Файл: Особенности политики мотивации персонала малых предприятий ( Основы мотивации).pdf
Добавлен: 26.05.2023
Просмотров: 89
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. АНАЛИЗ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ПОЛОЖЕНИЙ МОТИВАЦИИ ПЕРСОНАЛА
1.2 Классификация систем и методов мотивации
1.3. Особенности мотивации персонала в современной фирме
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ СУЩЕСТВУЮЩЕЙ СИСТЕМЫ МОТИВАЦИИ ПЕРСОНАЛА ПРЕДПРИЯТИЯ
2.1. Краткая характеристика предприятия ООО "Золотые пески"
2.2. Характеристика внутрифирменной мотивации
На основании проведенного анализа можно оценить конкурентные преимущества как достаточно высокие.
Исследуемая компания ООО "Золотые пески" - сложный механизм, и очень сложно добиться, чтобы он работа без проблем в операционной деятельности. Однако, задача организации, если поставили план - добиться определенных показателей, поэтому главная управленческая задача - выстроить работу так, чтобы выполнять планы, которые компания ставит перед собой.
ООО "Золотые пески" постоянно обеспечивает высокие стандарты условий труда. Безопасность сотрудников и высокое качество являются основными приоритетами компании, которая ценит и уважает своих покупателей, партнеров и коллег.
На данном предприятии используется линейная система управления. Линейная структура управления - отношения между руководителями и подчиненными им органами в многоуровневых системах управления, при которых вышестоящее звено концентрирует все функции управления, а объект управления выполняет управляющие команды только своего субъекта управления. Субъекты деятельности являются сотрудники, выполняющие работу.
Общая схема методов управления персоналом ООО "Золотые пески" представлена на рис.2.
┌────────────────────────────┐
│Методы управления персоналом│
└──────────────┬─────────────┘
┌─────────────────────────┼──────────────────────────┐
┌──────────┴───────────┐ ┌──────────┴───────────┐ ┌───────────┴─────────┐
│ Организационно- │ │ Экономические │ │ Социально- │
│ административные │ │ │ │ психологические │
└┬─────────────────────┘ └┬─────────────────────┘ └┬────────────────────┘
│┌────────────────────┐ │┌────────────────────┐ │┌───────────────────┐
├┤Применение положений│ ├┤ Премирование │ ├┤ Моральное │
││Трудового кодекса РФ│ │└────────────────────┘ ││ стимулирование │
│└────────────────────┘ │┌────────────────────┐ │└───────────────────┘
│┌────────────────────┐ ├┤ Участие в прибыли │ │┌───────────────────┐
││ Издание приказов, │ │└────────────────────┘ ├┤ Участие │
││ распоряжений, │ │┌────────────────────┐ ││ в управлении │
├┤ инструктивно- │ ├┤ Бонусы │ │└───────────────────┘
││ нормативных │ │└────────────────────┘ │┌───────────────────┐
││ документов │ │┌────────────────────┐ ├┤ Отношение │
│└────────────────────┘ ├┤ Комиссионные │ ││ руководства │
│ ││ с продаж │ │└───────────────────┘
│ │└────────────────────┘ │┌───────────────────┐
│ │┌────────────────────┐ ││ Формальное │
│┌────────────────────┐ ├┤ Дополнительные │ ├┤ и неформальное │
├┤ Аттестация │ ││ льготы │ ││ общение │
││ работников │ │└────────────────────┘ │└───────────────────┘
│└────────────────────┘ │┌────────────────────┐ │┌───────────────────┐
│┌────────────────────┐ ├┤ Надбавки │ ├┤ Профессиональный │
││ Наблюдение │ │└────────────────────┘ ││ рост и карьера │
├┤ за соблюдением │ │┌────────────────────┐ │└───────────────────┘
││ правил внутреннего │ └┤ Единовременные │ │┌───────────────────┐
││ распорядка │ │ выплаты │ ├┤Социальное развитие│
│└────────────────────┘ └────────────────────┘ ││ коллектива │
│┌────────────────────┐ │└───────────────────┘
││ Составление │ │┌───────────────────┐
└┤ должностных │ ├┤ Формирование │
│ инструкций │ ││корпоративного духа│
└────────────────────┘ │└───────────────────┘
│┌───────────────────┐
└┤ Эстетика условий │
│ труда │
└───────────────────┘
Рис.2. Методы управления персоналом ООО "Золотые пески"
Как показано на рисунке в каждой группе методов существуют различные инструменты. Чтобы деятельность организации была управляемой, следует регламентировать процессы и субъекты деятельности, необходимые для ее успешного ведения. Общие обязанности работников ООО "Золотые пески" конкретизируются в локальном акте, который называется правила внутреннего трудового распорядка организации.
