Файл: Особенности политики мотивации персонала малых предприятий ( Основы мотивации).pdf
Добавлен: 26.05.2023
Просмотров: 79
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. АНАЛИЗ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ПОЛОЖЕНИЙ МОТИВАЦИИ ПЕРСОНАЛА
1.2 Классификация систем и методов мотивации
1.3. Особенности мотивации персонала в современной фирме
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ СУЩЕСТВУЮЩЕЙ СИСТЕМЫ МОТИВАЦИИ ПЕРСОНАЛА ПРЕДПРИЯТИЯ
2.1. Краткая характеристика предприятия ООО "Золотые пески"
2.2. Характеристика внутрифирменной мотивации
Вместе с тем при наличии побудительных мотивов сотрудники будут:
- быстро снимать телефонную трубку,
-обращаться к потенциальному клиенту, вошедшему в офис, как только он показался на пороге,
-осваивать передовую технику продаж, чтобы повысить производительность,
- принимать на себя часть нагрузки коллеги, когда в этом появится необходимость,
-рассудительно относиться к жалобам клиентов и брать на себя инициативу общения с клиентами.
Известно много различных теорий относительно того, что в действительности служит побудительным стимулом для работника; большинство из них базируется на обследованиях крупных производственных организаций. В деятельности туристской фирмы, которая часто основана на обслуживании, мотивация, для того чтобы она была эффективной, должна опираться на индивидуальный подход и человеческие отношения. В сущности, управляющий должен проявлять заботу о своих подчиненных, видя в них личности. Тогда сотрудники будут также заботиться о клиентах, рассматривая их как личности.
Управляющий должен всегда относиться к своим сотрудникам, как к коллегам-профессионалам, а не как к рабочим на сборочном конвейере. Рабочая обстановка, которая позволяет сотрудникам ощущать доброе к себе отношение, получать удовлетворение от своей работы и чувствовать свою значимость, как в фирме, так и для клиентов, становится важным фактором мотивации и существенным препятствием к текучести кадров.
Рассмотрим проблемы мотивации. Иногда в компании, при относительно низкой заработной плате сотрудников и частых разочарованиях, бывает трудно поддерживать благоприятный моральный климат. Развитие индустрии туризма привело к тому, что работа в турфирме стала существенно более сложной и вызывающей разочарование. Крайние сроки бронирования остаются неизменными, и даже маленькая ошибка может стать губительной. Кроме того, сотрудники должны мириться с жалобами клиентов относительно того, что поставщики обманули их ожидания, заказанный гостиничный номер оказался занят, а на самолет не удалось успеть, и т.д. Работа перед дисплеем на протяжении всего рабочего дня утомляет глаза, и, кроме того, приходится сталкиваться с дополнительными проблемами, связанными с напряженным движением транспорта во время сезонных пиков и выслушивать по телефону бесконечные вопросы от людей, которые, возможно, не имеют намерения сделать заказ на путешествие. В такой ситуации критическим фактором для поддержания хорошего морального климата может стать общение как на индивидуальной основе, спрашивая совета у членов коллектива относительно возникших проблем, так и на групповой основе, чтобы держать персонал в курсе относительно нововведений в отрасли и в фирме. Поэтому преуспевающий управляющий туристской фирмой — это хороший лидер, человек, способный направлять деятельность компании эффективно и результативно. Такие управляющие найдут хорошее применение наиболее важным ресурсам агентства — клиентам, персоналу и капиталу.
В таблице 2 приведен список возможных элементов системы поощрений и стимулирования, разделенных на 6 категорий: знаки, социальные поощрения, привилегии, поощрения, связанные с питанием, престиж, визуальная и слуховая мотивация.
