Файл: Игра в воспитательном процессе (Игра, ее понятие и сущность).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.05.2023

Просмотров: 142

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Что может ыть проще игры? Игра вошла в наш быт так прочно, мы с ней так сдружились, что не моем себе представить ребенка, не умеющего играть. Люди научились играть сами, постепенно в течение сотен веков, передавая свой опыт и свои знания из поколения в поколение, развивая и совершенствуя искусство игры.

Все мы когда-то были детьми, наверняка самые светлые воспоминания и впечатления связаны у нас с играми. Порой мы, взрослые, непротив проиграть, что ж можно говорить о детях? Игра приводит их в полный восторг. Золотое время детских игр кратко и его надо ценить. Игра занимает особую роль в развити детей. Игра очень важна. Во время игры ребенок познает мир вокруг себя. Через игру ребенок учится дружить,общаться, управлять своими эмоциями. Во время игры ребенок так же познает себя. Организуя игру педагог учитывает индивидуальные особенности, возможности ребенка и общие закономерсности развития детей.

Ребенок развивается в том случае, если он самостоятельно включается в различные виды деятельность.

Тема моей курсовой работы: «Игра в воспитательном процессе», на мой взгляд в современном обществе эта тема весьма актуальна и обсуждаема, так как игра для ребенка - не просто интересное время препровождение, но и способ моделирования внешнего, взрослого мира, способ моделирования его взаимоотношений, в процессе которого, ребенок вырабатывает схему взаимоотношений со сверстниками.

Словом “игра” обозначаются самые различные, порой мало схожие между собою явления. В четырехтомном словаре русского языка отмечается 7 основных значений этого слова. Это деятельность, занятие детей и занятие, обусловленное совокупностью определенных правил, приемов, служащее для заполнения досуга, для развлечения, являющееся видом спорта (спортивные игры, военная игра). Это и свойственное некоторым винам и шипучим напиткам движение пузырьков газа (“играет вино”), и быстрая смена пятен света, красок и т. п., блеск, переливы, выразительная изменчивость. Это исполнение музыкальных произведений (игра на скрипке) и исполнение сценической роли (актерская игра). Это преднамеренный ряд действий, преследующих определенную цель, интриги, тайные замыслы. Мы говорим об игре воображения, игре природы, игре слов, игре случая, игре судьбы...

Что же такое игра? Можно ли во всех этих многообразных значениях найти общий знаменатель? Может быть, есть что-то общее в тех действиях, которые называют игрою? “Ребенок играет куклой, кошка мышью, а всяк любимою мечтою” — говорится в народной пословице.


Значение игры и состоит в том, что в процессе ее вырабатываются и совершенствуются различные способности, в том числе способность психической регуляции своей деятельности. Тренировочный характер игровой деятельности несомненен. Чувство удовольствия, вызываемое ею, — основной ее стимулятор.

В сущности, то, что человек не может не пройти стадию детства, объясняет и значение игры в его развитии. Не случайно игра является, по словам Л. С. Выготского, “в известном смысле ведущей линией развития в дошкольном возрасте”. По единодушному мнению психологов, игра — ведущая деятельность ребенка и основа всего последующего его развития, ибо именно в игре он первоначально обретает опыт для жизни в обществе и развивает все те физические и духовные силы и способности, которые ему для этого необходимы.

Многие ученые стремились объяснить сущность игры как с материалистических, так и с идеалистических позиций. Шиллер: «Игра возникла для удовольствия», Торндайк: «Игра как наследственный инстинкт», Бюхер: «Игра как форма избытка энергии», Кант: «Игра – незаинтересованная деятельность», «Занятие само по себе», Спенсер: «Игра как врожденное стремление к деятельности, служащей для подготовки к жизни».

З.Геккель, С. Холл полагали, что игра воспроизводит историю рода, так называемый биогенетический закон.

Детская игра — это и есть модель игры как таковой. Здесь ее сущность выражена в наибольшей степени. Игра не появляется вместе с рождением ребёнка. Зачатки игровой деятельности появляются тогда, когда ребенок, не без влияния взрослых, берет на себя ту или другую роль, когда один предмет выступает как обозначение другого предмета или существа.

