Файл: Анализ внешней и внутренней среды организации (Методы анализа).pdf
Добавлен: 26.05.2023
Просмотров: 45
Скачиваний: 2
и тем самым давало бы ей возможность выживать в долгосрочной перспективе (4, С.78).
Таким образом, учитывая сложность функционирования в условиях
высокоподвижной среды, организация или ее подразделения должны
опираться на более разнообразную информацию, чтобы принимать
эффективные решения относительно своих переменных. Это делает принятие
решений более трудным процессом.
11
1.2 Основные факторы внешней среды организации
Среда прямого воздействия внешней среды – это непосредственное
окружение организации, оно формирует такие субъекты среды, которые
непосредственно влияют на деятельность определенной организации.
При рассмотрении влияния на организацию внешнего окружения важно понимать, что характеристики среды отличны, но в то же время связаны с её факторами. Характеристики взаимосвязанности, сложности, подвижности и неопределенности внешней среды описывают факторы как прямого, так и косвенного воздействия. Эта зависимость станет понятнее при рассмотрении основных факторов в среде прямого воздействия: поставщиков, законов и государственных органов, потребителей и конкурентов.
Итак, к элементам прямого воздействия внешней среды организации
относятся:
1)Поставщики осуществляют поставки материалов, оборудования,
энергии, капитала и рабочей силы.
Поставщики - очень сильный фактор. От качества поставщиков
(комплексный показатель) зависит жизнеспособность многих организаций.
2) Потребители. Существование организации зависит от её способности
находить потребителя результатов её деятельности и удовлетворять его
запросы.
По мнению многих специалистов в области менеджмента, единственно
подлинная цель бизнеса - создавать потребителя.
Фирма существует и тем более процветает до тех пор, пока есть
потребитель, пока она удовлетворяет его потребности. Это утверждение
справедливо не только для бизнеса. Основная цель государства - оказывать
услуги своим гражданам по обеспечению территориальной целостности, по
обеспечению их прав и свобод и многое другое. То, что граждане являются
12
потребителями и заслуживают к себе соответствующего отношения, к
сожалению, иногда не очевидно в повседневных соприкосновениях с
государственной бюрократией. Тем не менее, в период выборов
использование рекламы и личных встреч с избирателями служит ясным
указанием на то, что кандидаты в будущие хозяева кабинетов рассматривают
граждан как потребителей услуг государственных организаций.
3) Конкуренты.
Это один из внешних факторов, влияние которого невозможно
оспаривать. Руководство каждой организации четко понимает, что если не
удовлетворять нужды потребителей так же эффективно, как это делают
конкуренты, то долго на рынке товаров или услуг не просуществуешь. Иногда не потребители, а именно конкуренты (качеством своей продукции и своими затратами на их производство) определяют, какие продукты деятельности организация сможет продать и по какой цене.
Следует понимать, что потребители - не единственный объект соперничества
организаций. Они ведут борьбу за влияние на все факторы внешней среды -
трудовые ресурсы, материалы, капитал, за право на использование новых
технологий.
Факторы внешней среды косвенного воздействия внешней среды
организации обычно не влияют на деятельность организаций так же заметно,
как факторы внешней среды прямого воздействия. Однако руководству
организаций необходимо учитывать и их.
Среда косвенного воздействия обычно сложнее, чем среда прямого
воздействия. Прогнозируя ее воздействие на организацию, руководство, как
правило, не располагает достоверной информацией относительно направления и абсолютных значений факторов внешней среды (курс доллара,
законодательно установленная минимальная зарплата, ставка процента
кредитования и многое другое), поэтому зачастую при принятии
13
стратегических для организации решений оно вынуждено опираться лишь на
свою интуицию. При этом следует учесть, что организация не может
оказывать прямого влияния на изменения факторов среды косвенного
воздействия. Поскольку среди них - технологии (в широком смысле - как
состояние научно-технического прогресса), состояние экономики, социально-
культурные и политические факторы, отношения с местным населением,
международное окружение.
Итак, к элементам косвенного воздействия внешней среды организации
относятся:
1)Технология
(как состояние научно-технического прогресса) в качестве внешнего
фактора отражает уровень научно – технического развития, который
воздействует на организацию. Технология, как внутренний переменный и
внешний фактор, имеющий большое значение для организации.
Технологические нововведения влияют на эффективность, с которой
продукцию или услугу можно производить и продавать, на скорость
морального устаревания продукции, на то, как можно собирать, хранить и
распределять информацию, а также на то, какого рода новые продукты и
услуги ожидают потребители от данной организации.
Скорость изменения технологий постоянно увеличивается.
Принципиальное влияние на деятельность многих организаций оказывают
компьютерная, лазерная, микроволновая технологии, а также робототехника,
спутниковая связь, атомная энергетика, генная инженерия и многое другое.
Очевидно, что этот фактор внешней среды жизненно важен для
организаций, имеющих дело непосредственно с высокими технологиями.
2) Состояние экономики.
Менеджер должен также уметь оценивать то, как скажутся на операциях организации общие изменения состоянии экономики, так как оно
14
может сильно влиять на возможности получения организацией капитала для своих нужд.
Состояние мировой экономики влияет, как правило, на стоимость
сырьевых ресурсов. Состояние национальной экономики определяет
платежеспособность населения, цену кредитов и многое другое.
То или иное конкретное состояние экономики может оказать положительное
влияние на одни, и отрицательное влияние на другие организации.