Таблица 2
Элементы системы поощрений
Знаки |
Социальные |
Привилегии |
Деньги |
Дружелюбная встреча |
Должность с большой |
Акции |
Неформальное признание |
ответственностью |
Акционерный опцион |
Формальное признание |
Ротация по должности |
Скидки на поездки в |
Приглашения на встречи, |
Более раннее окончание |
отпуск |
общественные собрания Обращения за советами и |
работы (при сохранении оплаты) |
Купоны, погашаемые в |
предложениями |
Ознакомительные поездки |
местных магазинах |
Похвалы по ходу работы |
Продолжительные перерывы |
Участие в дележе прибыли |
Похлопывания по спине |
Возможность ухода с |
Скидки поставщикам |
Улыбки |
работы по личному делу |
Связанные с питанием |
Престиж |
Визуальные/ слуховые |
Угощение кофе во время |
Настенные таблички |
Офис с окном |
перерыва |
Объявления благодарности |
Приятная рабочая |
Пикники компании |
Кольца/ заколки для |
обстановка |
Торт на день рождения |
галстука |
Литература компании |
сотрудника |
Специальные поручения |
Личный офис |
Дневные обеды в знак |
Признательность в |
Популярные ораторы или |
признательности |
многотиражке |
лекторы |
Праздничные обеды |
Отзывы о выполнении |
|
Рождественские |
работы |
|
продуктовые подарки |
Для многих сотрудников, например, мощными элементами мотивациями могут быть признание, положительный отзыв, обращение к ним за консультацией и информированность в делах фирмы.
Таким образом, в заключение первой главы работы следует отметить, что в последнее десятилетие в результате процессов глобализации заметно усилилось соперничество, которое ведут между собой компании. Конкурентная борьба заставляет быстрее повышать эффективность, искать пути снижения издержек, увеличения доходов и роста производительности труда. Преимущество над конкурентами по эффективности уже не просто желательно - оно совершенно необходимо.
Потенциал персонала - это явные и скрытые возможности и способности к эффективной деятельности в условиях современной организации, к развитию и адаптации к меняющимся условиям, что приводит к устойчивому развитию организации в долгосрочной перспективе.
В современных условиях трудно поддерживать высокую рентабельность только за счет жесткой экономии, невозможно и получать прибыль лишь за счет сокращения издержек. Чтобы соответствовать изменениям внешней среды и противостоять конкурентам, потребуется не только разрабатывать новые стратегии эффективности и внедрять инновации, но и модифицировать систему управления персоналом, а именно разрабатывать новые мотивационные системы.
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ СУЩЕСТВУЮЩЕЙ СИСТЕМЫ МОТИВАЦИИ ПЕРСОНАЛА ПРЕДПРИЯТИЯ
2.1. Краткая характеристика предприятия ООО "Золотые пески"
Туристская фирма ООО "Золотые пески" была создана в соответствии с действующим российским законодательством в 2001 году.
Учредители турфирмы "Золотые пески", предвидя и ориентируясь на характерные для данного рынка особенности, при выборе организационно-правовой формы деятельности своей организации, остановились на регистрации общества с ограниченной ответственностью. Данная форма, пожалуй, наиболее оптимальна для туристических компаний. Успешное функционирование и развитие компании в последние годы, укрепление в выбранной нише рынка и осваивание новых направлений деятельности косвенно подтверждают удачный выбор организационно-правовой формы деятельности.
Миссия туристской компании "Золотые пески" сформулирована на основе ее стратегических целей: «Обеспечение комфортного отдыха всем клиентам нашей компании в любой стране мира».
Турфирма "Золотые пески" является туроператором, т.е. предприятием, которое самостоятельно занимается разработкой туристических маршрутов и комплектацией туров; обеспечивает их функционирование, организует рекламу, рассчитывает в соответствии с действующими нормативами и утверждает в установленном порядке цены на туры по этим маршрутам. Одновременно турфирма "Золотые пески" является турагентом, т.е. реализует свои турпакеты физическим и юридическим лицам.
Турфирма "Золотые пески" в большей степени является турагентством по таким странам как: Египет, Тайланд, Турция, Тунис, Греция, Кипр, Европа, Китай и т.д., а туроператором компания является только по странам: Чехия, Венгрия, Финляндия, а также имеет партнеров в Италии.