Игра содействует формированию физических и духовных способностей растущего человечка, его познавательной деятельности, воображения, воли, властвования собой. Игра — это школа общения. Ребенок учится в игре своему “я”, но он в игре, овладевая ролью, учится понимать другого, входить в его положение, что чрезвычайно важно для жизни в обществе. Поэтому игра — действенное средство нравственного воспитания. Игра — модель “взрослой” жизни, и здесь ребенок не только знакомится с различными профессиями, но учится ценить труд и впервые ощущает гордость быть тружеником, еще не трудясь. И наряду со всем этим игра, благодаря доставляемому ею удовольствию,— это отдых, разрядка психической напряженности. Что важно отметить, все эти функциональные значения игры выступают вместе, даны в комплексе, пронизывая друг друга и усиливая одно через другое.


Объектом исследования выступает игра в воспитательном процессе.

Предмет исследования – игра как средство воспитания.

Цель исследования: Выявить воспитательное влияние игр на детей.

Для достижения цели поставлены следующие исследовательские задачи:

- проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной теме;

- проанализировать воспитательное влияние игр на дошкольников;

- использовать игры на этапе освоения знаний.

Игра, её понятие и сущность

1.1 Определение игры

Игра – одно из замечательнейших явлений жизни, деятельность, как будто бесполезная и вместе с тем необходимая. Невольно чаруя и привлекая к себе как жизненное явление, игра оказалась весьма серьезной и трудной проблемой для научной мысли.

Что же такое игра? Прежде всего, игра, поскольку речь идет об играх человека и ребенка,– это осмысленная деятельность, т. е. совокупность осмысленных действий, объединенных единством мотива.

Игра это деятельность, она является выражением определенного отношения личности к окружающей действительности.

Игра человека – порождение деятельности, посредством которой человек преобразует действительность и изменяет мир. Суть человеческой игры – в способности, отображая, преображать действительность. В игре впервые формируется и проявляется потребность ребенка воздействовать на мир в этом основное, центральное и самое общее значение игры.[1]

1.2 Сущность и особенности игры

Первое положение, определяющее сущность игры, состоит в том, что мотивы игры заключаются в многообразных переживаниях, значимых для играющего сторон действительности. Игра, как и всякая неигровая человеческая деятельность, мотивируется отношением к значимым для индивида целям.

В игре совершаются лишь действия, цели которых значимы для индивида по их собственному внутреннему содержанию. В этом основная особенность игровой деятельности и в этом ее основное очарование.

Вторая – характерная – особенность игры заключается в том, что игровое действие реализует многообразные мотивы человеческой деятельности, не будучи связанным, в осуществлении вытекающих из них целей теми средствами или способами действия, которыми эти действия осуществляются в неигровом практическом плане.


Игра является деятельностью, в которой разрешается противоречие между быстрым ростом потребностей и запросов ребенка, определяющим мотивацию его деятельности, и ограниченностью его оперативных возможностей. Игра - способ реализации потребностей и запросов ребенка в пределах его возможностей.

Следующая, внешне наиболее бросающаяся в глаза отличительная особенность игры, в действительности производная от вышеуказанных внутренних особенностей игровой деятельности, – возможность, являющаяся для ребенка и необходимостью, замещать в пределах, определяемых смыслом игры, предметы, функционирующие в соответствующем неигровом практическом действии, другими, способными служить для выполнения игрового действия (палка – лошадь, стул – автомобиль и т.д.). Способность к творческому преобразованию действительности впервые формируется в игре. В этой способности заключается основное значение игры.

Значит ли это, что игра, переходя в воображаемую ситуацию, является отходом от реальности? И да, и нет. В игре есть отлет от действительности, но есть и проникновение в нее. Поэтому в ней нет ухода, нет бегства от действительности в будто бы особый, мнимый, фиктивный, нереальный мир. Все, чем игра живет, и что она воплощает в действии, она черпает из действительности. Игра выходит за пределы одной ситуации, отвлекается от одних сторон действительности, с тем, чтобы еще глубже выявить другие.[2]

1.3 Проблема игры

Проблема игры возникла как слагаемое проблемы свободного времени и досуга людей в силу многих тенденций религиозного социально-экономического и культурного развития общества.

