Файл: Проблемы формирования и развития валютной системы Российской Федерации (Анализ валютного регулирования в РФ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.05.2023

Просмотров: 72

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В условиях относительной стабильности американская валюта будет колебаться на уровне 63-65 рублей. Курс доллара в конце года во многом будет зависеть от собрания ОПЕК, которое состоится 30 ноября. Несмотря на то, что многие мировые эксперты отмечают снижение значимости картеля, они все равно продолжают оказывать большое влияние на ценообразование данного рынка.

Учитывая тренд последних лет, наиболее вероятно, что 30 ноября картель так же не придет к единому мнению в вопросах урегулирования уровня добычи нефти, и в конце года начнется очередная фаза падения российской валюты до уровня 70- 72 рубля за доллар. В результате проведенного анализа можно сделать вывод о том, что для решения актуальных проблем валютного регулирования и валютного контроля необходимо создание отлаженной системы взаимодействия всех участников: органов валютного регулирования, агентов валютного контроля, непосредственно предприятий-экспортеров и импортеров, а также оптимизация обмена информацией между участниками системы, дальнейшее совершенствование нормативной базы и методов контроля. Понятно, что даже самая совершенная нормативная база не сможет охватить весь спектр возможных операций. Всегда будут вопросы, не охваченные нормативной базой.

Сложившаяся практика обращения уполномоченных банков в Банк России за консультациями не позволяет в большинстве случаев получать ответ оперативно. Поэтому было бы целесообразно в законодательном плане установить конкретные сроки предоставления ответа со стороны Центрального Банка Российской Федерации. Однако самой глобальной проблемой Российской экономики остается сырьевая направленность, которая позволяет колебаниям цен на нефтепродукты оказывать существенное давление на российскую валюту.

2.2 Анализ валютного регулирования в РФ

Субъектами валютного контроля выступают все без исключения участники валютных отношений[10]: – уполномоченные банки-резиденты; – юридические лица-резиденты и нерезиденты; – физические лица-резиденты и нерезиденты. В задачи Центрального Банка России в области валютного регулирования входят: 1. Определение валютного режима и валютного курса национальной денежной единицы. 2. Поддержание валютного курса национальной денежной единицы путем девальвации и ревальвации.


Современная Россия пережила девальвацию трижды. Первая девальвация произошла 12 октября 1994 г. («черный вторник»), когда рубль за один день подешевел на 40% (с 2833 до 3926 руб. за доллар США. Второй раз это случилось в августе 1998 года, после объявления дефолта, когда курс доллара вырос до конца года в 3,5 раза – рубль упал более чем в 3 раза – с 6 рублей за доллар перед дефолтом до 21 рубля за доллар 1 января 1999 года, третий в 2008 году – когда рубль плавно обесценился на треть – с 26-27 до 36,5 рублей.

Но если в первом и втором случаях она была в большей степени хаотической и открытой, то в третий раз – управляемой и скрытой. В 1998 году девальвация стала последствием государственного дефолта – обслуживать внешний долг не было возможности из-за околонулевых темпов экономического роста, высокого удельного веса госдолга в ВВП, значительного снижения цен на энергоресурсы на мировом рынке. В результате резко снизились поступления налогов и сборов в бюджетную систему страны, разорилась часть банков и малых предприятий, реальные доходы населения сократились. ВВП страны уменьшился в три раза и стал меньше, чем у Бельгии. В 2008 году девальвация рубля также произошла на фоне резко ухудшившейся мировой конъюнктуры – подешевевшей в три раза нефти (в от- дельные периоды биржевая цена опускалась ниже 40 долларов за баррель), мирового финансового кризиса, а также военного конфликта с Грузией и бегства капитала (130 млрд. долларов за год) .

