
(Веник).
Два конца, два кольца,
По средине гвоздик.
(Ножницы).
Один льет, другой пьет,
А третий зеленеет да растет.
(Дождь, земля, трава).
У него четыре лапки,
Коготочки – цап-царапки,
Пара маленьких ушей,
Он гроза для всех мышей.
(Кот).
Пять братьев: годами равные,
Ростом разные.
(Пальцы на одной руке)
Дом без окон и дверей,
В нем шесть кругленьких детей.
(Горошины).
Что за птицы прилетают?
По семь птичек в каждой стае.
Друг за дружкою летят,
Не воротятся назад.
(Семь дней недели)
Восемь ног, как восемь рук,
Вышивают шелком круг.
Мастер в шелке знает толк!
Покупайте мухи шелк!
(Паук)
Три беленьких, три черненьких,
Три рыженьких в корзинке сидят,
Молока они хотят.
(Девять котят)
У двух матерей по пять сыновей.
(Десять пальцев)
Викторины
Викторины успешно прививают детям интерес и стремление к знаниям. развивают любознательность ребят, увлекают их самим процесом познания, расширяют кругозор. Викторины помогают узнать новое и интересное, понять трудное и загадочное, проверить выученное и постигнутое.
Викторины используются на уроке и во внеурочной работе. Привлекая нтакой материал, педагог может оживить урок, сделать его более интересным и разнообразным, а интересное лучше усваивается.
Викторины предполагают наличие определенного уровня знания и могут проводиться лишь с ребятами того возраста, на который рассчитаны.
Путешествие в мир сказок К.И.Чуковского
- В какой сказке К.И.Чуквоский рассказал о добром докторе? («Айболит»)
- Кто прискакал на кобыле, доставив доктору телграмму от Гиппопотама? (Шакал)
- Кто помог Айболит добраться до Африки? (Волки, кит, орлы)
- В какой сказке рассказывается о мальчике – грязнули? («Мойдодыр»)
- Какие вещи убежали от грязнули? (одеяло, простыня, подушки , свечка, самовар, утюг, сапоги, кочерга, кушак)
- Кто заставил грязнулю отмыться? (крокодил)
- Какая сказка К.И.Чуковского начинается словами «Ехали медведи на велосипеде. А за ними кот задом наперед». («Тараканище»)
- Кто победил Таракана, злодея из сказки «Тараканище»? (воробей)
- Из какой сказки К.И.Чуковского этот отрывок:
- – Кто говорит? – Слн.
- Откуда? – От верблюда.
- Что вам надо? – Шоколада. («Телефон»)
- Сколько пудов шоколада просил прислать слон? (пудов пять или шесть)
-
Шишкина В. Методика игрого общения, Издательство «Академия», 2005г. ↑
-
Выготский Л.С. Игра и ее роль в психологии развития ребенка. ↑
-
Воспитание детей в игре. Пособие для воспитателя дет.сада (Сост. Бондаренко А.Н., Матусин А.И. – 2-е изд., перераб. и допол. – М.: Просвещение, 1983 г. ↑
-
Аникеева Н.П. Педагогика и психология игры – М., 1990г. ↑
-
Аникеева Н.П. Игра в педагогическом процессе – М., 1989 г. ↑
-
Панфилов А.П. Игровое моделирование в деятельности педагога. Издательство «Академия», 2008 г ↑