На разных стадиях эволюции социальный по содержанию и по форме феномен игры развивался на всем протяжении человеческой истории и приобретал различные качества и особый общественно-культурный смысл.

Не вызывает сомнения, что многие игры, особенно народные, обрядовые, праздничные, возникли из религиозных языческих актов.

Игры долгое время являлись инструментом воздействия на ход исторических событий в обществе и природе, посредником между людьми и божествами.

Проблема игры издавна привлекала к себе внимание исследователей.

В отечественной педагогике и психологии серьезно разрабатывали теорию игры К.Д.Ушинский, П.П.Блонский, Г.В.Плеха­нов, С.Л.Рубинштейн, Л.С.Выготский, Н.К.Крупская, А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин, А.С.Макаренко, М.М.Бахтин, Ф.И.Фрадки­на, Л.С.Славина, Е.А.Флерина, В.А.Сухомлинский, Ю.П.Азаров, В.С.Мухина, О.С.Газман и др.


Основные научные подходы к объяснению причинности появ­ления игры следующие:

- теория избытка нервных сил (Г.Спенсер, Г.Шурц);

- теория инстинктивности, функции упражнения (К.Гросс, В.Штерн);

- теория функционального удовольствия, реализация врож­денных влечений (К.Бюлер, З.Фрейд, А.Аддер);

- теория религиозного начала (Хейзинга, Всеволодский-Гернгросс, Бахтин, Соколов и др.);

- теория отдыха в игре (Штейнталь, Шалер, Патрик, Лацарус, Валдон);

- теория духовного развития ребенка в игре (Ушинский, Пиаже, Макаренко, Левин, Выготский, Сухомлинский, Эльконин);

- теория воздействия на мир через игру (Рубинштейн, Леонтьев);

- связь игры с искусством и эстетической культурой (Платон, Шиллер);

- труд как источник появления игры (Вундт, Плеханов, Лафарг и др.);

- теория абсолютизации культурного значения игры (Хейзинга, Ортега-и-Гассет, Лем).

Рассмотрим некторые из этих теориий.

Особой известностью пользуется теория К.Гросса. Он усматривал сущность игры в том, что она служила подготовкой к дальнейшейсерьезной деятельности; в игре ребенок, упражняясь, совершенствует свои способности. В этом основное значение детской игры: у взрослых к этому присоединяется игра как дополнение к жизненной действительности и как отдых.

В теории игры, сформулированой Г.Спенсером усматривается источник игры в избытке сл: избыточные силы, не израсходованные в жизни, в труде, находят себе выходв игре.

К.Бюлер, стремясь раскрыть мотивы игры, выдвиныл теори функционального удовольствия, т.е. удовольствия от самого действования, независимо от результата, как основного мотива игры.

В отчественной литературе попытки дат свою теорию игры сделали Д.Н.Узнадзе, Л.С.Выготский, Д.Б.Эльконин и другие.

Выготкий и его ученики считали исходным в игре то, что ребенок, во время игры, создает себе выдуманную ситуацию вместо реальной и дейтствует в ней, выполняя определенную роль.

Д.Н.Узнадзе видил в игре результат тенденции уже созревших и не получивших еще применения в реальной жизни функций действования.

2. Развитие ребенка в игре

2.1 Классификация и виды игр

Сложность классификации игр также в том, что они отличаются одна от другой не только формальной моделью, набором правил, количественных показателей, но, прежде всего целями. Игры с одинаковыми правилами, информационной базой могут быть весьма разными, так как используются в разных целях: в одном случае – для анализа функционирования системы, в другом – для обучения учащихся, в третьем – в качестве тренинга для принятия решений в моделируемых ситуациях, в четвертом – для развлечения и т.д.