На предприятии разработаны и действуют должностные инструкции, они устанавливают функциональные обязанности работников, каждый работник при приеме на работу ознакомлен с должностной инструкцией.
В период становления и развития компании приоритетом всегда успех предприятия, который был обусловлен слаженной работой команды единомышленников. В компании работает более пятисот человек, среди которых грамотные, талантливые специалисты — главное богатство предприятия. В настоящее время в компании работает как большое количество опытных работников, которые стояли у истоков компании, росли и развивались вместе с ней, так и молодые специалисты с высоким потенциалом, обладающие желанием и умением сделать компанию еще более успешной.
2.2. Характеристика внутрифирменной мотивации
Следует отметить, что в 2017г в ООО "Золотые пески" увеличилась текучесть кадров, ввиду как объективных, так и субъективных факторов.
Необходимо подчеркнуть, что текучесть кадров для любой предпринимательской фирмы – признак надвигающейся катастрофы, следовательно, необходимы организационные изменения, т.к. при снижении показателя коэффициента стабильности кадров возникают серьезные опасения, поскольку нежелание сотрудников работать в компании «Атлас» является очевидной проблемой. Поэтому необходимо провести анализ системы мотивации и стимулирования труда работников турфирмы.
Система оплаты труда в ООО "Золотые пески" повременно-премиальная. Система мотивации и стимулирования работников ООО "Золотые пески" складывается из материальной и моральной составляющих мотивации.
Выявлены недостатки в системы оплаты труда, проявляющиеся в неэффективной системе премирования, в которой велика роль субъективизма руководства.
Как показал анализ, для сотрудников турфирмы на первом месте находится материальная мотивация, однако, роль нематериальной мотивации также высока.
Для выявления отношения сотрудников к системе мотивации был проведен целом опрос сотрудников, как работающих, так и уволившихся, позволяющий охарактеризовать систему мотивации в турфирме с различных сторон и точек зрения. Проведенный анализ выявил сильные и слабые стороны организации трудовой мотивации персонала в турфирме "Золотые пески", которые отражены в таблице 4.
Таблица 4
Сильные и слабые стороны трудовой мотивации в турфирме "Золотые пески"
Слабые стороны действующей мотивационной политики |
Сильные стороны действующей мотивационной политики |
Неудовлетворенность размером оплаты труда и способами поощрений |
Благоприятные условия труда, удобный режим работы |
Отсутствие перспективы служебного и профессионального роста |
Достаточно хорошие отношения с коллегами в коллективе |
Неудовлетворенность организацией работы |
Чувство ответственности и важности выполняемой работы |
Отсутствие сплоченности и лояльности работников к руководству |
Некоторая возможность проявления инициативы и самостоятельности в работе |
По результатам исследования можно сделать следующие выводы:
- Из проведенного анализа выяснилось, что наиболее актуальными в данный момент потребностями являются материальные потребности.
- Не уделяется внимание дополнительно отработанному времени персонала, что значительно снижает заинтересованность и производительность.
- Заработная плата не удовлетворяет реальной потребности персонала в деньгах. Размер получаемого заработка не устраивает 67% сотрудников, по мнению большинства сотрудников 78% такая система оплаты труда не стимулирует к улучшению показателей работы.
- Именно данным фактом обусловливается то, что 67% сотрудников (те, кто ответил нет или не знаю) результаты его труда оцениваются не объективно.
- В турфирме не разработан компенсационный пакет.
- В турфирме не уделяется должного внимания нематериальным стимулам. Применение морального стимулирования можно рассматривать как отношение директора турфирмы к индивидуальному поощрению персонала.