Организации, ведущие дела во многих странах, считают состояние экономики особенно сложным и важным для себя фактором внешней среды.
3) Социально-культурные факторы.
Любая организация функционирует, по меньшей мере, в одной
культурной среде. Поэтому социально-культурные факторы этой среды, в
числе которых - установки, жизненные ценности, национальные традиции
населения, независимые средства массовой информации и многое другое –
влияют на организацию непосредственно.
Примеры социально-культурного влияния на деловую практику:
- в США этичный бизнес, это бизнес без взяток, без фаворитов, без
использования слухов, порочащих конкурентов;
-во многих странах до сих пор действует стереотип, дискриминирующий женщин при приеме их на работу; при продвижении по службе, согласно которому женщины не склонны рисковать и некомпетентны в качестве руководителей;
-при производстве одежды и обуви многие организации используют
честолюбие определенных слоев населения, готовых платить дороже за
продукцию престижных фирм, - им кажется, что это способствует
возрастанию их веса в обществе;
-представления основной массы населения о "культурном
обслуживании" влияет на работу магазинов, кафе, ресторанов.
15
В целяхуспешного функционирования организации должны быть в состоянии предугадывать изменение ожиданий общества и обслуживать своих клиентов более эффективно, чем конкуренты.
4)Политические факторы – настроение администрации,
законодательных органов и судов в отношении бизнеса. Настроения влияют
на такие действия правительства, как налогообложение доходов корпорации,
установление налоговых льгот или льготных торговых пошлин, обязательной
сертификации, тенденции в соотношении цен и зарплаты и многое другое.
Некоторые аспекты политической обстановки представляют для организаций особое значение.
Другой элемент политической обстановки, влияющий на деятельность
многих фирм - это группы особых интересов или лоббисты. Примеры таких
групп: военно-промышленный комплекс, крупный бизнес, малый бизнес и
многое другое.
Для компаний, ведущих операции или имеющих рынки сбыта во многих странах, особенно важным является такой фактор, как политическая
стабильность.
5)Отношения с местным населением.
Имеет преобладающее значение местной общественности для
организации. Почти в каждой общности существуют определенные законы и
установки по отношению к бизнесу, определяющие, где можно развернуть
деятельность той или иной организации.
Вывод: Анализ среды – очень важный для выработки стратегии
организации и очень сложный процесс, требующий внимательного
отслеживания происходящих в среде процессов, оценки факторов и
установления связи между факторами и теми сильными и слабыми сторонами,
а также возможностями и угрозами, которые заключены во внешней среде.
Очевидно, что не зная среды, организация не может существовать.
16
Организация изучает среду, чтобы обеспечить себе успешное продвижение к
своим целям. Поэтому вслед за анализом среды следует установление миссии
организации и ее целей.
17
2. Методы анализа внешней среды организации
Анализ среды организации — это процесс определения критически
важных элементов внешней и внутренней сред, которые могут оказать
влияние на способности фирмы в достижении своих целей.
Анализ состояния предприятия (фирмы) включает в себя [6, с.81]:
- внутренний анализ (управленческий анализ);
- оценку конкурентоспособности предприятия (сопоставление с
основными конкурентами).
Методы оценки внешней среды следующие:
- pest – анализ
- матрица анализа внешних стратегических факторов
- матрица определения приоритетных внешних факторов
- карта стратегических групп
- лист анализа конкуренции
- pest – анализ
PEST – Анализ – это инструмент, предназначенный для выявления
политических (Policy), экономических (Economy), социальных (Society) и
технологических (Technology) аспектов внешней среды, которые могут
повлиять на стратегию компании. Политика изучается потому, что она
регулирует власть, которая в свою очередь определяет среду компании и
получение ключевых ресурсов для её деятельности. Основная причина
изучения экономики это создание картины распределения ресурсов на уровне
государства, которая является важнейшим условием деятельности
предприятия. Не менее важные потребительские предпочтения определяются
с помощью социальной компоненты PEST – Анализа.
Матрица анализа внешних стратегических факторов
Матрица анализа внешних стратегических факторов предназначена для
выявления и планирования влияния внешних общественных сил на
18
непосредственное окружение компании. Для того чтобы составить данную
матрицу, в первую очередь, мы должны определить три или четыре наиболее
явных тенденций в экономическом, технологическом, политико-правовом и
социокультурном окружении компании, в этом может помочь PEST - анализ.
Примером экономических тенденций может быть введения квот на ввоз
подержанных иномарок или значительное изменение курса доллара.
Примером технологических изменений может быть появление двигателей
работающих на электрической энергии, а так же появление новой технологии
в очистке бензина. Примером политико-правовых тенденций может быть
приход к власти другой политической партии или издание закона о
запрещении передвижения по автомобильным дорогам без зеркал заднего
вида (8, С.97).
Матрица определения приоритетных внешних факторов
При анализе внешней среды матрицой анализа внешних стратегических
факторов мы выявляем некоторые из них, которые могут повлиять на будущее окружение компании. К сожалению данная матрица не дает информации о том какие из них окажут наибольшее влияние на деятельность компании, а какие меньшее, поэтому для определения важности внешних стратегических факторов для компании применяется матрица определения приоритетных внешних факторов. Анализ данной матрицы выявляет планируемую вероятность проявления данных внешних стратегических факторов и степень их потенциального влияния на деятельность компании.