Девальвацию рубля в 2014 году не объявляли. Тем не менее, резкие валютные колебания, как и в 1998 году, спровоцировали панику среди населения на несколько дней – очереди у валютных «обменников», в магазинах импортной техники и мебели. Российские соседи по Таможенному союзу – Белоруссия и Казахстан – также недавно пере- жили девальвацию национальной валюты. В 2011 году белорусский рубль подешевел на 189%, а средняя зарплата упала в долларовом эквиваленте более чем в два раза. Казахстан девальвировал тенге в феврале 2014 года – за один день и сразу на 19%. Цель ЦБ была избавиться от «засилья российского импорта» (из- за подешевевшего рубля российские товары стали привлекательными для казахских покупателей) и поддержать местного производителя.

Функционирование и развитие валютного рынка невозможно без эффективной системы контроля. Цель валютного контроля в РФ – обеспечение соблюдения норм валютного законодательства всеми резидентами и нерезидентами страны при операциях с валютными ценностями. Основными направлениями валютного контроля, осуществляемого на территории РФ, являются: − определение соответствия проводимых валютных операций действующему законодательству и наличию необходимых для них лицензий и разрешений; − проверка выполнения резидентами обязательств в иностранной валюте перед государством, а также обязательств по продаже иностранной валюты на внутреннем валютном рынке РФ;


− проверка обоснованности платежей в инвалюте; − проверка объективности и полноты учета по валютным операциям, а также по операциям нерезидентов в валюте РФ.

Согласно действующему законодательству РФ, агентами контроля выступают уполномоченные банки. Банк называется уполномоченным, если он имеет лицензию на осуществление валютных операций. Можно выделить следующие основные задачи ЦБ в области валютного контроля в РФ: − установление определенных параметров макроэкономической ситуации, влияющих на формирование валютных курсов;

− установление режимов валютного курса и контроль за его поддержанием;

− выдача лицензии коммерческим банкам, контроль за их деятельностью на внутреннем валют- ном рынке и поддержание определенных лимитов валютной позиции;

− установление ограничений на перемещение валюты в страну и из нее; − установление ограничений при выходе на мировые финансовые рынки. Основной целью валютного контроля в промышленно развитых странах является защита экономики этих стран от резких колебаний денежно-кредитной системы и уменьшение валютных резервов, вызываемых движением капитала, а также обеспечением национальной безопасности. Одним из инструментов достижения целей валютного контроля в этих странах до недавнего времени служили ограничения движения капитала.

Развитие внутреннего финансового рынка промышленно развитых стран с международными валютно-финансовыми структурами привели к осуществлению важнейших реформ денежно- кредитной политики и ослаблению валютного контроля. В результате к настоящему времени в большинстве стран значительно расширены права резидентов и сняты основные ограничения на операции, осуществляемые нерезидентами. Таким образом, регулирование движения капитала постепенно приводит к использованию рыночных механизмов и инструментов денежно-кредитной политики.

Помимо осуществления валютного контроля в задачи ЦБ в области валютной политики также входит и защита национальной валюты административными мерами путем валютных ограничений. Валютные ограничения – это административное запрещение или регламентация операций резидентов и нерезидентов с валютой или другими валютными ценностями. Эти запрещения могут принимать форму централизации всех расчетов за границей, когда национальная валюта была конвертируема в иностранную только административным путем по курсу, определенному государственными властями.

Существуют следующие виды валютных ограничений:


1) валютная блокада – запрет на использование иностранной валюты на территории государства;

2) запрет на свободную куплю-продажу инвалюты;

3) регулирование международных платежей, движения капиталов, репатриации прибыли, движения золота и ценных бумаг;

4) концентрация в руках государства иностранной валюты и других валютных ценностей. Зарубежный опыт валютного регулирования показывает, что большинство западных стран использует практически одинаковые методы в осуществлении валютной политики государства и регулировании валютных рынков. Идентичность в регулировании произошла после того, как в 90-е разрушился механизм регулирования валютных курсов европейских стран, который ограничивал его колебания в определенном коридоре. Несовершенство системы регулирования валютных курсов подтвердили такие события, как азиатский валютно-финансовый кризис и дефолты некоторых латиноамериканских стран в конце ХХ века.