Краткосрочные задачи ООО "Золотые пески" – это эффективная работа предприятия. Долгосрочные задачи ООО "Золотые пески" - это расширение масштабов деятельности при существующем уровне рентабельности. В настоящее время существует спрос на данный вид услуг.
Задача ООО "Золотые пески" в 2014г – это высокие показатели рентабельности. При этом менеджмент организации придает большое значение выработке грамотных управленческих решений.
Среднесписочная численность работников 30 человек.
Рассмотрим взаимное влияние факторов в процессе хозяйственной деятельности ООО "Золотые пески" на рис.1.
┌─────────────────────────────────────────────┐
│ \│/
┌────┴────┐ ┌─────────────────────┐ ┌──────────┴────────┐
Финансовые │Повышение│ │Снижение операционных├──>│Увеличение прибыли │
результаты │ оборота │ │ издержек │ │ компании │
└────┬────┘ └──────────────┬────┬─┘ └───────────────────┘
/│\ /│\ /│\
│ │ └───────────────────┐
│ ┌──────────────┼──────────┐ │
│ \│/ │ │ │
┌────┴────────┴────────┐ │┌─────────┴─────────┐ │
Отношения │ Предпочтение перед │ ││ Удовлетворенность │ │
с клиентами │ другими поставщиками │ ││ заказчиков │ │
└──────────────────────┘ │└─────────┬─────────┘ │
│ /│\ │
┌───────────────────┼──────────┘ │
┌────────┴──────┐ ┌───────┴───────┐ ┌──────────┴─────┐
Внутренние │Снижение ошибок│ │ Снижение │ │ Оптимизация │
процессы │ в заказах ├───>│ дополнительных├────>│ маршрутов │
│ │ │ поставок │ │и загрузки машин│
└────────┬────┬─┘ └───────────────┘ └────────┬───────┘
/│\ /│\ /│\
│ └───────────────────────────┐ │
┌────────┴──────────────┐ ┌─────────┴─────────┴─────┐
Персонал │Высокая ответственность│ │ Профессионально │
и развитие │ сотрудников │ │подготовленные сотрудники│
└───────────────────────┘ └─────────────────────────┘
Рис. 1. Схема взаимосвязей в компании ООО "Золотые пески"
Активность отношений между производителями и потребителями в экономической системе зависит от объективных и субъективных, внешних и внутренних факторов. Объективную природу имеют те факторы внешней среды, которые обусловлены долговременными тенденциями, не связаны с волевыми решениями конкретного субъекта.
Внешние условия работы ООО "Золотые пески" характеризуются наличием спроса, ввиду большого числа стоматологических клиник города.
Внутренние условия характеризуются наличием достаточно квалифицированного персонала, наличием опыта в туристической сфере деятельности, рациональной организационной культурой, высокой арендной платой за помещения и т.д.
Рассмотрим факторы, влияющие на деятельность ООО "Золотые пески" в табл. 3.
Таблица 3
Анализ факторов, влияющих на деятельность ООО "Золотые пески"
Сильные стороны |
Возможности |
Известность предприятия |
Наличие перспектив развития |
Слабые стороны |
Угрозы |
Слабая информационная Слабая маркетинговая политика продвижения услуг |
Колебания спроса под действием внешних факторов (экономическая ситуация) |
Итак, аналитические результаты анализа следующие:
1. Исследуемому предприятию ООО "Золотые пески" приходится работать в условиях жесткой конкуренции туристического бизнеса.
2. Внешние условия характеризуются наличием спроса, ввиду большого числа автотранспортных средств с одной стороны, и большим количеством туристических предприятий города, с другой стороны.
3. Предприятие анализирует сложные изменения во внешней среде и приспосабливается к ним с помощью внутренней дифференциации ассортимента товаров
4. Географическое положение предприятия выгодное.
5. Внешние условия работы характеризуются наличием достаточно квалифицированного персонала.