- Требует пересмотра и система нематериального стимулирования, которая должна быть направлена на улучшение социально-психологического климата в коллективе компании.
- Исходя из результатов исследования, можно сделать вывод о недостаточном количестве внимания, проявляемого руководством к своим сотрудникам, что, несомненно, в дальнейшем скажется и на качестве выполняемой работы, и на межличностных отношениях.
2.3. Пути совершенствования мотивации персонала
В этой части работы хотелось бы остановиться на возможностях совершенствования системы мотивации персонала и проанализировать 10 шагов на пути к ее повышению.
1. Надо создать самую лучшую команду
Необходимо подбирать самых лучших специалистов. Эта задача имеет стратегическое значение; нельзя добиться хорошей мотивации, если стимулы не совпадают с главными целями организации. Важно научиться понимать и рассчитывать бюджет компании, разговаривать на языке руководства. Ведь руководству тоже нужны мотивация и развитие, топ-менеджеры — такие же служащие турфирмы, как и прочие работники. Очень важно включить топ-менеджеров в командную работу.
Деятельность туристского предприятия имеет непосредственное отношение к жизни общества, а именно оно проводит свой досуг, ведь турфирма, по сути, должна заботиться о том, как организовать досуг людей и сделать его максимально приятным. Связь с заботами и проблемами общества и есть ключ к смыслу жизни работников. Выявление этой связи поможет служащим турфирмы стать ближе к клиентам.
2. Общее соблюдение всех правил, избегать жаргона
Все опытные консультанты единодушны в том, что значимость неписаных правил организации пока что в значительной степени недооценена. Мотивация работников в таком сложном сообществе, как коммерческая организация (будь то турфирма или какая-либо другая компания), повысится, если они увидят, что их руководители следуют тем же правилам, соблюдения которых они требуют от подчиненных, и если правила поведения отражают истинные глубинные ценности организации. Ничего хорошего не получится, если в миссии организации говорится о доверии к работникам, но при этом существует практика записи времени прихода и ухода с работы или жесткие нормы выработки. Последнее, например, часто происходит в гостиницах.
Следует избегать любого: научного, культурального, профессионального, социального — жаргона. Жаргон отдаляет все разговоры о мотивации от настоящей жизни людей. Слушая выступления о мотивации на непонятном языке, работники зачастую просто не понимают их. Не следует говорить: «Это современная, соответствующая нашим целям стратегия», лучше сказать: «Мы предоставляем эту услугу, потому что она облегчает людям жизнь». Зачем говорить: «У нас ориентированная на результат стратегия вознаграждений»? Проще сказать: «Мы хотим, чтобы вы работали в командах и делали важную и ценную для людей работу; если команды достигнут поставленных целей, все ее члены получат премии»[4].
3. Необходимо помнить о значении оплаты труда
Не стоит забывать о системе оплаты. Она не решит всех проблем, однако несправедливая оплата труда послу жит серьезным демотивирующим фактором. При этом важны не нюансы схемы оплаты труда и не их идентичность схемам, которые используются в западных компаниях. Главное, чтобы в турфирме не нарушались такие основополагающие принципы, как справедливость и прозрачность вознаграждения. Один из самых демотивирующих факторов — чувство недовольства и обиды. Большое значение имеют субъективные ощущения работников: если люди считают, что их попросту использовали, их ответственность и производительность резко снижаются, а пропаганда, и заявления вроде: «Ну, не так уж мало вам платят» — дают результат, обратный желаемому.
Если предоставить людям возможность хотя бы частично влиять на принципы вознаграждения их работы и достижений, можно достичь хорошего результата. Если работники знают, что получат свою долю от продажи туров, а, следовательно, от увеличившейся прибыли, а в трудные времена оплата будет сокращаться в последнюю очередь, их мотивация будет устойчивой. Сейчас, в период кризиса, как раз такие сложные времена настали, но, к сожалению, во многих компаниях можно увидеть совершенно противоположное, потому что некоторые фирмы просто прикрываются кризисом, для того чтобы урезать оклад работнику.