На сегодняшний день защита и обеспечение устойчивости рубля является основной функцией Банка России. Это достигается посредством сохранения покупательной способности рубля, то есть обеспечения ценовой стабильности, что подразумевает достижение и поддержание устойчиво низкой инфляции. Формируя более предсказуемую среду для долгосрочного планирования и принятия экономических решений, а также обеспечивая сохранение доходов населения, ценовая стабильность способствует увеличению доверия к национальной валюте, создает условия для роста инвестиций в экономику .

Из-за резкого обострения геополитической обстановки в связи с событиями на Украине, неопределенностью в отношении ее развития и участием в ней российской стороны, привело к заметному отклонению развития экономики страны от базового прогноза. Также ведение экономических санкций со стороны европейских стран и США привело к негативным последствиям для России. Существенное ухудшение условий торговли определило резкое ослабление рубля. В результате происходили снижение привлекательности вложений в российские активы, усиление оттока капитала, падение инвестиционной активности. Существенное ослабление рубля, дополненное ростом девальвационных ожиданий, определило резкое ускорение инфляции, которая превысила значения стрессового сценария Банка России.

На сегодняшний день уровень инфляции 4,46 % в годовом исчислении. Принимая во внимание опыт других стран с развивающимися рынками Банк России планирует снизить темпы прироста потребительских цен до 4% в 2017 году и в дальнейшем поддерживать их вблизи данного уровня. Под влиянием перечисленных политических факторов произошло резкое снижение цен на нефть в ноябре – декабре 2014 года


Низкий уровень цен на нефть в 2015 году также сложился в условиях со- хранения сформировавшегося еще в 2014 году значительного избытка предложения на мировом рынке. В среднем в 2015 году цена на нефть составит порядка $53 за баррель. Кроме того, на протяжении всего 2015 года динамика цен на нефть характеризовалась повышенной волатильностью по сравнению с предыдущими годами, что оказывало дополнительное негативное влияние на настроения экономических агентов и уровень экономической активности. 28 сентября 2016 года ОПЕК договорились об ограничении объемов добычи нефти с проработкой деталей и исполнением договоренностей с ноября. Картель договорился ограничить добычу на уровне 32,5 млн баррелей в сутки (б/с). Таким образом, ОПЕК снизил добычу примерно на 700 тыс. б/с. Благодаря этому, цены на нефть и рынок акций США усилили подъем в ходе торгов. Цена в ноябре поднялась выше $49 за баррель. Что касается валютных интервенций, Центробанк в марте 2015 г. закупил более 30 тонн золота. Объем запасов золота в составе международных резервов РФ по состоянию на 1 апреля текущего года достиг 1238 тонн. Стоимость запасов золота в резервах Центробанка составила $65512 млрд. С 13 мая 2015 года Банк России объявил о начале регулярных операций по покупке иностранной валюты для пополнения международных резервов. Про- изводиться эти действия будут на внутреннем валютном рынке, то есть ЦБ вы- ставил лоты на покупку валюты на Московской межбанковской бирже. В 2016 ЦБ следует режиму плавающего валютного курса, то есть не проводит валютных интервенций в целях поддержания курса, не препятствуя формированию тенденций в динамике курса рубля, обусловленных действием фундаментальных макроэкономических факторов.

По предварительной оценке Банка России, объем внешнего долга Российской Федерации по состоянию на 1 октября 2016 года составил 516,1 млрд дол- ларов США, сократившись по сравнению с началом года на 2,4 млрд долларов США, или на 0,5%

Уменьшение накопленной внешней задолженности произошло главным образом за счет сокращения внешних обязательств банков при сохранении

практически на том же уровне задолженности прочих секторов. В то же время внешний долг органов государственного управления на фоне новых размещений и активизации нерезидентов на вторичном рынке суверенных заимствований увеличился по сравнению с началом годом на четверть, составив 38,4 млрд долларов США. Таким образом, для решения ряда проблем Банку России следует улучшить качество экономического анализа и прогнозирования, в том числе совершенствовать внутренние процедуры принятия решений, используя передовой опыт других центральных банков и международных организаций. Также необходимо стремиться формировать предсказуемую экономическую среду не только посредством создания четких ориентиров и поддержания ценовой стабильности, но следуя принципу информационной открытости.